Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности 6
1.1. Анализ понятия проектная деятельность в условиях реализации ФГОС ДО 6
1.2. Особенности организации трудовой деятельности 10
дошкольников посредством проектной деятельности 10
Глава 2. Методические аспекты организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности 13
2.1. Организационно-педагогические условия организации трудовой деятельности детей старших дошкольников посредством проектной деятельности 13
2.2. Методические рекомендации по организации трудовой деятельности детей старших дошкольников посредством проектной деятельности 16
Заключение 18
Список использованных источников 20
Приложение 23
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Формирование активной, творческой и самостоятельной личности педагоги сегодня начинают с детского сада. Дошкольный возраст можно рассматривать как уникальный при формировании ребёнка как личности.
Развитие ребёнка в детстве происходит очень быстрыми темпами. У него велика потребность быть самостоятельным. Проблему формирования трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста рассматривали многие исследователи. Формирование трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста осуществляется под воздействием окружающего мира. Для этих целей педагоги используют самые разнообразные педагогические технологии, в том числе, проектные, игровые, цифровые и информационно – коммуникационные и др.
Обязательными к использованию в учебно – воспитательном процессе сегодня являются проектные и исследовательские технологии, поскольку они регламентированы федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
В современной образовательной среде ДОУ чрезвычайно важно индивидуальное развитие и образование дошкольника. В связи с этим, можно также говорить о проектировании развивающей образовательной среды, которая способствует интеллектуальному, физическому и нравственному развитию каждого из детей. Сегодня говорят о настоятельной потребности общества в творческой инициативе каждой личности.
Это обусловливает необходимость в теоретической разработке и практическом подтверждении развития познавательного интереса, способностей и активности дошкольников, в том числе и при формировании информационной культуры, которую можно обеспечить за счёт реализации проектной и исследовательской деятельности.
Помочь в этом могут специально подобранные педагогом творческие проектные задания и индивидуальный подход.
Грамотное использование педагогами ДОУ проектных технологий и развитие их познавательного интереса позволяют планировать и делать детям намного больше, чем это было ранее, в традиционном воспитательно-развивающем процессе. Семья и дошкольная организация играют большую роль в развитии ребёнка, в том числе, при организации его трудовой деятельности.
Их совместные усилия способствуют всестороннему развитию и формированию трудолюбия у дошкольников. C педагогической точки зрения, необходимо чтобы формирование трудолюбия ребёнка проходило в ненавязчивой обстановке и в игровой форме. Для этого необходимо использовать соответствующие дидактические и методические материалы, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС ДО и проектные педагогические технологии.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Объект исследования: воспитательно-развивающий процесс в ДОУ.
Предмет исследования: проектная деятельность в ДОУ при организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Провести анализ понятия проектная деятельность в условиях реализации ФГОС ДО.
2. Изучить особенности организации трудовой деятельности дошкольников посредством проектной деятельности.
3. Описать организационно-педагогические условия организации трудовой деятельности детей старших дошкольников посредством проектной деятельности.
4. Предложить методические рекомендации по организации трудовой деятельности детей старших дошкольников посредством проектной деятельности.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, наблюдение, работа с документами.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
1.1. Анализ понятия проектная деятельность в условиях реализации ФГОС ДО
В современном образовании, в условиях требований ФГОС любой образовательной ступени присутствует главный принцип «научить учиться». Это может означать то, что трансляции педагогом какой-либо информации сегодня в образовательном процессе будет недостаточно.
Главная задача педагог сегодня, в том числе в ДОУ, необходимость уметь отбирать оптимальные образовательные технологии и методики, которые максимально активизируют познавательную и продуктивную деятельность детей. Технология проектного метода регламентирована требованиями ФГОС, начиная с дошкольного образования.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айдашева, Г.А. Дошкольная педагогика [Текст] / Г.А Айдашева. –
М.: Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 384 с.
2. Асланова, З.М. Развитие трудолюбия у детей дошкольного
возраста [Текст] / З.М. Асланова // Дошкольное воспитание. - 2016. - No 9. – С. 74-48.
3. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика - педагогика развития.
[Текст] / Т.М. Бабунова – Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2014. – 251 с.
4. Васильева, М.А. Трудовое воспитание [Текст] / М.А. Васильева //
Дошкольное воспитание. - 2015. - No4. – С. 18.
5. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от
трех до пяти лет [Текст] / А.С. Галанов - М.: АРКТИ, 2013. - 96 с.
6. Дошкольное образование в России в документах и материалах:
Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-
методических материалов [Текст] – М., 2014. – 354 с.
7. Дидора, О. Н. Система работы ДОО по развитию социальных навыков дошкольников / О. Н. Дидора. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 21-23. — [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14835/ (дата обращения: 21.03.2024).
8. Житко, И.В. Педагогическая диагностика в процессе
формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста [Текст] / И.В.
Житко // Педагогика. – 2015. - No6. – С. 36-39.
9. Киселева, Г.М. Трудовые поручения и их роль в воспитании
положительного отношения к труду у детей дошкольного возраст [Текст] /
Г.М. Киселева // Дошкольное воспитание. – 2014. - No11.- С. 112-119.
10. Климон, Н. Л. Влияние семьи на формирование социально-
бытовых навыков у дошкольников [Текст] // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина
. 2010. No1. С.78-88.
11. Князева, О. Новое направление в дошкольном образовании -
развитие социальной компетентности дошкольников [Текст] / О. Князева //
Дошкольное образование. - 2013. - No 9. - 79-82.
12. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-
дошкольника: Программно-метод. пособие [Текст] / Л.В. Куцакова – М. :
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 254 с.
13. Младший дошкольный возраст. [Электронный ресурс] URL:
http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 21.03.2024).
14. Мезенцева, О.И. Современные педагогические технологии [Текст] / О.И. Мезенцева. - Новосибирск. - 2018. – С. 63-70
15. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии [Текст] / Н.В. Матяш. - Проектное обучение/ / Н.В. Матяш. - М.: Академия, 2013. - 55 с.
16. Особенности развития детей младшего дошкольного
[Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 21.03.2024).
17. Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ - детский сад № 44 на 2021-2022 учебный год. Описание образовательной программы, прошедшей экспертизу. [Электронный ресурс] URL: https://44sdu.tvoysadik.ru/org-info/education-program?id=13& (дата обращения: 21.03.2024).
18. Портал Детский сад. ру [Электронный ресурс] URL:
http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 21.03.2024).
19. Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. С изменениями и дополнениями от: 21 января 2019 г. [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 21.03.2024).
20. Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте //
Дошкольник [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 21.03.2024).
21. Реестр примерных программ на электронных носителях. Функционирует в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами. [Электронный ресурс] URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya?ysclid=l37in08dfp (дата обращения: 21.03.2024).
22. Смирнова, Е.О. Педагогические системы и программы
дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов педучилищ и
колледжей [Текст] / Е.О. Смирнова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,
2011. - 119 с.
23. Соколова О.Г. Формирование социального поведения у детей
раннего дошкольного возраста // Дошкольник (дошкольник.рф) [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 21.03.2024).
24. Тузова Н.А. Формирование у детей дошкольного возраста
социальных навыков в процессе социально-коммуникативного развития
посредством использования ресурсов игровой деятельности (методическая
разработка). [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 21.03.2024).
25. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. No 1155.
[Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 21.03.2024).