Фрагмент для ознакомления
2
§1. Исторический аспект российского федерализма
Федеративное устройство - это тип государственного устройства, которое является необходимым институтом конституционного права в любой стране. Государства по-разному определяют свою внутреннюю структуру в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов.
Географически крупные государства (например, Россия) принимают федеративную форму правления – одни из соображений решения национального вопроса, другие из соображений невозможности эффективного демократического управления из единого центра. Устанавливая определенную форму правления, Конституция государства распределяет власть или, наоборот, концентрирует ее, тем самым определяя правовую основу для решения проблем социального развития.
В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:
1) создание основ социалистического федерализма (1918 – 1936);
2) установление де-факто унитаризма в государственной системе России (1937 - 1985 гг.);
3) реформы государственной системы до принятия Конституции 1993 года.
В России федерализм сформировался и развился в соответствии с идеологическими схемами большевизма, которые ставили в качестве основы Федерации не фактическую демократическую власть, а уничтожение гнета нации. Кроме того, в данной системе «федерации» определяли социально-правовую базу для интернациональной социалистической революции пролетариата, основы которой пропагандировали большевики. В.И. Ленин конкретно указывал на СССР как переходную форму и направление к абсолютному единению трудящихся различных наций.
В государстве, которое вплоть до 1917 года было унитарным, не имелось никаких причин для организации цивилизованного федерализма, так как абсолютное большинство населения были русские, и именно поэтому РСФСР создавалась только в качестве федерация и была основана на условиях автономии ряда иных народов с плавающими границами. Но, естественно, с самого начального периода данное государство не было федерацией в общепонимамом значении.
Российская Федерация провозглашалась в 1918 году в январе на 3-м Всероссийском съезде Советов. Это повлекло создание нового государственного устройства не только для России, но также и для всей некогда существовавшей Российской империи, в пределах которой в дальнейшем образовался СССР. Но, во-первых, федерация всех бывших окраинных территорий Российской империи не функционировала. Была провозглашена независимость Финляндии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Тувы, а Украина, Белая Русь, Туркестан и Закавказские республики, также объявленные независимыми, установили договорные отношения с Российской Федерацией [12].
На собственно российской территории начался хаотичный процесс создания автономий (республик и областей) в национальном или географическом масштабе, хотя четких границ национальных поселений не было, а население часто было смешанным по национальному признаку.
Однако этот процесс активизировался после принятия Конституции РСФСР 10 июля 1918 г. Были созданы Башкирская, Татарская, Дагестанская и другие АССР, а также ряд автономных областей (Чувашская, Карельская, Марийская и др.). Не было четкого представления о различиях между республикой и регионом (а также были трудовые общины и районы), поскольку не было разграничения юрисдикции между центральным правительством и автономией. Поэтому они часто меняли свой статус, а во время гражданской войны многие автономии и вовсе прекратили свое существование. Но большая часть административно-территориальных частей России осталась в статусе регионов и провинций, где были созданы административные органы для решения проблем национальных меньшинств. Всего в 1923 году РСФСР состояла из 11 автономных республик, 14 автономных областей и 63 губерний и областей.
После того, как была принята новая Конституция РСФСР в 1925 году продолжился ход формирования автономий, видоизменения их границ и функций. Конституция СССР, принятая годом ранее, закрепила создание Союзного государства, в котором РСФСР стала одной из равноправных республик; статус ее автономий и административно-территориальных единиц принципиально не изменился и подчиняется общей тенденции к переходу к фактическому унитаризму.
СССР, основанный в 1922 году, был совершенно другим федеративным государством, поскольку состоял из равноправных субъектов, имевших право на выход из Федерации. Этот союз народов был тесно связан с антидемократической природой тоталитарного государства и представлял собой фиктивную федерацию.
Всегда полагалось, что субъекты Федерации являлись национальными по формированию и социалистическими по их структуре, однако основным звеном фактической власти, которой являлась Коммунистическая партия, выступала международная сила, которая трансформировала формально федеративную страну в унитарное государство по факту.
Ко времени вступления в силу конституций СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.) СССР уже стал по существу унитарным. В таком нормативном акте как Конституция РСФСР содержится индивидуальное перечисление 16-ти автономных республик и 5-ти автономных областей. В отношении территорий и районов, в которых проживала большая часть страны, то они, как ни странно, и до настоящего времени не зафиксированы в нормативно-правовых актах в качестве субъектов Федерации. При этом автономные республики выступали как несуверенные государства, их конституции были утверждены Верховным Советом РСФСР. Вопрос в отношении автономных районов продолжал оставаться открытым [15].
