Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В современных условиях развития российского общества, сталкиваясь с значительным ухудшением состояния здоровья и физического развития детей и подростков, становится неотложной задачей организация и проведение эффективной физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях [1].
Для обеспечения полноценной поддержки здоровья школьников необходимо создание благоприятных условий, в которых они могут полностью раскрыть свой потенциал. Растущая учебная нагрузка, сокращение физической активности школьников и уменьшение мотивации к участию в дополнительных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях приводят к функциональным и структурным изменениям в организме, а также к снижению физической и умственной работоспособности. В современном обществе одной из важных задач является поиск новых форм и методов физического воспитания молодежи. Процесс сохранения здоровья и полноценного развития личности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Воспитание физических качеств способствует достижению социально обусловленных целей, таких как всестороннее и гармоничное развитие личности, повышение устойчивости организма к социальным условиям и улучшение его адаптации [20].
Включение в общий комплекс педагогических мероприятий, направленных на улучшение физического состояния подрастающего поколения, воспитание физических качеств способствует развитию физической и умственной работоспособности, а также позволяет более полно раскрыть творческий потенциал человека во благо общества [1].
Для обеспечения полноценного физического развития школьников необходимо создание благоприятных условий. Увеличение объема учебной работы, уменьшение физической активности у детей и недостаточная мотивация для участия в дополнительных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях имеют отрицательное влияние на организм и приводят к снижению физической и умственной работоспособности. Одной из главных проблем современного общества является поиск новых методов и форм физического воспитания для молодежи. Сохранение здоровья и полноценное развитие личности являются неотъемлемой частью образовательного процесса.
Воспитание физических качеств помогает решить социально обусловленные задачи, такие как всестороннее и гармоничное развитие личности, достижение высокой устойчивости организма в социальных условиях и повышение его адаптации [5].
Один из способов решения проблемы ухудшения общего состояния здоровья граждан Российской Федерации - это внедрение комплекса ГТО. В советское время ГТО успешно привлекал широкие массы населения к занятиям спортом и содействовал укреплению здоровья нации. Он служил основой для развития спортивных достижений как в предвоенный, так и в послевоенный периоды. Комплекс ГТО являлся основой многих учебных программ по физическому воспитанию в нашей стране, направленных на формирование духовных и моральных ценностей советского человека. В настоящее время комплекс ГТО переживает свое восстановление. Планируется его внедрение по всей стране, включая все учебные заведения, в том числе школы [20].
Актуальность выбранной темы для данной работы обусловлена тем, что современные школьники сталкиваются с ростом учебной нагрузки и существенным снижением физической активности, что ведет к функциональным и морфологическим изменениям в организме и снижению физической и умственной работоспособности уже на стадии школьного обучения. В связи с этим возникает необходимость в поиске новых и эффективных средств и методов развития физических качеств, чтобы успешно справляться с требованиями нормативов комплекса ГТО.
Цель исследования – повысить уровня подготовки юношей старшего школьного возраста для выполнения требований ВФСК ГТО.
Объект – процесс физической подготовки юношей старшего школьного возраста.
Предмет – методика подготовки юношей старшего школьного возраста для выполнения требований ВФСК ГТО.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности физической подготовки юношей старшего возраста.
2. Разработать методику, направленную на повышение уровня физической подготовки юношей старшего возраста для выполнения требований ВФСК ГТО.
Практическая значимость: разработанную методику можно использовать в общеобразовательных школах для подготовки юношей старшего школьного возраста к выполнению требований ВФСК ГТО.
Глава 1. Теоретические аспекты развития особенностей физической подготовки юношей старшего школьного возраста
1.1. Анатомо-физиологические особенности юношей старшего школьного возраста
На сегодняшний день, эксперты в области физической культуры и спорта все больше уделяют внимание необходимости учитывать биологические особенности развития организма. Многочисленные исследования в области теории и методики физического воспитания, особенно в контексте детского и юношеского спорта, посвящены этой проблеме. Следовательно, изучение возрастных анатомо-физиологических особенностей должно стать руководящим принципом в системе физического воспитания школьников.
Обратимся к анатомо-физиологическим особенностям развития старших школьников.
В период от 16 до 17 лет у детей характерным является замедление темпа роста в длину и преобладание роста в ширину, что отражается на анатомо-физиологическом развитии опорно-двигательного аппарата. В этот период процесс окостенения продолжается, и кости становятся более прочными и толстыми.
В возрасте от 16 до 17 лет происходит завершение роста и окостенение длинных костей, а также срастание костей таза, окостенение костей кисти и стопы [11]. Важно отметить, что процесс срастания эпифизарных дисков с телом позвонка продолжается до 24 лет, а срастание ядер окостенения рук продолжается с 11 до 25 лет. Кроме того, срастание трех костей таза продолжается с 10 до 20 лет. В период с 10 до 22 лет происходит окостенение фаланг пальцев рук, а затем - фаланг пальцев ног.
Поскольку у детей в возрасте от 16 до 17 лет окостенение позвоночного столба еще не завершено, рекомендуется избегать излишних нагрузок на него, особенно при поднятии тяжелых предметов.
