Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В развивающейся сфере международных отношений концепция «мягкой силы» становится ключевым механизмом, с помощью которого страны утверждают влияние за пределами своих границ, не прибегая к принуждению или денежным побуждениям; данный феномен подчеркивает способность страны формировать предпочтения и отношение других людей с помощью культурной и идеологической привлекательности. Китайская Народная Республика (КНР), учитывая нюансы динамики глобальных силовых структур, умело использует данную парадигму, создавая Институты Конфуция в качестве квинтэссенции своей стратегии «мягкой силы». Созданные на основе образовательных и культурных центров, данные учреждения распространяют китайский язык и культуру, встраивая «мягкую силу» КНР в структуру международных отношений; их распространение, отмеченное стратегическим объединением с университетами и академическими институтами по всему миру, раскрывает сложный процесс влияния и вовлечения. Данное исследование посвящено изучению операционной этики, целей и международных последствий деятельности Институтов Конфуция, а также анализу их роли как проводников «мягкой силы» КНР.
Проблемное поле исследования обусловлено многогранностью деятельности Институтов Конфуция: распространение культуры (язык, традиции, ценности), образовательное сотрудничество (академические обмены, стипендии, совместные программы) и экономические инициативы (инвестиции в местный сектор образования, продвижение Китая в качестве места обучения). Каждый из аспектов, несмотря на благотворный и конструктивный характер, несет в себе подтекст геополитической стратегии, поднимая вопросы о балансе между культурным обменом и политическим влиянием. В центре исследования – критическое изучение Институтов Конфуция, изучение теории «мягкой силы», методологических исследований и эмпирического анализа, чтобы раскрыть стратегический расчет КНР.
Используя соотношение качественных и количественных методологий, в данном исследовании «мягкая сила» рассматривается через междисциплинарный подход; политология, культурология и международные отношения объединяются, чтобы создать надежную аналитическую базу. Траектория исследования включает в себя исторический обзор институтов Конфуция, глубокий анализ их операционной парадигмы и проницательную оценку их влияния на международные отношения. Тематические исследования, охватывающие различные геополитические и культурные сферы, служат для изучения нюансов стратегий, применяемых КНР, и разнообразных реакций, вызываемых во всем мире.
В результате исследования Институты Конфуция оказываются на стыке культурной дипломатии и геополитической стратегии, раскрывая все сложности программы «мягкой силы» КНР. Актуальность исследования усиливается растущим значением мягкой силы на современной международной арене.
Объект исследования, Институты Конфуция, – это глобальная сеть, созданная в рамках образовательного и культурного обмена; их стратегическое распределение по континентам олицетворяет выход КНР на арену «мягкой силы», использующей распространение культуры и образовательные инициативы в качестве инструментов международного влияния. Предмет исследования – сложные механизмы работы данных институтов, многогранные аспекты их деятельности – культурные, образовательные, экономические – и их последствия для геополитических и дипломатических действий КНР на мировой арене.
Цель данного исследования – прояснить нюансы роли Институтов Конфуция как векторов «мягкой силы» КНР – требует тщательного анализа их стратегических основ, операционной динамики и международных последствий; задачи включают в себя: определение концептуальных и теоретических контуров «мягкой силы» с особым акцентом на ее эволюции и применимости в сфере международных отношений; изучение генезиса, расширения и методов работы Институтов Конфуция с акцентом на их соответствие стратегическим императивам КНР; изучение спектра деятельности институтов в контексте «мягкой силы», оценка их культурного, образовательного и экономического влияния; проведение сравнительного анализа в различных геополитических контекстах для оценки эффективности институтов Конфуция в продвижении программы «мягкой силы» КНР; тщательное изучение глобального восприятия и критики институтов Конфуция, оценка их влияния на академическую свободу, национальную безопасность и двусторонние отношения.
