- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Влияние высоких физических нагрузок на психическое состояние спортсменов
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Физическая культура и спорт
Курсовая работа
Хотите заказать работу на тему "Влияние высоких физических нагрузок на психическое состояние спортсменов"?38 страниц
15 источников
Добавлена 01.07.2024 Опубликовано: studservis
1615 ₽
3230 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 6
1.1. Понятие нагрузки в спорте. Расчет нагрузки и контроль 6
1.2 Особенности воздействия физических нагрузок в зависимости от возраста занимающихся 15
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТЬ ВЛИЯНИЯ ВЫСОКИХ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СПОРТСМЕНОВ 19
2.1 Изменения состояния занимающихся под влиянием интенсивности физических упражнений 19
2.2. Психологическая профилактика спортсменов 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность. У спортсменов высокой квалификации повышение роста спортивных результатов не может идти только за счет увеличения объема и интенсивности тренировочного процесса. В условиях современного спорта высших достижений, основанного на конкуренции, ответственности и престижности, когда спортсмены в основном имеют примерно одинаковый уровень физической, технической и тактической подготовленности, возрастает значимость психологической подготовки к соревнованию.
Проблема физической нагрузки занимает ведущее место в теории физической культуры, т.к. именно физическую нагрузку специалисты связывают в единое целое со средствами и методами учебно-тренировочного процесса, с теми реакциями организма, которые физическая нагрузка вызывает.
Физические нагрузки могут быть спортивными, оздоровительными и прикладными, которые имеют существенное отличие друг от друга. У каждой нагрузки своя структура и величина. Каждая нагрузка подразделяется на нагрузку тренировочную, соревновательную и контрольную.
Повышение эффективности учебных занятий во многом зависит от научной обоснованности системы планирования и контроля соревновательных и тренировочных нагрузок.
Эти разделы работы в деятельности учителя физической культуры, а особенно для тех, кто работает с детьми младшего школьного возраста, занимают ведущее место. От того, насколько обоснованы применяемые нагрузки, зависят, в конечном счете, результаты учебно-тренировочных занятий. Для обеспечения правильного планирования тренировочного процесса необходимы знания о величинах соревновательных и тренировочных нагрузок и их составляющих.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс спортсменов.
Предмет исследования – влияние физических нагрузок на психическое состояние спортсменов.
Цель курсовой работы – исследовать влияние физических нагрузок на психическое состояние спортсменов.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты физических нагрузок в сфере физической культуры и спорта.
2. Проанализировать особенность влияния высоких физических нагрузок на психическое состояние спортсменов.
В качестве методов изучения можно выделить - теоретический анализ литературных данных по проблеме исследования.
Структура работы. Данная работа имеет традиционную структуру. Она состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы.
Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
1.1. Понятие нагрузки в спорте. Расчет нагрузки и контроль
Под тренировочной и соревновательной нагрузкой обычно понимается прибавочная функциональная активность организма относительно уровня покоя или другого исходного состояния, вносимая выполнением упражнений .
Существует и другое определение этого термина. Физическая нагрузка – это воздействие физических упражнений на организм занимающегося, а величина нагрузки – мера воздействия этих упражнений .
Характеристика тренировочной нагрузки.
Тренировочные нагрузки определяются следующими показателями:
а) интенсивностью нагрузки;
б) объемом нагрузки;
в) характером упражнений.
Мощностью называется количество работы, выполняемой за единицу времени. Мощность (Р) можно определить, как работу (А) разделенную на количество времени (Δt), или как произведение силы (F) и скорости (v) (P=F v).
Работа - это величина, характеризующая, насколько можно сместить объект в определенном направлении при приложении силы. Работа равна произведению силы на расстояние (А= F·d).
Различают следующие компоненты величины физической нагрузки, определяющие ее эффективность: длительность и периодичность занятий в неделю, тип и интенсивность нагрузки, продолжительность интервалов отдыха.
Длительность и периодичность выполняемой работы определяется затратами времени на занятия в зависимости от их частоты в неделю представлена в таб.1.1.
Таблица 1.1.
Длительность и периодичность выполняемой работы
Кол-во занятий в неделю Продолжительность одного занятия (мин) Общая затрата времени в неделю (мин)
2 90 180
3 45 135
4 30 120
5 20 100
6 15 90
Интенсивность физической нагрузки – это скорость выполнения упражнения. Выделяют низкую, среднюю (умеренную), субмаксимальную и максимальную интенсивность физических нагрузок, которые определяются по ЧСС, в % от МПК и характером энергообеспечения. Преобладающими в оздоровительной тренировке являются низкая и средняя интенсивность нагрузки .
Объем тренировочной нагрузки – это суммарное ее количество (за данное занятие, неделю, месяц и т.д.), которое выражается в мерах времени, расстояния (метраж и километраж), веса, а также в количестве выполненных физических упражнений и других конкретных показателях.
В спортивной практике (выделяют "внешние" и "внутренние" показатели тренировочных и соревновательных нагрузок .
Соотношение внешних и внутренних параметров нагрузки изменяется в зависимости от уровня квалификации, подготовленности и функционального состояния спортсмена, его индивидуальных особенностей, характера взаимодействия двигательной и вегетативной функций. Например, одна и та же по объему и интенсивности работа вызывает различную реакцию у спортсменов разной квалификации.
Внешняя нагрузка и величина ответных сдвигов в организме при одном и том же состоянии организма соразмерны: одна и та же внешняя нагрузка порождает одну и ту же ответную реакцию; чем выше внешняя нагрузка, тем больше сдвиги в организме, чем нагрузка меньше, тем меньше и сдвиги. Но при разных состояниях организма между нагрузками нет прямого соответствия. Здесь неодинаковые внешние нагрузки могут дать один и тот же эффект, а одинаковые внешние нагрузки дают различный эффект. Так, по мере повышения функциональных возможностей организма одна и та же внешняя нагрузка (например, ежедневное пробегание 1 км с одной и той же скоростью) вызывает все меньшие и меньшие сдвиги в орга¬низме, поскольку происходит приспособление к данной нагрузке .
