Фрагмент для ознакомления
2
Термин «культура» происходит от латинского, что означает «возделывание земли». В трудах Цицерона (106-43 год до н. э.) мы впервые отмечаем расширенное, переносное значение этого слова как «возделывание души», воспитание.
Kультура – общественное явление, и личность так или иначе вступает в определенные отношения с различными социокультурными структурами. Закономерность развития культуры состоит в том, что со временем культура личности начинает играть все более важную роль.
Культура возникает вместе с обществом, она является социальным феноменом. Культура и общество не могут существовать друг без друга. Это внебиологические формы совместной жизнедеятельности людей.
Культура в обществе – это исторически сложившийся и развивающийся процесс человеческой деятельности, проявление сущностных сил человека, его физического и духовного потенциала.
Можно сказать, что культура – это:
– мера освоения человеком окружающего предметного и духовного мира;
– совокупность средств, методов и регуляторов деятельности человека;
– ценности, качественные характеристики личности и общества;
– способ бытийно-исторической деятельности .
Многие известные государственные деятели, политики, учёные, деятели искусств высказывались на тему культуры. Например, В. Путин говорил: «Культура представляет собой универсальный язык общения и взаимопонимания и имеет колоссальный ресурс для объединения людей во имя высоких целей. При этом именно культура передает будущим поколениям самые базовые ценности и ориентиры, позволяет создать прошлое, настоящее и будущее, сохранить самобытность, уникальность каждого народа и помогает людям ориентироваться в бурно меняющемся культурном мире. И, наконец, культура, просвещение – это ответ на вызовы варварства, нетерпимости, агрессивного радикализма, которые угрожают нашей цивилизации» .
Значение сферы культуры в обществе заключается в выполняемых функциях, таких, как социализация, идентификация, эстетическое удовлетворение, развитие интеллектуальных способностей, сохранение наследия, способствование экономическому росту через креативные индустрии, развитие межкультурного понимания. Исходя из чего, сфера культуры включает в себя такие виды деятельности и взаимоотношений:
1) сохранение и использование культурно-исторического наследия;
2) художественное, эстетическое образование и детское творчество;
3) искусство, творческую, концертную деятельность;
4) организацию досуга и развлечений;
5) этнографические, фольклорные искусства и ремесла;
6) деятельность по обеспечению функционирования сферы культуры (распространение и потребление ценностей культуры, правовое регулирование, финансирование и управление культурой, социальный маркетинг и т.д.).
Рассматривая культуру как экономическое явление необходимо отметить, что в рамках экономической науки особое внимание уделяется актуальным вопросам экономической теории культурной деятельности, а также анализу правовых, финансовых и трудовых отношений, существующих в сфере культуры. Весь этот комплекс проблем входит в область экономики культуры, которая представляет собой самостоятельное направление в экономической науке. Основная задача этого направления – изучение процессов создания, воспроизводства, сохранения, распространения и потребления культурных благ . Культурные потребности как отдельного человека, так и общества в целом удовлетворяются в рамках данной сферы экономической деятельности. Активизация научных исследований в области экономических проблем культуры и искусства стала четкой тенденцией к концу 60-х годов прошлого века. Такие великие ученые-экономисты, как Уильям Баумоль, Марк Блауг и Алан Пикок, в своих работах вели анализ экономических аспектов культуры.
На сегодняшний день экономика культуры является обширной и разнообразной областью исследований. Она включает в себя использование эконометрических моделей для анализа спроса и предложения на рынке культурных благ, а также разработку и реализацию культурной политики и государственных мер регулирования в сфере культуры и искусства. Сегодня все больше и больше экономистов и исследователей обращают свое внимание на экономические аспекты культуры и искусства. Это связано с тем, что культурная индустрия становится все более значимой в мировой экономике. Культурные товары и услуги имеют свой специфический спрос и предложение, а также свою ценность и стоимость. Исследование экономики культуры помогает понять эти особенности и способствует разработке эффективных стратегий управления и развития культурной сферы. Кроме того, экономика культуры играет важную роль в формировании культурной политики и регулировании культурной сферы. Государственные меры поддержки культуры, финансирование и стимулирование культурных проектов, создание инфраструктуры и регулятивных механизмов – все это является частью экономической стратегии в сфере культуры и искусства. Таким образом, экономика культуры является важным исследовательским направлением, которое помогает понять и оценить экономические аспекты культуры и искусства, а также разработать эффективные стратегии управления и развития в этой сфере. Среди отечественных ученых, чьи исследования оказали значительное влияние на разработку экономических основ функционирования сферы культуры, можно отметить работы Т.В. Абанкиной, А.И. Дымниковой, Г.П. Иванова, Е.Л. Игнатьевой, Р.И. Капелюшникова, Е.П. Костиной, В.Ю. Музычук, А.Я. Рубинштейна, Б.Л. Рудника, Б.Ю. Сорочкина, И.А. Столярова, Г.Л. Тульчинского, Е.Л. Шековой, Л.И. Якобсона и других.
