Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СВЯТО-ЗНАМЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В СЕЛЕ АБАЛАК 4
1.1. История создания монастыря 4
1.2. Особенности строительства храма 10
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЬНИКОВ МОНАСТЫРЯ 17
2.1. Особенности жизненного уклада насельников монастыря 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Абалакский Знаменский монастырь расположен в живописной местности у реки Иртыш в селе Абалак, что недалеко от Тобольска.
История этого монастыря связана с явлением иконы Абалакской Божией Матери. По преданию, в 1636 году бедной вдове по имени Мария было видение Знамения – образа Божией Матери с таинственными святителями Николаем и Марией Египетской по обе стороны. Богородица повелела женщине построить в своем селе храм с часовней, посвященной этим святым в честь иконы.
Однако Мария не спешила выполнять этот заказ. Когда владыка Нектарий Тобольский узнал об этом видении, он приказал начать строительство церкви. Примерно в это же время юродивый Павел пришел к парализованному местному жителю Евфимию и попросил его написать иконы для храма. Работа над иконами была поручена одному из самых искусных иконописцев края, протодиакону Софийского собора в Тобольске Матфею. Чем больше икон было выполнено, тем больше поправлялся крестьянин Евфимий, а когда иконы были написаны, он сам принес их в церковь для освящения и полностью исцелился.
С тех пор Абалакская икона стала почитаться как чудотворная. Слух о святыне распространился, в Абалак стали приезжать паломники, и вскоре село стало одним из самых известных населенных пунктов на Урале. В XVII веке было зафиксировано 130 чудес, совершенных иконами. Во время гражданской войны иконы были вывезены за границу, и их следы затерялись. Сегодня иконы хранятся в 10 местах, одно из которых находится в восстановленном Абалакском монастыре. Особенности жизни насельников и история Абалакского монастыря в наши дни обусловили актуальность данного исследования.
Объект исследования: история Православной Церкви в с. Абалак, Тобольского района.
Предмет исследования: история создания Абалакского мужского монастыря.
Цель: реконструкция истории Абалакского мужского монастыря в с. Абалак в XVII–XX вв.
Задачи исследования:
1. обозреть историю создания монастыря;
2. изучить строительство храмов;
3. рассмотреть жизненный уклад насельников монастыря.
Научная новизна данного исследования заключается в попытке обобщения исторических сведений об Абалакском монастыре.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности применения данного материала в рамках преподавания дисциплины «Истории искусств» для студентов вузов соответствующего направления.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. СВЯТО-ЗНАМЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В СЕЛЕ АБАЛАК
1.1. История создания монастыря
Православие начало распространяться в Сибири в конце XVI века, когда русские поселились в Сибири и началась колонизация. Общее правило сибирского населения того времени гласило: «Где была избушка, там был крест, а потом и часовня. Где городище, там церковь и пушка; где город, там воеводское управление; где огнестрельное оружие, кроме церквей, там монастырь». - Сибирский историк П.А. Словцов так характеризует продвижение русских поселенцев в Сибири: « В связи с активным заселением края в начале XVII века первыми организаторами и строителями монастырей в Сибири были монахи-миссионеры, а также "служилые люди" и вольные поселенцы . Они были. Сибирские монастыри, как и везде в России, стали центрами русской культуры, оплотами православной церкви и важнейшими элементами общественной жизни» .
В 1620 году была образована Сибирская епархия, а в 1621 году патриарх Филарет открыл архиерейский собор в Тобольске, который в 1668 году стал митрополией. Первым архиепископом Сибирским и Тобольским стал Киприан (Старосенин). Сибирская епархия простиралась от Урала до Дальнего Востока без четких границ и расширялась год от года с появлением новых русских крепостей. Главной задачей сибирских архиепископов было насаждение христианства в "языческих землях", строительство церквей и монастырей, что способствовало распространению и утверждению православия в регионе.
Одним из первых монастырей в Сибири стал Знаменский монастырь, который начал формироваться в XVII веке на основе приходского храмового комплекса в селе Абалакском под Тобольском; в середине XVIII века в Абалаке образовался большой приход, который в 1783 году стал монастырем. Благодаря популярности Абалакских чудотворных икон монастырь начал расти и вскоре стал одним из важнейших монастырей Сибири, занимая обширную территорию на крутых высоких берегах Иртыша . До настоящего времени специальные научные исследования Знаменского монастыря в Абалаке практически не проводились. Последние архивные изыскания и изучение документальных источников позволили выявить новые данные, которые оставляют значительный след в истории его становления и развития .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамов, Н.А. Абалакский Знаменский третьеклассный мужской монастырь / Н.А. Абрамов // Тобольские епархиальные ведомости (ТЕВ). - 1884. - № 1. - С. 7.
2. Абрамов, Н.А. Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии / Н.А. Абрамов. - Тюмень: СофтДизайн, 1998. - С. 160-162.
3. Бусева-Давыдова, И.Л. Некоторые особенности пространственной организации древнерусских монастырей / И. Л. Бусева-Давыдова // Архитектурное наследство. - Т. 34. - М., 1986. - С.201-207.
4. Голубев И. К. Абалакский Знаменский третьеклассный мужской монастырь //СПб.: Тип. ПП Сойкина. – 1892. – С. 13.
5. Данилов П. Г. Исследования в Абалакском мужском монастыре в Тобольском районе //Диалог культур и цивилизаций. Материалы Х Всерос. науч. конф. молодых историков. Тобольск. – 2009. – С. 13-14.
6. Загваздин Е. П. К истории Преображенского (Абалакского) погоста в XVII в //Вестник Томского государственного университета. – 2020. – №. 458. – С. 136-143.
7. Загваздин Е. П. Об одном аспекте в интерпретации погребального обряда (по материалам раскопок в Абалакском монастыре) //Человек и Север: Антропология, археология, экология: Мат-лы Всерос. конф. – 2012. – С. 114.
8. Загваздин Е. П. Первые шаги в археологическом изучении Абалакского монастыря //Сибирский сборник. – 2020. – С. 74-86.
9. Загваздин Е. П. Церковь преподобной Марии Египетской Абалакского монастыря Тобольского района Тюменской области в свете археологических исследований //Баландинские чтения. – 2015. – Т. 10. – №. 1. – С. 133-139.
10. Копылова, С.В. Каменное строительство в Сибири (конец XVII-XVIII вв.) / С.В. Копылова. - Новосибирск, 1979. - С. 239.
11. Левченко А. М., Ярков А. П. Абалакская икона в контексте культурного пространства Сибири //Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates.–2016.–Т. 2,№ 1. – 2016.
12. Манонина Т. Н. Свято-Знаменский монастырь в селе Абалак //Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. – 2008. – №. 2. – С. 26-38.
13. Манькова И. и др. Православный ландшафт села Абалакского в XVII в //Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. – 2021. – №. 35. – С. 116-140.
14. Монашество и монастыри в России. XI-XX века: Исторические очерки / отв. ред. Н.В. Синицына; Ин-т российской истории. - М. : Наука, 2002. - С. 25-45.
15. Симанова И. Ю., Колесникова Л. И. Абакалский знаменский монастырь-уникальный духовно-просветительский центр //Ответственный редактор. – 2016. – С. 170.
16. Словцов, П.А. Историческое обозрение Сибири. Ч. 1 / П.А. Словцов. - СПб., 1886. -С. 67.