Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном образовании важное значение приобретает вопрос эффективного разрешения педагогических конфликтов на уроках начальной школы. Педагогические конфликты могут возникать из-за различий во взглядах, методах работы, характерах учителя и ученика, что может негативно сказываться на образовательном процессе и психологическом климате в классе. Поэтому разработка и применение технологии разрешения педагогических конфликтов на уроках в начальной школе представляет собой актуальную и важную задачу.
Актуальность темы
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью создания благоприятной образовательной среды, способствующей развитию учеников. Педагогические конфликты могут препятствовать эффективной образовательной деятельности, вызывать негативные эмоции участников образовательного процесса и снижать общий уровень успеваемости школьников. Поэтому изучение и применение технологии разрешения педагогических конфликтов имеет важное значение для повышения качества образования.
Цель
Целью данного исследования является разработка и апробация технологии разрешения педагогических конфликтов на уроках в начальной школе с целью повышения эффективности образовательного процесса и создания позитивной образовательной среды.
Задачи
1. Изучить основные виды педагогических конфликтов, возникающих на уроках в начальной школе.
2. Проанализировать существующие подходы к разрешению педагогических конфликтов в образовательном процессе.
3. Разработать технологию разрешения педагогических конфликтов, адаптированную для начальной школы.
4. Провести экспериментальное внедрение разработанной технологии и оценить ее эффективность.
5. Сформулировать рекомендации по использованию разработанной технологии в практике образовательного процесса.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования являются педагогические конфликты на уроках в начальной школе. Предметом исследования является технология разрешения данных конфликтов с целью повышения эффективности образовательного процесса.
Таким образом, данная курсовая работа направлена на изучение, разработку и апробацию технологии разрешения педагогических конфликтов на уроках начальной школы, что способствует созданию благоприятной образовательной среды и повышению качества образования.
Глава 1. Теоретические аспекты педагогического конфликта
1.1 Причины возникновения педагогических конфликтов на уроках
Не секрет, что конфликт может возникнуть в любой обстановке, где присутствуют люди. Это особенно верно для детей, которые все еще учатся эффективно общаться и понимать друг друга.
Хотя некоторые конфликты неизбежны и могут быть даже полезными, их слишком много может привести к созданию враждебной и непродуктивной учебной среды.
В этой статье мы рассмотрим различные типы конфликтов, которые могут возникать в классе, а также различные причины и методы предотвращения.
Что такое конфликт в классе?
Конфликт в классе - это ситуация, при которой два или более человека в классе испытывают напряжение, разногласия или враждебность. Это может быть вызвано множеством факторов, таких как различия во мнениях, личностные конфликты или конкуренция за оценки. Конфликт в классе может оказать негативное влияние на учебную среду и общий академический опыт.
Назовите несколько примеров конфликтов в классе?
В каждом классе всегда будут возникать конфликты в той или иной форме между учащимися. Важно понимать, что это за конфликты, чтобы их можно было быстро и эффективно разрешить. Вот 15 примеров конфликтов в классе между учащимися.:
1. Один ученик постоянно перебивает другого, когда тот пытается заговорить. Это может привести к конфликту в классе.
2. Два ученика постоянно спорят друг с другом по одному и тому же поводу.
3. Группа учащихся регулярно исключает одного ученика из своих занятий.
4. Ученик распространяет слухи о другом ученике в попытке разрушить его репутацию.
5. Ученик постоянно пытается унизить другого ученика или высмеять его в присутствии других.
6. Ученик отказывается выполнять свою долю работы в групповом проекте.
7. Один ученик всегда пытается показать себя или превзойти другого ученика.
8. Один ученик удерживает другого ученика от участия в групповом занятии.
9. Группа учащихся нападает на одного ученика и некоторое время запугивает его или ее.
10. Один ученик прямо или косвенно угрожает другому ученику.
11. Ученик заставляет других набрасываться на другого ученика и запугивать его или ее.
Каковы причины конфликтов в классе среди учащихся?
В каждом классе обязательно возникают конфликты между учащимися. Хотя определенное количество конфликтов может быть полезным, слишком большое количество может привести к сбоям в обучении. Итак, каковы 12 наиболее распространенных причин конфликтов в классе среди учащихся?