Методы исследования. Количественный анализ: использование статистических методов для оценки распространения и плотности институтов Конфуция по всему миру, соотнесение присутствия с геополитическим значением; качественный анализ содержания: анализ официальных документов, речей и публикаций, связанных с институтами Конфуция, для выявления скрытых нарративов и стратегических целей; методология исследования конкретных случаев: тщательное изучение конкретных примеров институтов Конфуция в различных регионах для выявления моделей работы и местного восприятия; этнографическое наблюдение: наблюдение за участниками в выбранных институтах, чтобы зафиксировать живой опыт передачи культуры; сравнительный анализ: сопоставление институтов Конфуция с аналогичными инициативами «мягкой силы» других стран для выявления уникальных особенностей и стратегий; сетевой анализ: картирование сетей отношений между институтами Конфуция, принимающими учреждениями и правительством Китая для выявления структурной динамики; дискурс-анализ: изучение дискурса вокруг Институтов Конфуция в академических кругах, СМИ и политических кругах для выявления преобладающих представлений и дебатов; исторический контекст: прослеживание эволюции Институтов Конфуция на фоне более широкой программы «мягкой силы» Китая и истории международных отношений; опросы и интервью: сбор информации из первых рук от студентов, преподавателей и администраторов, участвующих в работе Институтов Конфуция, для сбора мнений об эффективности и влиянии; анализ политики: оценка политических рамок, регулирующих создание и работу Институтов Конфуция как в Китае, так и в принимающих странах; библиометрический анализ: анализ сетей цитирования и научных результатов, связанных с Институтами Конфуция, для оценки академического участия и влияния; геопространственный анализ: использование географических информационных систем (ГИС) для визуализации глобального распределения Институтов Конфуция и соотнесения их со стратегическими местами.
Институты Конфуция в аспекте глобальной дипломатии выступают в качестве опорного пункта стратагемы «мягкой силы» Китайской Народной Республики (КНР); это тонкая оркестровка, направленная на развитие культурных связей и укрепление двусторонних отношений на международной арене. Данное исследование опирается на сборник научных трудов, в котором рассматриваются многогранные аспекты этих институтов как инструментов культурной дипломатии и их последствия на геополитической шахматной доске.
Нормативно категоризированные источники:
Концептуальные основы и теоретические рамки:
В работе Бороха О.Н. очерчиваются контуры «мягкой силы», в качестве кардинального столпа которой выступает культура (2015);
Хилл Дж. сочетает конфуцианский этос с современными китайскими парадигмами менеджмента (2006);
Эрнандес Э. исследует «у вэй» и его резонанс с динамикой «мягкой силы» (2018).
Эмпирические исследования и кейсы:
В микромире Бельченко А.С. внимательно изучает деятельность Институтов Конфуция в Российской Федерации (2021);
В географической системе Йеллинек Р., Манн Й. и Лебель У. составили карту влияния институтов на арабских просторах (2020);
Самойлова М.П., Лобанова Е.А. погрузятся в юридический мир, окружающий эти организации в России (2021).
Траектории развития и будущие ориентиры:
Ван Хуэй в дуэте трактатов исследует эволюционную траекторию и стратегическое распределение институтов Конфуция, особенно в рамках «Пояса и пути» (2019);
В работе Gao Yingze, Song Mengxiao рассматриваются проблемы и предлагаются рекомендации по развитию институтов в новую эпоху (2019).
Педагогические инсайты и образовательные последствия:
Максимова А. систематически рассматривает технологические синергии в изучении китайского языка (2022);
Ли, Л. и Вегериф, Р., критикуют нарратив «конфуцианского образования», сопоставляя традиционные постулаты с современными педагогическими дебатами (2014).
Критика и противоречия:
Тути, Р., Мутиа, Н., Арчелли, Р. и Герагти, Л., формулируют критический взгляд на культурную «мягкую силу» Китая в Индонезии, очерчивая дихотомию между намерениями и восприятием (2023);
Ву, С., исследует спектры политизации конфуцианства в лабиринте внутренней и внешней политики КНР (2015).
Данное научное исследование, отказавшись от традиционных форм изложения, принимает эклектичную структурную парадигму, сочетая аналитическую глубину с эмпирическим обоснованием. Каждая цитируемая работа – тессера в структуре этого дискурса – вносит свой вклад в панорамное понимание роли Институтов Конфуция как проводников «мягкой силы» КНР. Исследование начинается с аналитического изложения теоретических основ и переходит к эмпирическому анализу конкретных примеров. Затем следует перспективный анализ траекторий развития и педагогических последствий, завершающийся критикой преобладающих противоречий. Такая архитектура повествования, украшенная разнообразной синтаксической палитрой и научным лексиконом, стремится осветить сложную взаимосвязь между культурной дипломатией и геополитической стратегией, проявляющуюся через призму институтов Конфуция.