В поисках новых источников экономического роста, который испытывает замедление во многих странах мира, все больше внимания уделяется экономике культуры. Сегодня уже необходимо установить связь между экономическим развитием и культурным наследием народов, формальными и неформальными институтами, а также изучить влияние культуры на экономический рост. Уже со времен А. Смита экономисты задавались вопросом о роли непроизводительного труда, включая работу военных, государственных чиновников, а также актеров, музыкантов и писателей.
Одной из функций культуры в рамках концепции культурного детерминизма являются политические, социальные и экономические изменения в институциональной структуре. Согласно Л. Харрисону, успех или неудача общества определяется культурой, а не политикой. Одной из основных теорий, связывающих культуру и экономический рост, является теория «креативного класса». Согласно этой теории, культурные и творческие индустрии играют важную роль в экономике, поскольку они способствуют росту и развитию других секторов. Творческий класс, включающий художников, писателей, музыкантов, дизайнеров и других профессионалов, создает новые и инновационные продукты и услуги, которые в свою очередь стимулируют экономику .
Более того, культурное наследие народов играет важную роль в развитии экономики. Культурное наследие является уникальным источником, который привлекает туристов, способствует созданию новых рабочих мест и развивает инфраструктуру. Поддержка и сохранение культурного наследия народов может стать сильным катализатором экономического роста и привлечения инвестиций. Таким образом, экономика культуры играет важную роль в современном мире и может быть ключевым фактором для стимулирования экономического роста. Исследование связей между культурой и экономикой может привести к появлению новых возможностей и стратегий развития, что позволит обществам достичь более устойчивого и динамичного роста.
Сегодня экономическая теория не только ограничивается вопросами распределения ресурсов, но и расширяет свой объект изучения, включая в себя более широкие явления общественной жизни, такие как культура и искусство. Проблема влияния внеэкономических факторов на функционирование экономики является одной из наиболее важных задач, решение которой необходимо для достижения дальнейших экономических успехов человечества. Сфера культуры является одним из таких факторов .
Создание и обмен культурными продуктами являются частью интеллектуальной и художественной деятельности, которая обозначается абстрактно как культура. Культура выступает в роли сферы художественной и культурной деятельности, а также отрасли экономики. Сфера культуры состоит из инфраструктуры и отраслей, которые занимаются созданием, распространением и обеспечением условий для производства культурных продуктов. Эта сфера объединяет экономические и технологические связи между отраслями, основанными на договорных отношениях. В исследовательской литературе используется понятие «сфера» для обозначения группы родственных отраслей. Границы этой группы отраслей, объединенных под термином «сфера», всегда достаточно произвольны и не отражены в государственных статистических классификаторах, поскольку в нормативной практике этот термин не применяется и не толкуется. В отрасль культуры объединены организации искусства и культурного просвещения благодаря свойствам, общим для процесса производства и потребления продукции .
В 2005 году был введен в практику общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), используемый для определения границ отраслей. При создании этого классификатора была учтена международная экономическая классификация и применены аналогии с другими отраслевыми классификаторами. Министерство культуры РФ возглавляет федеральное ведомство культуры, которое объединяет организации разных отраслей и обладает технологическими связями. В ОКВЭД эти организации представлены в нескольких группах и не сгруппированы в один подраздел.
В ходе проведения экономических преобразований произошли значительные изменения в организационной системе управления культурой. Управленческие функции стали более децентрализованными, а также были созданы территориальные ведомства региональной культуры, которые получили значительную степень самостоятельности .