Чтобы охарактеризовать «внешнюю» сторону нагрузки выделяют частные объемы нагрузки, которые отражают планирование в общем объеме работы, которая выполняется с повышенной интенсивностью или способствует преимущественному усовершенствованию отдельных сторон подготовленности.
Для этого определяют, к примеру, процент интенсивности работы в общем ее объеме, соотношение работы, которая направлена на развитие отдельных физических качеств и способностей, средств и методов, использующихся на занятиях.
Расчет оптимальности тренировочных нагрузок производится по ЧСС и адекватности реакции по методике, предложенной Всемирной организацией здравоохранения, и осуществляется следующим образом. Определяется резерв ЧСС возрастного максимума (в основном для лиц старше 21 года):
- для спортсменов - 220 минус возраст в годах и минус ЧСС в покое (уд./мин);
- для здоровых лиц - 200 минус возраст в годах и минус ЧСС в покое (уд./мин);
- для лиц, ранее перенесших болезни (выздоравливающих),- 190 минус возраст в годах и минус ЧСС в покое (уд./мин).
Адекватность реакции на расчетный оптимум проверяется по на-растанию пульсового давления (ПД), отражающего величину объема систолического выброса, и ЧСС. ПД определяется путем вычитания показателя минимального артериального давления из максимально¬го, т.е. диастолического из систолического. Оценка осуществляется по изменению соотношения (в %):
ПД после нагрузки - ПД до нагрузки ЧСС после нагрузки - ЧСС до нагрузки
Если это отношение больше наблюдавшегося ранее или равно ему - реакция адекватная. Если меньше, то тренировочную нагруз¬ку следует снизить.
Способ расчета оптимальной тренировочной нагрузки для прове¬дения занятия имеет существенное значение при повышении его эффективности. Более высокая эффек¬тивность занятий спортом, достигается за счет перераспределе¬ния в них нагрузки.
Если «классическая» пульсовая кривая на уроке физкультуры вначале постепенно повышается, достигая во второй половине основной части урока (рис. 1.1.), то на оздоровительном занятии или тренировке она имеет иную конфигурацию: расчетный показатель ЧСС, определенный по формуле ВОЗ, не выносится в пик пульсовой кривой, а распреде¬ляется равномерно на всем протяжении основной части занятия (рис. 1.1., кривая 2) независимо от его продолжительности. При спортивной же тренировке пульсовая кривая имеет характерную для нее направленность (рис. 1.1. кривая 3).
ЧСС
200
190 3
17 0
150 2
130
110 1
90
70
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120 мин
Рис.1.1.- Физиологическая кривая пульсовой нагрузки:
1- на уроке физкультуры;
2- 2 – на оздоровительной тренировке (занятии); 3 – на спортивной тренировке
Таким образом, чем ниже уровень оценки физического состояния, тем хуже физическая активность и работоспособность человека.
При правильном дозировании физической нагрузки ее суммарный объем должен соответствовать адаптационным возможностям занимающихся: слабые физические нагрузки малоэффективны, чрезмерные – вредны. Поэтому они должны быть оптимальными или чуть меньше оптимальных, определяться при врачебно-педагогическом контроле за реакцией организма на нагрузку .
Важным условием, которое определяет особенности реагирования систем организма на возрастающую нагрузку, является градиент роста воздействия. Слишком медленное нарастание нагрузки может не стимулировать соответствующие адаптационные изменения в организме. Практика и многочисленные научные исследования лыжного спорта подтверждают, что резкое увеличение интенсивности нагрузок и объема достигается не без ущерба для здоровья и дальнейшего роста спортивного мастерства лыжника.
К примеру, к сожалению, лыжники, которые применяют «скачкообразный» вариант динамики нагрузок, отличаются очень коротким периодом выступлений на высшем уровне, часто это всего 1-2 года. Видимо, «структурная цена адаптации» при скачкообразном приросте нагрузок столь высока, что адаптационных резервов для дальнейшего прогресса в организме спортсмена не остается, и результаты его стабилизируются или же начинают снижаться. (Рис 1,2)
Рисунок 1.2 – Периоды подготовки лыжников-гонщиков
В относительно широких пределах может ежегодно увеличиваться объем работы в зависимости от этапа многолетней подготовки.
Если всей группе дается одинаковое задание, то при выборе величины физической нагрузки нужно ориентироваться на самых слабых. В целом, эффективность физических упражнений зависит от пороговой величины ЧСС - 90-110 уд/мин. и оптимальной ЧСС - 110-150 уд/мин. с учетом возраста и физического состояния занимающихся. Рациональный двигательный режим взрослого человека основан на средних нагрузках при ЧСС 110-140 уд/мин, частоте занятий в неделю – 2- 3, длительности – 45-60 минут.
Результатом правильного дозирования нагрузки является физическая тренированность человека - способность организма комфортно переносить физические нагрузки, обеспечивать свободное дыхание, желание продолжать занятия и успешно справляться со стрессовыми ситуациями.
Цель педагогического контроля – определение рационального двигательного режима и содержания физических упражнений, адекватных анатомо-физиологическим и функциональным особенностям возрастных групп. Он осуществляется тренером-педагогом в виде наблюдений на протяжении занятий физическими упражнениями и включает такие показатели как цвет лица, речь и мимика, потливость, частота дыхания, характер движений, жалобы, настроение, уровень развития физических качеств и физической подготовленности .
К основным задачам педагогического контроля относятся:
- оценка эффективности применяемых средств и методов занятий;
- выполнение плана занятий;
- установка контрольных нормативов, которые оцениваю физическую подготовку занимающихся, динамику развития результатов.
К содержанию педагогического контроля можно отнести:
- контроль посещаемости занятий;
- контроль тренировочных нагрузок;
- контроль состояния здоровья занимающихся;
- контроль техники выполнения упражнений;
- контроль учета результатов .