Методологические основы исследования манифестации «мягкой силы» КНР через Институты Конфуция опираются на аналитические и эмпирические работы А.С. Бельченко; ее изучение данных институтов в Российской Федерации закладывает фундаментальные основы. Параллельно с этим В.В. Кузнецова и О.А. Машкина, рассуждая о проекте «Шуан Ю», проясняют глобализацию китайского высшего образования, обогащая методологическую базу. Исследование О.Н. Борох культурных аспектов «мягкой силы» КНР усиливает теоретическую основу; точно так же вклад Э.О. Леонтьева и М.С. Белокопытова критически оценивают роль институтов в рамках внешней политики. Корпус выступлений Си Цзиньпина на 19-м Национальном съезде КПК, изложенный в полном тексте, предлагает платформу, сквозь которую прослеживаются стратегические нарративы КНР. Юридические аспекты деятельности Институтов Конфуция в России, описанные М.П. Самойлова и Е.А. Лобанова, дают представление о нормативной базе; Н.В. Селезнева, исследуя реорганизацию Ханьбань, очерчивает структурные сдвиги, повлиявшие на институты. Высказывания Хуэй Ван об эволюции институтов в новую эпоху, а также его анализ их размещения в странах-участницах инициативы «Пояс и путь», основанный на больших данных, придают исследованию современную актуальность. Рассуждения Инцзэ Гао и Мэнсяо Суна о вызовах и рекомендациях по развитию институтов в новую эпоху привносят критическое измерение в методологическую базу. Международная перспектива, представленная Р. Йеллинеком, Й. Манном и У. Лебелем, о влиянии институтов в арабском мире пересекается с исследованием М. Бахтилла и Х. Сюй о воспитательных мыслях Конфуция, предлагая глобальный контекст. Обзор С. Ву о политизации конфуцианства в современном Китае, исследование Л. Ли и Р. Вегерифа о «конфуцианском образовании» и исследование П. Макдональда о конфуцианском лидерстве в Большом Китае и Юго-Восточной Азии разнообразят методологические подходы. Литературное путешествие К. Флоренс по древнекитайским текстам об экономике и обзор Э. Эрнандесом концепции wu wei в сопоставлении с анархизмом и «мягкой силой» расширяют философский спектр. Наконец, исследование Ю. Ляна и К. Мэтьюса о совместимости конфуцианских образовательных ценностей с парадигмами вовлечения студентов в китайских университетах расширяет образовательный дискурс, тем самым обогащая данное исследование многогранной методологической базой.
В основе исследования содержится научная новизна, основанная на сложном анализе различных аспектов деятельности Институтов Конфуция как манифестация «мягкой силы» Китайской Народной Республики (КНР) – области, которая до сих пор недостаточно изучена с помощью объектива, одновременно охватывающего культурные, образовательные и геополитические перспективы. Выясняя нюансы взаимодействия между институтами и более широкими стратагемами международной дипломатии КНР, данное исследование позволяет углубиться в неизведанные сферы, раскрывая сложный механизм влияния, распространения культуры и стратегического взаимодействия, который лежит в основе деятельности Институтов Конфуция.
Гипотеза. Институты Конфуция, являющиеся авангардом «мягкой силы» КНР, стратегически расположенные в образовательных и культурных структурах принимающих стран, оказывают влияние, но не через открытые политические махинации, а через тонкую диффузию культурных и языковых парадигм. Предполагается, что эти учреждения, якобы обеспечивающие образование и культурный обмен, функционируют как каналы «мягкой силы» с двумя концами: с одного фланга, способствуя созданию благожелательного образа КНР и вызывая добрую волю через образовательные инициативы (обучение языку, культурные фестивали, академические стипендии); с противоположного фланга, возможно, служа скрытыми векторами геополитического влияния и формирования нарратива. Эмпирическое исследование направлено на изучение многообразных аспектов этого влияния – количественно с помощью данных о количестве учащихся, партнерских сетях и частоте мероприятий; качественно с помощью анализа дискурса, влияния на политику и изменения восприятия среди заинтересованных сторон. Эта гипотеза постулирует симбиотическую динамику: в то время как принимающие страны получают ощутимые выгоды (обогащение образования, культурная диверсификация), КНР потенциально укрепляет свой геополитический плацдарм, тонко перестраивая международное восприятие своего этоса, ценностей и глобальных устремлений. Точка опоры данного исследования находится на перекрестке между культурной дипломатией и реальной политикой «мягкой силы», стремясь раскрыть стратагемы, скрытые под благотворным покровом культурного обмена.