1. Разные стили обучения.
Некоторые студенты лучше всего учатся, слушая лекции, в то время как другие предпочитают больше практических или визуальных методов. Это может привести к конфликту, когда учащиеся чувствуют, что их обучают не так, как это лучше для них. Например, некоторые из моих учеников лучше всего учатся, занимаясь тем, чему они учатся, в то время как другие учатся, читая и слушая. Некоторые хорошо учатся в одиночку, в то время как другие лучше всего учатся в группе. Это часто создает путаницу среди учащихся, когда вы предоставляете им возможность выбирать, что изучать и как это изучать.
2. Конкуренция за ресурсы.
Когда количество ресурсов (таких как парты, карандаши или места) ограничено, учащиеся часто соревнуются за них. Это может привести к конфликтам, когда один ученик слишком сильно использует ситуацию, а другие чувствуют себя бессильными остановить его.
3. Личные различия.
Некоторые учащиеся просто более конкурентоспособны, чем другие. Будь то желание выделиться или просто желание быть лучшими, этот тип конкуренции может привести к конфликту. Например, один ученик может не желать позволять другому ученику руководить обсуждением в классе, даже если этот другой ученик вносит не такой вклад, как следовало бы. Это может привести к конфликту между ними и повлиять на спокойствие в классе.
4. Разнородные уровни способностей.
Когда у учащихся разный уровень способностей, учителю может быть трудно создавать уроки, бросающие вызов всем, не расстраивая тех, кто испытывает трудности. Например, ученику, продвинутому в математике, урок базовой алгебры может показаться легким, в то время как у менее опытного ученика могут возникнуть проблемы с выполнением того же задания. Это может привести к конфликтам, поскольку более продвинутый ученик чувствует себя менее брошенным вызовом и разочарованным, а менее продвинутый ученик чувствует себя обделенным и неважным.
5. Плохое преподавание.
Если вы не умеете хорошо общаться или не обладаете привлекательной личностью, может быть трудно заинтересовать ваших учеников. Когда ваши уроки скучны или вы недостаточно увлекательны, учащиеся могут начать чувствовать разочарование, и конфликт может стать реальностью. Это может привести к конфликту между вами и вашими учениками, потому что они могут начать плохо себя вести или прерывать занятие.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемьева, Т. М. Методы разрешения конфликтов в образовательном процессе. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
2. Васильев, В. Д. Педагогика: конфликтология. – М.: Педагогика, 2008.
3. Галумова, Л. В. Психологические аспекты конфликтологии в образовании. – СПб.: Питер, 2006.
4. Дубовик, М. И. Конфликтология: конспект лекций. – М.: Аспект Пресс, 2009.
5. Еремеева, Л. А. Психология конфликта: учебное пособие. – М.: Академия, 2005.
6. Зимняя, И. А. Конфликтология: учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
7. Ильин, Е. Психология конфликта: курс лекций. – М.: Аспект Пресс, 2008.
8. Конфликтология в педагогическом образовании: учебное пособие. – М.: Академия, 2010.
9. Леонтьева, О. И. Методы разрешения конфликтов в начальной школе. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
10. Мельникова, Е. Конфликты на уроках начальной школы. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
11. Николаева, А. В. Педагогическая конфликтология. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
12. Омельяненко, Н. Конфликтология в работе учителя. – М.: Аспект Пресс, 2006.
13. Педагогическая психология конфликтологии: учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2009.
14. Разрешение конфликтов в педагогической деятельности: учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2011.
15. Суетин, А. Д. Педагогическая конфликтология. – М.: Педагогика, 2009.
16. Трофимов, Ю. И. Технологии разрешения конфликтов на уроках в начальной школе. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
17. Уроки конфликтологии для начальной школы. – М.: Педагогическое общество России, 2008.
18. Фесенко, Е. П. Педагогическая конфликтология: учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006.
19. Холодно, Г. И. Психологические аспекты разрешения конфликтов на уроках в начальной школе. – М.: Педагогическое общество России, 2010.
20. Чижов, П. К. Способы разрешения конфликтов на уроках в начальной школе. – М.: Педагогика, 2012.