Фрагмент для ознакомления
2
В современной образовательной среде использование различного рода образовательных технологий позволяет реализовать требования ФГОС ДО, где отмечено, что в основу качественного развивающего процесса детей в ДОУ является личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы.
Под социально-педагогическими технологиями понимают совокупность педагогических приемов и методов, которыми можно целенаправленно воздействовать на сознание, поведение и деятельность субъекта как члена социума в процессе его социализации и адаптации в социально-ориентированных видах деятельности. К таким технологиям, которые педагоги используют в ДОУ относят [8]:
-здоровьесберегающие технологии;
-технологии проектной деятельности;
-информационно-коммуникационные технологии;
-личностно-ориентированные технологии;
-игровые и исследовательские технологии.
Педагоги ДОУ практически все эти перечисленные технологии используют в своей проессиональной деятельности, поскольку именно технологичный подход в любой образовательной организации обеспечит индивидуальный подход к каждому ребёнку.
При этом важно отметить, что такие направления как здоровьесбережение, личностно ориентированные и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) используются каждым педагогом и при любом организованном воспитательно-развивающем процессе в ДОУ. Эти аспекты присутствуют всегда и везде, в силу требований ФГОС ДО и особенностей современной образовательной среды, которую сегодня не рассматривают без ИКТ и процессов здоровьесбережения и индивидуального подхода к каждому субъекту.
В большинстве своём педагоги ДОУ используют самые разнообразные игровые технологии, поскольку ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Любое образовательное направление реализуется через соответствующие игровые технологии с использованием ИКТ, элементов здоровьесбережения и специальных развивающих игр, устройств, конструкторов и др.
К примеру, использование в ДОУ информационно-коммуникационных технологий, в том числе компьютерных игр, связанных с образовательным процессом – достаточно распространённая практика. В дошкольных образовательных организациях достаточно часто используют обучающие компьютерные игры непосредственно в воспитательном процессе.
Знакомство дошкольников с компьютером начинается дома с родителями и в дошкольной образовательной организации с воспитателями. Для данной категории детей всегда существовал большой выбор игр и обучающих программ, которые имеют развивающую направленность и учитывают возраст детей. Знакомство дошкольников с природой, или знакомству с математическими действиями можно обеспечивать за счёт средств ИКТ и каких-либо сопутствующих материалов, к примеру «дары Фрёбеля» и др. [16].
Целью использования ИКТ в дошкольном образовании является повышение качества дошкольного образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО. Использование ИКТ в работе с дошкольниками позволяет:
-в доступной форме преподносить детям новый материал;
-представлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей интерес;
-привлекать внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
-развивать у дошкольников исследовательское поведение;
-расширять творческие возможности педагога и др.
При этом важно соблюдать все методические рекомендации, разработанные с учётом возрастных и психологических особенностей детей, в том числе, гигиенических норм и правил.
Под ИКТ в ДОУ понимают наличие комплекса учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности педагогов и иных специалистов ДОУ, психологов, логопедов и др. Или, к примеру, необходимо дать дошкольникам первичные понимания об окружающем мире, о качественных и количественных изменениях и др.
Начало формирования сложной системы общих представлений об окружающем мире начинается в дошкольном возрасте. Изучение количественных представлений детей способствует их общему развитию. Прежде всего – это подготовка к продуктивной и творческой деятельности каждого ребёнка. Значение развития количественных представлений у дошкольников в процессе их развития чрезвычайно велико. Наличие понимания количественных представлений подразумевает следующее [4]:
-группировка предметов по признакам;
- выработка умений сравнивать и классифицировать;
-работа с разнообразным наглядным материалом.
-изучение состава числа;
- счет, сравнение чисел, арифметические действия и др.
Система Фридриха Фребеля предусматривает изучение всех этих понятий через соответствующие дидактические игры. К примеру, количество и счёт дети изучают в играх «Разложи витамины», «Математический цветок» и др. Геометрические формы дети изучают, играя в игры «Найди свой домик», «Собери бусы» и др. Особенности величин можно освоить, играя в игры «Три медведя», «Весёлые колечки» и др.
Развитие количественных представлений можно обозначить фундаментом содержательно-предметного мышления ребёнка дошкольного возраста. Дошкольники в состоянии выделять общие схемы ориентации в пространстве. Для них это является своеобразной системой координат, внутри которой происходит овладение представлениями о различных свойствах мира.
В дошкольном возрасте у ребёнка преобладает образное мышление. Чем лучше представлены образы знакомых ребёнку предметов, тем лучше он усваивает понятие количество. На занятиях педагог знакомит детей с названиями и признаками математических форм. У ребёнка начинают формироваться пространственные представления о положении предметов и их частей. При этом ребёнок хорошо понимает, что такое больше и меньше [15]. Способность воспринимать форму и количество предметов можно обозначить основой для формирования у детей соответствующих представлений. Это могут быть отрезки, квадраты, прямоугольники, круги.
