Фрагмент для ознакомления
2
Обоснование выбора темы и ее актуальности. Одним из важнейших направлений среднесрочной деятельности организаций Российской Федерации является повышение эффективности финансового управления в этой сфере. Этого можно достичь путем совершенствования налоговой системы, укрепления и развития налогового потенциала. Актуальность темы исследования заключается в том, что социально-экономическое положение государственно-территориальных единиц Российской Федерации определяется общими макроэкономическими тенденциями развития страны. Кроме того, состояние современных регионов в основном делится на объективные факторы: природные ресурсы и трудовой потенциал, географическое положение, политическая ситуация и направленность многих федеральных функций. Существуют существенные различия в реализации экономических реформ. Механизм экономических отношений между Российской Федерацией и федеральным центром не до конца разработан, нет четкой национальной региональной политики, нет исследований, планирования и системы, и ситуация ухудшается. Прогноз местного экономического развития. Принимая решение о развитии государственно-территориальной единицы в устойчивой и сложной системе, необходимо знать пороговые состояния природы, историю экономического развития региона и современную социальную ситуацию.
Финансовые ресурсы необходимы для выполнения обязанностей и функций государства. Таким образом, часть землеустройства перешла из землеуправления в царскую власть и полномочия в виде различных денежных выплат и поступлений. В итоге получаем примерно следующее: доходы государства принадлежат Российской Федерации и ее субъектам (республикам, автономным округам, автономным округам, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу). Муниципалитеты имеют собственные доходы, которыми распоряжаются соответствующие государственные органы. Это доход местного правительства, и местные органы власти обрабатывают его и управляют им.
Российская финансовая система характеризуется определенными характеристиками, отражающими экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране. Каждое звено финансовой системы включает в себя определенные финансовые отношения, посредством которых соответствующий вид денег (доходов) используется для создания и удовлетворения общественных потребностей различного содержания и величины. Фонды могут быть централизованными или децентрализованными и могут предназначаться для общих или специальных целей. Центральные средства (например, федерального, республиканского, регионального бюджетов) в конкретных региональных границах используются для удовлетворения общих потребностей региона. К децентрализованным фондам относятся средства предприятий, организаций и учреждений, используемые для производственных и социальных целей, в зависимости от цели и сферы деятельности конкретной организации. По сравнению с бюджетом, фонды фиксированной валюты являются внебюджетными фондами. Для сравнения: местный бюджет является денежным фондом общего назначения.
Субъектам федерации необходим скоординированный подход к обеспечению соблюдения и развитию налогового законодательства, успешная формулировка которого требует знания общесоциальных принципов, таких как правовые концепции и ресурсные концепции, конкретные теоретические аспекты права, конституционного и налогового права, налогового права и территориального налогообложения.
Цель работы: изучить тему территориальной структуры налоговых поступлений в субъекте Российской Федерации.
Задачи исследования:
- рассмотреть национально-территориальное образование как объект экономического исследования: особенности терминологии;
- перечислить основные понятия, цели, задачи и проблемы региональной экономики;
- привести основные характеристики и показатели экономики Республики Алтай и муниципальных образований, расположенных на ее территории;
- провести анализ тенденций социально-экономического развития;
- выявить перспективы и проблемы территориальной структуры налоговых поступлений в субъекте Российской Федерации (на примере Республики Алтай);
- провести оценку экономических и социальных эффектов от реализации предлагаемых мероприятий.
Объект исследования: Республика Алтай.
Предмет исследования: территориальная структура налоговых поступлений в субъекте Российской Федерации.
Теоретико-информационная база исследования. Исследования проблем экономического развития национально-территориальных образований РФ получили развитие еще в доперестроечный период в исследованиях таких ученых как И.Г. Александров и Н.Н. Баранский, занимавшихся вопросами экономического районирования и размещения производительных сил. Позже этими проблемами занимались П.М. Алампиев, Т.М. Бандман, Н.Н. Колосовский, А.Е. Пробст, Я.Г. Фейгин, Ю.Г. Саушкин и другие. Качественно новый этап региональных исследований связан с именем Н.Н. Некрасова, который исследовал теоретические и методологические проблемы развития районов страны и заложил научные основы региональной экономики. Программно-целевое регулирование и планирование территориального развития привлекало и привлекает многих ученых. Весомый вклад в разработку этой проблемы внесли Р.И. Шнипер, Т.М. Бандман, С.А. Суспицин, Н.В. Федоров и др. Социально-экономическим проблемам развития на примере национально-территориальных образований - субъектов РФ посвящены работы Л.В. Азаровой, О.А. Барановой, П.В. Болыпаника, Е.В. Горшениной, С.А. Суспицина, А.Г. Зинченко, А.Ф. Куракина, В.В. Малыхина, Л.А. Еловикова и др.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников. В первой главе рассмотрена теоретико-методические основы исследования налоговых поступлений как инструмента регулирования социально-экономического развития национального территориального образования. Во второй главе курсовой работы дан анализ сложившейся практики регулирования территориальной структуры налоговых поступлений в субъекте Российской Федерации (на примере Республики Алтай). В третьей главе приведен прогноз социально-экономического развития Республики Алтай.
