Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных реалиях угрозами национальной безопасности России выступают низкие темпы экономического роста, усиление геополитических рисков, важность замены внешних факторов макроэкономической динамики, ухудшение кредитных, инвестиционных составляющих, а также сокращение совокупного спроса и прочие. Вопрос обеспечения экономической безопасности России еще в полной мере не решен, что связано с изменениями, которые происходят в глобальной экономике. Среди них следует упомянуть либерализацию, процессы интеграции, а также транснационализации.
Сегодня коррупция представляет собой непосредственную угрозу всей национальной безопасности, она мешает развитию во всех государствах институтов демократии и гражданского общества, реализации населением конституционных прав. В политическом направлении коррупция способствует недоверию населения к государственной и муниципальной власти. Коррупция в деятельности органов публичной власти и управления способствует развитию организованной преступности, ставит под угрозу осуществление национальных проектов, а также подрывает все государственные правовые реформы.
Актуальность работы обусловлена также общественно опасным характером коррупции, ее широкой распространенностью и латентным характером. В первую очередь коррупция расшатывает отношения между обществом и государством, вызывает недоверие и чувство несправедливости, подрывает экономику, сводит к минимуму эффект от принимаемых нормативных актов и так далее.
Степень разработанности темы исследования. Данную тему в своих трудах рассматривали такие авторы как Соловьев А.В., Агешкина Н.А., Ильин В.Н., Карев Д.А., Савинов Л.В., Воробьев А.В. и другие.
Объект исследования представляют собой общественные отношения, которые складываются в области реализации механизма противодействия коррупции, последствий от коррупции, а также определения его уровня.
Предмет исследования – анализ оценки уровня коррупции в российском государстве.
Цель исследования состоит в осуществлении анализа уровня коррупции в России, а также предложений по совершенствованию антикоррупционных мероприятий.
Для раскрытия поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить роль коррупции в системе экономической безопасности России;
- рассмотреть государственное регулирование противодействия коррупции;
- исследовать методы оценивания коррупции государства;
- проанализировать показатели уровня коррупции в России и отдельных ее субъектах;
- изучить международные рейтинги и их место в системе оценки.
Гипотеза курсовой работы: срытый характер коррупции, отсутствие целостного понятийного аппарата, а также измерение объема коррумпированности экономических и других процессов выступает серьезной задачей. Оценка уровня коррупции имеет значение для анализа самого процесса, а также для организации действенной антикоррупционной политики в стране.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена перечнем работ. Так, в статье Бориной Л.В. «Методы оценки уровня коррупции и их использование в целях предупреждения коррупционных преступлений» исследуются аспекты оценки уровня коррупции в Российской Федерации. Кроме того, приводятся концепции действенного применения криминалистических методов, а также позитивного опыта работы в публичной области борьбы с коррупцией.
Методологической основой курсовой работы является общенаучный, диалектический, исторический методы познания. Также были использованы методы анализа, синтеза, аналогии и обобщения, и формально-логический метод.
База исследования включает в себя: нормативно-правовые акты, научные статьи, Интернет-ресурсы и другие материалы.
1 КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Роль коррупции в системе экономической безопасности России
В российском государстве понятие национальная безопасность впервые появилось в ФЗ 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации». В современных реалиях под национальной безопасностью понимается отсутствие угроз объекту безопасности, а также наличие систем, которые противодействуют данного рода угрозам.
Важно указать, что в качестве объекта безопасности выступает человек, как социальный объект, общество, государство как политическое и правовое образование, а также в целом мировое сообщество. Кроме прочего, существуют также технические, природно-технические объекты, а также природные. Они подлежат соответствующей защите, как международно-правовой, так и иной.
Сегодня в российском государстве формируется правовой фундамент обеспечения национальной безопасности. Ее следует определить в качестве блока нормативных правовых актов, которые содержат юридические принципы и нормы, которые обращены на правовую регламентацию общественных отношений в сфере обеспечения национальной безопасности в мире.
