Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...….. 3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ЛИЧНОСТИ НЕОПОЗНАННОГО ТРУПА…………………………………………………………………………….… 5
1.1 Понятие и сущность оперативно-розыскных мероприятий…………………. 5
1.2 Особенности установления личности неопознанных трупов: цель проведения, а также оперативно-розыскные мероприятия, способствующие осуществлению данной деятельности……………………………………………13
2 УСТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ НЕОПОЗНАННЫХ ТРУПОВ: ТРЕБОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ДАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА, А ТАКЖЕ ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ В ХОДЕ ЕЕ ПРОИЗВОДСТВА……………………………...……18
2.1 Основные требования для успешного установления личности неопознанного трупа……………………………………………………………… 18
2.2 Проблемы, возникающие в деятельности подразделений уголовного розыска по установлению личности неопознанного трупа, и пути их решения…...…… 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………….…………………………………………… 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………. 32
Фрагмент для ознакомления
2
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ЛИЧНОСТИ НЕОПОЗНАННОГО ТРУПА
1.1 Понятие и сущность оперативно-розыскных мероприятий
Говоря о правомочности осуществления оперативно-розыскной деятельности, нельзя не упомянуть Федеральный закон от 12 августа 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон об ОРД). Согласно статье 1 этого закона, проведение оперативно-розыскных мероприятий является конкретным способом осуществления данного вида деятельности. ОРМ, в свою очередь, становится основным ингредиентом оперативной деятельности и необходимым элементом ее структурного компонента в соответствии с законодательством . При этом сам термин «оперативно-розыскные мероприятия» не имеет четкого определения в Законе об ОРД, хотя он указывается множество раз в статьях 1, 4-8, 11, 12 и т.д.
Закон об ОРД вызывает неопределенность из-за отсутствия четких определений применяемых видов мероприятий, а также неопределенного порядка их проведения, недостаточной ясности в закреплении результатов, наименования и формы необходимых документов, и других важных аспектов .
Эта неопределенность при отсутствии единого толкования терминов и мнений по данной теме, часто приводит к дискуссиям и конфликтам в юридической литературе и практике и может создавать опасные ситуации. Чтобы устранить неоднозначность и исключить возможность недопонимания, Закон требует уточнения и точной формулировки.
Согласно оперативно-розыскной теории, в настоящее время не существует единого легального определения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Более чем двадцать научных подходов, которые были изучены в рамках выполнения настоящей курсовой работы, не привели к единому и понятному определению оперативно-розыскных мер. Каждый ученый использовал авторский подход в своем определении. Таким образом, не существует легального определения ОРМ в законодательной базе, и невозможно разработать четкое нормативное определение для такого сложного вида оперативно-розыскной деятельности. Высказать положительное мнение по данной позиции является непростым делом.
Поэтому видится необходимым произвести расширение объема текста и включить разработку юридического определения ОРМ в статью 6 Закона об ОРД, в котором отразится значимые характеристики и признаки данного явления.
Оперативно-розыскные мероприятия – это важный компонент оперативно-разыскной деятельности. Основная цель ОРМ заключается в получении информации, которая необходима для достижения целей и реализации задач ОРД.
Существует несколько подходов к определению ОРМ, и исследователи продолжают работу в этой области на современном этапе. По мнению О.В. А.М. Шинкевича, ОРМ – это конкретная форма ОРД, которую выполняют уполномоченные лица в соответствии с нормативными актами .
Учитывая вышесказанное, можно утверждать, что ОРМ являются неотъемлемой частью оперативно-разыскной деятельности и направлены на получение необходимой информации. Важно продолжать исследования в этой области для определения более точного и полного определения ОРМ.
Согласно определению В.Н. Омелина, ОРМ представляют собой комплекс разведывательных действий, осуществляемых соответствующими уполномоченными субъектами в соответствии с законодательством и подзаконными актами
В этом контексте активности проводятся на основе негласных методов и имеют четкие правовые основы и соответствующие правила. Целью таких действий является сбор, запись и проверка информации, объектов и документов, которые могут использоваться как источники данных для выявления, предотвращения, пресечения и расследования преступлений. ОРМ также используется для выполнения других оперативно-розыскных задач. Применение ОРМ является одним из важнейших инструментов борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности.
Оперативно-розыскное мероприятие представляет собой незаменимую составляющую оперативно-розыскной деятельности государственных органов. Но для проведения таких мероприятий нужны не только должностные лица, но и соответствующие органы, которые перечислены в Законе об ОРД. Важно отметить, что каждое оперативно-розыскное мероприятие решает конкретные задачи оперативно-розыскной деятельности в соответствии с условиями и основаниями, предусмотренными в Законе об ОРД. Более того, проведение таких мероприятий требует немедленной реакции и высокой профессиональной подготовки соответствующих должностных лиц и органов. Таким образом, оперативно-розыскное мероприятие играет важную роль в обеспечении безопасности и защите прав граждан.
