Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Координация – это целостный и сложный набор действий, взаимосвязанных с биологическими и внешними факторами. Научно доказано, что физические упражнения стимулируют нормальное функционирование человека, а также биологическое развитие, особенно на ранних этапах онтогенеза [2].
Физическое развитие ребенка представляет собой непрерывный и постепенный процесс. По мере старения особи характеризуются специфическим набором морфофункциональных особенностей организма, которые взаимосвязаны друг с другом и с окружающей средой [1].
Именно в этот период интенсивного развития организма особенно ярко выражена связь между координационными способностями и здоровьем человека. Современные учёные активно ищут пути изучения и оценки координации движений детей с целью определения наиболее оптимальной физической активности в разные периоды роста и оценки организма посредством двигательной активности, а также положительного влияния на него. [2].
Тем не менее, вопрос двигательной активности и координации движений в детском возрасте остается одной из наиболее актуальных проблем. Яркой особенностью современного образа жизни является снижение двигательной активности, мышечного потребления и физической активности, при этом нервно-психические перегрузки возрастают с ритмом нашей жизни [1].
Понятие «координационные способности» выделяется из более общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в литературе по быту и физическому воспитанию. Под координацией современная наука понимает способность удобно организовывать комплексные двигательные действия. Это способность трансформировать сложившуюся форму движения или переключаться между формами движения в соответствии с требованиями меняющихся условий [5].
Хотя эти характеристики очень похожи, они также имеют уникальные характеристики. Например, трудно представить ученика, который в совершенстве выполняет ряд разученных движений или упражнений, но в то же время не способен правильно их продемонстрировать в внезапно меняющихся условиях выполнения. Период обучения в начальной школе является периодом «закладки основы» для развития этих способностей и развития знаний, навыков и умений выполнять движения, связанные с ловкостью и координацией. Этот период можно считать «золотым веком» развития координации и гибкости. Основная роль в определении координационных способностей отводится координационной функции центральной нервной системы. При этом под влиянием регулярных занятий физической культурой значительно усиливается физическое развитие, активизируются функции всех систем организма, улучшается физическая работоспособность, мобилизуются функциональные способности и координация [2].
Кроме того, школьники, регулярно посещающие занятия по физическому воспитанию, лучше адаптируются к воздействиям окружающей среды [5].
Уровень координации определяется способностью человека:
- Быстро реагировать на различные сигналы, особенно на движущиеся объекты.
- Выполнять двигательные движения точно и быстро за минимальное время.
- Различать пространственные, временные и силовые параметры движения.
- Адаптироваться к меняющимся ситуациям, необычным постановкам задач.
- Предсказать местоположение движущихся объектов в нужный момент.
- Временная направленность двигательных задач координации.
Гибкость играет важную роль во многих движениях, но многие недооценивают ее важность. При этом развитие гибкости особенно важно не только для воспитания моторики, но и для физического состояния людей в целом.
Актуальность выбранной темы свидетельствует о необходимости изучения развития координационных способностей и гибкости школьников на уроках физической культуры.
Цель работы: изучить особенности развития гибкости и координационных способностей у школьников.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую основы по развитию координационных способностей и гибкости у школьников.
2. Проанализировать методы развития координационных способностей у школьников и выявить наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей и гибкости.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Координационные способности и их виды
Координация (ловкость) – способность быстро, точно, удобно и экономно решать двигательные задачи. Ловкость выражается в способности быстро осваивать новые движения, точно различать и контролировать различные характеристики движений, импровизировать в процессе двигательной деятельности в зависимости от меняющихся ситуаций. Координационная способность (КА) очень тесно связана с развитием специализированной осведомленности, включая чувство времени, темпа, развиваемых усилий, положения тела и частей тела в пространстве.
