Фрагмент для ознакомления
2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ СТРАНЫ
1.1 Сущность понятия государственный долг
Финансовое требование, известное как долговой инструмент, обязывает должника в будущем выплатить кредитору проценты, основную сумму долга или обе эти составляющие. Задолженности государств могут быть перед различными кредиторами, включая частных владельцев облигаций, банковские учреждения, другие государства с их официальными кредитными структурами, а также многосторонних кредиторов, таких как Всемирный банк. Государственный долг оценивается как приемлемый, если правительство может исполнять свои текущие и будущие финансовые обязательства без необходимости в чрезвычайной помощи или дефолте. Эксперты анализируют, могут ли меры, предназначенные для стабилизации долга, быть осуществимыми и совместимыми с сохранением потенциала для роста или развития. Когда государства занимают средства на финансовых рынках, особое внимание уделяется рискам, связанным с рефинансированием .
Часто рассматриваемым индикатором государственного долга является валовой долг, представляющий собой совокупные финансовые обязательства государства. Эти данные более доступны и широко публикуются, что связано с прямой зависимостью между валовым долгом и платежами по его обслуживанию, что имеет большое значение для оценки задолженности. Чистый долг, который рассчитывается как валовые обязательства за вычетом финансовых активов, лучше отражает общую сумму прошлых бюджетных дефицитов, которые представляют собой чистые заимствования правительства за каждый период. Понимание различий между валовым и чистым долгом требует анализа природы финансовых активов государства, которые подразделяются на две основные категории: активы, которыми государство владеет в качестве финансового посредника, и фонды социального страхования, созданные для будущих обязательств.
Государство, выступая в роли финансового посредника, привлекает средства, увеличивая свои валовые финансовые обязательства, для предоставления займов частным лицам, например, для ипотечного кредитования, а также учреждениям, таким как инвестиционные кредиты на региональное развитие. Полученные таким образом финансовые активы, как правило, приносят государству процентный доход и могут быть использованы для уменьшения его общего долга. Однако существует три проблемы, которые делают такой взаимозачет сомнительным в различных странах. Во-первых, в некоторых случаях процентные платежи, получаемые государством от частных лиц или организаций, не покрывают его собственных расходов на заимствование. Во-вторых, если качество финансовых активов вызывает сомнения, их фактическая стоимость может оказаться ниже зарегистрированной. В-третьих, дополнительные государственные заимствования для приобретения таких активов могут создать давление на финансовые рынки, особенно если они совпадают с увеличением кредитного доступа для частного сектора .
Еще одна значимая категория государственных финансовых активов относится к программам социального страхования. Средства, которые используются в этих схемах, могут служить резервом для сглаживания годовых колебаний в страховых взносах и расходах, например, в программах страхования от безработицы. Тем не менее, в ряде стран большая доля этих активов связана с государственными пенсионными планами, которые также предполагают значительные будущие обязательства.
В большинстве случаев общий долг не включает в себя социальное обеспечение, что является серьезным недостатком, особенно с учетом последствий старения населения. Показатели чистого долга могут быть также обманчивы, так как они учитывают только часть активов, связанных с социальным страхованием. В некоторых странах, таких как Япония, власти пренебрегают этими показателями, поскольку ожидают значительное сокращение активов социального страхования в ближайшие годы из-за демографических изменений. Связь между чистым долгом и бюджетным дефицитом позволяет считать, что чистый долг целесообразно использовать при построении прогнозных долговых сценариев. Однако проблемы с качеством финансовых активов, наличием скрытых обязательств и акцентом на выплате процентов по общему долгу делают необходимым учитывать и общий долг. Вторая ключевая проблема в определении государственного долга связана с уровнем управления, который рассматривается. В одних странах внимание сосредоточено на долге центрального правительства, тогда как в других обсуждаются обязательства всех органов управления или государственного сектора в целом. Ограничение рассмотрения только центрального правительства может быть оправдано большей доступностью данных и тем, что долг центрального правительства чаще подвергается монетизации, поскольку центральные банки обычно не покупают и не обесценивают долг местных властей .
Сравнение данных о долге центрального правительства между различными странами сталкивается с трудностями, особенно в контексте различных систем управления, таких как федеральные и унитарные. В качестве альтернативы, рассмотрение всей концепции государственного сектора может быть оправдано с точки зрения бухгалтерского учета, поскольку правительство обычно владеет акциями государственных корпораций, которые не учитываются как финансовые активы. Продажа этих акций влияет на валовой и чистый долг центрального или государственного управления, но не на общее финансовое положение государственного сектора. Дефицит государственного сектора менее подвержен изменениям в определениях или масштабе внебюджетных операций. Кроме того, государственные предприятия часто выполняют функции государственной политики, такие как обеспечение занятости и регулирование цен. Если убытки этих предприятий покрываются за счет заимствований, гарантированных правительством, а не операционных субсидий, это не отразится в показателях общего государственного дефицита или долга, хотя должно было бы.
Однако при измерении долга государственного сектора возникают значительные проблемы с данными и определениями в разных странах, и в целом деятельность предприятий государственного сектора больше похожа на деятельность частных фирм, чем на деятельность государственных структур. В конечном счете, использование промежуточной концепции, обеспечивающей разумную сопоставимость между странами и согласованность с национальными счетами, представляется наиболее целесообразным. Определение государственного долга варьируется в зависимости от его назначения . Обычно используемое узкое определение государственного долга охватывает бюджет центрального правительства. Более широкое определение – это общее управление (бюджетное центральное правительство, органы государственной власти штатов и местные органы власти, внебюджетные подразделения и фонды социального обеспечения).
Самое широкое определение долга государственного сектора объединяет правительство в целом, государственные нефинансовые корпорации и государственные финансовые корпорации, включая центральный банк. Он также охватывает гарантированный государством долг (долг, которым государственный сектор не владеет, но обязан покрывать) и внешний государственный долг (долг, которым владеют нерезиденты страны). Для надлежащей оценки приемлемости уровня долга страны важно охватить все виды долга, которые представляют риск для государственных финансов страны.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова, А.Д. Внешний долг - угроза национальной безопасности страны? / А.Д. Антонова, Е.В. Пономаренко // Вестник РУДН. Серия: Экономика. – 2016. – №4. – С. 49-60.
2. Волков, Р.Г. Государственный долг в мировой экономике: новые уровни риска / Р.Г. Волков // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2015. – №14 (248). – С. 59-68.
3. Гиндес, Е.Г. Мировой опыт управления государственным долгом / Е.Г. Гиндес, И.Н. Буценко // АНИ: экономика и управление. – 2019. – №1 (26). – С. 123-128.
4. Каирова, Ф.А. Мировая практика управления государственным долгом: проблемы и перспективы / Ф.А. Каирова, М.М. Коцоева // МНИЖ. – 2021. – №2-2 (104). – С. 54-56.
5. Караваева, Н.М. Теоретические основы государственного долга / Н.М. Караваева // Вестник Прикамского социального института. – 2023. – №3 (96). – C. 69-75.
6. Кондрацкая, Т.А. Теория государственного внешнего долга и ее реализация / Т.А. Кондрацкая, Г.Ю. Кондрацкая // Известия ВУЗов ЭФиУП. – 2021. – №1 (47). – С. 42-50.
7. Попкова, А.С. Мировой опыт функционирования агентств по управлению государственным долгом / А.С. Попкова // Научный результат. Экономические исследования. – 2015. – №2. – С. 12-19.
8. Dar A., Amirkhalkhali S. On the impact of public debt on economic growth // Applied Econometrics and International Development. – 2014. – P. 1-12.
9. Kose M., Ohnsorge F., Sugawara N. Benefits and Costs of Debt: The Dose Makes the Poison // World Bank Group. – 2020. – P. 1-39.
10. Larch M. The (un)sustainability of public debt: the elusive reality of an intuitive concept // Bruges European Economic Research Papers. – 2022. – P. 1-29.
11. Nassir Ul Haq W., Habib K. An evaluation of relationship between public debt and economic growth: A study of Afghanistan // MPRA. – 2016. – P. 1-19.
12. YaminA I., Kasasbeh O., Alzghoul A., Alsheikh G. The influence of public debt on economic growth: a review of literature // Intern. Journal of Profess. Bus. Review. – 2023. – P. 1-11.
13. A world of debt [Электронный ресурс] // UNCTAD. – Режим доступа: https://unctad.org/publication/world-of-debt (дата обращения: 04.04.2024)
14. Central Government Debt [Электронный ресурс] // International Monetary Fund. – Режим доступа: https://www.imf.org/external/datamapper/CG_DEBT_GDP@GDD/CHN/FRA/DEU/ITA/JPN/GBR/USA (дата обращения: 04.04.2024)
15. Global public debt: what it is and how it works [Электронный ресурс] // FWU - Expert Corner - FWU AG. – Режим доступа: https://www.forwardyou.com/en/guide/investment-life-insurance/global-public-debt/ (дата обращения: 04.04.2024)
16. Hidden Debt Hurts Economies. Better Disclosure Laws Can Help Ease the Pain [Электронный ресурс] // International Monetary Fund. – Режим доступа: https://www.imf.org/en/Blogs/Articles/2024/04/02/Hidden-Debt-Hurts-Economies-Better-Disclosure-Laws-Can-Help-Ease-the-Pain (дата обращения: 04.04.2024)
17. Public debt in Africa: structure is the primary issue, not volume [Электронный ресурс] // Mo Ibrahim Foundation. – Режим доступа: https://mo.ibrahim.foundation/news/2023/public-debt-africa-structure-primary-issue-not-volume (дата обращения: 04.04.2024)
18. What is ‘global debt’ - and how high is it now [Электронный ресурс] // World Economic Forum. – Режим доступа: https://unctad.org/publication/world-of-debt (дата обращения: 04.04.2024)
19. What is debt sustainability [Электронный ресурс] // International Monetary Fund. – Режим доступа: https://www.imf.org/en/Publications/fandd/issues/2020/09/what-is-debt-sustainability-basics (дата обращения: 04.04.2024)