Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Интеллектуальное развитие - важ-ное направление развития ребенка дошкольного возраста, когда закладывают-ся основы личности. Хорошо известно, что мышление взрослого человека напрямую зависит от того, как использовались ресурсы для интеллектуально-го развития дошкольного возраста.
Современный ребенок живет в несравненно более широкой информаци-онной среде, чем его сверстники несколько десятилетий назад. Дети охвачены огромным потоком информации, поэтому необходимо научить детей справ-ляться с ней, а также обрабатывать и анализировать растущий объем знаний, который накапливается с каждым днем. Каждый день ребенок сталкивается с различными объектами окружающего мира, которые привлекают его внима-ние и порождают познавательную активность. Свой вклад в изучение интел-лектуальных способностей детей дошкольного возраста внесли многие уче-ные: Дж. Брунер, М. Вертхаймер, Н.Н. Подъяков, Л.А. Венгер, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Л.Г. Нисканен и другие.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследо-вания.
Проблема исследования - выявить условия применения методов диа-гностики интеллекта дошкольников.
Объектом исследования являются особенности применения методов диагностики интеллекта дошкольников.
Предметом исследования является методы диагностики интеллекта дошкольников.
Цель исследования: выявление эффективных условий применения ме-тодов диагностики интеллекта дошкольников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие интеллекта и интеллектуальных способностей.
2. Описать особенности интеллекта у дошкольников.
3. Дать оценку понятию вербального и невербального интеллекта.
4. Изучить методы исследования интеллекта у дошкольников.
5. Проанализировать организацию, методы и результаты эмпирического исследования интеллекта у старших дошкольников.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещён-ных в научных источниках.
§1. Понятие интеллекта и интеллектуальных способностей
Интеллект (от лат. интеллект (осознавание, понимание) - общие воз-можности узнавать, осознавать и принимать решения при определенных про-блемах. Определение интеллекта соединяет все познавательные способности индивидума: восприятие, понимание, ощущения, память, осмысление, пред-ставление, воображение.
Интеллект является способностью элементов по созданию программы (в основном эвристических) в ходе процесса самообучения по решению про-блем конкретного класса сложности и с целью разрешения данных задач.
Существующее понятие интеллекта является способностью к осуществ-лению процесса познания и эффективного решения проблем, особенно в ходе разработки новой сферы проблемных задач. Следовательно, можно развивать уровень интеллекта и повышать или понижать эффективность человеческого интеллекта. Эта способность часто характеризуется с точки зрения задач, сто-ящих перед человеком в жизни. Например, в отношении задачи выживания: выживание - основная задача человека, остальные для него - это только те, которые вытекают из основной задачи или из задач в какой-либо сфере дея-тельности [12].
По словам академика Н.Н. Моисеева, интеллект - это прежде всего по-становка целей, планирование ресурсов и построение стратегии для достиже-ния поставленной цели.
Можно предполагать, что животные имеют зачатки интеллекта, при этом в данном лимите их интеллектуальные возможности посредством меха-низмов определения целей и достижения результатов продолжает влиять на эволюционное изменение животного мира. Наблюдением за интеллектом жи-вотных занята относительно молодая сфера науки - познавательная этология.
Интеллект выступает в качестве способности к планированию, органи-зации и контролю за своими действиями с целью достижения цели и реализа-ции задач, с учетом соответствия истины и добра. Необходимо обратить вни-мание на то, что строение искусственного интеллекта также соответствуют данному определению. Интеллект обновляется только в сфере информацион-ного пространства. Каждый вид деятельности может формировать свое пер-сональное информационное пространство. Метод формирования данное про-странства с целью использования базируется на основах создания интеллекту-альных способностей. Правила формирования встраивания новейшей инфор-мации в индивидуальное информационное пространство, виды организации сохранности и обновления коррелируют спецификациям работы интеллекту-альных способностей, а именно формирования процессов памяти. Следова-тельно, информационное пространство также является интеллектуальным пространством, поскольку оно уже содержит принципы планирования, орга-низации использования и поэтапного контроля для достижения цели.