Именно эти способности определяют способность ученика правильно контролировать свои движения. Развитию ловкости способствует систематическое разучивание новых, сложных движений и применение упражнений, требующих быстрой реконструкции двигательной деятельности (единоборства, спортивные игры). Чем больше разнообразие освоенных движений, тем быстрее становятся новые, неизвестные моторы. Осваиваются действия или различные комбинации. Это основа методики тренировки ловкости.
Координация изучается как способность адаптировать стандартные и неожиданные движения в быстро меняющихся ситуациях, то есть способность к перестройке. Однако эта идея оказалась неподтвержденной в свете многочисленных фактов, представленных на практике, и полученных экспериментальных данных. Способность быстро учиться, известная еще с 20-х годов, оказывается весьма специфичной по своей природе.
В начале тридцатых годов учёным удалось успешно продемонстрировать, что сводить ловкость к нескольким способностям недостаточно. В результате сегодня существуют КС от 2-3 общих до 5-7 (по другим данным до 11-20 и более) специальных и специфических. Например, координация деятельности крупных групп мышц по всему телу; общее равновесие; баланс с визуальным контролем и без него; баланс объектов; балансировка объектов; скорость перестройки двигательной активности [4].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адонин, А. А. Методика развития гибкости у школьников 12-13 лет на уроках физической культуры / А. А. Адонин, Д. А. Чернышов // Технологии образования. – 2023. – № 2(20). – С. 77-80.
2. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. - М.: Медицина, 2006. - 146 с.
3. Воспитание координационных способностей у младших школьников с применением игрового метода / С. А. Лешкевич, Т. В. Нагорная, Н. Г. Улеева, М. Н. Цоколо // Вопросы педагогики. – 2021. – № 10-2. – С. 209-213.
4. Контрольные упражнения для оценки координационных возможностей юных спортсменов: Метод. рекомендации. - Минск, 2001. - 42 с.
5. Коссов, А.И. Психомоторное развитие младших школьников / А.И. Коссов. - М.: АкадемПресс, 2003. - 264 с.
6. Жукова, В. В. Анализ уровня физической подготовленности школьников 11-12 лет к выполнению нормативов комплекса ГТО / В. В. Жукова // Развитие науки и образования в условиях мировой нестабильности: современные парадигмы, проблемы, пути решения : Материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Ростов-на-Дону, 29 октября 2021 года. Том Часть 1. – Ростов-на-Дону: ООО "Издательство ВВМ", 2021. – С. 211-214.
7. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 114 с.
8. Огородникова, Л. А. Методы диагностики и развития психомоторных способностей младших школьников / Л. А. Огородникова // Ярославский педагогический вестник. – 2022. – № 2(125). – С. 158-169.
9. Полевой, Г. Г. Влияние координационных упражнений на развитие способностей детей к переключению внимания / Г. Г. Полевой, А. Б. Саблин // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 6. – С. 87-89.
10. Резакова, Т. С. Психологические аспекты к занятию спортом у школьников / Т. С. Резакова // Академическая публицистика. – 2024. – № 1-1. – С. 508-510.
11. Рябова, Е. В. Эргономическая технология развития координационных способностей младших школьников / Е. В. Рябова // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 2. – С. 164-168.
12. Сайкина, Е. Г. Оптимизация развития координационных способностей и гибкости на занятиях фитнесом у детей младшего школьного возраста с разным типом телосложения / Е. Г. Сайкина, Е. Н. Комиссарова, Ю. В. Смирнова // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. – С. 13.
13. Уляндин, И. Б. Развитие координационных способностей младших школьников на уроках гимнастики / И. Б. Уляндин // Студенческий. – 2020. – № 41-3(127). – С. 12-15.
14. Храмцов, П. И. Модифицированная методика оценки психомоторного развития младших школьников / П. И. Храмцов, Н. О. Березина // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2021. – № 2. – С. 48-52.
15. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. -6-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2012. - 480 с.
16. Чикуров, В.И. Гибкость / Физическая культура и спорт, 2008. – №6.–С.9.