Конституционные гарантии не сдержали репрессивной политики, которая проводилась Коммунистической партией в пределах всей территории страны. Большая часть автономий ликвидировалась, при этом многие народы были массово депортированы.
В 1941 году данная акция проводилась в отношении немцев Поволжья, в 1943 году – в отношении калмыков и карачаевцев, в 1944 году – в отношении чеченцев, ингушей и балкарцев. Турки-месхетинцы, крымские татары, корейцы, курды, греки насильственно выселялись из своих мест дислокации. Автономия ряда данных народов восстанавливалась в постсталинское время (в конце 50-х годов). Однако только в 1991 году Законом РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» данные мероприятия были объявлены незаконными, а народы реабилитировались.
Опыт госустройства советского времени однозначно продемонстрировал, что федерализм и тоталитаризм не могут быть совмещены. Аспекты уничтожения национального угнетения и подтверждения национальной государственности послужили качестве средства с целью отвлечения наций от формирования истинной демократии и социально-правового государства.
Переформирование и последующие реформы заострили ход процессов государственно-правового формирования государства в целом и России в частности. Люди поддержали мероприятия по уничтожению наследия тоталитарного государства и уничтожению формализма системы федерализма. От них выдвигались требования истинной свободы и отчуждения в решении вопросов правильного развития [13].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авакьян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь // М.: Юстицинформ. 2015. С. 617.
2. Алехин Э.В. Государственное регулирование региональной экономики / Э.В. Алехин. - Пенза: ПГУ, 2011. - 131 с.
3. Беленко Н.М. Три этапа развития федерализма в постсоветской России / Н.М. Беленко, М.В. Столяров // Федерализм. - 2006. - №3. - С.12.
4. Виноградов Т. П. Некоторые проблемы российского федерализма и возможные способы их решения // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 10. С. 69-72.
5. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие / А.И. Гаврилов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 239 с.
6. Добрынин Н.М. Государственное управление: Теория и практика. Учебник. Т.2/Н.М. Добрынин. - Новосибирск: Наука, 2010. - 519 с.
7. Енгибарян Р.В. Конституционное право / Р.В. Енгибарян, Э.В. Тадевосян. - М: Юристь, 2002. - 492 с.
8. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского язы- ка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык. 2000.
9. Калиничева А. С. Симметричная и асимметричная модели федеративных отношений // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 14. С. 23.
10. Калмыков В.В. Система государственного и муниципального управления / В.В. Калмыков, И.Ю. Калмыкова. - Владимир: Собор, 2009. - 145 с.
11. Кетова Е.В. Понятие и сущность принципа российского федерализма // Философия права. 2017. № 7. С.149-152.
12. Кокотов А. Н. Разграничение и согласование полномочий Российской Федерации, субъектов Федерации и их органов государственной власти // Журнал российского права. 2002. N 8.
13. Конституционное (государственное) право России. Курс лекций / Под ред.Н.И. Дорохова. - М.: МИЭМП, 2011. - 152 с.
14. Кураков Л.П., Кураков В.Л., Кураков А.Л. Эко- номика и управление, финансы и право: словарь-спра- вочник. Москва, Чебоксары: Вуз и школа. 2004. 1288 с.
15. Нарутто С.В. Конституция, федерализм и единство государственно-правовой системы России // Lex russica (Русский закон). 2018. № 11. С. 83-92.
16. Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации: конспект лекций / С.И. Некрасов. - М.: Юрайт-Издат, 2008. - 206 с.
17. Павлов Н.Е. Правоведение: Учебное пособие / Н.Е. Павлов. - М.: РИЦ ВФ МГИУ, 2010 - 346 с.
18. Пикулькин А. В. Система государственного управления. М., 2000. С. 3-24.
19. Симонян Г.Р. Общие конституционные прин- ципы устройства современного российского федера- тивного государства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. № 3. С. 13.
20. Фарукшин М. Х. Федерализм. Теоретические и прикладные аспекты. М.: Юристъ, 2004. С. 11-12.
21. Филиппова Н. А. Исполнительный федерализм в России: выбор между внепарламентской и парламентской моделями обеспечения интересов субъектов Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 15. С. 25.
22. Шайхеев Т. И. Российский федерализм: особенности конституционной модели и проблемы ее практической реализации // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 6. С. 3-8.