Весь процесс педагогического контроля способен в целом прослеживать взаимную связь и особенность соответствия между педагогическими направленными воздействиями, которые запланированы результатом и реально полученными данными. Если в результате получается несоответствие, то необходимо принимать соответствующие решения и вносить корректировку в запланированный процесс физического воспитания.
Педагогический контроль способен охватить все стороны процесса, но в педагогическом контроле есть возможность выделять три главных направления (аспекта):
- контроль совокупности внешних факторов направленных воздействий на обучаемых (“факторы воздействия”);
- процесс контроля двигательной деятельности на занятиях;
- процесс контроля “эффекта воздействия”.
Общее состояние функциональной деятельности целесообразнее всего оценить с позиции соответствия их основных функциональных систем норме.
Цель педагогического контроля – определение рационального двигательного режима и содержания физических упражнений, адекватных анатомо-физиологическим и функциональным особенностям возрастных групп. Он осуществляется тренером-педагогом в виде наблюдений на протяжении занятий физическими упражнениями и включает такие показатели как цвет лица, речь и мимика, потливость, частота дыхания, характер движений, жалобы, настроение, уровень развития физических качеств и физической подготовленности.
К основным задачам педагогического контроля относятся:
- оценка эффективности применяемых средств и методов занятий;
- выполнение плана занятий;
- установка контрольных нормативов, которые оцениваю физическую подготовку занимающихся, динамику развития результатов.
К содержанию педагогического контроля можно отнести:
- контроль посещаемости занятий;
- контроль тренировочных нагрузок;
- контроль состояния здоровья занимающихся;
- контроль техники выполнения упражнений;
- контроль учета результатов.
Весь процесс педагогического контроля способен в целом прослеживать взаимную связь и особенность соответствия между педагогическими направленными воздействиями, которые запланированы результатом и реально полученными данными. Если в результате получается несоответствие, то необходимо принимать соответствующие решения и вносить корректировку в запланированный процесс физического воспитания.
1.2 Особенности воздействия физических нагрузок в зависимости от возраста занимающихся
Интенсивность, объем тренировочных нагрузок планировать с учетом, в основном, от уровня физической работоспособности . Интенсивные нагрузки в подростковом возрасте следует применять осторожно и с достаточными паузами для восстановления. Это весьма важно, поскольку возможно проявление повышенной утомляемости от физических нагрузок, значительная эмоциональная возбудимость, раздражительность. Возможен замедленный темп роста спортивного мастерства.
Так, к примеру, в подростковом возрасте нельзя нагружать предельными весами, необходимо выполнять упражнения на растягивание во избежание закрепощения мышц и потери уровня гибкости. Специальные упражнения на растяжку (стретчинг) делать необходимо каждому спортсмену после силовой тренировки, это сохранит подвижность в костно-суставной системе, гибкость и убережет от закрепощенности, сохранив скоростные способности и мышечную координацию.
После нагрузки максимальной и большой мощности в подростковом возрастет, в большинстве случаев отмечается удлинение латентного времени двигательной реакции В подростковом возрасте мышцы эластичны, они характеризуются хорошей нервной регуляцией и высокой способностью к расслаблению. Опорно-двигательный аппарат способен к довольно длительной работе и выдерживанию значительных статических напряжений. Поэтому в рассматриваемом возрасте целесообразно увеличивать величину отягощений и объем силовой работы.
Постепенное возрастание относительной силы мышц рук, которая определяется в тесте как «подтягивание на перекладине», происходит только до 14 лет. Также тенденцию к увеличению с возрастом имеет силовая выносливость мышц брюшного пресса, однако, при этом прирост не существенный.
Также стоит отметить, что в период полового созревания сила мышц во многом определяется биологическим возрастом, который необходимо учитывать при дозировании нагрузок силовой направленности.
С скоростно-силовой выносливостью связано понятие выносливости утомления. Выносливость представляет собой способность организма человека преодолевать наступающее утомление.
Различают физическое, сенсорное, умственное и эмоциональное утомление. В физическом воспитании в разных соотношениях отмечаются все типы утомления, однако, конечно же, наибольшее значение, имеет физическое утомление .
Склонность человека к работе на выносливость предопределяют особенности структуры его мышц (в них преобладают красные волокна). Физические нагрузки как средство развития выносливости. Физическую нагрузку можно определить как величину воздействия физических упражнений на человека, которая сопровождается повышенным, относительно покоя, уровнем функционирования организма.
Следует сказать, что правильно спланированные нагрузки на организм подростков увеличивают частоту сердцебиений, сердечные мышцы сокращаются сильнее, повышая артериальное давление. Это способствует функциональному совершенствованию системы кровоснабжения. Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность лёгких. Постоянные физические упражнения способствуют увеличению массы скелетной мускулатуры, укреплению связок, суставов, росту и развитию костей..
Тренировочные нагрузки используются, чтобы достигнуть и поддержать спортивную форму. Соревновательные нагрузки применяются для участия в соревнованиях, эстафетах и т.п. Контрольные нагрузки проводят в форме контрольных испытаний или тестов, чтобы оценить двигательных способностей. В физическом воспитании контрольные нагрузки выполняются, чтобы оценить динамику физической подготовленности учащихся.
На сегодняшний день в современной научной литературе достаточно хорошо описано влияние спортивных нагрузок на организм.
Если физические нагрузки выполняются нерегулярно, то каждый раз организм реагирует на них срочными малоэффективными приспособительными реакциями.
При систематических занятиях спортом следы многократно осуществляемой срочной адаптации суммируются .
Таким образом, подводя итоги первой главе, отметим, что нагрузка при выполнении физических упражнений - величина воздействия их на организм занимающихся. При соблюдении определенных условий нагрузка ведет к повышению функциональных возможностей организма, к развитию физических способностей.
