Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В системе государственных органов Российской Федерации особое место занимает Прокуратура Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 федерального закона № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории России. Деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Она независима от какой-либо из ветвей власти и от органов местного самоуправления, что позволяет ей беспрепятственно осуществлять свою основную функцию.
Цель работы – рассмотрение Прокуратуры РФ в системе органов государственной власти.
Для достижения цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
- представить общую характеристику деятельности органов прокуратуры РФ;
- отразить место Прокуратуры РФ в системе органов государственной власти.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с регулированием органов прокуратуры Российской Федерации.
Предмет исследования – нормативные правовые акты, иные источники права, а также научная и аналитическая литература по теме исследования.
Методологической основа исследования основывается на общенаучных методах, таких как исторический, логический, функциональный анализ, синтез, обобщение, наблюдение, сравнительно-сопоставительный метод, дедукция, индукция, а также на частно-научных методах: формально-юридический и сравнительно-правовой.
Теоретическая основа работы, обеспечивающей достоверность выводов, явились данные монографических, учебных изданий и периодической печати, законодательные и нормативные акты РФ, регулирующие структуру и систему органов прокуратуры РФ.
Нормативная и эмпирическая база исследования составили Конституция Российской Федерации, ФЗ № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и другие законодательные акты Российской Федерации, а также подзаконные нормативные правовые акты.
Структурными элементами работы являются введение, две главы, включающих в себя четыре параграфа, заключение и список использованных источников.
1. Общая характеристика деятельности органов прокуратуры РФ
1.1. История становления и развития прокуратуры в стране
В Российской империи прокуратура изначально создавалась Петром I в рамках масштабных реформ по изменению системы государственного управления, как высший орган гласного надзора за наблюдением законности в деятельности органов государственной власти Российской империи: уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония. Однозначно можно утверждать, что отечественная Прокуратура – один из самых древних органов российского государства.
Изучение истории формирования и развития российской прокуратуры, как государственного органа, позволяет проанализировать ее роль в системе государственного аппарата и определить ее общественную значимость.
Необходимость жесткого контроля за единообразным и точным исполнением законов государственными служащими возрастала с большей централизацией и увеличением численности государственного аппарата, с исторически укоренившимся произволом органов государственного управления, с общей общественно-политической ситуацией, сложившейся в России к началу XVIII века.
Собственно, все реформы, осуществляемые Петром I в период своего правления, в том числе и введение института прокуратуры, были нацелены на централизацию власти и оптимизацию системы «аппарата управления» в интересах укрепления государства и формирования абсолютной монархии.
Предшественницей Прокуратуры в Российском государстве был такой орган, как фискалат. Главные задачи фискалов регламентированы в именных Указах от 5 марта 1711 г. и 17 марта 1714 г. и законодательно определяли «над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, також в сборе казны и прочаго» и «проведывать и доносить про все, что во вреду государственному интересу быть может, о злом умысле против персоны Его Величества или измене, о возмущении или о бунте».
Этот орган также осуществлял надзор за соблюдением законов, но действовал негласно, а там, где существует негласность, тайна, там всегда существует злоупотребление властью, коррупция. Кроме того, фискалы не получали денежного содержания, жалования или иного финансового вознаграждения из казны, позволившего бы им иметь независимый материальный статус, а существовали на самообеспечении, что приводило к еще большему взяточничеству и лихоимству.
Должность генерал-прокурора была учреждена Петром I при Сенате не случайно, ведь именно этот орган вышей государственной власти и законодательства осуществлял всю полноту власти в стране в отсутствии государя и координировал работу других государственных учреждений.
При создании органов прокуратуры Петром I в качестве базы была использована модель организации французской прокуратуры, но в силу определенных целей и задач, поставленных перед ней, петровская прокуратура обладала более широким спектром полномочий, связанным с осуществлением надзора и контроля, а также с соблюдением принципа строгой централизации с подчинением всех прокуроров генерал-прокурору.
Несмотря на имеющиеся несовершенства в организации и становлении нового института государственной власти (например, прокурорским надзором в 1722–1727 гг. охватывались лишь высшие и коллегиально устроенные центральные учреждения управления), можно сделать вывод, что прокуратура того времени выполнила задачу, возложенную на нее Петром I.
Реформа 1864 года отделила судебную власть не только от административной, но и от законодательной и исполнительной – прокуратура стала обособленной ветвью судебного ведомства. В соответствии с основными началами судопроизводства, прокуроры ограждали перед судом, от имени правительства, пользу государства, требования общественного порядка и неприкосновенность закона под высшим надзором Министра юстиции.
