Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Потребление выступает как процесс использования продукта при удовлетворении потребностей индивидуума, процесс свободного индивидуального выбора.
Соответственно, культура потребления - это определенный уровень использования достижений человечества на определенном этапе.
Она базируется на важных составляющих культуры - языке, ценностях, смыслах и знаках, которые несут в себе важнейшую информацию для потребительского общества и его представителей.
Эти аспекты входят в круг изучения и анализа социологов, исследующих современные культурные реалии массового потребления.
В социологии культуры в рамках анализа проблем массового потребления констатируется, что это достаточно гибкая, открытая система, способная к самовосстановлению и самосовершенствованию, используя при этом уникальные ценности и достижения культуры, но переводя их в ранг массовой культуры в качестве предметов массового потребления. Социология культуры видит в этом влияние модернизма - авангардной культуры прошлого столетия. То есть подчеркивается влияние развития современной культуры на массовую потребительскую культуру через средства рекламы.
Целью данной работы является рассмотрение темы развития сферы потребления с 2000-по наше время в российском обществе.
Задачи:
- рассмотреть потребительскую культуру: определение, продукты, объекты;
- изучить генезис понятия концепта «общество потребления»;
- сделать анализ потребления продуктов питания населением России: 2000-настоящее время;
- описать потребительские расходы как индикатор уровня жизни населения России: 2017-2022 гг;
- сделать анализ показного потребления отдыха в России;
- изучить Факторы формирования потребительского поведения молодежи;
- описать потребительскую культуру в ценностных ориентирах молодёжи.
Объект исследования – сфера потребления.
Предмет исследования – сфера потребления в России с 2000-х гг по настоящее время.
1 Сущность и особенности потребительской культуры
1.1 Потребительская культура: определение, продукты, объекты
Культура представляет собой комплексное явление, основанное на относительно устойчивых идеях и представлениях человека о мире и о ценностях. Можно сказать, что культура выполняет определенную функцию программы, задающей векторы развития человека и всего социума, формирует определенное культурное поле .
Массовая культура - это культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе (культура большинства).
Анализ показывает, что рассмотренные понятия сформировали одну из сложнейших социальных конструкций - массовую потребительскую культуру.
Массовая потребительская культура предстает прежде всего как особый тип производства, а также характер потребления различных культурных форм и ценностей и отличается спецификой коммуникации и моделями потребительского поведения в обществе.
Определенным этапом развития бизнеса на Западе стало оформление в целостное явление современных черт массовой культуры. Она формировалась на основных человеческих отношениях в достаточно примитивном изображении, используя характер развлекательности, стандартизации отношений, культ успеха и наслаждения, на основе конформизма.
Динамизм и оперативное реагирование на современные изменения в обществе - это черты современной массовой культуры, которые выявляют современные социологические исследования .
Развитие промышленного производства также оказало существенное влияние, именно оно сформировало характер производства, отличающийся стандартизацией, серийностью, поточностью.
Продукты массовой культуры являются прежде всего товаром, который имеет коммерческий характер, а сама массовая культура, как отмечают социологи, становится основой системы, формирующей потребительскую идеологию и потребительское сознание социума в лице читателя, слушателя, зрителя. Массовая культура при этом не только удовлетворяет потребительский спрос населения, но и выступает как ее организатор
Массовой культуре противопоставляется высокая, или элитарная культура, создаваемая и потребляемая культурной элитой - привилегированными группами общества. Она характеризуется закрытостью, аристократизмом, производством культурных образцов, рассчитанных на потребление узкого круга людей .
К объектам элитарной культуры можно отнести разнообразные области науки и философии, высокое классическое искусство, теологические основания, теоретическую этику, т. е. те базисные основы, которые требуют высокого уровня образованности для освоения языка и технологий в культурном пространстве, для большинства населения не представляющих никакого интереса, прежде всего потребительского.
Массовая культура, можно сказать, навязывает определенные нормы и ценности, используя основы психологии масс, влияя на общество и человека. Он начинает думать и организовывать свою жизнь образно, по лекалам массовой культуры, даже не задумываясь
Фрагмент для ознакомления
3
1) Приказ Минздрава России от 19.08.2016 N 614 (ред. от 30.12.2022) "Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания"// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_204200/ (дата обращения 24.03.2024)
2) Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2006. 389 с.