На сегодняшний день в современной научной литературе достаточно хорошо описано влияние физических нагрузок на организм. Изучены особенности адаптации сердечно-сосудистой системы к психофизическим нагрузкам, механизмы формирования спортивного сердца, патологические изменения, возникающие у занимающихся при нерациональных занятиях физическими упражнениями.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТЬ ВЛИЯНИЯ ВЫСОКИХ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СПОРТСМЕНОВ
2.1 Изменения состояния занимающихся под влиянием интенсивности физических упражнений
У спортсменов, длительное время занимающихся спортом, образуется система условно-рефлекторных связей, которая при известных условиях (мысль, разговор о предстоящей деятельности, привычная обстановка) активизируется независимо от воли и желания спортсмена, подготавливая организм к предстоящей двигательной деятельности.
Предрабочие сдвиги могут возникать задолго до этой деятельности, когда спортсмен в них еще не нуждается, поэтому условные рефлексы на рабочую обстановку или на представление о будущей деятельности «срабатывают вхолостую». Однако, возникая непосредственно перед соревнованием, они играют большую приспособительную роль.
Механизмы состояний, возникающих перед деятельностью, включают помимо условно - рефлекторной и психическую составляющую (эмоциональные и волевые процессы). Поэтому состояния, возникающие перед деятельностью, характеризуются не только изменениями вегетативных функций (повышением пульса, ритмом дыхания, обменом веществ), но и отражаются на проявлении двигательных качеств, технике движений, поведении спортсмена, его речи. Эти состояния принято называть психическими состояниями спортсмена.
Психические состояния - один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определенными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне - системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира.
Центральное место в психологии соревновательной деятельности спортсмена занимает исследование таких психических состояний, как психическое напряжение, эмоциональное возбуждение, состояние тревоги, состояние страха, стресс, состояние азарта, предстартовые состояния: стартовая лихорадка, стартовая апатия, состояние боевой готовности. Эти состояния характеризуются как предрабочие в случаях значимой деятельности с неопределенным исходом.
Выделяют три стадии психического перенапряжения:
Первая стадия - нервозность. Ее признаки - капризность, неустойчивость настроения, внутренняя (сдерживаемая) раздражительность, возникновение неприятных, иногда болезненных ощущений в мышцах, внутренних органах.
Неустойчивость настроения выражается в том, что спортсмен то смеется в ответ на шутки, то ходит мрачный, насупившийся, создавая впечатление недовольства всем. При незначительном успехе он испытывает неадекватную радость, которая, однако, быстро сменяется негативным отношением к окружающему.
Внутренняя раздражительность, как одно из проявлений неустойчивости настроения, чаще всего замечается во взгляде, мимике, пантомимике, но пока не выражается в более крупных поведенческих актах. В своих высказываниях спортсмен становится более прямолинеен, иногда язвителен, но спонтанную раздражительность контролирует и сдерживает.
Появляются неприятные, иногда болезненные ощущения в мышцах, внутренних органах, суставах, коже, которые быстро проходят или переходят с одной части тела на другую.
Проявление признаков психического перенапряжения в наиболее нагрузочные периоды тренировки можно считать закономерными. Вторая стадия - прочная стеничность. Ее признаки - нарастающая, несдерживаемая раздражительность. Эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, беспокойство, напряженное ожидание неприятности. Нарастающая, несдерживаемая раздражительность выражается в том, что спортсмен все более и более утрачивает самообладание, проявляет гневливость, направляя ее на товарищей, тренера, нередко на совершенно случайных людей. Эмоциональная неустойчивость выражается в нарушении оптимального уровня эмоционального возбуждения, чаще всего в сторону перевозбуждения.
Третья стадия - астеничность. Ее признаки: общий депрессивный фон настроения, тревожность, неуверенность в своих силах, высокая ранимость, сенситивность.
Ставится под сомнение запланированный результат, возможность выигрыша даже у слабых противников, предсоревновательные тренировочные результаты спортсмен склонен интерпретировать в пессимистичных, не предвещающих успеха тонах. Возможно появление страха.
Состояние страха.
Спортивная деятельность часто сопровождается переживанием страха (боязни), который может повлиять на успешность выступления на соревнованиях или на качество тренировочного процесса. Особенно это касается дебютантов соревнований, но и опытные спортсмены могут испытывать страх нового поражения, если предыдущее выступление в соревнованиях закончилось неудачей.
Различают три формы страха, возникающие при осознании опасности:
Первая форма – астеническая реакция – проявляется в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках. Развивается она по механизму пассивно-оборонительного рефлекса.
Вторая форма – паника, захватывающая многих или всех членов команды. Близким к панике как массовому состоянию в спортивной деятельности является страх перед снарядом у гимнастов, когда первый номер команды выступает неудачно, боязнь той команды, которая выиграла накануне матч у сильного противника с крупным счетом.
Третий вид страха – боевое возбуждение, связанное с активной сознательной деятельностью в момент опасности. Состояние боевого возбуждения положительно окрашено, то есть человек испытывает своеобразное наслаждение и повышение активности психической деятельности в ситуации опасности.
Очевидно, это состояние встречается у опытных спортсменов: парашютистов, слаломистов, альпинистов, прыгунов в воду и на лыжах с трамплина .
Психическое состояние – это сложные и многообразные, относительно устойчивые, но сменяющиеся проявления психики спортсмена в конкретный период. Психические состояния оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на поведение и успешность деятельности. Психические состояния могут быть осознанными и неосознанными, устойчивыми и неустойчивыми, оптимальными и неоптимальными для достижения успеха.
Организм спортсмена характеризуется наличием разных физиологических систем, готовых работать в разное время. Поскольку двигательная система настолько возбудима и нестабильна, ей требуется меньше времени для подготовки к активной мышечной деятельности, чем вегетативной системе .
Психо-эмоциональный настрой каждого спортсмена возникает задолго до состязания. Здесь и честолюбивые мечты, и некоторое раздражение вследствие необходимости соблюдать аскетический режим, и ожидание тягостных физических ощущений при преодолении порогов своих внутренних возможностей, и воспоминания о недоброжелательной реакции трибун или, наоборот, о фанатичной приверженности болельщиков, требующих только победы. Спортсмена может беспокоить не сданный в институте зачет, отсутствие письма из дому, какие-то индивидуальные недостатки в спортивной технике, неудобный покрой спортивного костюма, остаточные последствия легкой травмы и многое другое.