Рост числа организаций культуры подтверждает экономическую эффективность ведения хозяйственной деятельности в этой области. Перспективы развития отрасли культуры и ее организаций становятся все более ясными благодаря увеличению числа коммерческих организаций, что способствует развитию и расширению этой отрасли. В конечном итоге, это приводит к улучшению качества жизни людей и стимулирует экономический рост. Государство имеет возможность регулировать производство социально-значимых благ культуры в бюджетном учреждении: контролировать их объем, качество, условия производства. Учитывая социальные цели, такие как гуманизация общества, самореализация личности, создание и сохранение культурных ценностей, при определении критериев эффективности в сфере культуры, важно поставить экономические цели на второй план. Это связано с учетом социальной роли культуры и общественного характера производимых благ.
В контексте культуры, блага объединены общим свойством – наличием внутренней образной формы, которая направлена на эмоциональное и художественное восприятие. Произведения искусства создаются в соответствии с принципами художественного творчества и обращается к эмоциональному миру. Художники и организации в области искусства работают над созданием различных произведений искусства. Они могут использовать уже существующие художественные образы и формы выражения, которые хранятся в библиотеках, музеях и архивах. Эти культурные ценности используются в различных учреждениях и организациях. Учреждения и организации в сфере искусства не только служат средством коммуникации и развлечения, но и играют важную роль в информировании и образовании. Они создают источники эстетического удовольствия и наслаждения для широкой публики. Различные формы и проявления искусства включают в себя картины, скульптуры, рукописи, ювелирные украшения, архитектурные сооружения и фотографии, предоставляя реципиентам культурных благ и социокультурных услуг возможность насладиться искусством и удовлетворить свои потребности. Все эти элементы вместе формируют содержание и внутреннюю форму культурного блага.
Продукция культуры включает в себя различные виды культурных благ, которые характеризуются такими особенностями, как отсутствие объективной оценки качества, невозможность измерения и дифференциации, сложность воздействия, неопределенность результатов потребления, существенное влияние временного фактора, отсутствие жизненно важных мотивов, отсутствие экономической выгоды и административного принуждения к потреблению, а также использование творческих способностей работника в процессе производства. Они являются общественными и социально значимыми благами культуры .
Государство и муниципалитеты финансируют производство культурных благ. Библиотеки, театры и концертные залы финансируются государством и частным сектором. Государство отвечает за производство благ общественной значимости. Множество людей пользуется этими благами и получает равные выгоды. Предоставление блага каждому не требует дополнительных затрат. Невозможно исключить тех, кто не желает платить, без ущерба для других пользователей.
В наш век технологий и интернета, культурное развитие не должно ограничиваться географическими и социальными рамками . Поэтому, чтобы обеспечить всеобщий доступ к культурным ценностям, необходимо дополнительно финансировать сферу культуры. Это позволит развивать и поддерживать музеи, театры, художественные галереи и другие культурные учреждения вне зависимости от местонахождения . Таким образом, каждый человек сможет получить доступ к искусству и культуре, что существенно важно для развития общества в целом
1.2. Особенности формирования и реализации региональной политики в культурной сфере
Совокупность отношений региональной власти и культуры, цели в области культуры, механизм ее влияния на культурные процессы, с одной стороны, реагирование на культурные потребности общества и имманентные проявления культуры с другой стороны, составляют суть региональной культурной политики. При этом содержание культурной политики, по мнению некоторых исследователей, предполагает:
– определение приоритетных направлений развития культуры, исходя из адекватного состояния культурной жизни и реальных проблем;
– разработка или инициирование в соответствии с приоритетами различных социокультурных программ;
– поддержка и реализация программ посредством распределения различных видов ресурсов: материальных, финансовых, трудовых и информационных .
В 1985 г. канадские учёные Г. Шартран и К. Маккафи, анализируя опыт государственной культурной политики в разных странах, пришли к выводу, что существует, по крайней мере, четыре концептуальных установки государства по отношению к культуре: «архитектор», «вдохновитель», «инженер» и «патрон» .
Государство, выступая в роли «архитектора», поддерживает и финансирует все культурные мероприятия. Культурная политика является частью общей социальной политики и ее целью является общее улучшение благосостояния населения.
Выступая в роли «вдохновителя», государство стимулирует частные или коллективные инвестиции в культуру, а его финансовая поддержка принимает форму соответствующих грантов.
Роль «инженера» становится возможной для государства только в том случае, если оно является единственным владельцем материальной базы культуры. В этом случае культурная политика связана и ориентирована на цели образования и воспитания.