Влияние интеллекта выходит за рамки жизни человека. Развитие интел-лекта у Homo sapiens выделило его из животного мира и стаи как начало раз-вития общества, а затем и человеческой цивилизации. Интеллект как способ-ность обычно реализуется с помощью других способностей. Такие как спо-собность изучать информацию, усваивать ее, мыслить логически, системати-зировать информацию с помощью анализа, определять (классифицировать) ее применимость, находить в ней связи, закономерности и различия, связывать ее со схожим и т. д. [15].
Неотъемлемыми качествами человеческого интеллекта являются трудо-любие и глубина ума, его гибкость и ловкость, логика и доказательность. Да-вайте проясним:
- любопытство - это стремление различными способами познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума является осно-вой активной познавательной деятельности;
- глубина ума заключается в способности отделять существенное от второстепенного, необходимое от случайного;
- гибкость и подвижность ума - способность человека широко исполь-зовать имеющийся опыт, быстро исследовать предметы в новых отношениях и связях, преодолевать шаблон мышления;
- логическое мышление характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учитывающих все существенные аспекты изучаемого объекта и учитывающих все возможные взаимосвязи;
- доказательное мышление характеризуется способностью в нужный момент использовать такие факты и закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов;
- критическое мышление означает способность строго оценивать ре-зультаты умственной деятельности, критически оценивать их, принимать не-верное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям поставленной задачи:
- широта мышления - способность охватить проблему в целом, не упус-кая из виду исходные данные конкретной задачи, видеть многовариантность в решении проблемы.
Различные виды деятельности требуют развития у человека определен-ных интеллектуальных способностей. Но во всех случаях чувствительность индивида к новым, актуальным проблемам и тенденциям необходима для возможного развития ситуации. Показателем развития интеллекта здесь явля-ется отсутствие связи с внешними ограничениями субъекта, отсутствие ксе-нофобии - боязни нового, необычного [13].
Неотъемлемым качеством разума индивида является предвидение воз-можных последствий его действий, способность предотвращать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных характеристик развитого интел-лекта является способность интуитивно решать сложные задачи.
Развитие индивидуальных интеллектуальных качеств определяется как генотипом данного вида, так и широтой его жизненного опыта.
В тоталитарных социальных режимах конформные личности формиру-ют так называемое «целенаправленное мышление» - сфера индивидуального мышления сужается до крайне ограниченных повседневных границ, широко распространен интеллектуальный инфантилизм, а созерцание является прави-лом интеллектуалов. В групповом мышлении начинают преобладать обще-принятые стереотипы, шаблонные ориентации и схематизированные модели поведения. Наблюдаются деформации в интеллектуальном содержании. Про-исходят деформации в структуре интеллекта и в его организации. Отрица-тельным качеством интеллекта является жесткость мышления - его негиб-кость, предвзятое отношение к явлению, преувеличение его чувственного восприятия, приверженность шаблонным оценкам.
Таким образом, интеллект - это очень общая умственная способность, которая включает в себя способность делать выводы, планировать, решать проблемы, мыслить абстрактно, понимать сложные идеи, быстро учиться и извлекать уроки на собственном опыте. Это не просто изучение книг, ограни-чение академических знаний или сдача тестов. Напротив, интеллект отражает большую и более глубокую способность познавать окружающий мир, пони-мать суть вещей и указывать, что делать в той или иной ситуации [17].
Но еще одно мнение: интеллект - это способность человека искать, вос-принимать, анализировать, систематизировать информацию и эффективно ис-пользовать ее для достижения своей цели. Только отдаленный, ограниченный человек накапливает индивидуальную, несистематизированную личность.
В начале двадцатого века Чарльз Спирман показал, что если человек хорошо решает одни задачи, он также добивается успеха в решении других, то есть все интеллектуальные способности статистически взаимосвязаны. Спирман представил «g-фактор» общего интеллекта, который демонстрирует эффективность выполнения всех когнитивных задач. На практике оказалось, что «т-фактор» трудно измерить напрямую. Однако на основе этого можно сформулировать величины, которые можно измерить и которые представля-ют собой приблизительные меры.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акимова Н.К., Козлова В.Т. Упражнения по развитию мыслитель-ных навыков. СПб.: Питер, 1998. 156 с.
2. Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии.1995. №1. С.111 - 131.
3. Базард Э.А. Дидактическая игра в развитии произвольной образ-ной памяти старших дошкольников. Минск: АСА ЗАО, 1999. 116 с.
4. Барташников А.А., Барташникова И.А. Учись играя: тренировка интеллекта. – Харьков, 1997.
5. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов [Текст]. - СПб.: Питер, 2006. - С.181.
6. Богусловская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях дидактиче-ской игры. М.: Просвещение, 1996.160 с.
7. Бохорский Е.М. Развитие самостоятельности мышления детей подготовительной к школе группы с помощью словесных дидактических игр. М.: Педагогика, 1997. 124 с.
8. Варич Е.Н. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста. URL: http://ivanovomama.ru/articles-one?id=1346 (дата обращения 16.03.2024).
9. Веклерова Х.М. Формирование логических структур у старших дошкольников. Обнинск: Светоч, 1998. 88 с.
10. Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии по-знания. - М., Академия, 2006. - 360 с.
11. Венгер Л.А. Психолог в детском саду. М.: ИНТОР, 1995. 64 с.
12. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способ-ностей у детей дошкольного возраста : Кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.
13. Вилькеев Д.В. Развитие у дошкольников общего умственного действия и классификация в процессе организованной самостоятельной рабо-ты. СПб.: Речь, 2000. 158 с.
14. Выгодский Л.С. Воображение и развитие в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. 94 с.
15. Гаудис В.Я. Память в процессе развития. М.: Просвещение, 2000. 22 с.
16. Давидчук А.Н. Восприятие и модели памяти. СПб.: Речь, 1998. 178 с.
17. Дружинин В.М. Психология общих способностей. СПб.: Речь, 1999. 296 с.
18. Ендовицкая Т.В. Развитие памяти. М.: Прогресс, 1998. 204 с.
19. Зак А.Г. Различия в мышлении детей. М.: Просвещение, 1992. 216 с.
20. Зак З.А. Методика развития интеллектуальных способностей у детей. М.: Просвещение, 2001. 192 с.
21. Инельдер Б.О. Развитие мыслительных действий ребёнка. М.: Прогресс, 1997. 248 с.
22. Истомина З.М. К вопросу о развитии произвольной памяти у де-тей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1983. – №4. – 45 с.
23. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое раз-витие детей в норме и палогии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Питер, 2004. 480 с.
24. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей ше-стилетнего возраста. М.: Смысл, 1988. 194 с.
25. Косолапова Н.Г. Становление позитивной концепции дошкольни-ков // Известия РГПУ имени А.И. Герцена. 2008. № 75. С. 212-219.
26. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Просве-щение, 1998. 318 с.
27. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М.: Прогресс, 1994. 153 с.
28. Особенности интеллектуальных структур у детей старшего до-школьного возраста, Лёвина И.А. [Электронный ресурс] - URL:
29. Особенности развития интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в зависимости от конфигурации семьи, Вяткина Л.Б., Токарева В.О. [Электронный ресурс] - URL: .Познавательное развитие детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] - URL:
30. От рождения до школы. Примерная основная общеобразователь-ная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Ко-маровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 304 с.
31. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры.
32. Поливанов А.Н. Психология интеллекта. М.: Прогресс, 1997. 234 с.
33. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познаватель-ных процессов / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, М.: Наука, 1998. 276 с.
34. Поддьяков Н.Н., Сохин Ф.А. Умственное воспитание детей до-школьного возраста. М.: Наука, 1988. 150 с.
35. Редько А.З. Способы активизации познавательной деятельности дошкольников // Вестник науки. 1998. № 14. С. 42-48.
36. Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребёнка. СПб.: Речь, 1998. 168 с.
37. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей. Ярославль: Академия развития, 1996. 190 с.
38. Холодная М.А. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2002. 450 с.
39. Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительно-сти, воображения и интеллекта. Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2004. 352 с.