Фрагмент для ознакомления
2
Понятие о психолого - педагогическом исследовании
"Психолого-педагогическое исследование" стала широко известна в научной литературе недавно. Официальное признание этого термина произошло после введения обязательной дисциплины "педагогика и психология" в учебные планы государственного высшего профессионального образования. Однако, этот термин до сих пор не получил однозначного и всеобщего признания из-за отсутствия точного определения в педагогических или психологических словарях.
Проведение анализа уже существующих публикаций по проблематике исследования в области психологии и педагогики позволяет сделать вывод, что современные авторы, часто использующие термин "психолог-педагогическое исследование", не предлагают четкого определения данного понятия, ограничиваясь только объяснением его смысла.
В своих работах авторы отмечают разносторонность педагогического процесса в сфере образования и подчеркивают необходимость проведения различных видов исследований. Так, социологические исследования являются неотъемлемой частью изучения общественного мнения о качестве образовательного процесса в учреждениях образования. Они позволяют выявить потребности населения в различных видах и содержании образовательных услуг, а также позицию родителей относительно модернизации учебного процесса. Медицинские исследования, в свою очередь, направлены на разработку педагогических методик, способствующих сохранению здоровья учащихся и определению условий для их нормального физического и психического развития. Психологические исследования занимаются изучением механизмов развития и саморазвития учащихся, формированием их высших психических функций и развитием творческих способностей. Педагогические исследования имеют целью получение новых знаний о принципах и закономерностях обучения и воспитания, методиках преподавания различных предметов, организации образовательно-воспитательного процесса, а также изучение особенностей организации и управления педагогическим процессом, выявления его участников (педагогов и учащихся) и решения педагогических задач.
Подчеркивается, что в учебном пособии, подготовленном Н. М. Борытко, объединение педагогики и психологии в исследовательской деятельности придает педагогическому знанию технологичность, а психологическому знанию – инструментальность [8]. Педагогическое исследование не может быть полноценным и эффективным без использования психологических диагностических процедур, обработки и интерпретации полученных результатов, а также рефлексии над имеющимися данными.
Все вышеупомянутые исследования, проводимые в области образования, характеризуются комплексным подходом. Например, при изучении механизмов создания новых обучающих технологий особое внимание уделяется определению психологического содержания проекта. Невозможно изучать образовательный процесс без достоверной информации о уровне развития внимания, памяти, мышления, эмоций и способностей у студентов.
Одновременно с внедрением инновационных программ, информация о состоянии здоровья играет значительную роль, включая степень утомляемости и состояние зрения. Кроме того, для окончательного определения эффективности технологии важно знать ее оценку среди общества, прежде всего мнение родителей.
Среди различных исследований в области образования и воспитания, особое внимание уделяется тем, которые направлены на формирование или развитие личностных качеств, а также умений и навыков студентов. Например, это может быть "развитие логического мышления младших школьников на основе задач по классификации понятий" или "стимулирование познавательного интереса старшеклассников с помощью создания модели изучаемых процессов". При организации исследований в данной тематике часто предлагается проводить эксперимент на основе классической схемы.
В начальной стадии исследований проводится диагностика уровня развития исследуемых личностных качеств с помощью психологических диагностических процедур, таких как тесты Дж. Равена, Д. Векслера и других. Далее следует этап формирования, включающий педагогическое воздействие на испытуемых с использованием специально разработанных игр, заданий, моделирования и других методов[2]. И, наконец, следует итоговый этап, который включает повторные измерения интересующих исследователя личностных качеств.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев, В. И. Методология и методика психолого-педагогического исследования / В. И. Андреев. – М.: Логос, 2006. – 294 с.
2. Анастази, А. Психологическое тестирование: в 2-х кн. / А. Анастази; пер. с англ. – М.: Педагогика, 1982. – Кн. 1. – 320 с.
3. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект / Ю. К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1982. – 192 с.
4. Барикова, Л. В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: учеб. пособие / Л. В. Барикова. – М.: Прометей, 2002. – 168 с.
5. Бережнова, Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Е. В. Бережнова. – М.: изд. центр «Академия», 2006. – 128 с.
6. Битинас, Б. П. Педагогическая диагностика: Сущность, функции, перспективы / Б. П. Битинас, Л. И. Катаева // Педагогика. – 1999. – № 2. – С. 84–90.
7. Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. – М.: Наука, 1983. – 278 с.
8. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцева; под ред. Н. М. Борытко. – М.: изд. центр «Академия», 2008. – 320 с.
9. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика: учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2005. – 456 с.
10. Братковский, А. П. Методологическая подготовка студентов педвузов в условиях самостоятельной и научно-исследовательской работы / А. П. Братковский // Педагогическое образование и наука. – 2005. – № 4. – С.15–19.
11. Брызгалова, С. И. Введение в научно-педагогическое исследование: учеб. пособие / С. И. Брызгалова. – Калининград: изд-во КГУ, 2003. – 151 с.
12. Валеев, Г. Х. Методология научной деятельности в сфере социогуманитарного знания / Г. Х. Валеев. – М.: изд. центр «Академия», 2005. – 356 с.
13. Валеев, Г. Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Г. Х. Валеев. – Стерлитамак, 2002. – 385 с.
14. Вачков, И. В. Групповые методы в работе школьного психолога: учеб. пособие / И. В. Вачков. – М.: изд. центр «Академия», 2002. – 328 с.
15. Введение в научное исследование по педагогике: учеб. пособие / Под ред. В. И. Журавлева. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.
16. Гамезо, М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М.: Просвещение,1986. – 312 с.
17. Гершунский, Б. С. Методологические знания в педагогике / Б. С. Гершунский. – М.: Знание, 1986. – 36 с.
18. Гильбух, Ю. З. Психодиагностика / Ю. З. Гильбух. – М.: Педагогика, 1989. – 378 с.
19. Гласс, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Дж. Стенли; пер. с англ. – М.: Прогресс, 1976. – 496 с.
20. Голубев, Н. К. Введение в диагностику воспитания / Н. К. Голубев, Б. П. Битинас. – М.: Педагогика, 1989. – 160 с.
21. Горбатов, Д. С. Практикум по психологическому исследованию: учеб. пособие / Д. С. Горбатов. – Самара: изд. дом «БАХРАХ-М», 2006. – 272 с.
22. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента / Р. Готтсданкер. – М.: Наука, 1982. – 342 с.
23. Гребенюк, О. С. Введение в деятельность педагога-исследователя: науч.-метод. пособие / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. – Калининград: изд-во Калинингр. ун-та, 1998. – 55 с.
24. Данилов, М. А. Взаимоотношение всеобщей методологии науки и специальной методологии педагогики / М. А. Данилов // Проблемы социалистической педагогики. – М., 1973. – C. 26–43.
25. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. – М.: Просвещение, 1999. – 435 с.
26. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогических исследований / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: изд. центр «Академия», 2001. – 208 с.
27. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: изд. центр «Академия», 2000. – 176 с.
28. Корнилова, Т. В. Введение в психологический эксперимент / Т. В. Корнилова. – М.: изд-во МГУ, 2001. – 256 с.
29. Кочетов, А. И. Культура педагогического исследования / А. И. Кочетов. – Минск: изд-во журнала «Адукацыя i выхаванне», 1996. – 312 с.
30. Копнин, П. В. Гносеологические и логические основы на- уки / П. В. Копнин. – М.: Мысль, 1974. – 568 с.