Роль «патрона» предполагает максимальную отстраненность чиновников от вмешательства в творческие процессы, от распределения государственных субсидий некоммерческим организациям культуры и искусства, а средствами на финансовую поддержку и развитие культуры распоряжаются советы искусств.
Практическое использование той или иной модели культурной политики во многом зависит, с одной стороны, от понимания органов власти цели и функций культуры в обществе и, с другой стороны, от конкретной исторической ситуации страны или региона. В то же время по мере развития ситуации возможна смена парадигмы культурной политики .
Традиционно к инструментам управления развитием культуры в регионе относятся регулирование:
1) административное;
2) правовое;
3) прямое экономическое;
4) косвенное экономическое.
Правовое регулирование осуществляется в рамках гражданского законодательства через систему норм и правил.
Административное регулирование осуществляется посредством лицензий и квот, контроля цен и доходов, валютных курсов, учетных процентов и т. д.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 2020. – № 144.
2. Закон РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1978. – № 51. – Ст. 1387.
3. Закон РФ от 09.10.1992 № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1992. – № 46. – Ст. 2615.
4. Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1993. – № 20. – Ст. 718.
5. Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 1. – Ст. 2.
6. Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 22. – Ст. 2591.
7. Федеральный закон от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4136.
8. Федеральный закон от 15.04.1998 № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 16. – Ст. 1799.
9. Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 2. – Ст. 234.
10. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 26. – Ст. 2519.
11. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 26 (часть I). – Ст. 3378.
12. Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 52 (часть I). – Ст. 7753.
13. Указ Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» // Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 52 (часть I). – Ст. 8111.
14. Указ Президента РФ от 2.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2021. – № 27 (часть II). – Ст. 5351.
15. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 317 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры» // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 18 (часть II). – Ст. 2163.
16. Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р «Об утверждении «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 11. – Ст. 1552.
17. Закон Московской области от 22.07.2013 № 81/2013-ОЗ «О государственной политике в сфере культуры в Московской области» // Ежедневные Новости. Подмосковье. – 2013. – № 138.
18. Постановление Правительства МО от 04.10.2022 № 1067/35 «О досрочном прекращении реализации государственной программы Московской области «Культура Подмосковья» и утверждении государственной программы Московской области «Культура и туризм Подмосковья» на 2023-2027 годы» (вместе с «Перечнем утративших силу постановлений Правительства Московской области») // Ежедневные Новости. Подмосковье. – 2023. – № 75.
19. Постановление Правительства МО от 11.04.2016 № 287/11 (ред. от 17.07.2023) «О формировании Главного управления культурного наследия Московской области» (вместе с «Положением о Главном управлении культурного наследия Московской области») // Ежедневные Новости. Подмосковье. – 2016. – № 98.
20. Постановление Правительства МО от 29.03.2022 № 288/12 «Об утверждении Положения о Министерстве культуры и туризма Московской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области» (вместе с «Перечнем признаваемых утратившими силу постановлений Правительства Московской области») // Ежедневные Новости. Подмосковье. – 2022. – № 86.
21. Александров, А. Н. Теоретико-правовые основы региональной политики в сфере культуры / А. Н. Александров // Вестник науки и образования. – 2018. – Т. 1, № 2(38). – С. 91-95.
22. Заманова, М. Д. Правовое регулирование культурной политики в РФ / М. Д. Заманова // Студенческий форум. – 2020. – № 24-2(117). – С. 70-72.
23. Кириллова, М. В. Основы государственной политики в области культуры / М. В. Кириллова, А. В. Туркулец // Природа. Человек. Культура : Материалы Третьего Международного научно-просветительского форума, Кисловодск, 04–08 октября 2022 года / Под общей редакцией С.Е. Туркулец, Е.В. Листопадовой. – Хабаровск: Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2022. – С. 248-251.
24. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере / И.М. Шейман, Л.И. Якобсон, Л.С. Демидова [и др.]. – М.: Наука, 1995. – 155 с.
25. Лыгина, Н. И. Экономика впечатлений в России: роль сферы культуры и досуга / Н. И. Лыгина, Н. А. Паршиков, О. В. Рудакова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2019. – Т. 9, № 3(32). – С. 8-16.
26. Паньшин, Б. Н. Цифровая культура как фактор эффективности и снижения рисков цифровой трансформации экономики и общества / Б. Н. Паньшин // Цифровая трансформация. – 2021. – № 3. – С. 26-33.