Все это объединяется в комплекс причин, изменяющий мозаику сложных регуляторных процессов. Таким образом, создается тот неповторимый эмоциональный фон, который отличает соревнование от тренировки. Скрытая внутренняя психическая настройка приводит к сдвигам во всех органах и системах организма .
Известный психотерапевт Алексеев А.В., занимающийся на протяжении более 40 лет психологической подготовкой спортсменов, создавший уникальные методики, которые не имеют аналогов в мировой практике, отмечает, что «…если спортсмен обладает качественной и стабильной спортивной техникой, у него значительно повышается чувство уверенности в своих силах, в своих соревновательных возможностях».
А чувство уверенности, которое можно отнести к психологической составляющей, – одно из самых значимых качеств, определяющих успех в любом деле, в том числе и в таком трудном, как современный спорт высших достижений.
Без хорошей спортивной техники и без чувства высокой уверенности, порождаемого ею, просто не приходится рассчитывать на успех в соревнованиях.
Помимо чисто спортивных аспектов на психическое состояние спортсменов в предстартовой и соревновательной обстановке могут влиять и личные бытовые моменты (неурядицы в семье, на работе, в школе или институте, болезнь близких людей, плохие взаимоотношения в коллективе).
Все это в конечном итоге сказывается на психо-эмоциональном состоянии спортсмена, что может привести к возникновению травмоопасных ситуаций.
Одним из важных компонентов, обеспечивающих высокий результат тренировочного процесса, служит уровень психического напряжения. Тренировочный процесс является ключевым компонентом подготовки спортсменов на высоком уровне. Однако помимо пользы физических нагрузок, тренировки могут приводить к психологическому напряжению и перенапряжению.
Психологическое напряжение – это состояние повышенной активности психических процессов, которое сопровождается чувством внутреннего дискомфорта. Оно возникает в процессе выполнения сложных и новых заданий, а также в условиях сильной конкуренции. Если такое напряжение длительное время остается без внимания, то это может привести к серьезным проблемам со здоровьем, как физического, так и психического плана. Интенсивный тренировочный процесс может вызывать у спортсменов такое напряжение, которое может негативно сказаться на качестве тренировок и результативности спортивной деятельности.
Само по себе психическое напряжение в спорте — положительный фактор, который отражает активирование всех систем организма. Но следует иметь в виду, что при неблагоприятных факторах (высоком и продолжительном напряжении, страхе перед нагрузкой, недостаточной мотивации, и т. п.) психическое напряжение может вызывать дисгармоничность функций, неоправданный расход энергии. Слабая степень психического напряжения не оставляет последствий и исчезает спустя пару дней. В свою очередь, признаки сильной степени психического напряжения, могут сохраняться даже через месяц.
В стрессовых ситуациях в организме человека начинают работать механизмы, которые готовят к повышенным физическим нагрузкам. Именно поэтому многие исследователи рекомендуют во время нервного напряжения и после него выполнять физические упражнения для снятия стресса. Это могут быть различные средства физической реабилитации: гимнастика, фитнес, плавание, бег, танцы, которые по воздействию на организм человека вполне могут заменить прием антидепрессантов.
Физическая нагрузка оказывает генерализованное влияние на организм, практически на все его физиологические механизмы, которые, прежде всего, обеспечивают диапазон и совершенствования адаптации организма к любым внешним и внутренним факторам и тем самым повышают толерантность к стрессовым факторам.
Такими признаками являются (Рисунок 2.1.):
Рисунок 2.1 - Признаки сильной степени психического напряжения
В процессе тренировочной и соревновательной деятельности на организм спортсмена действуют различные стрессоры, связанные с максимальной нагрузкой, травмой и заболеванием, утомлением, эмоциональным возбуждением.
На психику спортсмена, перед соревнованиями, влияет сама обстановка предстоящих соревнований, их масштаб и значимость, состояние, связанное со страхом поражения и последующей социальной оценкой, предполагаемый серьезный соперник, перенесенные травмы и заболевание, которые могут вызвать неуверенность в своих силах, и т.д.
Непосредственно же во время соревнований психо-эмоциональное воздействие, приводящее к травме, могут вызвать неудобное время и неблагоприятные условия их проведения, неудачная жеребьевка, неспортивное поведение соперника и его тренера, отрицательная реакция зрителей, неудачная попытка, поражение, тенденциозное судейство и т.п.
Более высокая вероятность получения травмы имеется у спортсменов игровых видов спорта, где технические приемы и тактические действия выполняются в условиях активного противодействия соперника. Противодействие соперника приводит к постоянному изменению условий игры. При этом задуманные, запланированные действия отдельного игрока и команды в целом заставляют выполнять технические приемы в сложных, иногда рискованных ситуациях.
Под влиянием систематической тренировки компенсаторные возможности организма спортсменов становятся столь широкими, что многие заболевания у них протекают иначе, чем у не занимающихся спортом: заболевания часто начинаются очень незаметно для самого человека, окружающих и врача; иногда при заболевании у спортсмена не только не ухудшается самочувствие но он даже показывает высокие спортивные результаты; очень часто клиническая картина заболевания неясна, наблюдаются стертые и абортивные формы болезни.
Заболевание, которое остается незамеченным или ему не придается серьезного значения (что совершенно недопустимо), лечение которого не проводится, тренировочные и соревновательные нагрузки при котором не снимаются и не уменьшаются, может закончиться неблагоприятно.
Сколь ни велики адаптационные возможности организма тренированного спортсмена, они становятся недостаточными, предпатология переходит в патологию, острое заболевание в хроническое, возникают различные осложнения, иногда очень опасные, несовместимые с жизнью.
Опыт спортивной патологии говорит о том, что имеются некоторые специфические причины развития заболеваний у спортсменов. Так, болезнь у спортсмена может возникнуть в процессе спортивной деятельности в связи с воздействием различных факторов внешней среды. При этом специфика вида спорта играет существенную роль в возникновении заболевания [12,15,16].
