Фрагмент для ознакомления
2
Баскетбол входит в школьную программу и рекомендован в качестве обязательного вида спорта в государственном образовательном стандарте. Это один из ведущих видов спорта в организации секционной работы в образовательных учреждениях. Кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным способом сохранить и укрепить здоровье, развить физические и умственные качества ребенка. Тяжелые условия труда и эмоциональные потрясения способствуют мобилизации резервов опорно-двигательного аппарата. Баскетбол оказывает огромное влияние на рост и развитие мозга обучающихся. Различные воздействия во время игры стимулируют созревание нервных клеток и связей между ними. В этих условиях основной формой мозговой деятельности является не развитие стандартных навыков, а творческая деятельность - быстрая оценка ситуации, решение тактических задач и выбор ответа.
Баскетбольная игра предполагает постоянное игровое взаимодействие. При этом игровые действия характеризуется разным характером и протяженностью. Однако необходимо понимать, что даже если баскетболист обладает в совершенстве навыками дриблинга с переводами мяча и обыгрышем нескольких соперников, филигранная скрытая передача партнеру или самый выдающийся слэм-данк (забитый сверху вниз мяч), его совершенные приемы не гарантируют победу команды.
Каждый из них представляет собой лишь один структурный элемент системы игровой деятельности отдельного игрока. Победа в большинстве единоборств зависит от доминирования и командной работы всех игроков в команде. Таким образом, получение окончательного преимущества в баскетбольном противостоянии является медленным и многогранным процессом, требующим от игроков выполнения множества эффективных игровых ходов.
Обучение базовым приемам игры основано на простейших навыках владения мячом на начальном этапе. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентации в пространстве, скорости реакции и перестройки двигательных движений, точности дифференциации, оценивания пространства и времени, умение согласовывать движения в сложные комбинации.
Одно из основных условий эффективности физической подготовки школьников заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных морфофункциональных особенностей, характерных для отдельных этапов развития ребенка.
С помощью системы обучения реализуется целевой педагогический эффект, решаются основные спортивные, оздоровительные и образовательные задачи. Система спортивной подготовки приводит к успеху тренировок, готовит юных спортсменов к работе и определяет конечную цель тренировочной деятельности.
Известно, что баскетбольная специализация школьников должна базироваться на общей физической подготовке, а физическое развитие учащихся, приобретение и совершенствование жизненных навыков и умений не вызывает сомнений. Важнейшим принципом обучения является принцип дифференцированного обучения и индивидуального подхода к каждому.
С учетом особенностей экспериментальной части исследования, нами разрабатывалось содержание тренировочного процесса применительно к условиям начального этапа подготовки в баскетболе.
Цель исследования: исследовать влияние физической подготовленности школьников на освоение технике игры в баскетбол.
Объект исследования: тренировочный процесс в баскетболе.
Предмет исследования: особенности физической подготовленности в процессе освоения технике игры в баскетбол.
Задачи исследования:
1. Выполнить анализ современного опыта организации тренировочного процесса по баскетболу.
2. Определить содержание и организацию заданий по тренировочному процессу в баскетболе на начальном этапе подготовки.
3. Разработать экспериментальную методику тренировочного процесса по баскетболу на начальном этапе подготовки.
4. Обосновать возможности реализации экспериментальной методики тренировочного процесса по баскетболу на начальном этапе подготовки.
Объект исследования: тренировочный процесс в баскетболе.
Предмет исследования: особенности цикличности спортивной тренировки в баскетболе.
Глава 1. Теоретические аспекты организации физической подготовки школьников в процессе освоения технике игры в баскетболе
1.1 Особенности физической подготовки в баскетболе
Под физической культурой понимают педагогический процесс, направленный на всестороннее и специальное физическое развитие, совершенствование важных двигательных качеств, повышение функциональных возможностей и укрепление здоровья участников.
Физическая подготовка тесно связана со всеми аспектами баскетбольной тренировки. Высокая скорость, сила, ловкость и выносливость становятся обязательным условием освоения баскетбольной техники и тактики. В то же время физическая подготовка способствует формированию важных умственных и нравственных качеств. Это единство подтверждает полноту всех двигательных явлений, характерных для игровой деятельности баскетболистов, что обеспечивает рациональный выбор решений и их реализацию в условиях единоборств [23].
Развитие физических качеств, необходимых баскетболисту, – процесс долгий и трудный. Дело в том, что игра в баскетбол предъявляет большие требования к физической подготовке участников. Высший уровень развития одного качества может быть достигнут только в результате значительного уровня развития других. Однако не все качества сосуществуют гармонично. Поэтому правильно будет добиться необходимой пропорциональности в их развитии. Это создаст общую область двигательных возможностей, которая всегда определяется индивидуально и главным образом генетическими условиями. Индивидуализация такой физической подготовки позволит создать максимальные условия для ее проявления, а главное, путем компенсации возросших качеств [31].
Раздел физической подготовки состоит из двух самостоятельных подразделов: общая и специальная физическая подготовка [2].
