Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Существование нашего общества в значительной мере зависит от эффективности государственного управления.
Российская Федерация - это огромное государство с обширными территориями, что привело к образованию множества региональных субъектов, у которых сформировались различные уровни социального и экономического развития. Поэтому главными направлениями государственной власти и системы государственного регулирования в современности являются региональная экономика и ее управление исполнительными органами государственной власти.
Вопрос о соотношении этих категорий – государственного управления и исполнительной власти – в настоящее время является в достаточной мере дискуссионным. В этом заключается актуальность выбранной темы. Суть проблемы соотношения исполнительной власти и государственного управления характеризуется рядом факторов, свидетельствующих о том, что в некоторых случаях им присущи как общие черты, так и отличия по некоторым важным характеристикам.
Основная цель настоящей работы – определение соотношения между государственным управлением и исполнительной властью.
Для достижения цели работы необходимо последовательно решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы системы государственного управления;
- рассмотреть систему органов государственной власти и их функции;
- проанализировать взгляды ученых на термины «государственное управление» и «исполнительная власть»;
- выявить их соотношение.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды отечественных ученых из сферы государственного и муниципального управления.
Такими учеными в настоящее время являются: В.Б. Аверьянов, И.Л. Бачило, Ю.И. Мигачев, Л.Л. Попов, Ю.А. Тихомиров и другие.
Информационную базу исследования составляют нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты Саратовской области и статистические данные.
При написании настоящей работы использовались следующие методы исследования: описание, синтез, анализ и сравнение.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1 Теоретические основы исследования системы государственного управления
1.1 Понятие, сущность и содержание управления как способа повышения эффективности государственного управления
В условиях современности, эффективное развитие территории государства полностью зависит от эффективной системы управления. Такая система не только обеспечивает достойное качество жизни населения, но и имеет способность противостоять негативным последствиям социально-экономических кризисов. Часть стратегического планирования составляет совокупность мероприятий, программ и показателей, направленных на социально-экономическое развитие территории в определенный период времени, а также использование инновационных технологий и методологий, составление «дорожных карт», использование системы индивидуальных индикаторов оценки социального развития и методики их применения для объективной оценки качества жизни населения и потенциала его повышения.
Концепция управления в контексте государственного управления относится к процессу планирования, организации, направления и контроля ресурсов, включая людей, финансы и материалы, для достижения конкретных целей и задач. Он включает в себя применение принципов, методов и инструментов управления для обеспечения эффективного и действенного функционирования государственного управления.
Суть государственного управления заключается в его способности повышать общую производительность и производительность отдельных отраслей. Это достигается за счет рационализации процессов, оптимизации распределения ресурсов и обеспечения своевременного завершения проектов в рамках бюджета и в соответствии с применимыми нормами и стандартами. Эффективное управление также способствует прозрачности, подотчетности и вовлечению заинтересованных сторон, что имеет решающее значение для поддержания общественного доверия и формирования положительного имиджа.
Система государственного управления включает в себя несколько ключевых элементов, в том числе:
1. Стратегическое планирование: включает в себя постановку долгосрочных целей и задач, а также разработку политики, стратегии и планов по их достижению, определение приоритетов, распределение ресурсов и установление показателей эффективности для измерения прогресса.
2. Организационная структура: относится к созданию четкой и эффективной организационной структуры в системе государственного управления, которая определяет роли, обязанности и отношения подотчетности, обеспечивает эффективное делегирование задач и оптимизацию процессов коммуникации и принятия решений.
3. Управление человеческими ресурсами: сюда входит наем, обучение, развитие и удержание квалифицированного и компетентного персонала в системе государственного управления, создание систем управления эффективностью, поощрение вовлеченности сотрудников и формирование культуры постоянного обучения и совершенствования.
4. Финансовый менеджмент: включает в себя эффективное управление финансовыми ресурсами, включая составление бюджета, финансовое планирование, а также мониторинг и контроль за расходами, эффективное и ответственное использование государственных средств, а также выявление и снижение финансовых рисков.
5. Управление проектом: включает в себя планирование, выполнение и мониторинг проектов для обеспечения их завершения в срок, в рамках бюджета и в соответствии со стандартами качества и нормативными требованиями, управление рисками, взаимодействие с заинтересованными сторонами и использование инструментов и методов управления проектами.
6. Соблюдение нормативных требований и правоприменение: это разработка и внедрение правил, стандартов и руководств, обеспечение того, чтобы проекты соответствовали соответствующим законам и правилам, и принятие принудительных мер, когда это необходимо.
7. Измерение и оценка эффективности: включает в себя регулярный мониторинг и оценку эффективности государственного управления с использованием показателей эффективности и ориентиров, позволяет постоянно совершенствоваться и выявлять передовой опыт и извлеченные уроки.
Таким образом, понятие, сущность и содержание управления в государственном управлении сосредоточены вокруг эффективного и рационального использования ресурсов для достижения желаемых результатов.
Умелое управление приводит к завершению всех намеченных проектов в срок и в рамках запланированного бюджета.
1.2 Органы государственной власти и их функции
Термин «государственное управление» означает все многообразие форм осуществления государственной власти, обеспечения соблюдения законов и других нормативно-правовых актов, систему государственных органов управления и проверки.
Согласно Конституции РФ возможно выделение четырех основных групп органов государственной власти, то есть их разновидностей по юридическим признакам:
1) органы законодательной (представительной) власти;
2) органы исполнительной власти;
3) органы судебной власти;
4) органы прокуратуры [1].