При занятиях физической культурой и спортом необходимо избегать повторных нагрузок максимальной интенсивности, так как они могут привести к развитию плоскостопия у занимающегося. Излишние нагрузки на мышцы, поддерживающие свод стопы, при переутомлении могут привести к уплощению свода стопы [13].
Из-за незавершенного развития нервной регуляции сердечной мышцы, рекомендуется избегать физических нагрузок с максимальной и соревновательной интенсивностью. В этом возрастном периоде, сердце усиливается, что приводит к увеличению его ударного и минутного объема, а также к сильным сокращениям. Возможно выделение сердцем большего количества крови за одно сокращение - от 37 до 70 мл в период с 16 до 17 лет.
Возраст от 16 до 17 лет характеризуется высоким уровнем развития гуморальной (связанной с гормональным регулированием) и нервной регуляции не только работы сердечной мышцы, но и кровеносных сосудов [1]. В этом периоде наблюдается достижение значительного уровня развития регуляторных механизмов, отвечающих за контроль сердечно-сосудистой системы.
У детей в возрасте 15 лет наблюдается частота пульса в состоянии покоя в диапазоне 68-70 ударов в минуту, которая постепенно снижается к 17 годам до 62-64 ударов в минуту. Физические упражнения оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую систему. Сердце достигает морфологической и функциональной зрелости к 20-21 году.
У сердечно-сосудистой системы наблюдается наиболее заметное увеличение размеров сердца по сравнению с пространством внутри сосудов. Это является особенностью данной системы. Развитие гипертонии у детей связано с этим неравновесием. Физически развитые дети чаще подвержены этому возрастному изменению, которое обычно является временным и переходящим.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абзалов Р.А. Теория и методика физической культуры и спорта / А. Абзалов, Н.И. Абзалов: уч. пос.- К.: изд-во «Вестфалика», 2013. - 202 с.
2. Абрамович, Д. В. Занятия физической культурой как фактор влияния на физическую подготовленность детей и подростов при выполнении нормативов комплекса ГТО [Текст]: Теория и практика физической культуры /Д.В. Абрамович., 2018– С. 103–105
3. Абрамович Д.В., Шпорин Э.Г. Влияние дополнительных занятий по физической культуре во внеурочное время на физическую подготовленность учащихся среднего и старшего школьного возраста // Теория и практика физической культуры. – 2016. – №4. – С. 36-37.
4. Айзман Р. И. Возрастная физиология и психофизиология: учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. Ф. Лысова. – М.: Инфра-М, 2015. – 352 с.
5. Антропова Е. В. Основные виды и функции двигательной активности / Е.В. Антропова//Наука ЮУрГУ. Секции социально-гуманитарных наук: материалы 67-й науч. конф./отв. за вып. СД Ваулин; Юж.-Урал. гос. ун-т.-Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015.-2108 с.
6. Алексеев А.В. Нормативы ГТО как фактор выявления физической подготовленности современных школьников [Текст]:Физическая культура, спорт, наука и образование : мат. I всерос. науч. конф. с междунар. участием (29 марта 2017 г.) / А.В. Алексеев –ЧГИФКиС, 2017. –12 с.
7. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. институтов. /Б.А. Ашмарин, Ю.В. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.: Под ред. Б.А. Ашмарина//: - М.: Просвещение, 2010. - 287 с.
8. Бурдюкова Е. В. Актуальные проблемы физического здоровья детей и подростков / Е. В. Бурдюкова, Ю. В. Скотникова, Д. А. Пустовалов // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. – 2016. – № 1. – С. 25–29.
9. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В. Верхошанский. - М.: Советский спорт, 2013. – 286 c.
10. Виленский М.Я. Физическая культура (для бакалавров) / М.Я. Виленский. – М.: КноРус, 2017. – 128 c.
11. Виноградов Г. П. Атлетизм. Теория и методика тренировки: учебник для высших учебных заведений / Г. П. Виноградов. — М.: Советский спорт, 2009. — 328 с.
12. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни: (Пробл. и перспективы использ. средств массовой информ. в их пропаганде) / П. А. Виноградов. - М: Мысль, 2012. - 286 с.
13. Волков Б. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов: в 2-х ч. Ч. От младшего школьного возраста до юношества / Б. С. Волков, Н. В. Волкова; под ред. Б. С. Волкова. — М.: Владос, 2005. — 343 с.
14. Воронов Н.А. Гармоничное развитие человека под влиянием физической культуры / Н.А. Воронов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – №10-1. – С. 51-53.
15. Гандельсман А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста [Текст]/ А.Б. Гандельсман., Д.М. Смирнов – М.: Просвещение, 2016. – 132 с.
16. Грец Г.Н., Применение нетрадиционных методов и средств оздоровительной физической культуры в целях достижения планируемых двигательных показателей нормализации деятельности систем организма / Г.Н. // Теория и практика физической культуры. -2010. No2. - С. 75-78.
