Фрагмент для ознакомления
2
Сущность и виды аудиовизуальных текстов
Аудиовизуальный текст – это текст, который записан голосом и сопровождается визуальными образами, в частности, самыми яркими его примерами являются художественные и документальные фильмы, телевизионные сериалы и видеоролики .
В каждом аудиовизуальном тексте обязательно присутствует идиостиль, присущий каждому конкретному автору аудиовизуального текста. Идиостиль – это индивидуальный набор стилистических характеристик, которым обладает конкретный автора текста и которые проявляются во всех созданных им текстах в контексте формирования художественного образа .
Для того, чтобы создать аудиовизуальный текст, автор должен понимать, что для его успешности необходимо обеспечить привлекательность и эмоциональную экспрессивность, которая окажет влияние на зрителя. Для этого авторами аудиовизуальных текстов всегда применяются различные средства выразительности, а также ряд функциональных стилей речи, которые в данном типе текста могут успешно сочетаться .
Под стилем аудиовизуального текста понимается разновидность языка, закрепленная в данном обществе традицией за одной из наиболее общих сфер социальной жизни и частично отличающаяся от других разновидностей того же языка по всем основным параметрам – лексикой, грамматикой, фонетикой .
На рисунке 1.1 представлены основные виды аудиовизуальных текстов .
Каждый из указанных на рисунке 1.1 видов аудиовизуальных текстов имеет свою структуру и технические средства производства, однако они имеют одну общую черту – все эти тексты оказывают непосредственное влияние на зрение и слух реципиента.
1.2. Особенности дискурса аудиовизуального текста
Если рассматривать аудиовизуальный текст (например, видеоблог) как инструмент лингвокультурной политики государства или конкретного региона, то можно сказать о том, что существуют различные стратегии продвижения региональных проблем, которые выступают в качестве форм применения «мягкой силы» для укрепления региональной политики .
Однако важно не допустить явного навязывания собственной культуры и языка другим регионам, которые могут воспринять это как давление со стороны конкретной области, что приведет к обратному, негативному эффекту. Таким образом, можно говорить о наличии достаточно тонкой грани и необходимости использовать только проверенные и гуманные методы продвижения региональных проблем на федеральном уровне .
Дискурс представляет собой комплексное явление, которое основано на таких характеристиках как процессуальность, деятельностность, связанность с устной речью и речепроизводством. Речь в дискурсе, в свою очередь, характеризуется спонтанностью, диалогичностью, ненормативностью и эллиптичностью .
В части определений делается акцент на ведущем свойстве дискурса, в других исследованиях указывается на его комплексный характер. Так, например, по мнению Г.А. Орлова, дискурс можно определить как категорию естественной речи, реализуемую в виде устного или письменного речевого произведения, относительно завершенного в смысловом и структурном отношении .
Н.Д. Арутюнова приводит культурно-ситуативное определение дискурса, обозначая его как связный текст в совокупности с экстралингвистическими – прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами, текст, который рассматривается в событийном аспекте, а также речь, имеющая целенаправленное социальное действие .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверьянова, И.М., Шалапина, Е.Е., Никифорова, С.И. Современные аспекты организации и проведения интервью и стилистические особенности его построения: теория и методология исследования / И.М. Аверьянова, Е.Е. Шалапина, С.И. Никифорова // Сборник статей Иркутского государственного университета. Вып. 3. Теория и практика массовых коммуникаций. – Иркутск: Издательство Иркутского государственного университета, 2023. – С. 58–70.
2. Агафонова, А.М., Рассказова, Е.Н., Боровкова, Г.А. Интервью и способы его проведения / А.М. Агафонова, Е.Н. Рассказова, Г.А. Боровкова // Современные массовые коммуникации. – 2020. – № 5. – С. 91–106.
3. Александрова, А.М., Семицветова, Т.В., Поликарпова, А.А. Сущность и содержание понятия «дискурс» и анализ лингвистических подходов к его изучению / А.М. Александрова, Т.В. Семицветова, А.А. Поликарпова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной лингвистики». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2023. – С. 100–113.