И.С. Якиманская и И.Я. Каплунович работали над концепцией развития пространственного мышления дошкольников. Процесс усвоения подобного рода понятий происходит в естественных условиях. Постепенно у детей происходит овладение умением творчески перерабатывать свои впечатления в различных формах и количествах.
Н.Н. Поддьяков исследовал тип мышления дошкольников, который представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. По его мнению – это можно отнести к детскому экспериментированию. Этот путь не задаётся изначально взрослым. А полностью принадлежит самому ребёнку.
В ходе экспериментирования у ребёнка формируются особого рода представления. Это позволяет формировать ребёнку исследовательское поведение, в ходе которого он получает ответы на свои вопросы. Это один из наиболее продуктивных источников, благодаря которым дети могут получить ответы на свои вопросы. Представления детей формируются на основе ощущения и восприятия.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Андреева, Е.В. Развитие. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Е.В. Андреева, Р.И. Бардина, В.В. Брофман, Н.Е. Веракса и др. – М.: Просвещение, 2015 – 167 с.
2. Арапова - Пискарёва, Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду [Текст] / Н.А. Арапова-Пискарёва. – 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 178 с.
3. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика – педагогика развития [Текст] / Т.М. Бабунова. - Магнитогорск: МаГУ, 2014 – 208 с.
4. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений [Текст] / А.В. Белошистая. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010 – 400 с.
5. Бондаренко, С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. [Текст] / С.М. Бондаренко, В.С. Ротенберг. – СПб: Мой учебник, 2017 – 208 с.
6. Веракса, Н.Е. Развитие ребёнка в дошкольном детстве [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2016 – 87 с.
7. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада [Текст] / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М.: Мозаика-Синтез, 2015 – 224 с.
8. Диагностика готовности ребёнка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Под. ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика- Синтез, 2016 – 112 с.
9. Лыкова, И.А. Конструирование в детском саду. Старшая группа: учебно-методическое пособие [Текст] / И.А. Лыкова – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017. – 192 с.
10. Лежнина, М.А. Электронные образовательные ресурсы в
развитии детей дошкольного возраста / М.В. Лежнина //Вектор науки ТГУ. –2011. – No3(6). – С. 183 – 186.
11. Лыкова, И.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция
художественной и познавательной деятельности дошкольников / И.А. Лыкова. – Москва: Издательский дом «Карапуз» – Творческий центр
«Сфера», 2012. – 144 с.
12. Михайлова, З.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников / З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева. Москва: Детство - Пресс, 2012. – 160 с.
13. Моторин, В.К. «Воспитательные возможности компьютерных игр»: https://moluch.ru/archive/46/5657/ (дата обращения: 26.03.2024).
14. Мухина, С.Б. Опыт использования информационно-коммуникативных технологий в условиях реализации ФГОС дошкольного
образования / С.Б. Мухина, Т.В. Лапшина //Научный поиск. – 2015. – No3. – С.5 – 8.
15. Михайлова, З.А. Математика – это интересно. Парциальная программа. ФГОС. [Текст] / З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина, В.Н. Полякова. – СПб.: Детство-Пресс, 2017. – 80 с.
16. Михайлова, З.А. Теории и технологи математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр. – СПб.: Детство–Пресс, 2018 – 64 с.
17. Новикова, В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст [Текст] / В.П. Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2016 – 104 с.
18. Пономарёва, И.А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. [Текст] / И.А. Пономарёва, В.А. Позина – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 80 с.
19. Соловьёва, Е.В. Геометрическая аппликация. Пособие для детей 5-6 лет. [Текст] / Е.В. Соловьёва. – М.: Просвещение, 2018 – 32 с.
20. Стефанко, А.В. Практический материал для организации образовательной деятельности в группе. [Текст] / А.В. Стефанко. – СПб.: Детство-Пресс, 2017 – 80 с.
21. Соломенникова, О.А. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. [Текст] / О.А. Соломенникова, Т.С. Комарова. – М: Мозаика-Синтез, 2011 – 96 с.
22. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. [Текст] / А.А. Столяр – М.: Просвещение, 1988 – 303 с.
23. Сычёва, Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет. [Текст] / Г.Е. Сычёва. – М.: Гном, 2017 – 102 с.
24. Хозиев, В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] / В.Б. Хозиев. – М.: Академия, 2016. – 272 с.
25. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студентов [Текст] / Е.И. Щербакова // М.: Издательский центр «Академия», 2015 – 272 с.