Болезнь у спортсмена нередко возникает в результате неправильной методики тренировки, при использовании нагрузок, к которым спортсмен недостаточно подготовлен: при форсированном увеличении нагрузок, двух и трех разовых занятиях в день с большими объемами и интенсивностью нагрузки, узкоспециализированной, однообразной работе, отсутствии разгрузочных дней и т.д. Нередко при этом вначале возникает резкое утомление, переутомление, перетренированность, перенапряжение, а уже затем развивается заболевание, характер которого определяется спецификой воздействия вида спорта или особенностью организма.
Неправильная методика тренировки, чрезмерная нагрузка особенно опасны, если они сочетаются с нерациональным режимом и условиями труда, быта, питания, вредными привычками, наличием очагов хронической инфекции, ослабленным состоянием организма в результате перенесенного заболевания (например, гриппа) или травмы. Большую опасность представляют очаги хронической инфекции (кариозные зубы, хронические тонзиллит и холецистит), даже при отсутствии жалоб, ибо компенсация, вполне достаточная для жизнедеятельности организма в обычных условиях, нередко нарушается при выполнении больших физических нагрузок.
Перетренированность, перенапряжение, различные предпатологические и патологические состояния встречаются у спортсменов с очагами хронической инфекции в 2-3 раза чаще, чем у спортсменов, не имеющих их.
Многочисленные данные свидетельствуют о том, что очаги инфекции, не проявляющие себя в покое и при обычной нагрузке, в условиях интенсивных нагрузок нередко провоцируют поражение наиболее интенсивно работающего органа – сердца.
Нередко не учитывается то, что спортсмен, перенесший даже легкую болезнь, имеет иное функциональное состояние, чем до болезни. Поэтому укорочение срока допуска к тренировочным занятиям после болезни, применение тех же нагрузок, что и до болезни, часто являются причиной новых заболеваний.
В процессе спортивной тренировки, особенно в соревновательном периоде и в состоянии спортивной формы у спортсменов нередко отмечается изменение секреции 11-оксикортикостероидов, уменьшение белка крови и снижение практически всех показателей гуморального и клеточного иммунитета.
У спортсменов низкой квалификации острая заболеваемость в течение года меняется несущественно. У спортсменов высокой квалификации она возрастает в соревновательный период в 2,5 раза по сравнению с подготовительным, а у спортсменов высшей квалификации – в 3,5 раза. Все это свидетельствует о том, что заболеваемость у спортсменов в значительной степени зависит от иммунобиологической перестройки организма .
Перенапряжение – это глубокое нарушение функций организма, которое происходит в результате чрезмерных психоэмоциональных и физических нагрузок.
Ведущую роль в развитии данного состояния играет неправильный режим тренировок и плохая организация отдыха. Перенапряжение может приводить к необратимым изменениям в организме и долгосрочным заболеваниям. Для предотвращения психологического напряжения и перенапряжения в тренировочном процессе необходимо соблюдать определенные правила.
Во-первых, тренировки должны соответствовать уровню подготовки спортсменов.
Во-вторых, необходимо обеспечивать достаточный отдых и сон.
В-третьих, для снятия психологического напряжения можно применять релаксационные техники, например, медитацию или йогу.
Множество исследований доказали, что медитация снижает признаки депрессивных состояний, агрессии и помогает циркуляции крови. В-четвертых, следует включать в программу тренировок соревнования, которые снижают степень тревожности и повышают мотивацию.
Также можно попробовать применять такие методы, как: изменение образа жизни, установление приоритетов, поиск меры во всём, грамотное планирование своего времени, улучшение сна и питания, общение с близкими и друзьями .
2.2. Психологическая профилактика спортсменов
Деятельность, связанная со спортом (особенно соревновательная), сопровождаема интенсивным изменением состояния человека. Подобные изменения не всегда бывают положительными (с точки зрения влияния на психологию спортсмена). В спортивной психологии выделяют ряд подходов по отношению к оптимизации состояния спортсмена и достижения им гармонии.
Предложено в процессе психологической профилактики при работе со спортсменами разделять эту работу на три части: успокаивающую, мобилизующую и формирующую образные представления о деятельности (при этом спортсмен должен находиться в состоянии аутогипноза) .
Для оптимальности успокоения было предложено расслабляющее воздействовать на лицевые мышцы спортсменов. Такое предложение на самом деле имеет веские основания, ведь выражение лица отражает состояние центральной нервной системы. Расслабляя мимическую мускулатуру, человек психологически расслабляется и успокаивается.
Если спортсмен самому себе внушает спокойствие, то у него меняется в головном мозге биоэлектрическая активность. Воздействием плавных, спокойно произнесённых фраз (самовнушением) можно сформировать такой тип доминанты (согласно делению, предложенному А.А. Ухтомским), когда согласно содержанию внушающих фраз, образуется определённая постановка тела, головы и всей позы.
Похожие варианты выделяют такие исследователи, как Л.Н. Радченко и О.В. Дашкевич. Они рекомендуют заниматься развитием таких психических и психофизиологических механизмов, которые участвуют в механизме эмоциональной саморегуляции .
Высказано мнение, что помимо развития навыков саморегуляции основным в работе спортивных психологов является необходимость развить специализированные восприятия, а так же волевые качества спортсмена.
Согласно П.А. Рудикову, чтобы воспитать в себе волевые качества или же скорректировать наличие отрицательных черт характера следует воспользоваться группами волевых усилий .
Рассмотрим 5 групп касательно волевых усилий.
1. Данная группа волевых усилий будет связана с напряжением, которое возникает в мышцах. Спортсмен в обязательном порядке должен выработать у себя хорошее отношение к напряжению в мышцах.
2. К данной группе волевых усилий относится умение сосредоточить внимание. Умение сосредотачивать внимание очень важно для воспитания в себе волевых качеств.
3. К данной группе относится умение человека преодолевать порог усталости.
4. К данной группе волевых усилий относиться умение соблюдать режим.
5. Последняя группа волевых усилий включает в себя способность преодолевать и справляться с опасностями. Танцор обязан уметь это делать.