17. Гришина Ю.И. Основы силовой подготовки / Ю.И. Гришина. - М.: Феникс, 2011. -288 с.
18. Грудина С.В. Нагрузки на уроке физической культуры и нормы двигательной активности школьников /С. В. Грудина //: - Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф.— М.:Буки-Веди. –2012. — С. 107-109.
19. Губа В. П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи / В. П. Губа, О. С. Морозов, В. В. Парфененков. — М.: Советский спорт, 2016. — 208 c.
20. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры [Текст]: М.: Физкультура и спорт/ А.А. Гужаловский, 2015. – 352с
21. Дробинская А.О. Анатомия и возрастная физиология: учебник для бакалавров / А.О. Дробинская. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 527 с.
22. Еникеев Д.А., Хисамов Э.Н. Механизмы адаптации организма к физическим нагрузкам // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 6-1. – С. 99-100.
23. Ерменова Б. О. Влияние двигательной активности на здоровье школьников / Б.О. Ерменова //Проблемы педагогики. – 2016. – №. 7. – С. 23- 27.
24. Железняк Ю.Д. Методика обучения физической культуре: учеб. для вузов по направлению подгот. "Пед. образование" профиль "Физ. культура"/Ю.Д. Железняк, И. В. Кулишенко, Е. В. Крякина; под ред. Ю. Д.Железняка. - М.: Академия,2014.-256 с.
25. Жораева О.П. Нормативы комплекса ГТО 5 ступени и физическая подготовленность юношей [Текст]:учеб. Пособие для Вузов/ О.П. Жораева,2016.– 103 с.
26. Зайцев А.А. Методология нормирования нагрузок в физической культуре. /А.А. Зайцев// Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. –2015.– № 1 (31) С. 142-148.
27. Зайцева В.Д. Оценка готовности школьников подросткового возраста к сдаче норм ВФСК ГТО [Текст]: // Научные труды магистрантов и аспирантов/ В.Д. Зайцева. – Нижневартовск, 2018. – С. 322– 324.
28. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - [3-е изд.]. - М.: Сов. спорт, 2009. – 199 с.
29. Кадыров Р. М. Теория и методика физической культуры. Для бакалавров. Учебное пособие. ФГОС / Р. М. Кадыров, Д. В. Морщинина. – М.: КноРус, 2015. – 132 с.
30. Кахнович С. В. Физическая культура в целостном процессе формирования личности / С. В. Кахнович, В. В. Извеков, К. В. Извеков // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 2. – С. 52–53.
31. Коданева Л.Н. Физическое развитие и состояние здоровья современных школьников / Л.Н. Коданева, В.А. Белокринкина // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 10 (164). – С. 124–127.
32. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Силовая подготовка детей школьного возраста: М.: НЦ ЭНАС, 2010. С. 46—58.
33. Кучма В. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. Вып.VII / В. Кучма и др. - М: Гэотар-Медиа, 2019. - 176 c.
34. Николаев А.А., Развитие силы у спортсменов / А.А. Николаев, В.Г. Семенов - М.: Спорт, 2019. - 208 с.
35. Лях В.И. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов. Пособие для учителя [Текст]/ В. И. Лях - М. 2017. – 162 с.
36. Лях И.В. Тесты в физическом воспитании школьников [Текст] / В.И. Лях, 2017. – 99 с.
37. Пегушина Ю. В. Развитие двигательных качеств, обучающихся на уроках физической культуры / Ю. В. Пегушина, Н. Н. Грачева // Инновационная наука. – 2017. – Т. 2. – №. 4. – С. 130-133.
38. Пенькова И. В. Особенности физического воспитания детей / И. В. Пенькова, Н. В. Карпова, С. В. Шмелева // Редакционная коллегия. – 2017. – С. 281.
39. Погудин С. М. Оценка оздоровительной эффективности физической подготовки и направления ее индивидуализации у школьников / С. М. Погудин, Д. В. Фонарев // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». – 2017. – Т. 27. – №. 2.-С. 458.
40. Рубин В.А. Разделы теории и методики физической культуры. / В.А. бин - М.: Физическая культура, 2006. - 112 с.
41. Сирис П.З. Профессионально-производственная направленность физического воспитания школьников [Текст]/ П.З. Сирис - М.: Просвещение, 2017. – 158с.
42. Сравнительный анализ изменений компонентного состава тела под влиянием тренировочной нагрузки оздоровительного характера // Ученые 105 записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2015 - № 1 (119). - С. 48-53.
43. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник для студ. учреждений высш. образования / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецова. 15-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Акадкмия», 2018. – 496 с.
44. Хэнкин Дж. Тренировки с отягощениями. Сжигаем жир, наращиваем мышцы, увеличиваем силу и выносливость / Дж. Хэнкин. - М.: Питер, 2016. – 608 c.
45. Царик А.В. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» [Текст] / А.В. Царик. — М.: Издательский центр «Академия», 2016. — 120 с.
46. Черногоров Ч.Н. Формирование силовых качеств у учащих старшего школьного возраста: учебное пособие. – М.: МГПУ, 2019. – 112 с.