Фрагмент для ознакомления
2
Экономическое регулирование, реализуемое в рамках государственной политики, предусматривает использование ряда механизмов, призванных обеспечить благоприятные условия для развития бизнеса в стране. В режиме жесткой рыночной конкуренции, ставшей следствием глобализации торговли, существует явная необходимость сдерживания потока некачественных иностранных товаров, а также структурирования внешнеэкономической деятельности резидентов, что может привести к формированию искусственного дефицита и увеличению розничной торговли цены. Таможенный тариф является эффективным инструментом, способствующим достижению целей торговой политики и позволяющим систематизировать единый ассортимент товарной продукции, облагаемой пошлинами как при экспорте, так и при импорте [14, с. 47].
Технически речь идет о законодательном акте, положения которого закрепляют основной перечень ставок, используемых в коммерческих сделках различного рода. В рамках внешнеэкономической деятельности импортируются и экспортируются различные товары, которые классифицируются в соответствии с общепринятыми номенклатурными критериями. Раскрывая основное понятие и определяя, что представляет собой таможенный тариф в России, можно сформулировать обобщенную характеристику следующего типа:
Существует общий перечень товарных продуктов, с которых взимается пошлина.
В качестве названия этого перечня используется термин «номенклатура».
Со структурной точки зрения это классификация, систематизированная по группам.
Реестр используется в качестве основы для расчета тарифных показателей.
При определении размера налогового сбора учитываются различные факторы.
Таким образом, ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) рассматривается как стандартный классификатор, в котором собраны и рассортированы по группам все виды товаров, и для каждого из них предусмотрено отдельное значение, а в особых случаях применяется сразу несколько значений, в зависимости от специфики товара. торговая операция. Таможенный тариф на импорт и экспорт содержит ставки импортных пошлин, основан на многофакторной модели и является руководством к действию, с помощью которого сотрудники уполномоченных служб внедряют принципы налогообложения.
Использование тарифных налоговых показателей, применяемых к материальным активам, пересекающим территориальные государственные границы, позволяет решить сразу несколько важных задач.
Прежде всего, речь идет о структурировании и формировании рациональной системы товарооборота, объектом которого является продукция, производимая иностранными компаниями и предпринимателями. Таможенный тариф является инструментом поддержки отечественных производителей, защищающим внутренний рынок от переизбытка товаров и демпинга, часто практикуемого крупными корпорациями, обладающими достаточным набором финансовых и технических возможностей [12, с. 53].
Вторая цель - предотвратить дисбаланс, при котором экспорт в любой отрасли значительно перевешивает объем продукции, производимой для внутренних потребителей. Очевидно, что в последние годы, в связи с текущей политической ситуацией, а также динамичными изменениями курсов иностранных валют, многие производственные и горнодобывающие предприятия заинтересованы в расширении своей внешнеэкономической деятельности. Продажа материалов, полуфабрикатов и готовой продукции иностранным подрядчикам оказывается более выгодной с финансовой точки зрения. Однако такая расстановка приоритетов становится предпосылкой кризиса отечественного рынка, выражающегося либо в острой нехватке аналогов, либо в заметном снижении качества вариантов, доступных отечественным потребителям.
Таможенный тариф на экспорт ограничивает экспорт, мотивируя предприятия в равной степени ориентироваться не только на зарубежный, но и на российский сегмент.
Третья задача - реализация внешней политики, направленной на улучшение партнерских отношений с зарубежными странами. Возможность регулирования пошлин позволяет правительству устанавливать более лояльные условия для дружественных государств и, наоборот, ограничивать возможности торгового взаимодействия с регионами, политическая деятельность которых так или иначе затрагивает национальные интересы. Стоит отметить, что для России, которая является активным членом ЕАЭС, наблюдается тенденция к созданию максимально благоприятной среды, стимулирующей бизнес к ведению внешнеэкономической деятельности с другими членами ассоциации.
Элементами таможенного тарифа являются пошлины, система регулирования, а также стоимость коммерческой продукции, для определения которой используются различные методы. В то же время порядок установления налоговых ставок учитывает ранее упомянутые факторы преференций и привилегий, предоставляемых отдельным лицам в силу наличия объективных и субъективных предпосылок.
