Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «НАСИЛИЕ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Основные подходы и теории по изучению насилия в молодежной среде
Одной из актуальных проблем в современном мировом сообществе является насилие среди молодежи. С позиций социально-психологического подхода это социальная проблема, возникающая в результате взаимодействия социальных индивидов в социокультурном контексте, а не только результат межличностных отношений или индивидуальной патологии. Социальные ценности и культурные нормы оказывают большое влияние на молодежное насилие. Хотя данная проблема изучается на протяжении многих лет, изменяющиеся условия современной жизни способствуют появлению новых исследовательских вопросов, на которые нужно найти ответы.
В настоящее время нет единого, общепринятого определения понятию «насилие».
Во всемирном отчете по насилию и здоровью, под насилием понимаются акты физической силы, которые направлены на то, чтобы причинить боль. В это понятие включается нанесение вреда самому себе, а также уточняется, что насилие может быть межличностным или коллективным, физическим, сексуальным, психологическим, может быть направлено на депривацию или проявляться в отсутствии внимания.
Кожухарь Г.С., кандидат психологических наук, предлагает такую дефиницию: «Насилие – это намеренное использование физической силы или власти, с помощью которой угрожают или ее действительно применяют против себя, другого человека, против группы или сообщества, что либо вызывает, либо имеет высокую вероятность нанесения ран, смерти, психологического вреда, отклонений в развитии или депривации» [14].
В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова дается следующее определение: «Насилие - применение физической силы к кому-нибудь; принудительное воздействие на кого-н.» [17]. Под принудительным воздействием С. И. Ожегов понимает притеснение, беззаконие.
Притеснение представляет собой несправедливое ограничение свободы, а беззаконие - нарушение, отсутствие законности, т. е. попрание прав человека.
Психологи определяют насилие как реальное или выраженное в форме угрозы преднамеренное применение физической силы или власти против личности, социальной группы или общества, приводящее к негативным последствиям, наносящим вред человеку. Ключевым моментом в понятии является фраза «преднамеренное нанесение вреда», т.е. неслучайное. Например, если кто-то по неосторожности задел локтем рядом стоящего человека, это нельзя расценивать как акт насилия, так как никакой преднамеренности совершить это действие или причинить вред этому человеку у него не было.
Рассмотренные выше определения не противоречат, а дополняют друг друга. Поэтому целесообразно объединить их и определить насилие как специально направленное, принудительное физическое или психологическое воздействие одного человека (группы, общества) на другого человека. Целью насилия является желание заставить человека что-то испытать (например, чувство унижения, страха) или совершить действие или поступок (или не дать это сделать) против его воли.
Молодежное насилие в современной науке рассматривается как многомерное явление, которое включает вербальное и психологическое насилие, буллинг, драки, борьбу, а также посягательства сексуального характера.
Насилие среди подростков и молодежи – это насилие среди детей и молодых людей в возрасте 10-29 лет, которое происходит, в основном, в сообществах между знакомыми и посторонними друг другу людьми.
Одна из трудностей в изучении насилия, состоит в том, что среди ученых отсутствует единство в понимании сущности этого явления.
В литературе существует много подходов и теорий, объясняющих насилие в молодежной среде. Их разработкой занимались такие ученые, как: З. Фрейд, А. Бандура, У. Бронфенбреннер, Т. Хирши, Ф. Галль, Д.А. Дриль и другие. Рассмотрим некоторые из них.
Достаточно распространенными в мире являются бихевиоральный и когнитивно-бихевиоральный подходы к интерпретации природы насилия. Они выступают теоретико - методологической базой многих превентивных программ. А. Бандура в своей социально-когнитивной теории трактует насилие в терминах процесса обучения, включающий в себя моделирование, основанное на восприятии окружающих подсистем, таких как семья, друзья, сообщество и школа [14; с.267].
Бихевиористы считают, что люди не рождаются со склонностью к насилию. Скорее всего, они начинают думать и действовать агрессивно в результате своего повседневного опыта.
Экологическая теория У. Бронфенбреннера заостряет внимание на непрерывном взаимодействии растущего ребенка в контексте многочисленных факторов риска и защитных факторов, которое происходит на фоне таких подсистем бытия человека, как семья, группы сверстников, школа, общество. В этих подсистемах происходит копирование экологических событий и их изменение в течение жизни ребенка, что влияет на его развитие и поведение.
Психодинамический подход к понятию насилия основан на идеях З.Фрейда. По его мнению, человеческое поведение, включая насильственное поведение, является продуктом «бессознательных» сил, действующих в уме человека. Он утверждал, что опыт раннего детства оказывает глубокое влияние на поведение подростков, а конфликты, возникающие на разных психосексуальных стадиях развития, могут повлиять на способность человека нормально функционировать в будущем. Таким образом, для З.Фрейда агрессия есть основной человеческий импульс, который подавляется у хорошо адаптированных людей, переживших нормальное детство. Но, если агрессивный импульс не контролируется или подавляется в недостаточной степени, тогда агрессия может «просочиться» из бессознательного, и человек может совершать случайные акты насилия. З.Фрейд назвал это «перемещенной агрессией» [5; с.76].