Тренировка волевых усилий может поначалу быть неустойчива. Что бы стимуляция волевых качеств, проходила успешно, необходима взаимная работа тренера и группы спортсменов.
Одно из главных при воспитании волевых качеств у спортсменов – это мотив по версии А.Н. Леонтьева. Н.Д. Табунов, считал, что бы составить правильный алгоритм тренировки волевых качеств необходимо наличие мотивации, а так же интереса к самому процессу действия.
Перед соревнованием спортсмены вместе с тренером составляют план, по которому они собираются работать. План должен быть простым и понятным для всех участников команды. А.П. Пуни, а также П.А .Рудик составили перечень основных задач, которые необходимы для психологической подготовки к соревнованиям.
К основным задачам относятся:
• Умение оценить уровень пройденной тренировки;
• Наличие информации о том, в каких условиях будет проходить соревнование;
• Цель участия команды в данных соревнованиях;
• Мотив, который преследует команда во время проведения соревнований;
• Умнее сделать прогноз по поводу результатов соревнования;
• Быть уверенными в себе и в своих силах;
• Высокий уровень эмоциональной готовности к соревнованиям;
• Быть готовым использовать все ресурсы волевых усилий;
• Уметь регулировать свою психическую деятельность.
После проведения соревнований спортсмены должны анализировать как свои действия и результаты, так и действия, и результаты противника. При этом необходимо учитывать, что оценка спортсменов должна сочетаться с работой о внушении самому себе уверенности в свои силы. Помните о том, что высокий уровень тренированности зависит, прежде всего, от признаков, которые в свою очередь могут изменяться под действием психологического воздействия человека на самого себя.
Непредвзятая и трезвая оценка танцором особенностей собственного организма обязана сочетаться с проведением занятий по внушению уверенности. Необходимо учитывать, что состояние, в котором тренированность достигает значительного уровня, имеет некоторые признаки, способные видоизменяться под воздействием целенаправленного самовнушения:
- самоконтроль над психикой до соревнований. Предсоревновательное, или предстартовое, состояние – это особое состояние танцора, когда он психологически настраивает себя на выступление. Что происходит со спортсменом? С повышением стресса также наступает переосмысление личности противника, подбирается тактика и вырабатывается сценарий спортивного противостояния. Кроме того, имеют место быть различные хитрости, связанные с влиянием на соперника, понижающие его уверенность в себе. Вкупе с собственной заряженностью на успех, “накачкой” и НЛП спортсмен настраивает себя на победу.
- самоконтроль над психикой в дни соревнований. Самое главное для спортсмена не расслабляться и поддерживать мотивацию в каждый день соревнований и даже в выходной, потому что существует много примеров, когда вроде бы более предпочтительный спортсмен уступал по причине слабого психологического настроя.
Сейчас, по мнению большинства спортивных тренеров, основным методом психологической закалки танцора считается его привычка справляться со стрессовыми ситуациями, которые специально моделируются во время тренировочного процесса. Остальные техники вроде НЛП и самовнушения являются дополнительными, но также действенными. Вообще нынешний спорт – прекрасная площадка для отработки психологических технологий.
Главный (базовый) навык психологической саморегуляции– это психическое и мышечное расслабление (иначе говоря, релаксация). Самыми результативными и проверенными методами изучения релаксации являются различные разновидности аутотренинга.
Аутогенная тренировка способствует снижению нервно-эмоционального напряжения, чувства тревоги, эмоционального дискомфорта, оказывает нормализующее воздействие на основные физиологические функции.
Аутогенная тренировка (АТ) состоит из двух ступеней: низшей и высшей. Первая ориентирована на снятие психического напряжения, успокоение, вторая предполагает переход человека в особое состояние - надежды, доверия, веры в безграничные возможности организма по преодолению болезней и различных недостатков характера, по формированию желательных психических качеств.
Степень овладения данным методом психорегуляции зависит от разработки своеобразной лестницы словесных формул, шагая по ступеням которой, человек переходит от исходного психического состояния к необходимому для здоровья, высших спортивных достижений, развития психики.
В процессе самовнушения быстрая деятельность мышц позволяет на 15-20 процентов сократить латентное время напряжения и расслабленности. Внушением покоя и расслабления мышц можно снизить латентное время расслабления на 10-15 процентов.
Воздействие самовнушения позволяет более точно выявить определенные акустические сигналы, предъявленные на фоне других .
Значительный эффект получают танцоры, у которых навык аутотренинга усвоен хорошо.
С помощью правильного построения формул самовнушения, направленных на достижение определённых тренировочных задач, танцор достигает способности управления самим собой в пределах, необходимых для достижения результатов.
Огромное значение в жизни спортсмена имеет его настройка как психологическая, так и физиологическая перед началом соревнований. Предстартовая настройка включает в себя отчасти аутотренинг. Что касается физиологической разминки, то она готовит организм и системы к предстоящим соревнованиям. Если рассматривает психологическую разминку, то такая разминка настраивает нашу психику.
Для настройки человеческой психики необходимо достичь такого уровня возбуждения ее, что бы человек мог быть готовым к предстоящей программе соревнований .
Таким образом, психологическая программа подготовки заключается в том, что она включает в себя отражение индивидуальных проблем, которые касаются технического и тактического вида, а также те установки, которые были ориентированы на результат.
Таким образом, на современном научном этапе развития современной науки необходимо понимать и учитывать то, что организм человека является единым целым (целостным), и функционирование его частей может быть понято только с точки зрения функционирования всей этой целой системы.
В основе тренировочного процесса лежит постоянное стремление к повышению спортивного мастерства с целью достижения все более высоких спортивных результатов. Однако высокие спортивные достижения – не всегда следствие повышения уровня физических возможностей спортсменов.
