Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. В РФ произошли изменения в понимании проблемы национальной безопасности и в формировании конституционно-правовых основ обеспечения национальной безопасности в современной России. Обеспечение безопасности государства выступает залогом суверенитет и обеспечивает реализацию прав и законных интересов населения. В последнее время угрозы национальной безопасности, в основном, исходят от соседних государств. В связи с этим обеспечение национальной безопасности осуществляется за счет усиления обороны. Управление национальной безопасностью является специфической деятельностью, которая осуществляется с применением политико-управленческих средств и методов.
Государственное управление направлено на организацию деятельности государства сил для решения возложенных на них задач. В последнее время наше государство является активным участникам урегулирования разногласий на международной арене, в том числе посредством привлечения вооружённых сил. Россия ведет активную миротворческую деятельность в Приднестровье Сирии и Украине. Для успешной реализации поставленных задач военного характера необходимо эффективное правовое регулирование. Все это обусловило актуальность данного исследования обеспечения национальной безопасности федеральными органами исполнительной власти РФ.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании федеральных органов исполнительной власти в системе обеспечения национальной безопасности РФ.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие правовой статус федеральных органов исполнительной власти в системе обеспечения национальной безопасности РФ.
Целью исследования является анализ федеральных органов исполнительной власти в системе обеспечения национальной безопасности РФ.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть особенности государственного обеспечения и управления национальной безопасностью федеральными органами исполнительной власти;
2.рассмотреть государственное обеспечение и управление национальной безопасностью Президентом РФ, Министерством обороны РФ и иными органами управления обороной;
3.исследовать конституционные приоритеты обеспечения национальной безопасности России;
4.проанализировать отдельные полномочия ФСБ России в сфере обеспечения национальной безопасности.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Бондаренко М.В., Воронов А.М., Кобец П.Н., Колоткина О.А., Кононов А.Д., Красножен Л.Е., Кудратов Н.А., Осавелюк Е.А., Попова Н.Ф. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем исследования федеральных органов исполнительной власти в системе обеспечения национальной безопасности РФ.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
ГЛАВА I. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1.1. Государственное обеспечение и управление национальной безопасностью федеральными органами исполнительной власти
Следует отметить, что после внесения изменений в Конституцию РФ задачи «спасения народа России и развития человеческого потенциала» были поставлены на первое место среди стратегических национальных приоритетов. Национальная безопасность обеспечивается путем достижения целей и решения задач, предусмотренных в рамках стратегических национальных приоритетов.
Национальная безопасность РФ – это защита самого государства и его населения от различных проявлений агрессии, а также всестороннее обеспечение потенциала развития государства на длительное время. Кроме того, хотел бы отметить, что национальная безопасность сегодня является неотъемлемым элементом ее системы национальных интересов. При этом под национальными интересами РФ следует понимать объективно значимые потребности государства, личности и общества в обеспечении их устойчивого развития и безопасности. Основная цель национальной безопасности – обеспечение безопасности многонационального народа на уровне, достаточном для сохранения его суверенитета и возможности осуществлять власть непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления.
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» включает принципы и раскрывает содержание охранной деятельности. В нем также изложены основные цели международного сотрудничества в этой области . Закон расширяет функции Президента РФ в соответствующих сферах. В частности, Президент РФ определяет основные направления государственной политики в этой сфере, а Правительство РФ лишь участвует в этом процессе.
Совет Безопасности РФ вырабатывает решения Президента РФ в определенной области, куда входит не только безопасность, но и другие вопросы: оборона, техническое сотрудничество с другими государствами, военное строительство и т.д. Реализация государственной политики РФ в области национальной безопасности осуществляется путем скоординированных действий всех элементов системы ее обеспечения под руководством Президента РФ и при координирующей роли Совета Безопасности. РФ.