27. Подкопаев, О. А. Теоретико-методологические основы экономики культуры / О. А. Подкопаев, И. И. Муртаева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2023. – Т. 2, № 3(52). – С. 131-145.
28. Сагитов, С. Т. Управление культурой региона: проблемы и пути развития / С. Т. Сагитов // Гуманитарные исследования Центральной России. – 2023. – № 4(29). – С. 68-78.
29. Соколова, Е. В. Культура как индустрия: сущность, критика, экономика / Е. В. Соколова // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение. – 2019. – № 1. – С. 71-80.
30. Соловьева, А. Н. Символические ресурсы локальных культур в экономике впечатлений / А. Н. Соловьева // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2023. – Т. 23, № 3. – С. 128-137.
31. Теплякова, С. О. Современные аспекты развития экономики культуры и механизмов ее финансирования / С. О. Теплякова // Экономические отношения. – 2019. – Т. 9. – № 3. – С. 2033-2034.
32. Чарная И. В. Экономика культуры: учебник и практикум для вузов / И. В. Чарная. – М.: Юрайт, 2021. – 269 с.
33. Больше 300 тысяч человек побывали на 30 масштабных культурно-развлекательных фестивалях в 2023 в Подмосковье [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mk.mosreg.ru/sobytiya/novosti-ministerstva/19-01-2024-11-27-20-bolshe-300-tysyach-chelovek-pobyvali-na-30-masshta (дата обращения: 03.04.2024).
34. Владимир Путин: «Культура представляет собой универсальный язык общения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://worldpodium.ru/news/vladimir-putin-kultura-predstavlyaet-soboy-universalnyy-yazyk-obshcheniya?ysclid=luk20f43vj500823989 (дата обращения: 03.04.2024).
35. Парки Подмосковья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minblag.mosreg.ru/deyatelnost/parki-podmoskovya/19-07-2021-10-39-48-parki-podmoskovya?ysclid=lui9s91pq1787832317 (дата обращения: 03.04.2024).
36. Паспорт национального проекта «Культура» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319207/?ysclid=lujwa4kitv748035661 (дата обращения: 03.04.2024).
37. Паспорт регионального проекта «Создание условий для реализации творческого потенциала нации («Творческие люди Подмосковья») (Московская область)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mk.mosreg.ru/dokumenty/nacionalnyi-proekt-kultura?ysclid=luk2x1fxox461236172 (дата обращения: 03.04.2024).
38. Паспорт регионального проекта «Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры («Культурная среда Подмосковья») (Московская область)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mk.mosreg.ru/dokumenty/nacionalnyi-proekt-kultura?ysclid=luk2x1fxox461236172 (дата обращения: 03.04.2024).
39. Паспорт регионального проекта «Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры («Цифровая культура Подмосковья») (Московская область)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mk.mosreg.ru/dokumenty/nacionalnyi-proekt-kultura?ysclid=luk2x1fxox461236172 (дата обращения: 03.04.2024).
40. Президентский фонд культурных инициатив / Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://фондкультурныхинициатив.рф/ (дата обращения: 03.04.2024).
41. Президентский фонд культурных инициатив выбрал победителей грантового конкурса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.asi.org.ru/news/2022/03/31/prezidentskij-fond-kulturnyh-inicziativvydelit-1-mlrd-rub-na-podderzhku-proektov-v-sfere-kultury/ (дата обращения: 03.04.2024).
42. Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn (дата обращения: 03.04.2024).
43. Сводный годовой отчет об исполнении государственных программ Московской области за 2022 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mef.mosreg.ru/deyatelnost/gosudarstvennye-programmy-moskovskoy-oblasti (дата обращения: 03.04.2024).
44. Сводный оперативный отчет о ходе реализации мероприятий государственных программ Московской области за 9 месяцев 2023 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mef.mosreg.ru/deyatelnost/gosudarstvennye-programmy-moskovskoy-oblasti (дата обращения: 03.04.2024).
45. Учреждения сферы культуры Московской области – участники Всероссийской программы «Пушкинская карта» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mk.mosreg.ru/deyatelnost/pushkinskaya-karta/05-04-2023-12-18-19-uchrezhdeniya-sfery-kultury-moskovskoy-oblasti-uch?ysclid=lui9eq0k8t837988076 (дата обращения: 03.04.2024).