4. Арутюнова, Н.Д. Дискурс / Н.Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – С. 89–100.
5. Борисова, А.П. Массовые коммуникации в России. Монография / А.П. Борисова. – М.: Приоритет, 2023. – 452 с.
6. Велюгина, О. Будни в Краснодаре – мотивация на уборку / О. Велюгина // Youtube. – 2024. – URL: https://www.youtube.com/@OlesyaV (дата обращения: 28.03.2024).
7. Володарская, С.Ю., Николаенкова, А.А., Панкратов, О.Г. Изучение репортажа в современной журналистике: особенности художественного мира и стилистики / С.Ю. Володарская, А.А. Николаенкова, О.Г. Панкратов // Вестник Томского государственного университета. Вып. 1. Язык и коммуникация. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2018. – С. 92–106.
8. Годакова, Е.Н., Голованова, А.П., Мироненко В.С. Дискурс как предмет научного исследования: теория, методология и практика / Е.Н. Годакова, А.П. Голованова, В.С. Мироненко // Известия Тюменского государственного университета. – 2019. – № 10 (126). – С. 64–76.
9. Голованова, Е.Н., Чибисова, А.М., Николаева, С.С. Принципы проведения журналистского интервью: основные техники и жанровые особенности / Е.Н. Голованова, А.М. Чибисова, С.С. Николаева // Известия Томского государственного университета. – 2023. – № 2 (224). – С. 58–71.
10. Гуляева, П.А., Демиденко, С.В., Щедрина, А.В. Интервью как форма телевизионной программы / П.А. Гуляева, С.В. Демиденко, А.В. Щедрина // Технологии современного телевидения. Сборник статей. – Волгоград: Смена, 2021. – С. 30–43.
11. Дейк, Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Т.А. ван Дейк. – М.: Наука, 1989. – 590 с.
12. Зиннатуллина, З.Р., Попп, И.С., Попп, И.А. Продвижение русского языка за рубежом через реализацию международных молодежных проектов: практико-ориентированный подход / З.Р. Зиннатуллина, И.С. Попп, И.А. Попп // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 12. – С. 29–40.
13. Карпова, Т.П., Гаврилов, Г.А., Петровская, А.М. Жанры журналистики: научный дискурс / Т.П. Карпова, Г.А. Гаврилов, А.М. Петровская // Сборник материалов межвузовской научной конференции «Практические основы изучения гуманитарной науки». – Самара: Самарский государственный университет, 2019. – С. 58–70.
14. Ковалева, И.М., Татаринова, С.И. Аудиовизуальный текст как предмет научного исследования / И.М. Ковалева, С.И. Татаринова // Вестник Алтайского государственного университета. – 2023. – № 1. – С. 55–67.
15. Колышкина, Т.Б. Модель анализа дискурса и рекламного дискурса / Т.Б. Колышкина // Вестник Волжского государственного университета. Серия «Филология. Журналистика». – 2010. – № 1. – С. 36–48.
16. Коноваленко, А.М., Харитонова, С.В. Исследование компонентов дискурса в публицистических текстах: проблемы и методы / А.М. Коноваленко, С.В. Харитонова // Материалы международной научно-практической конференции «Современные аспекты изучения текстов». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2021. – С. 58–71.
17. Кудрявцева, А.В., Иматова, И.Т., Соколовский, С.С. Анализ языковой стилистики репортажей как культурного явления и его места в мировой журналистике / А.В. Кудрявцева, И.Т. Иматова, С.С. Соколовский // Вестник Нижегородского государственного университета. Вып. 4. Гуманитарные науки. – Н. Новгород: Издательство Нижегородского государственного университета, 2019. – С. 154–167.
18. Макаров, М.Л. Основы теории дискурса / М.Л. Макаров. – М.: Гнозис, 2003. – 590 с.