Пошлина означает обязательный платеж, уплачиваемый декларантом за пересечение границы. Процедура актуальна для экспорта и импорта, а также для транзитных перевозок. Контроль за соблюдением правил перевозки товаров и своевременной оплатой возлагается на ответственное ведомство и обеспечивается уполномоченными сотрудниками таможни.
Стоит отметить, что специфика ведения внешнеэкономической деятельности, разнообразные законодательные нюансы, а также периодические изменения, вызванные политическими факторами, могут вызвать определенные трудности не только у начинающих, но и у опытных предпринимателей.
Введение таможенного тарифа помогает контролировать товарные потоки, добиваясь рационального баланса экспортных и импортных торговых операций. Пошлины являются стабильным источником пополнения государственного бюджета и обеспечивают условия для поддержания приемлемого уровня рыночных цен.
Такая практика существует уже почти три столетия — впервые тарифный лист для таможни был издан еще в 1724 году, во времена правления Петра Великого, и сначала это был алфавитный список с указанием ввозимых и реализуемых товаров, за каждым из которых была закреплена определенная сумма обязательной пошлины. Критериями для расчета были стоимость продукции, а также объем поставок [10, с. 50].
Существуют различные критерии дифференциации, используемые для формирования номенклатурных списков, на основании которых определяется размер пошлины, а также порядок ее применения.
Элементарный, базовый вариант заключается в назначении одной ставки для каждой отдельной единицы, устранении вариативности налогообложения и установлении четких тарифных требований. Более сложные методы характеризуются гибким подходом, при котором пошлины применяются в разных пропорциях, и обусловлены наличием определенных обстоятельств, предусмотренных таможенным законодательством.
В зависимости от объекта налогообложения.
Первым фактором является специфика осуществляемой внешнеэкономической деятельности. Существует три категории.
Импортная пошлина взимается с декларантов, которые ввозят продукцию на территорию государства. Это наиболее распространенный ограничительный механизм в рамках торговли между странами. В данном случае таможенный тариф Российской Федерации является инструментом, направленным на формирование структуры поставок иностранных товаров, защиту отрасли от недобросовестной конкуренции, поддержание приемлемого уровня ценообразования для потребителей, а также поддержание общей экономической стабильности за счет систематического пополнения бюджета.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
2. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164–ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Российская газета. – 2003. – № 254.
3. Закон РФ от 21.05.1993 № 5003–1 «О таможенном тарифе» // Российская газета. – 1993. – № 107.
4. Арестова, Е. Н. Основы квалификации и расследования преступлений в сфере таможенного дела: учебник и практикум для вузов / Е. Н. Арестова, Н. И. Крюкова, А. Г. Никольская. – 3-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 258 с.
5. Джабиев, А. П. Основы таможенного дела: учебник для вузов / А. П. Джабиев, К. О. Староверова, Т. С. Кудрявицкая; под общей редакцией А. П. Джабиева. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 489 с.
6. Джабиев, А. П. Таможенные процедуры: учебник для вузов / А. П. Джабиев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 470 с.
7. Лодыженский, К. Н. История русского таможенного тарифа / К. Н. Лодыженский. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 325 с.
8. Макрусев, В. В. Управление таможенным делом: учебник для вузов / В. В. Макрусев, М. В. Бойкова, Е. О. Любкина; под общей редакцией В. В. Макрусева. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 547 с.
9. Матвеева, Т. А. Таможенное право: учебное пособие для вузов / Т. А. Матвеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 244 с.
10. Новикова, С. А. Таможенное дело и таможенное регулирование в ЕАЭС: учебник для вузов / С. А. Новикова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 380 с.
11. Попова, Л. И. Таможенные процедуры: учебник для вузов / Л. И. Попова. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 162 с.
12. Сенотрусова, С. В. Таможенное дело: учебник для вузов / С. В. Сенотрусова, В. Г. Свинухов. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 258 с.
13. Сенотрусова, С. В. Таможенные платежи во внешнеторговых операциях: учебник для вузов / С. В. Сенотрусова, В. Г. Свинухов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 253 с.
14. Экономика таможенного дела: учебник и практикум для вузов / Г. П. Геращенко, В. Ю. Дианова, В. В. Жогличева, Т. С. Кудрявицкая; под редакцией Г. П. Геращенко. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 356 с.
15. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs.ru.