Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
1.1 Значение лепки в развитии детей дошкольного возраста
Лепку относят к разновидности скульптуры. Скульптура предусматривает работу не только с мягкими материалами, но и твёрдыми. Дошкольники работают лишь с тем мягким материалом, который легко поддаётся воздействиям рук. Это пластилин, глина, тесто. Дети любят лепить и готовы изображать любые предметы или образы. Они лепят животных, транспорт, людей, фрукты, овощи, игрушки и др. [18].
Лепка из солёного теста, как и все другие виды изобразительной деятельности выполняет воспитательные задачи. При этом удовлетворяются познавательные и творческие потребности ребенка. Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке намного быстрее, чем в рисовании.
Обучение дошкольников лепки будет наиболее эффективным если воспитатели систематически будут проводить диагностику по выявлению уровня владения детьми приёмами лепки. При этом педагоги должны владеть эффективными методиками обучения лепке дошкольников.
Лепка была и остаётся популярным видом развития творческих и художественных способностей детей, поскольку учитывает индивидуальные и возрастные особенности развития дошкольников. Дети - пытливые исследователи окружающего мира.
Изобразительное искусство и прикладное творчество в педагогике давно признано незаменимым средством формирования эстетического вкуса. Современная образовательная среда реализуется сегодня в условиях требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Каждая образовательная ступень, начиная от дошкольной образовательной организации и заканчивая вузом, обучается в соответствии с требованиями ФГОС своей ступени. Исследователи чаще рассматривают дифференциально-психологический подход, когда подчеркивается различие людей в их способностях. При этом всё чаще используют личностно ориентированный подход, поскольку в основе ФГОС ДО лежат системно – деятельностный и личностно ориентированный подходы. Личностно- деятельный подход определяет способности субъекта как совокупность свойств личности влияющих на эффективность его деятельности [5].
Педагог рассматривает прежде всего такие показатели творческой деятельности ребёнка, как абстрактность и оригинальность, творческая мотивация и воображение, наглядно-образное мышление и эмоциональное переживание. Это могут быть различные показатели для каждого вида творческой деятельности. Но при этом, все они взаимосвязаны между собой. Педагогу важно научить ребёнка адекватно оценивать свои способности, причём, любые. На процесс развития творческих способностей младших школьников будет влиять самооценка. Все вышеперечисленное факторы могут обеспечить развитие творческих способностей дошкольников.
Действовать они будут лишь при создании соответствующих условий:
-организационно – педагогических;
-социально-психологических;
-индивидуально-психологических и др.
При этом всегда важно создавать для детей психологически благоприятный микроклимат и творческую среду. В.С. Юркевич отмечает, что для успешного развития творческих способностей необходим уровень интеллектуального развития выше среднего [16].
При этом, некоторые исследователи отмечают, что высокий уровень интеллекта не всегда приводит к высоким творческим достижениям и что иногда это даже может мешать творчеству. Творческая деятельность в дошкольном возрасте – это создание чего-либо субъективно нового и оригинального для ребенка. Чаще всего это может проявляться в лепке, рисовании, конструировании, сочинениях и др.
Нельзя не отметить, что успех в выбранной деятельности зависит от ряда личностных черт субъекта. Среди них можно отметить трудолюбие, целеустремленность, организованность, самостоятельность, настойчивость, сосредоточенность и др.
Отсутствие, или недоразвитие этих качеств может сказаться на активной деятельности ребёнка. Помимо мотивации, которая позволяет поддерживать интерес, необходимо стремление и упорство к достижению поставленной цели. Отсутствие таких качеств может стать препятствием на пути к получению результатов и достижений [22].
При работе с любым материалом ребёнку прежде всего должно быть комфортно, чтобы он ни в каком возрасте не терял своей мотивации. Лишь в этом случае можно будет говорить о динамике развития художественных способностей каждого из детей. Чаще всего понятие «способность» включает в себя три основных признака [16]:
1. Индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого. Здесь имеют в виду особенности памяти, мышления, восприятия и ощущений.
2. Свойства и качества личности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятель¬ности или многих деятельностей.
3. Индивидуальные особенности субъекта, ко¬торые могут объяснить легкость и быстроту приобретения соответствующих знаний и навыков.
Человек не рождается с заданными способностями. Учёные считают, что врожденными могут быть лишь задатки, которые составляют природную основу развития способностей. Задатки в большей или меньшей степени обусловливают своеобразие раз¬вития человека. Никогда нельзя заранее указать точные границы развития тех или иных способностей.
Любая деятельность тре¬бует для своего осуществления не одной, а нескольких спо¬собностей. Они могут до известной степени компенси¬ровать, заменять друг друга. Выделяют два уровня развития способностей: репродук¬тивный и творческий. Человек, находящийся на репродуктивном уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать особым умением чего либо, усваивать определённые знания, овла¬девать деятельностью и осуществлять ее по предложенно¬му образцу [2].