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ ТЕРМИНОЛОГИИ
Понятие «субъект федерации», впервые введенное в Конституцию Российской Федерации Конституцией 1993 года, связано с неравномерной исторической устойчивостью устройства Российской Федерации и существованием государственных образований по национальному признаку. В его основе лежит принцип (демократия, автономия) и другие региональные принципы (территориальный, городской, федеральный). Использование всех неизвестных в предыдущей конституции форм понятия «субъект федерации» подчеркивало их простоту как равноправных членов Российской Федерации. В то же время это исключает некоторые различия в правовой ситуации и другие экономические и социальные различия, возникающие в ходе исторического развития. В нем излагаются основные цели национальной и региональной политики [8, с. 12]. Сравнение не только правового статуса, но и реального экономического и социального потенциала субъектов Российской Федерации. Децентрализация и зонирование российской экономики способствовали расширению самостоятельности субъектов в решении вопросов регионального планирования и управления.
В современной России образована одна автономная область - Еврейская, являющаяся единственным субъектом Российской Федерации такого типа, поскольку все существовавшие на момент образования государства автономные области, кроме нее, были преобразованы в автономные республики, а их новые наименования были закреплены Конституцией.
Последнее изменение в статью 65 Конституции Российской Федерации [1] было внесено 6 октября 2022 года, после добавления в нее информации про Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Херсонскую и Запорожскую область, которые по собственному желанию успешно вошли в состав Российской Федерации. На момент вступления ни одна из заявленных административных единиц не находилась под контролем Вооруженных сил России. Непризнанные республики сформировали собственные администрации, добровольческую территориальную оборону и защищали свои территории самостоятельно от беспорядков со стороны Украины, которые закончились с объявления там военного положения.
В настоящее время на новых территориях открыты российские ведомства по поддержанию экономики. Люди получили долгожданную помощь, документы, помощь в строительстве и ремонте, трудоустройстве, социальные выплаты, помощь в переезде в Россию.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, приводятся сведения о федеративном устройстве России: 24 республики (включая 3 аннексированные), 9 краев, 48 областей (включая 2 аннексированные), 3 города федерального значения (включая 1 аннексированный), 1 автономная область, 4 автономных округа [1].
Специфика российского регионализма заключается в наличии множества противоречий между местной и федеральной властью, отсутствии научных и практических инструментов анализа, планирования и прогнозирования социально-экономического развития России.
В России вопрос развития национальных региональных единиц тесно связан с экономической и административной сферами. С 70-х годов прошлого века экономические зоны Советского Союза были официально признаны развитой формой пространственной организации производительных сил, позволяющей им осуществлять экономическое влияние. Многолетний опыт показывает, что, несмотря на некоторые несоответствия и недостатки, план и механизм центрального правительства работают эффективно [10, с. 98].
Слово «область» появилось в русском языке позже слова «район». Прежде всего, это относится к новому направлению отечественной экономической науки, которое создал ученый Н. Некрасов в 1975 г. Его преимущества являются основным критерием зон и их классификации.
Со временем термин «регион» становился все более расплывчатым. В учебниках, словарях и публикациях определения термина «площадь» зачастую противоречивы и представляют собой общую трактовку [11, с. 65].
В публикациях, посвященных регионоведению, термин «регион» используется авторами в разных значениях. Так в одной из работ Р.В. Фин определяет регион как автономную республику с пятью провинциями. В других источниках под территорией понимается экономическая зона, зона расширения, экономическая зона, промышленный центр, производственная зона, свободная экономическая зона. В.Н. Лексин и А. Швецова в работе «Государство и регион: территориальное развитие государственного регулирования теории и применения», хотя четкого определения и нет, под регионом понимают субъект Российской Федерации, региональный орган и город. Все вышеизложенное показывает, что нельзя трактовать термин «территория» неоднозначно. Если руководствоваться нормативными документами, то в целом региональными структурами, аналогичными российским, следует считать экономические зоны, федеральные зоны, федеральные округа.