Максимальное развитие стратегии национальной безопасности может быть достигнуто только путем объединения усилий всех государственных органов. Органы государственной власти и местного самоуправления должны работать и реализовывать государственную политику в тесном сотрудничестве, объединение своих усилий. Только таким образом стратегия национальной безопасности может быть реализована в полной мере.
Стратегия национальной безопасности РФ определяет основные угрозы общественной и государственной безопасности. К ним относятся: деятельность иностранных разведок, экстремистских и террористических организаций, радикальных общественных групп и объединений, преступных организаций; а также коррупция. В Стратегии разрабатываются меры по устранению этих угроз и перечисляются меры по улучшению качества жизни граждан: обеспечение продовольственной безопасности, обеспечение доступного жилья, качественного образования и здравоохранения; создание высокоэффективных рабочих мест, повышение качества труда и заработной платы; достойное пенсионное обеспечение и другие. Стратегия национальной безопасности РФ также определяет меры по обеспечению экономической безопасности и национальной безопасности в таких сферах, как образование и здравоохранение, наука и технологии, культура и экология .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. ст. 4398; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "О стратегическом планировании в РФ"// Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 26 (часть I). - Ст. 3378.
3. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О безопасности" // Собрание законодательства РФ", 03.01.2011, № 1, ст. 2
4. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности РФ» // Собрание законодательства РФ. 05.07.2021. № 27 (часть II). Ст. 5351.
5. Указ Президента РФ от 31.07.2022 № 512 "Об утверждении Морской доктрины Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ", 01.08.2022, № 31, ст. 5699
6. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976) // Российская газета, № 298, 30.12.2014
7. Концепция внешней политики Российской Федерации // Российская газета, № 133, 11.07.2000
8. Основы единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года (утв. Президентом РФ 03.09.2011 № Пр-2613) // https://base.garant.ru/71571010
9. Акимов, Г. А. Стратегия национальной безопасности РФ в свете современных угроз // Молодой ученый. 2022. № 13 (408). С. 169-171.
10. Арабян М.С., Безрукова Д.Ю., Репушевская О.А. Актуальные проблемы экспортного контроля в условиях функционирования Евразийского экономического союза // Таможенное дело. 2021. № 1. С.13.
11. Бондаренко М.В. Меры административного предупреждения как средство обеспечения национальной безопасности / М.В. Бондаренко, О.А. Строева // Российская юстиция. 2020. № 5. С. 5 - 8.
12. Бухвальд Е.М., Иванов О.Б. // Национальная безопасность России: новые проблемы и новые приоритеты // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2021. № 1. С. 7-24.
13. Гавриленко А.О. Понятие и содержание национальной безопасности // Проблемы науки. 2021. № 3 С. 57-61.
14. Княжев В.В. Обеспечение национальной безопасности российской федерации в современных условиях // Академическая мысль. 2022. № 4 С. 47-51.
15. Колоткина О.А. Вопросы обеспечения национальной безопасности государства в условиях цифровизации / О.А. Колоткина // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 7. С. 7 - 10.
16. Кононов А.Д. Актуальные аспекты совершенствования правового механизма признания религиозных объединений экстремистскими организациями // Профилактика религиозного экстремизма: ценностно-мировоззренческие аспекты: материалы Всероссийской / под ред. к. пед. н., доцента Т. Г. Человенко. Орел: ОГУ имени И. С. Тургенева, 2020. С. 59–70.
17. Осавелюк Е.А. Сущность энергетической безопасности в контексте с новой редакции Конституции России и национальной безопасности РФ // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 3. С. 108-110.
18. Попова Н.Ф. Новые приоритеты обеспечения национальной безопасности РФ // Административное право и процесс. 2022. № 5. С. 16 - 18.
19. Скоробогатый П. Стратегия с опорой на свои силы / П. Скоробогатый // Эксперт. 2021. 12 июля.
20. Скудалова Т.В., Репушевская О.А., Медянкина Ю.О. Система управления рисками и ее роль в повышении эффективности деятельности таможенных органов // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2021. № 1. С. 26 - 33.