Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Ответственность продавца по договору купли-продажи за ненадлежащее качество товара 5
1.1. Качество товара 5
1.2. Последствия передачи товара ненадлежащего качества по договору купли-продажи 7
Глава 2. Правовые последствия продажи потребителю некачественного товара 10
2.1. Определение понятия «ненадлежащее качество товара» в современном российском законодательстве. 10
2.2. Права потребителей в случае обнаружения недостатков в товаре 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 23
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что только совместное реагирование населения и государственных структур на такие неблагожелательные факты может предупредить массовые негативные по-следствия. Права потребителя и их защита будет обеспечена в полной ме-ре. Закон о защите прав потребителей сравнительно недавно вошел в нашу повседневную жизнь. Но необходимость регулировать взаимоотношения, возникающие между контрагентами при заключении сделки купли-продажи, осознана очень давно. В то же время, современный уровень за-щиты прав потребителей в Российской федерации характеризуется боль-шим количеством проблем как практического, так теоретического харак-тера.
Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защита прав потребителей) впервые закрепил основные права и интересы потребителей, которые отвечали международно-правовым стандартам в этой сфере, определил круг прав потребителей, установил механизм их реализации, а также усилил социальные гарантий граждан, повысил ответственность производителей, продавцов, исполни-телей, импортеров за качество своих товаров, работ, услуг, что в условиях отсутствия развитой конкуренции привело к повышению качества продук-ции и услуг.
Однако, по сей день, остается множество нерешенных вопросов, свя-занных с защитой прав потребителей. Действующее законодательство не гарантирует эффективность защиты прав потребителей на рынке товаров и услуг.
Изложенное определяет актуальность выбранной темы курсовой ра-боты.
Целью настоящей работы является анализ правовых последствий продажи товаров ненадлежащего качества.
Достижение указанной цели возможно посредством решения следующих задач:
- анализ правового регулирования качества товара;
- рассмотрение последствий передачи товара ненадлежащего ка-чества по договору купли-продажи;
- выявление прав потребителей в случае обнаружения недостат-ков в товаре.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с защитой прав и интересов потребителей товаров и услуг.
Предмет определяется изучением и анализом, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников, а также судебной практики.
При написании работы были использованы такие методы, как: обще-научные (конкретизация, анализ и синтез, логические методы, историче-ские и др.); специально-юридические (формально-юридический, историко-правовой и др.).
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих че-тыре параграфа, заключения, библиографического списка и приложений.
Глава 1. Ответственность продавца по договору купли-продажи за не-надлежащее качество товара
1.1. Качество товара
Договор купли-продажи является наиболее распространенным ви-дом гражданско-правового договора, активно используемым хозяйствую-щими субъектами в предпринимательской деятельности.
Согласно п. 1 ст. 454 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) продавец обязуется передать товар в собственность поку-пателю, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Одной из обязанностей продавца по договору купли-продажи явля-ется передача товара надлежащего качества. Условию договора купли-продажи о качестве товара и последствиям его нарушения в ГК РФ посвя-щены 9 статей (ст.ст. 469-477). Необходимо отметить, что от качества то-вара напрямую зависит его конкурентоспособность на рынке, поэтому обеспечение надлежащего качества производимого или продаваемого то-вара является одной из важных целей деятельности компании.
Согласно ГОСТ Р 51303-2013 качество товара - это совокупность потребительских свойств товара, соответствующих установленным требо-ваниям, в т.ч. условиям договора купли-продажи или иных аналогичным . Качество товаров напрямую зависит от качества материалов, полуфабри-катов и комплектующих изделий, используемых при производстве и обес-печивающих функциональные, экономические, эргономические свойства, а также соблюдение требований безопасности и надежности.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным го-лосованием 12.12.1993 // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: фе-дер. закон от 30 нояб. 1994 № 51–ФЗ // Собрание законодательства Рос-сийской Федерации. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: фе-дер. закон от 26 янв. 1996 г. №14–ФЗ // Собрание законодательства Рос-сийской Федерации.– 1996. – 29 янв. – №5. – Ст. 410.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 14.11.2002 № 138—ФЗ // Собрание законодательства Рос-сийской Федерации. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
5. О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февр. 1992 г. № 2300–I // Рос. газ. – 1992. – 7 апреля.
6. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование по-купателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или за-мены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогич-ный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или ком-плектации» // СЗ РФ. 1998 – N 4. – Ст. 482.
7. Об утверждении перечня технически сложных товаров: поста-новление Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. № 924 // СЗ РФ. – 2011. – № 46. – Ст. 6539.
8. Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяет-ся требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольствен-ных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцвет-ки или комплектации: постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 // СЗ РФ. – 1998. – № 4. – Ст. 482.
Материалы судебной практики
9. О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2012. – № 9.
10. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2018 г. №16–КГ18–49. – URL: http://www.consultant.ru (дата обра-щения: 21.03.2024). – Режим доступа: КонсультантПлюс: [справ.–правовая система], свобод.
Монографии, учебные пособия и справочные издания
11. Ткачев, В.Н. Защита прав потребителей в Российской Федера-ции: Учебное пособие / В.Н. Ткачев. – М., 2018. – 257 с.
Периодические издания
12. Белова, Н.Ю. Качество товара и последствия передачи товара ненадлежащего качества по договору купли–продажи / Н.Ю. Белова // В сборнике: Достижения вузовской науки 2019. сборник статей XI Междуна-родного научно–исследовательского конкурса : в 2 ч.. – 2019. – С. 137–142.
13. Величко, А.С. Защита прав потребителей: некоторые проблемы теории и практики / А.С. Величко, В.М. Шамаров // Вестн. екатерининско-го ин– та. – 2017. – № 1(37). – С. 108– 112
14. Внуков, Н. А. Специальные (потребительские) права гражда-нина потребителя, свойственные любому виду потребительского договора / Н.А. Внуков // Среднерусский вестник общественных наук. – 2011. – № 2. – С. 117–124.
15. Галиуллин, Р.Р. Обзор отдельных проблем судебной практики по делам о защите прав потребителей / Р.Р. Галиуллин // Знание. – 2016. – № 10– 3 (39). – С. 138– 141.
16. «ГОСТ Р 51303–2013. Национальный стандарт Российской Фе-дерации. Торговля. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582 –ст) (ред. от 29.03.2016). // СПС «КонсультантПлюс».
17. Давтян–Давыдова, Д. Н. Основания, исключающие возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ, услуг / Д.Н. Давтян–Давыдова // Вестник ВолГУ. Сер. 5: Юриспруденция. – 2016. – № 3(32). – С. 95–100.
18. Жилова, Ю.В. Консьюмеризм, защита прав российских потре-бителей / Ю.В. Жилова // Вестник науки. – 2022. – Т.6. №1(45). – С. 66– 70.
19. Кулиев, Э.З.О Проблемы судебной защиты прав потребителей / Э.З.О. Кулиев // В сборнике: Студенческий научный форум 2023. сборник статей VII Международной научно– практической конференции. – Пенза, 2023. – С. 184– 186.
20. Молчанова, А.В. Правовые последствия продажи потребителю некачественного товара / А.В. Молчанова // В сборнике: Актуальные во-просы цивилистики. Материалы Всероссийской научно–практической конференции с международным участием, посвященной 25–летию юриди-ческого факультета Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова. Научный редактор С.В. Доржиева. – 2019. – С. 89–94.
21. Семенихин, В. Нарушения в области качества товаров, работ и услуг. Административная и уголовная ответственность / В. Семенихин // Финансовая газета. – 2017. – № 21. – С.8–9.
22. Шульга, А.К. Источники правового регулирования защиты прав потребителей в Российской Федерации: общая характеристика / А.К. Шульга // Общество и право. – 2018. – №2(64). – С. 148– 154.
23. Щербакова, С.И. Защита прав потребителей: общая характери-стика / С.И. Щербакова, А.Ф. Малых // Актуальные вопросы российского частного права: мат. Всероссийская конференция. – Саранск: «ЮрЭкс-Практик», 2016. – С.145-147.