Теоретическая значимость исследования обусловлена критическим анализом парадигмы «мягкой силы», в частности, в рамках институтов Конфуция, что расширяет концептуальные рамки исследований международных отношений и культурной дипломатии; оно предлагает нюансированную реконцептуализацию того, как спонсируемые государством культурные организации могут оказывать геополитическое влияние и распространять его. Объединяя теоретические основы с эмпирическими данными, данное исследование не только преодолевает, но и расширяет границы знаний об операционной динамике и стратегических последствиях деятельности таких институтов, тем самым внося новую аналитическую линзу в дискурс о глобальных культурных обменах и их основах в стратегиях «мягкой силы».
Практическая значимость проявляется в освещении многогранной роли Институтов Конфуция в глобальном образовательном и культурном пространстве, предлагая политикам, педагогам и дипломатическим структурам возможность понять последствия деятельности этих институтов для международных отношений и культурной дипломатии. Данное исследование, анализируя тонкие нюансы применения «мягкой силы» КНР через эти институты, дает заинтересованным сторонам критические знания, необходимые для выработки продуманной политики и стратегий.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бельченко А.С. Деятельность Институтов Конфуция в Российской Федерации. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/deyatelnost-institutov-konfutsiya-v-rossi yskoy-federatsii (дата обращения: 08.04.2021).
2. Борох О.Н. Роль культуры в наращивании потенциала «мягкой силы» КНР // «Мягкая сила» в отношениях Китая с внешним миром. М.: ИДВ РАН, 2015. С. 62—111.
3. Ван Хуэй. Синь шидай Кунцзы сюэюань дэ фачжань луцзин : [Пути развития Институтов Конфуция в новую эпоху]. URL: http://www.cssn.cn/zx/bwyc/201903/ t20190305_4842813_1.shtml (дата обращения: 18.04.2021) (На кит.яз.)
4. Ван Хуэй. Цзиюй дашуцзю дэ «и дай и лу» яньсянь гоцзя Кунцзы сюэюань фэньбу яньцзюй: [Изучение размещения Институтов Конфуция в странах, примыкающих к «Поясу и Пути» на основе больших данных] // Юньнань шифань дасюэ сюэбао. 2019. № 1. URL: https://www.sohu.com/a/373503979_312708 (дата обращения: 20.04.2021) (На кит.яз.).
5. Гао Инцзэ, Сун Мэнсяо. Синь шадай Кунцзы сюэюань дэ фачжань куньцзин юй цзецзюэ цзяньи : [Сложности развития Институтов Конфуция в новую эпоху и рекомендации к решению проблем] Кайфэн цзяоюй сюэюань сюэбао. 2019. № 6. С. 38—39. (На кит.яз.).
6. Кузнецова В.В., Машкина О.А. Проект «Шуан и лю»: глобализация китайского высшего образования // Образовательная политика. URL: https://edpolicy.ru/ chinese-education (дата обращения: 20.04.2021).
7. Леонтьева Э.О., Белокопытова М.С. Институты Конфуция как инструмент внешней политики КНР. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/instituty-konfutsi ya-kak-instrument-vneshney-politiki-knr (дата обращения: 15.04.2021).
8. Михневич С.М.Мудрец помогает Поднебесной: развитие сети Институтов Конфуция как инструмент реализации политики «мягкой силы» КНР в Большой Восточной Азии. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mudrets-pomogaet-podneb esnoy-razvitie-seti-institutov-konfutsiya-kak-instrument-realizatsii-politiki-myagkoy-sily-knr-v-bolshoy (дата обращения: 15.04.2021).
9. Полный текст доклада Си Цзиньпина на 19-м съезде КПК. URL: http:// russian.news.cn/2017-11/03/c_136726299.htm (дата обращения: 15.04.2021).
10. Самойлова М.П., Лобанова Е.А. Правовое регулирование деятельности Институтов Конфуция в России. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regu lirovanie-deyatelnosti-institutov-konfutsiya-v-rossii (дата обращения: 08.04.2021).