Анализируя причины проведения судебной реформы в Российской империи однозначно ясно, что главным катализатором явилась отмена крепостного права. Вся история Российской империи свидетельствует о том, что Россия – это гремучая смесь европейского абсолютизма и восточного деспотизма, основой которого являлось крепостное право. Подавляющая часть подданных до сих пор была рабами, к началу царствования Александра II цифра эта была примерно 45 миллионов.
Началу судебной реформы положили еще проекты, разрабатываемые императором Николаем I, когда Указом от 6 декабря 1826 года был создан Особый Комитет для рассмотрения разных предположений касательно улучшения в государственном устройстве, которому была поручена подготовка проекта будущей реформы.
Стоит отметить, что успех проводимых в Российской империи судебных реформ – и Петровской, и губернской, и Министерской, и Великой судебной реформы 1864 года, не в последнюю очередь был возможен благодаря выдающимся личностям, высококлассным профессионалам, талантам юридической науки, стоящим во главе важнейших государственных институтов в годы правления разных императоров. Это касается практически всех Министров юстиции, генерал-прокуроров, возглавлявших это ведомство. Каждый из них, имея большой авторитет и влияние на главу государства и государственную администрацию, вносил свои идеи по модернизации существующих судебных порядков, поднимая прокуратуру на новый уровень развития.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 01.07.2020) // Собрании законодательства РФ. – 2014. – N 31. – Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 25.12.2023) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – N 6. – Ст. 594.
3. Абдулин Р.С. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. / Р.С. Абдулин. – Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2020. – 450 с.
4. Алиев Х.О. Система и структура органов Прокуратуры Российской Федерации / Х.О. Алиев // Общество. – 2021. – № 5. – С. 83-86.
5. Васин С.В. Правовой статус Прокуратуры Российской Федерации / С.В. Васин // Наука. Общество. Государство. – 2020. – № 4. – С. 213-215.
6. Гулягин А.Ю. Прокуратура в системе правоохранительных органов административной юрисдикции / А.Ю. Гулягин. – М.: Норма, 2018. – 452 с.
7. Дибиров Ю. С. Особенности административно-правового статуса органов прокуратуры / Ю.С. Дибиров // Международный научный журнал «Символ науки». – 2016. – № 12 (3). – С. 84-87.
8. Канунникова Н. Г. К вопросу об определении понятия правового статуса прокуратуры / Н.Г. Канунникова // Социально-политические науки. – 2018. – № 2. – С. 219-221.
9. Кругликов А. П. Процессуальное руководство прокурором уголовным преследованием от имени государства - принцип уголовного судопроизводства / А.П. Кругликов, И.А. Бирюкова // Законность. – 2019. – № 2. – С. 38-42.
10. Левичев Д. А. К вопросу о соотношении прокуратуры и правоохранительных органов: постановка проблемы / Д. А. Левичев // Право и государство: теория и практика. – 2023. – № 9(225). – С. 91-93.
11. Мавлиханова Р. В. Функциональная природа органов прокуратуры / Р. В. Мавлиханова // Сборник научных работ серии «Право». – 2023. – № 1(29). – С. 62-70.
12. Махьянова Р. М. Правовое регулирование деятельности органов военной прокуратуры / Р. М. Махьянова, С. В. Маликов // Морской сборник. – 2023. – № 9(2118). – С. 49-58.
13. Насипов Д. Д. Органы прокуратуры и функция предупреждения преступности / Д. Д. Насипов // Молодой ученый. – 2023. – № 23(470). – С. 359-361.
14. Панасенко Е. В. Современные проблемы организации работы органов прокуратуры первичного звена прокурорской системы / Е. В. Панасенко // Молодой ученый. – 2023. – № 20(467). – С. 576-581.
15. Прокурорский надзор: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. А. Ф. Смирнова, А. А. Усачева. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 547 с.
16. Рыбкина К.В. Прокуратур в системе органов государственной власти / К.В. Рыбкина // Приоритетные научные направления. – 2019. – № 22. – С. 27-32.
17. Рыжикова В. А. Природоохранная деятельность органов прокуратуры Российской Федерации / В. А. Рыжикова // Вестник науки. – 2023. – Т. 5, № 1(58). – С. 146-148.
18. Серебрякова К. В. Международное сотрудничество как функция прокуратуры РФ / К.В. Серебрякова // Отечественная юриспруденция. – 2019. – № 2 (34). – С. 66-68.
19. Чепус А. В. Место и роль прокуратуры Российской Федерации в системе органов государственной власти / А. В. Чепус, Б. С. Очиров // Научный аспект. – 2023. – Т. 7, № 4. – С. 797-801.
20. Шилов Д. О. Проблемы принципов деятельности Прокуратуры Российской Федерации / Д.О. Шилов, В.В. Меркулова, П.С. Иконников // Open innovation. 2020. – 130 с.