19. Матьяш, О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование / О.И. Матьяш // Сибирь. Философия. Образование: Альманах. Вып. 6. – Новокузнецк: Институт повышения квалификации, 2002. – С. 38–50.
20. Минигараева, Г.В., Смыслова, А.А., Чуворзина, М.И. Интервью как публицистический жанр: особенности организации и стилистического оформления / Г.В. Минигараева, А.А. Смыслова, М.И. Чуворзина // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы массовой коммуникации». – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2022. – С. 100–109.
21. Орлов, Г.А. Современная английская речь / Г.А. Орлов. – Москва: Наука, 1991. – 490 с.
22. Панкова, Т.И., Берестенева, Л.Ю. Значение и содержание репортажа в контексте журналистики / Т.И. Панкова, Л.Ю. Берестенева // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы изучения проблем журналистики в контексте современных социально-экономических условий». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2021. – С. 164–172.
23. Пахмутова, Е.Н., Чередниченко, И.С., Абрамович, С.С. Особенности подготовки интервью как проблема современной публицистики: теория и практика / Е.Н. Пахмутова, И.С. Чередниченко, С.С. Абрамович // Вестник Хабаровского государственного университета. – 2021. – № 10. – С. 46–59.
24. Пирогова, А.А. Правила проведения интервью / А.А. Пирогова. – М.: Старт, 2019. – 242 с.
25. Радомская, Ю.Т., Плюшенков, С.В. Репортаж как жанр журналистского текста / Ю.Т. Радомская, С.В. Плюшенков // Сборник статей Волгоградского государственного университета. Вып. 1. Социальные и гуманитарные науки. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2019. – С. 89–101.
26. Саломатина, Н.А., Булдакова, Е.Е., Щербинская, Е.Н. Современные аспекты исследования дискурса как лингвистической категории: методические основы / Н.А. Саломатина, Е.Е. Булдакова, Е.Н. Щербинская // Вестник Нижегородского государственного университета. – 2022. – № 12. – С. 90–103.
27. Силантьева, О.Г., Москвина, А.А., Шурыгина, В.М. Современные подходы к изучению текстов в рамках массовой коммуникации / О.Г. Силантьева, А.А. Москвина, В.М. Шурыгина // Известия Томского государственного университета. – 2022. – № 10. – С. 104–119.
28. Слепакова, И.М., Радминская, Е.А. Репортаж как культурное явление: историографический экскурс / И.М. Слепакова, Е.А. Радминская // Вестник Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. – 2019. – № 3. – С. 68–80.
29. Трезубцева, Ж.В., Конопляников, П.И., Сверчкова, И.Т. Принципы изучения репортажей: лексические и стилистические особенности / Ж.В. Трезубцева, П.И. Конопляников, И.Т. Сверчкова // Журналистика. Сборник. Вып. 4. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2017. – С. 171–184.
30. Хабарова, А.П., Мануйлова, В.И., Шиловская, Е.Н. Принципы исследования содержания и структуры дискурса: теория и методология исследования / А.П. Хабарова, В.И. Мануйлова, Е.Н. Шиловская // Сборник статей Оренбургского государственного университета. Вып. 3. Филология и лингвистика. – Оренбург: Издательство Оренбургского государственного университета, 2023. – С. 45–59.
31. Хорошева, В.И., Соколовская, А.В. Принципы проведения анализа репортажей: основные параметры и критерии оценки / В.И. Хорошева, А.В. Соколовская // Материалы международной научной конференции «Журналистская деятельность в России и за рубежом в ракурсе социально-политических перемен». – Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2018. – С. 50–62.
32. Шейгал, Е.И. Семиотика политического дискурса / Е.И. Шейгал. – М.: Гнозис, 2004. – 390 с.
33. Samatier, L. Interaction de la langue et de la culture dans l'ethnoculturologie moderne: problèmes et perspectives d'étude de la problématique / L. Samatier, A. Cooley // Bulletin de culturologie. 2022. N° 4.