Система спортивной подготовки в спорте высших достижений, по мнению специалистов, при неправильной организации тренировочного процесса может вызвать патологию различных органов и систем. Многие заболевания, выявляемые у профессиональных работников физической культуры и спорта после их ухода из большого спорта, часто «закладываются» уже в начале их спортивной карьеры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного анализа научной литературы, автор отмечает, нагрузки могут быть спортивными, оздоровительными и прикладными, которые имеют существенное отличие друг от друга. У каждой нагрузки своя структура и величина. Каждая нагрузка подразделяется на нагрузку тренировочную, соревновательную и контрольную.
Тренировочные нагрузки используются, чтобы достигнуть и поддержать спортивную форму.
Соревновательные нагрузки применяются для участия в соревнованиях, эстафетах и т.п.
Контрольные нагрузки проводят в форме контрольных испытаний или тестов, чтобы оценить двигательных способностей. В физическом воспитании контрольные нагрузки выполняются, чтобы оценить динамику физической подготовленности.
Направленностью нагрузки считается, на что нагрузка действует - это может быть двигательным качеством или группой мышц. Так, выполняя подтягивания происходит нагрузка, которая направлена на силовую выносливость мышц рук, а при приседаниях - мышц ног.
При изучении научной литературы по теме исследования выяснилось, что тренеры и спортивные психологи очень тщательно следят именно за психическим состоянием спортсменов. Те же спортивные психологи проводят мероприятия и семинары с целью обучения спортсменов эмоциональной саморегуляции, которая должна быть комплексной, то есть включать в себя аспекты, воздействующие не только на эмоциональном, но также и на физическом уровне.
Психологическая подготовка спортсменов опирается на научные положения в сферах современной медицины и психологии, а также психотерапии. Поэтому крайне важно мнение не дилетанта-психолога, но – квалифицированного специалиста в данной области.
Успех проведения различных мероприятий по психологической подготовке спортсменов, а также восстановления их после сложных соревновательных периодов, определяется, прежде всего, профессионализмом самого психолога, его мотивацией на достижение положительных результатов, а также - наличием приемлемых условий для работы, в частности – специальной комнаты психологической разгрузки.
Индивидуальная работа со спортсменами позволяет уточнить понимание мотивационных установок спортсменов в составе команды, что, в конечном счете, приводит к улучшению межперсональных взаимоотношений между тренером и спортсменами или между спортсменами.
Коррекция неточного понимания индивидуально-психологических особенностей спортсменов позволяет улучшить в целом психологическую атмосферу эмоциональной напряженности в коллективе.
Использование современных психологических и психо-коррекционных методик, которые позволяют улучшать спортивное мастерство как каждого спортсмена в отдельности, так и коллектива в целом, учитывающих индивидуально-психологические особенности, эмоционально-волевые и мотивационные установки спортсмена, могут прогнозировать действия спортсменов в различных ситуациях, в том числе и в соревнованиях самого высокого уровня
Фрагмент для ознакомления 3
1. Биохимия утомления и биохимические процессы в период отдыха после мышечной работы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://medlec.org/lek-130155.html. (Дата обФращения: 25.03.2024).
2. Гиссен, Л.Д. Психология и психогигиена в спорте/ Л.Д.Гиссен. – М.: ФиС, 2019. – 149с
3. Киселева, Е.С., Орлова А.В. Влияние физических нагрузок на психическое состояние личности /Е.С. Киселева, А.В. Орлова // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2022. – № 12. – С. 39-41;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=633 (дата обращения: 25.03.2024).
4. Кумаритов, А.В. Адаптация организма спортсмена к высоким физическим нагрузкам /А.В. Кумаритов //Вестник науки. 2019. №12. С.1215.
5. Курилкина, Д.А. Психологическое напряжение и перенапряжение в тренировочном процессе /Д.А. Курилкина //Спорт, здоровье и физическая культура в современном обществе: перспективы развития. 2023. С. 164.
6. Ландырь А.П. Тесты с дозируемой нагрузкой в спортивной медицине. / А.П. Ландырь, Е.Е. Ачкасов, И.Б. Медведев. – М. : Спорт, 2019. – 256с.
7. Лойко, Т. В. Основы спортивной физиологии : учебное пособие / Т. В. Лойко, И. Н. Рубченя, А. В. Ильютик. — Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2022. — 112 c. — ISBN 978-985-895-040-8. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/134145 (дата обращения: 25.03.2024). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
8. Лыжный спорт в системе подготовки лыжников-гонщиков, полиатлонистов и биатлонистов в условиях вуза для студентов очной и заочной формы обучения для самостоятельной работы по дисциплине «Базовые виды спорта» / Учебное пособие. Калуга: ИП Стрельцов И. А. (Изд-во «Эйдос»). – 2020. – 114 с.
9. Максутов, С. К. Процесс воспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов /С.К. Максутов //Физическая культура и спорт. 2019. № 4. С.34.
10. Привалова, А. Е., Сметанин, А. Г. Проблема психологической подготовки спортсмена /А.Е. Привалова, А.Г. Сметанин.М.: Спорт. 2021. 390 с.
11. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов — представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока к колледжу в новой социокультурной среде : методические рекомендации / И. А. Баева, А. В. Микляева, Ю. С. Пежемская [и др.] ; под редакцией И. А. Баевой. — Санкт-Петербург : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2023. — 272 c. — ISBN 978-5-8064-3360-3. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/137263 (дата обращения: 25.03.2024). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей.
12. Теория и методика избранного вида спорта (спортивные игры): Курс лекций. / В.А. Талай, А.В.Железнов, М.Д.Пугачев, Е.Г. Уткин, В.А. Хлопцев, Е.Л. Зубрицкая,; Под общ.ред. В.А. Талая. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2024. – 198 с
13. Тестирование физической подготовленности школьников. (Методические рекомендации для учителей физкультуры). / Сост . Никифоров А.А..- Мн.: БелРИПКППС, 2019. – 130 с.
14. Утомляемость [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.medicalj.ru/symtoms/physical/1287-bystraya-utomlyaemost. (Дата обращения: 25.03.2024).
15. Физиология человека: учеб. Пособие /А.А.Семенович [и др]; под ред. А.А. Семеновича. – Минск.: Выш.шк., 2019. – 544 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней