Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Заголовок в публицистике – неотъемлемый и чрезвычайно важный элемент, выполняющий не только различные языковые функции, но и роль «лица» периодического издания или статьи. Это то, на что читатель мгновенно обращает свое внимание и решает, достойно ли написанное его прочтения, о чем будет речь. Заголовок – это языковой элемент дизайна
Объектом данной работы являются современные журналистские тексты.
Предметом данной курсовой работы являются заголовочные комплексы.
Целью данного исследования является выявление синтаксической специфики заголовочного комплекса в публикациях об истории Екатеринбурга на портале Е1
Для достижения поставленной цели, были обозначены следующие задачи:
1. обзор литературы по структуре заголовочных комплексов;
2. анализ заголовочных комплексов на примере портала Е1.
Материалами данного исследования выступили основные рубрики портала Е1, а именно 7 статей с заголовками за 2022-03гг.
Методы анализа: мы использовали общенаучные методы анализа и специальный метод анализа лексико-симантический (то есть слово и его значение), описание, анализ литературных источников.
Глава 1. Теоретическая часть. Структура заголовочного комплекса
Заголовочный комплекс (или заголовочный ансамбль, как его называет Е. А. Лазарева) — это структурно-смысловая совокупность элементов текста, которые не только предшествуют ему, но и органически связаны содержательно и концептуально с основной частью конкретного текста. Элементами заголовочного комплекса (ЗК) традиционно считаются: заголовок, суперзаголовок, тематическое название страницы, шапка, подзаголовок, внутренние заголовки. В широкой трактовке (которую мы не будем поддерживать в данной статье) к элементам ЗК также относятся анонсы, подписи под материалом и подписи к фотографиям, эпиграфы и вставки. Особенности функционирования заголовочного комплекса в глобальном медиатексте связаны с его коммуникативными возможностями и функциональными характеристиками[1].
Остановимся прежде всего на том, как мы познаем информацию, которая отражается в дискурсе (имеются в виду любые дискурсы, содержащие сложные, составные текстовые конгломераты: средства массовой информации, произведения телевидения и радио, сборники текстов различной функциональной направленности.
Заголовки различных типов (заголовки отдельных текстов, внутренние заголовки, рубрики, подзаголовки, вступления, ведущие суперзаголовки передают содержание в сжатой, сжатой форме. Это явление объясняется психологическими закономерностями восприятия. Психологи выявили, что в восприятии реципиента существует механизм, «перестраивающий структуру большого текстового массива на материале небольшого текста». заголовок, подзаголовок, лид, объявление), формировать представление о его структуре так, чтобы оно экстраполировалось (проецировалось) на структуру и характеристики большого текста - инвариантно. Это явление возможно благодаря существованию механизма взаимодействия - и внутри-сенсорный перенос, обеспечивающий «предсказание поступающей информации в процессе интериоризации внешних речевых действий»[2].
Сжатая передача контента в заголовочном комплексе позволяет ему выполнять коммуникативную роль в процессе взаимодействия с реципиентом. Элементы заголовочного ансамбля, сегментирующие контент, являются средством обеспечения коммуникативных интересов получателя информации. Выполняя информативную и ориентирующую роль, они являются оплотами, представляющими содержание отдельных материалов. Заглавный ансамбль дискурса является одним из основных средств членения его содержания.
Такая предтекстовая система дает возможность на первом, прогнозирующем, этапе восприятия принять решение о дальнейших действиях: воспринимать ли всю информацию, содержащуюся в дискурсе (читать газету, смотреть телепередачу, слушать радио ). Прогноз составляется на первом, предтекстовом, этапе; здесь можно получить достаточно полное представление о работе. Сегментация информации в комплексе рубрик идет по линии «общая тема, затем сужение до конкретной проблемы».