Среди представителей психоаналитиков, которые делали акцент на изучении детерминации преступности, выделяется А. Эйчхорн. Супротив мнению большинства социологов своего времени, он предполагал, что влияние стрессовой социальной среды не всегда приводит к совершению преступлений насильственного характера. Многие молодые люди испытывают стресс, однако, не все они принимают участие в преступных деяниях. По мнению А. Эйчхорна, стресс способствует совершению преступлений только у тех людей, которые пребывают в особом психическом состоянии, называемом «скрытой преступностью». Ученый считал, что данное состояние является следствием неадекватной социализации в детском возрасте. Оно проявляется в необходимости срочного удовлетворения потребности, импульсивности, отсутствии эмпатии и неспособности чувствовать вину. Именно поэтому психоаналитики стали рассматривать преступников, как людей, неконтролирующих свои импульсивные стремления к удовольствию. Считается, что молодые люди, имеющие слабое «эго», являются незрелыми и легко поддаются совершению преступлений и насилию со стороны сверстников с девиантным поведением.
Таким образом, представители психодинамических теорий изображают преступника как импульсивную личность, разочарованную в себе, и в становлении которой большую роль играют события или проблемы, произошедшие с ней в детстве.
Согласно теоретикам обработки информации, лица, которые совершают насильственные действия, могут неверно использовать информацию в процессе принятия решений. Например, молодежь, склонная к насилию, может думать, что люди более агрессивны, чем есть в действительности. По этой причине, некоторые молодые люди будут отвечать насилием при малейшей провокации. Согласно этой точке зрения, агрессивные дети более подозрительны, чем нормальная молодежь, - этот фактор значительно увеличивает их шансы участия в насильственном поведении. Исследования показывают, что некоторые молодые люди, совершающие насильственные действия, будучи уверенными, что они осуществляют самозащиту, даже в случае неправильного истолкования уровня угрозы.
Некоторые теории трактуют агрессию и насилие с опорой на процесс социализации. Исследования доказывают тот факт, что окружающая среда, в которой дети и молодежь живут, учатся, развиваются, общаются со сверстниками, оказывает колоссальное влияние на тенденцию к насилию и уровень насилия и агрессии [2; с.7].
Представители теории мотивированного действия считают, что нормативные убеждения развиваются на основе ожиданий поведения референтного окружения в семейной и дружеской среде. Эти принципы в сочетании с побуждениями личности и определяют преобладающую субъективную норму поведения.
В качестве еще одной объяснительной модели можно привести теорию социальных связей Т. Хирши, в которой девиантное поведение объясняется слабыми социальными связями, отражающими уровень присоединения, обязательств, включенности и верований. Данная теория на протяжении многих десятилетий активно использовалась в криминологии [14; с.267].
Многие исследователи рассматривают культурные факторы как фундаментальные детерминанты насилия и агрессии и, собственно, первопричины девиантного и делинквентного поведения.
По мнению А. Бандуры, социокультурные факторы оказывают влияние на поведение членов социальной системы, воздействуя через ее психологические механизмы. При этом различные культуры заметно отличаются по уровню агрессивности и значительные различия в агрессии обнаруживаются в пределах той же самой культуры.
В некоторых сообществах насилие среди молодежи становится рядовым событием в рамках локальной и индивидуальной культуры. Насилие широко распространено в тех субкультурах, где одобряются и поддерживаются насильственные и агрессивные способы решения конфликтных ситуаций.
Идеи Ф. Галля о том, что определенные психические способности локализуются в отдельных частях головного мозга, были взяты за основу в работах Ч. Ломброзо, который в своем труде «Преступный человек» выдвинул гипотезу о врожденной обусловленности преступного насилия у личностей с признаками-атавизмами: низкий лоб, сросшиеся брови, асимметричные лицо и череп, выступающие вперед челюсти, очень длинные руки. Ученый сделал подобные умозаключения, основываясь на сравнении биометрических и телесных параметров преступников и законопослушных людей. Теория Ломброзо первоначально была успешной, но со временем была раскритикована, так как в ней не учитывались этические моменты стигматизации и совершенно игнорировалось влияние социальных факторов [14; с. 15].
В России теория Ч. Ломброзо не была принята большинством ученых, интерес к ней был невелик. Например, российский криминолог Д.А. Дриль писал, что агрессивное и преступное поведение наследуется, родители передают анатомические и психофизиологические особенности своим детям.
Психологическая концепция «личности» была определена учеными как сформировавшиеся модели поведения, мыслей или действий, отличающие одного человека от другого. На основании этого исследователи утверждали, что определенные типы личности более склонны к преступному поведению.
Например, супруги С. и Е. Глюк определили ряд характерных черт личности, которые были связаны с преступлениями: самоутверждение, неповиновение, экстраверсия, нарциссизм и подозрение. Также ученые связывали насильственные действия с такими особенностями человека, как наличие враждебности, эгоизма, злобы, ревности, безразличия, бесчувственности. Было доказано, что преступники не обладают достаточной амбициозностью и настойчивостью, им сложно контролировать свой характер и другие побуждения, и они чаще, чем законопослушные люди, являются сторонниками нетрадиционных убеждений. Подростки, которые склонны к насилию, как правило, реагируют на неприятные события или ситуации сильными негативными эмоциями. Они часто пребывают в стрессовом состоянии, беспокоятся и раздражаются, если возникает неблагоприятное социальное событие или условие.