На творческом уровне развития способностей человек создает нечто, новое и оригинальное. В процессе овладения соответствующими знаниями и умениями, в процес¬се заданной деятельности человек переходит с репродуктивного уровня, на творческий. Соответственно изменится и структура спо¬собностей субъекта.
Ученые установили, что не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-либо деятельности ребёнка. К нужному эффекту приводит лишь своеобразное сочетание некоторых способностей, которые характеризуют конкретный род деятельности. Способности человека бывают общие и специальные.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Брушлинский, А.В. Психология субъекта [Текст]/ А.В. Брушлинский - М.: Институт психологии РАН; СПб.: Алетейя, 2003, - 109 с.
2. Веракса, Н.Е. Детская психология [Текст] / Н.Е. Веракса Учебник / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Юрайт, 2014. – 446 c.
3. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок [Текст]/ Н.А Ветлугина– М.– 2015. – 156 с.
4. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учебник / В.В.
Давыдов, Т.В. Драгунов, Л.Б. Ительсон и др. / Под ред. А.В. Петровского –
М.: Просвещение. – 2010. – 365 с.
5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский– М: Издательство Юрайт, 2016. — 199 с.
6. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский - М: Изд-во: Смысл, Изд-во Эксмо, - 2004 - 512 с.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте
[Текст] / Л.С. Выготский. - Издательство: М.: Просвещение, 2000. – 93 с.
8. Гусакова, М.П. Из истории аппликации [Текст] / М.П. Гусакова // Дошкольное воспитание. – 2000. - No 10. – 64-67 с.
9. Гусакова, М.П. Материалы и оборудование для занятий
изобразительной деятельностью [Текст] / М.П. Гусакова // Дошкольное воспитание. – 20014. - 27 с.
10. Гусакова, М.А. Аппликация и лепка [Текст] / М.А. Гусакова. - М.:
Просвещение, 2012. – 128 с.
11. Исследование проблем психологии творчества [Текст]: Отв. Ред.
Я.А. Пономарев. – М.: Наука. – 2013. – 167 с.
12. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной
деятельности в детском саду [Текст] / Косминская, В.Б. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - издание перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2010 – 355 с.
13. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / В.Б. Косминская, Е.И, Васильева, Н.Б. Халезова и др. - М.: Просвещение, 2011. – 253 с.
14. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Лыкова, И.А. Подготовительная к школе группа. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М.: Карапуз-Дидактика, 2018. - 208 с.
15. Лямина, М.С. Бумага и ножницы: творим чудеса [Текст] / Лямина, М.С. – М.: Спарк. – 2010. – 398 с.
16. Поддьяков, И.И. Новый подход к развитию творчества у
дошкольников [Текст] / И.И. Поддьяков // Вопросы психологии. – 2014. -
No1.-56 с.
17. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению
одаренности [Текст] / В.А. Моляко // Вопросы психологии. – 2012. - No5. –
86-95 с.
18. Сборник статей «Эстетическое воспитание в детском саду» [Текст] /
под ред. Н.А. Ветлугиной, - М. - 2018.-123 с.
19. Погодина, С.В. Теория и методика развития детского
изобразительного творчества. [Текст] / С.В. Погодина - Учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. изд., испр. и доп. - М: Академия, 2011. - 352 с.
20. Педагогика и методика развития художественной деятельности
детей [Текст]: учебно-методическое пособие / авт. Сост. О.В. Ситникова. –
М.; Директ-Медиа, 2016. – 107 с.
21. Развитие художественно творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и ДОУ. [Электронный ресурс]/https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvennotvorcheskih- sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-vzaimodeystviya-semi-i-dou (дата обращения: 28.03.2024).
22. Сотрудничество с семьей по художественно-эстетическому воспитанию детей. [Электронный ресурс] /https://www.art-talant.org/publikacii/24684-sotrudnichestvo-s-semyey-po-hudoghestvenno-esteticheskomu-vospitaniyu-detey (дата обращения: 28.03.2024).
23. Теплов, Б.М. Способности и одаренность [Текст] / Теплов, Б.М. // Хрестоматия возрастной и педагогической психологии. – М.- 2013. – 267 с.
Ушаков, Д.Н. Аппликация [Текст] / Д.Н. Ушаков // Толковый
словарь русского языка, том 1 А-М. – М.: Вече, 2001 – 704 с.
24. Эстетическое воспитание [Текст] / Учебное пособие для ВУЗов /
Е.А. Дубровская М.: Издательский центр «Академия». – 2015. – 206 с.
25. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста
[Текст] / Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных
заведений / Т.А. Казакова, Н.Н. Юрина и др. Под ред. С.А. Козловой. М.-
издательский центр «Академия». – 2017. – 256 с.