В данном исследовании термины «регионы» и «субъекты Российской Федерации» используются только по отношению к социально-экономическим комплексам с национально-региональными образованиями. Поэтому в данном исследовании формирование национальной территории рассматривается как существующая основная единица, а функцию региональной структуры страны предполагается выполнять субъектом под названием Российская Федерация (автономная республика), сыгравшая важную роль. Проблемы политико-экономических отношений [10, с. 25]. В данном исследовании субъект Российской Федерации (автономная республика) является не только экономическим субъектом, сформировавшимся за счет развития разделения труда, но и представляет собой сложившуюся социально-экономическую систему.
Важные особенности включают в себя:
- историческое прошлое каждой национальной территориальной общины, определяющее своеобразие ее трудовых навыков, традиций, взглядов и отношений ее народа;
- возможности природных ресурсов, общее направление производственной деятельности человека и характер материальных потребностей влияют на качество жизни и расселения;
- совокупность экономических, социальных, политических и международных отношений, сложившихся исторически и связанных с внешней средой;
- наличие местных границ и региональных властей [6, с. 47].
Налоговая система – это совокупность налогов и сборов, взимаемых государством, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля за ними.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения: 15.03.2024)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации Ч. 1. от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824
3. Налоговый кодекс Российской Федерации Ч. 2. от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ// СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340 (в ред. от 30.12.2008 № 323-ФЗ).
4. Гладкий Ю.Н. Регионоведение: Учеб. – М.: Гардарики, 2020. – 382 с.
5. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учеб. – М.: ГУ ВШЭ, 2018. – 305 с.
6. Дроздов Б.В. Системные и антисистемные движения в социальном пространстве Центральной Азии. Сб. «Центральная Азия в 21 веке. Устойчивое развитие», Кызыл – Москва: «Слово», 2020. – 130 с.
7. Желтиков В.П., Кузнецов Н.Г., Тяглов С.Г. Экономическая география. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2020. - 384 с.
8. Иванова И.Н. Российская модель развития экономики. Место и роль России в индустриальной цивилизации: Учеб. пособие – Тверь, 2019. – 62 с.
9. Кистанов В.В. Региональная экономика России: Учеб. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 759 с.
10. Кокорев В.П., Горшков, В. Г. Методологические подходы формирования механизма управления социально-рыночным хозяйством // Проблемы менеджмента на пороге XXI века: Тезисы докладов международной научно-практической конференции.- Барнаул: Изд-во АГУ, 1996.- С. 104-106.
11. Коптюг В.А., Матросов В.М., Левашов В.К., Демьяненко Ю.Г. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России: проблемы формирования национальной стратегии. - Владивосток: Дальнаука, 2019. С. 20
12. Костюк В.Г. Народы Сибири в современной геополитике // Гуманитарные науки в Сибири. №1. 2024. – с. 12-19
13. Курс экономики: Учебник. / Под ред. Б.А. Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2001. – 311 с.
14. Лексин В.Н., Швецов А.Н. «Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития». – М.: «Либроком», 2019. – 368 с.
15. Место национальных окраин в системе управления Российской Федерации. // Сб. научных трудов «Научный и образовательный потенциал вузов как ресурс развития региона». - Ростов-на-Дону: Изд-во ИУБиП.- 2000.- 120 с.
16. Некрасов Н.Н. Использование природных ресурсов и размещение производительных сил в СССР.— М.: Прогресс, 1980, - 250 с.
17. Прохоренко И.Д., Курегян С.В. Азиатский способ производства и азиатский социализм. Мн.; «Publishing House», 1993. - 80 с.
18. Региональная экономика: Уч. пос. / под ред. Кузнецова Н.Г. – Ростов-на/Д: Феникс, 2003. – 319 с.
19. Сигов В.И. Региональная экономика: генезис, закономерности развития, стратегия управления. - Чебоксары. 2007. - 307 с.
20. Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://22.rosstat.gov.ru/ (Дата обращения: 15.03.2024)
21. Фиапшев А.Б. Теория и практика социально-экономического развития субъекта РФ. - М.: Просвещение, 2018. - 318 с.
22. Филимонов П.И. О национальной безопасности и пути державного возрождения России. - М.: Стольный град, 2000. – 114 с.