3) Буринчик А.С., Косенко М.Д. Массовая культура потребительского общества. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_28832625_25416238.pdf (дата обращения: 24.03.2024)
4) Воронцова Е.П. Анализ социально-психологических факторов потребительского поведения молодёжи / В сборнике: Студенческие научные исследования: сборник статей XII Международной научно-практической конференции. В 2 частях. Том 2. – Пенза: Наука и просвещение, 2022. – С. 158-165
5) Гуляева Т.И., Такмакова Е.В. Потребительские расходы как индикатор уровня жизни населения России// ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В ЦИФРАХ СТАТИСТИКИ. Материалы IХ международной научно-практической конференции. Тамбов, 2023. С. 158-165
6) Девяткин С.В. От общества потребления к «обществу впечатлений» (динамика видов потребления)//КУЛЬТУРНЫЕ ИНДУСТРИИ В ИНСТИТУТАХ ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ. Материалы Всероссийской научной конференции. Великий Новгород, 2020. С. 26-29
7) Ильин А.Н. Общество потребления и его сущностные особенности. Диагностика социума. 2013. №008. С. 22-36. (дата обращения: 24.03.2024)
8) Каюмова И. Р., Душкина А. В., Нурмухаметова В. В. Потребительское поведение молодежи в условиях цифровизации и нестабильности//ИНСТИТУТЫ И МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА. Сборник статей 13-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2023. С. 324-330
9) Лилюхин А.М., Баблоян Н.В., Лебедева Д.С. Современная российская молодежь: потребительские практики и аддиктивное поведение // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. №3. С. 239-240
10) Логутова С.В. Организация отдыха за границей // В сборнике: Экономика и управление гостеприимством территории. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Под редакцией М.В. Кивариной, Н.Н. Юриной. Великий Новгород, 2021. С. 61-65
11) Максимова-Кулиева Е. А., Семикина Д. В. Анализ показного потребления отдыха в России/УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. Сборник научных статей 13-ой Международной научно-практической конференции. Том 2. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Курский филиал; Торгово-промышленная палата; Совет молодых депутатов Курской области; Курская региональная общественная организация Вольного экономического общества России. Курск, 2023. С. 23-25
12) Митина И.Д., Тихова В.А. Массовая потребительская культура: современные тенденции и проблемы изучения в социологии культуры. 2020. № 3-4(41-42) с. 139-143 (дата обращения: 24.03.2024)
13) Общество потребления в эпоху турбулентности/ // Сайт ВЦИОМ Консалтинг. 10.07.2023. URL: https://consult.wciom.ru/materialy-ekspertov/materialy/obshchestvo-potreblenija-v-ehpokhu-turbulentnosti-1 (дата обращения: 24.03.2024)
14) Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm (24.03.2024).
15) Попов С.В. Потребительское поведение молодёжи в условиях санкций (на примере анализа сегмента одежды и аксессуаров) / В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования молодых учёных: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, приуроченной к 110-летию со дня рождения Т.В. Алексеевой. – Омск: Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, 2023. – С. 723-730
16) Пугачева А.А. Показное потребление // В сборнике: Поколение будущего: Взгляд молодых ученых – 2017. Сборник научных статей 6-й Международной молодежной научной конференции. В 4-х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2020. С. 267-270
17) Самофалова Е.В. Показное потребление на примере отдыха за границей // В сборнике: Информационные технологии как основа эффективного инновационного развития. Сборник статей Национальной (Всероссийской) научно-практической конференции с международным участием. Уфа, 2022. С. 157-165
18) Сафиуллин Л.Н., Сахбиева А.И., Зарифова И.А. Тенденции потребительского поведения молодежи как новая формация экономики будущего//RUSSIAN ECONOMIC BULLETIN. 2022. № 1. С. 314-316
19) Сухорукова Н. Г. Потребительское поведение цифрового поколения молодежи// ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО - НОВЫЙ ФОРМАТ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ: СТРУКТУРЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ. Материалы Всероссийской научной конференции. Отв. редакторы: Н.Г. Скворцов, Ю.В. Асочаков. 2020. С. 583-585
20) Харари, Ю.Н. Sapiens. Краткая история человечества. М.: Синдбад, 2017.
21) Хозяенко В.А. Отдых Россиян за границей // В сборнике: Экономика и региональное управление. Сборник статей международной научно-практической конференции. 2019. С. 553-560
22) Черников И. А., Современный досуг: между свободой и потреблением // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2019. — № 5. — С. 111-115
23) Ярыгина Л.В. Статистический анализ потребления продуктов питания населением России//СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. 2019. С. 123-126
24) Schulze, Gerhard. The Experience Society. Thousand Oaks: SAGF Publications, 2008. 360 p