11. Селезнева Н.В. Реорганизация Канцелярии по распространению китайского языка (Ханьбань): судьба Институтов Конфуция // Проблемы Дальнего Востока. 2021. № 2. С. 166—176.
12. Al-Sukhni, A., Masadeh, M., Joudah, S., Taani, A., & Almomani, A., 2022. Education in China: Its Philosophy and Systems: An Analytical Study. International Journal of Linguistics, Literature and Translation. https://doi.org/10.32996/ijllt.2022.5.1.22.
13. Bahtilla, M., & Xu, H., 2021. The Influence of Confucius’s Educational Thoughts on China’s Educational System. OALib. https://doi.org/10.4236/OALIB.1107370.
14. Barrett, T., 2000. The Chinese for ‘Confucius’ confirmed. Bulletin of the School of Oriental and African Studies, 63, pp. 421 – 423. https://doi.org/10.1017/S0041977X0000848X.
15. Florence, C., 2010. The Money Making in Ancient China: A Literature Review Journey Through Ancient Texts. Journal of Business Ethics, 91, pp. 17-35. https://doi.org/10.1007/S10551-010-0565-3.
16. Hernandez, E., 2018. Review of the Concept of wu wei (无为): Its Relationship with Anarchism and Soft Power. , 5, pp. 63-74. https://doi.org/10.18002/SIN.V5I2.5409.
17. Hill, J., 2006. Confucianism and the Art of Chinese Management. Journal of Asia Business Studies, 1, pp. 1-9. https://doi.org/10.1108/15587890680001299.
18. Li, L., & Wegerif, R., 2014. What does it mean to teach thinking in China? Challenging and developing notions of ‘Confucian education’. Thinking Skills and Creativity, 11, pp. 22-32. https://doi.org/10.1016/J.TSC.2013.09.003.
19. Liang, Y., & Matthews, K., 2022. Are Confucian educational values a barrier to engaging students as partners in Chinese universities?. Higher Education Research & Development, 42, pp. 1453 – 1466. https://doi.org/10.1080/07294360.2022.2138276.
20. Maksimova, A., 2022. A systematic review of research on the use and impact of technology for learning Chinese. ArXiv, abs/2208.13630. https://doi.org/10.48550/arXiv.2208.13630.
21. McDonald, P., 2012. Confucian foundations to leadership: a study of Chinese business leaders across Greater China and South-East Asia. Asia Pacific Business Review, 18, pp. 465 – 487. https://doi.org/10.1080/13602381.2012.693770.
22. Muyunda, G., & Yue, L., 2022. Confucius’ Education Thoughts and Its Influence on Moral Education in China. International Journal of Social Learning (IJSL). https://doi.org/10.47134/ijsl.v2i2.141.
23. Ron, L., 2014. A Review of Studies on the Teaching Modes of Confucius Institutes. Journal of Lanzhou University.
24. Shek, D., Yu, L., & Fu, X., 2013. Confucian virtues and Chinese adolescent development: a conceptual review. , 25, pp. 335 – 344. https://doi.org/10.1515/ijamh-2013-0031.
25. Stankov, L., 2010. Unforgiving Confucian culture: A breeding ground for high academic achievement, test anxiety and self-doubt?. Learning and Individual Differences, 20, pp. 555-563. https://doi.org/10.1016/J.LINDIF.2010.05.003.
26. Tuty, R., Mutia, N., Archellie, R., & Geraghty, L., 2023. Reassessing China’s Soft Power in Indonesia: A Critical Overview on China’s Cultural Soft Power. Cogent Arts & Humanities, 10. https://doi.org/10.1080/23311983.2023.2178585.
27. Wu, S., 2015. Politicisation and De-Politicisation of Confucianism in Contemporary China: A Review of Intellectuals. Issues & Studies, 51, pp. 165-205.
28. Xu, Q., & Cheung, S., 2016. Influence of Confucianism and Taoism on Construction Dispute Handling Behaviors in China. Journal of Legal Affairs and Dispute Resolution in Engineering and Construction, 8. https://doi.org/10.1061/(ASCE)LA.1943-4170.0000166.
29. Yellinek, R., Mann, Y., & Lebel, U., 2020. Chinese Soft-Power in the Arab world – China’s Confucius Institutes as a central tool of influence. Comparative Strategy, 39, pp. 517 – 534. https://doi.org/10.1080/01495933.2020.1826843.