Раздел физической подготовки состоит из двух самостоятельных разделов: общей и специальной физической подготовки [19].
Целью общей физической подготовки является создание всех необходимых условий для обеспечения высокого уровня специальных физических качеств, физического развития и многогранной физической подготовки.
Специальная физическая подготовка направлена на достижение уровня развития специальных физических качеств и достижения высокого совершенства функционирования функциональных систем организма. Реализация этих целей – главное условие достижения высоких спортивных результатов. Поэтому специальная подготовка занимает главное место в системе подготовки спортсменов высокой квалификации [17].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баскаков, А.А. Спортивные и подвижные игры /А.А. Баскаков. - М., 2004. - 334 c.
2. Баскетбол: основы обучения техническим приемам игры Б273 в нападении : учеб.-метод. пособие / сост. Д. П. Адейеми, О. Н. Сулейманова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 40 с.
3. Баскетбол: 100 упражнений и советов для юных игроков: пер. с англ./ Ник Сортэл. - М. : АСТ: Астрель, 2005. –237с.
4. Баскетбол: Пер. с фр./ Л. Легран, М. Ра.-М. : ООО «Издательство АСТ» : ООО «Издательство Астрель», 2004. – 47 c.
5. Баскетбол. Подвижные и учебные игры. / В.А. Лепёшкин. – М.: Советский спорт, 2011. – 98 с
6. Баталов, Э.М. Дифференцированный подход к тренировке баскетболистов-студентов / Э.М. Баталов // Вестн. спортив. науки. - 2006. - N 3. - С. 17-22.
7. Влияние спортивных нагрузок на функциональное состояние и регуляторно-адаптивные возможности сердечно-сосудистой системы юных баскетболистов с учетом соматотипологической принадлежности / А.В. Шаханова [и др.] // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - N 11. - С. 21-23.
8. Вуттен, М. Как добиться успеха в подготовке баскетболистов / М. Вуттен ; [пер.с англ. А.В. Зубковой]. - М.: ТВТ Дивизион, 2008. - 400 с.
9. Ганиев, Р.Г. Особенности структуры и содержания программы начальной предпрофессиональной подготовки молодых баскетболистов / Р.Г. Ганиев, С.Г. Фомин, О.Е. Лихачев // Теория и практика физ. культуры : тренер : журнал в журнале. - 2015. - N 8. - С. 69-70.
10. Гришина, Е.И. Определение специальной подготовленности у баскетболистов в различные периоды тренировочного процесса / Е.И. Гришина, Т.П. Генинг // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - N 6. - С. 39.
11. Губа, В.П. Оценка уровня развития двигательных способностей юных баскетболистов / В.П. Губа, А.В. Родин, А.Д. Скрипко // Физическая культура в школе. - 2015. - N 1. - С. 57-60.
12. Еремин, И.В. О прыгучести баскетболистов в различных видах прыжков / И.В. Еремин // Теория и практика физ. культуры : тренер : журнал в журнале. - 2006. - N 12. - С. 38.
13. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология: Учебное пособие для студентов высших и средних профессиональных учебных заведений физической культуры / Ю.А Ермолаев.; Гос. комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму. - М.: СпортАкадемПресс, 2001 - 443 с.
14. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 264 с.
15. Каинов, А.Н. Организация работы спортивных секций в школе. Программа, рекомендации / А.Н. Каинов. - М: «Учитель».– 2014.– 168 с.
16. Костикова, Л.В. Особенности обучения и тренировки баскетболистов 10-13 лет / Л.В.Костикова, А.А. Шерстюк, И.Н. Григоривич. – М.: Типография С.Принт, 1999. -32 с.
17. Кузин, В.В. Баскетбол: Начальный этап обучения / В. В. Кузин, С. А. Полиевский; Науч. ред. Л.В. Костикова. - М. : Физкультура и спорт, 1999.
18. Лепёшкин, В.А. Баскетбол : подвижные и учебные игры / В. А. Лепёшкин. - М. : Советский спорт, 2011. - 98 с.
19. Нестеровский, Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 033100 «Физическая культура» / Д. И. Нестеровский; Рец.: Ю.Д. Железняк, В.М. Шулятьев. - М. : Академия, 2008. - 336 с.
20. Поплавский, Л. Ю. Развитие физических качеств баскетболистов : метод, пособие для тренеров по баскетболу / Л. Ю. Поплавский, 3. М. Хромаев. - Кемерово : 2006. - 111 с.
21. Портнов, Ю.М. Баскетбол: Учебник для институтов физической культуры / Ю.М. Портнов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 288 с.
22. Родин, А.В. Баскетбол в университете : Теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе : Учебное пособие : Электронный ресурс / А. В. Родин, Д. В. Губа; А.В. Родин, Д.В. Губа. - Москва : Советский спорт, 2009. - 168 с.
23. Скворцова, М.Ю. Методика проведения занятий по физической подготовке баскетболистов: учеб. Пособие / М. Ю. Скворцова; ГУ КузГТУ. – Кемерово, 2007. – 112 с.