Для последовательного и эффективного проведения оперативно- розыскного мероприятия, необходимы соответствующая тактика и организация, которые рассматриваются как государственная тайна. Это значит, что все приемы, способы и методы, используемые в тактике оперативно-розыскного мероприятия, а также порядок их проведения, должны остаться конфиденциальными. Таким образом, оперативно-розыскное мероприятие выделяется среди других аспектов оперативной и розыскной деятельности, что способствует достижению самых эффективных результатов при его проведении. Важно отметить, что успешность оперативно-розыскного мероприятия возможна только при строгом соблюдении всех вышеупомянутых условий.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.03.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 23.03.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4019.
3. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об оперативно- розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
4. Федеральный закон от 25.07.1998 № 128-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3806.
5. Федеральный закон от 03.12.2008 № 242-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 49. Ст. 5740.
6. Приказ МВД России № 38, Генпрокуратуры России № 14, СК России № 5 от 16.01.2015 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц»
7. Решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 13 сентября 2023 г. по делу № 2-4829/2023 // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru (дата обращения 21.03.2024).
8. Уголовное дело от 30.04.20223 № 401197 // Следственный комитет Российской Федерации Следственное управление по Иркутской области следственный отдел по Свердловскому району города Иркутска.
9. Уголовное дело от 08.06.2023 № 641057 // Следственный комитет Российской Федерации Следственное управление по Иркутской области следственный отдел по Куйбышевскому району города Иркутска.
10. Ванярх Е.М., Алейникова Д.Е. Сущность и виды оперативно-розыскных мероприятий. Ростов-на-Дону, 2021. 260 с.
11. Колесникова К.В. Понятие оперативно-розыскных мероприятий: проблемы определения.
12. Петрозаводск, 2022. 173 с.
13. Лапин Е. С. Оперативно-розыскная деятельность: учебник и практикум. М.: Издательство Юрайт, 2024. 469 с.
14. Бельков В.А. Некоторые вопросы применения чипирования с целью идентификации объектов биологического происхождения // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2021. № 2(24). С. 135-139.
15. Дударев С.В. Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскных мероприятий и пути их устранения // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. сборник статей LXI Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 177-179.
16. Кондратьев М.В. О понятии и сущности оперативно-розыскных мероприятий // Правоохранительная деятельность органов внутренних дел в контексте современных научных исследований. Материалы региональной научно-практической конференции. Составители А.А. Сарсенова, Э.Х. Мамедов. 2020. С. 88-92.
17. Омелин В.Н. Оперативно-розыскные мероприятия как правовой институт // Закон и право. 2021. № 7. С. 182-185.
18. Омелин В.Н. Об общих условиях проведения оперативно-розыскных мероприятий // Закон и право. 2023. № 2. С. 219-220.
19. Пихота А.С. Некоторые проблемы правового регулирования отношений, связанных с опознанием неопознанных трупов // Современность в творчестве начинающего исследователя. 2022. № 8. С. 54-57.
20. Шинкевич Проблемы формирования определения и отличительных признаков оперативно-розыскных мероприятий // Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы. 2020. № 1 (47). С. 102-107.
21. Чечётин А.Е. Некоторые проблемы правового регулирования условий проведения оперативно-розыскных мероприятий // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2023. № 23-1. С. 35-36.
22. Барышников К.В. Осмотр места происшествия и его значение для установления личности неопознанного трупа [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36486654 (дата обращения: 30.03.2024).
23. Бондаренко А.С. Программно-аппаратный аспект при чипировании человека [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/programmno-aparatnyy-aspekt-pri-chipirovanii-cheloveka (дата обращения: 30.03.2024).
24. Гнетнев И.Г. Меры по повышению эффективности сбора идентификационной и розыскной информации при установлении личности погибшего по неопознанному трупу [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25770085 (дата обращения: 30.03.2024)
25. .Горева С.А. К вопросу о проведении всеобщей дактилоскопической регистрации иностранных граждан, граждан РФ и лиц без гражданства [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=39451005 (дата обращения: 30.03.2024).
26. Игуменов А.С. О некоторых вопросах информационно-аналитического обеспечения розыска без вести пропавших и установления личности неопознанных трупов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-voprosah-informatsionno-analiticheskogo-obespecheniya-rozyska-bez-vesti-propavshih-i-ustanovleniya-lichnosti-neopoznannyh (дата обращения: 30.03.2024).
27. Информация о розыске лиц, скрывшихся от дознания, суда уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших, а также об установлении личности граждан и неопознанных трупов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://мвд.рф (дата обращения: 30.03.2024).
28. Курбатова О.В. Введение всеобщей дактилоскопической регистрации в России: мнения за и против [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32813592 (дата обращения: 30.03.2024).
29. Мордюк А.В. Использование папиллярных узоров для идентификации неопознанных трупов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/xtgntv (дата обращения: 30.03.2024).
30. Солодовников А. Г. Современные возможности установления личности неопознанного трупа [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36486654 (дата обращения: 30.03.2024).
31. Ючмарова Я.Э. Проблемы идентификации личности неопознанных трупов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36925129 (дата обращения: 30.03.2024).