Принцип разделения властей, изложенный в Конституции РФ, представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 – Разделение властей
Главным признаком органов государственной власти является их стремление управлять и регулировать общественную жизнь. Их основной задачей является обеспечение законности, защита прав и интересов граждан, а также создание благоприятных условий для экономического и социального развития страны.
Органы государственной власти также характеризуются политическим, законодательным и исполнительным функциями. Они принимают решения, разрабатывают законы и правила, осуществляют их исполнение и контролируют свое соблюдение.
Ключевым принципом работы органов государственной власти является коллегиальность. Решения принимаются в коллективе, где каждый участник вносит свой вклад и несет ответственность за результаты принятых решений.
Органы государственной власти также проявляются в разделении властей. Законодательная, исполнительная и судебная власти являются независимыми, но взаимодействующими элементами системы государственного управления. Это позволяет обеспечить баланс и проверку действий друг друга.
Еще одной характерной чертой органов государственной власти является их открытость и прозрачность. Граждане имеют право на получение информации о деятельности органов власти, а также на участие в принятии решений через различные механизмы, такие как общественные слушания или публичные консультации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г.: в ред. Законов Рос. Федерации с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 от 14 марта 2020 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.pravo.gov.ru [Официальный интернет-портал правовой информации] (Дата публикации: 04.07.2020).
2. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации» от 20.07.1995 № 115-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
3. Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ (последняя редакция)
4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131 [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
5. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция)
6. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
7. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
8. Указ Президента РФ от 08.11.2021 № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
9. Алёхин А.П. Административное право Российской Федерации / А.П. Алёхин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. – М., 2002. – 350 с.
10. Амирбеков К. Местное самоуправление в системе публичной власти. Гарантии прав и проблема ответственности /К. Амирбеков // Право и жизнь. – 2021. – № 30. – С. 17-18.
11. Безрукова Т.Л. Теория и практика государственного регулирования экономического развития стран и регионов / Т.Л. Безрукова, И.В.Черкезия //Инновационная деятельность в сфере управления производством: материалы региональной конференции ВГЛТА. Федеральное агентство по образованию/ отв. редактор В.П. Бычков. – Воронеж, 2023. – С. 218-212.
12. Белокрылова, О. С. Региональная экономика и управление: учебное пособие / О. С. Белокрылова. – М.: Юнити-Дана, 2020. – 240 с.
13. Бирюкова Н.Н. Проблемы соотношения исполнительной власти и государственного управления// Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Юридические науки». Том 27 (66). 2014. № 3. С. 100-104.
14. Божко, Ю. Н. Современные подходы к управлению региональным развитием / Ю. Н. Божко // Социально-экономические явления и процессы. – 2020. - № 9. – С. 36.
15. Василенко, Н. А. Государственное и муниципальное управление: учебник / Н. А. Василенко. – М.: Юрайт, 2020. – 415 с.
16. Вертакова Ю.В. Современная методология индикативного управления в России и ее регионах/ Ю.В. Вертакова// Международная торговля и торговая политика. – 2021. – № 2. – С. 96-103.
17. Гаврилов, А. И. Региональная экономика и управление. учебное пособие / А. И. Гаврилов. – М.: Юнити-Дана, 2020. – 239 с.
18. Глазунова, Н. И. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Н. И. Глазунова. – М.: Проспект, 2020. – 630 с.
19. Голикова, Г. В. Управленческая экономика: учебное пособие / Г. В. Голикова. – М.: Инфра-М, 2023. – 216 с.
20. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики / А. Г. Гранберг. - 2-е изд. - М. : ГУ ВШЭ, 2021. - 495 с.
21. Дмитриев Ю.А. Административное право : [учебник] / Ю.А. Дмитриев, А.А. Евтеева, С.М. Петров. – М. : Эксмо, 2005. – 290 с.
22. Дюков К.В. Принципы разделения, тенденции и пути совершенствования государственной власти в новейшей истории России: канд. полит. наук. – М., 2005. – С. 113-128.
23. Кайль, Я. Я. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / Я. Я. Кайль. – М.: Феникс, 2022. – 364 с.
24. Кузьбожев, Э. Н. Экономическая география и регионалистика: учебное пособие для бакалавров / Э. Н. Кузьбожев. – М.: Юрайт, 2020. – 537 с.
25. Орешин, В. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие для вузов / В. П. Орешин. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 319.
26. Рукина, И. М. Региональная экономика и управление: учебное пособие / И. М. Рукина. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2019. – 250 с.
27. Сажина, М. А. Управленческая экономика: учебник / М. А. Сажина. – М.: Инфра-М, 2019. – 208 с.
28. Селезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Магистр, Инфра-М, 2022. – 448 с.
29. Семенова, Е.Н. Мониторинг качества жизни населения: к вопросу оценки: статья / Е.Н. Семенова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Экономика. Социология. Культурология. - 2020. - № 1 (05). - С. 16-24.
30. Тихомиров Ю.А. Государственное управление: модели и реальность / Ю.А. Тихомиров // Право и экономика. – М. : Юстицинформ, 2006. – № 4. – С. 3–8.
31. Хабриева Т.Я. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов // Федерализм. 2003. No 2. С. 6.
32. Чертков, А. Н. Правовое обеспечение стратегического планирования территориального развития Российской Федерации / А. Н. Чертков // Журнал российского права. – 2023. – № 11. – С. 41-50.