В современных реалиях национальную безопасность следует определить, как состояние защищенности личности, общества, а также всего государства от различного рода угроз, при котором осуществляются конституционные и иные права и свободы, обеспечивается достойный уровень жизни граждан, государственный суверенитет, а также константное экономическое и социальное развитие всего государства.
Следует заметить, что в целом национальная безопасность России включает в себя многие аспекты деятельности. Содержание понятия экономической безопасности обусловливается его существенными компонентами, главными из которых являются:
- признание специальных национальных государственных интересов и целей российского государства (данные интересы имеются как в рамках границ России, так и вовне);
- поддержание государственного суверенитета и самостоятельного развития;
- международное положение Российской Федерации, ее место в мировом разделении труда, в кооперации производства, в мировой торговле, в международной финансово-банковской системе, центральных рынках товаров и услуг, ценных бумаг;
- самозащита, а также саморазвитие РФ как единого федеративного многонационального государства.
Необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день для безопасного существования недостаточно иметь только мощную армию и даже высокотехнологичную оборонную промышленность. Важны и иные элементы стабильного развития экономики, прежде всего, развитие промышленности и сельского хозяйства, потребительских товаров и услуг, внутренняя социальная и политическая стабильность, а также надежная социальная область. Кроме того, достаточный оборонный потенциал, внутренне сбалансированный и соединенный с общим потенциалом экономики, а также сбалансированные финансовая и налоговая системы.
Природу экономической безопасности следует определить, как такое состояние экономики, а также институтов публичной власти, при котором гарантируется защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом. Помимо прочего, полный оборонный потенциал при самых неблагоприятных условиях развития внутренних, а также внешних процессов. Национальные интересы защищаются способностью институтов власти формировать механизмы осуществления и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, а также поддержания политической и социальной стабильности общества.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 19.12.2023) «О противодействии коррупции» / «Собрание законодательства РФ», 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6228.
3. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» / «Собрание законодательства РФ», 20.07.2009, № 29, ст. 3609.
4. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О безопасности» // «Собрание законодательства РФ», 03.01.2011, № 1, ст. 2.
5. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.» // «Собрание законодательства РФ», 15.05.2017, № 20, ст. 2902.
6. Указ Президента РФ от 16.08.2021 № 478 (ред. 26.06.2023) «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 г.» / «Собрание законодательства РФ», 23.08.2021, № 34, ст. 6170.
7. Закон г. Москвы от 28.06.1995 (ред. от 28.12.2022) «Устав города Москвы» / «Ведомости Московской городской Думы», 14.09.2001, № 8, ст. 130.
8. Бойченко О.В., Овсепян Э.А. Анализ угроз экономической безопасности России // О.В. Бойченко / Теория и практика экономики и предпринимательства: сб. трудов. Симферополь, 2023. С. 140-141.
9. Борина Л.В. Методы оценки уровня коррупции и их использование в целях предупреждения коррупционных преступлений // Л.В. Борина / Межведомственное сотрудничество при обеспечении национальных приоритетов в противодействии коррупции: сб. трудов. Санкт-Петербург, 2022. С. 14-17.
10. Бочкарев С.А. Коррупция вне сроков исковой давности // Законность. 2021. № 2. С. 8-12.
11. Гетьман В.Г. Федеральный закон «О противодействии коррупции» (273-ФЗ) нуждается в изменениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2021. № 6. С. 2-8.
12. Голубев С.С., Чеботарев В.С. Современные факторы обеспечения национальной безопасности // Журнал прикладных исследований. 2021. Т. 3. № 2. С. 55-61.
13. Ильясова М.К. Методы противодействия коррупции в системе государственного управления // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2021. № 1 (71). С. 88-92.
14. Кудашкин И.В., Маркушина К.Е. Система обеспечения экономической безопасности: международный и российский опыт // Экономика и предпринимательство. 2021. № 3 (128). С. 299-304.
15. Мельникова С.Д. Оценка масштабов коррупции по регионам России и возможностей противодействия // С.Д. Мельникова / Обеспечение экономической безопасности России в современных условиях: сб. трудов. Москва, 2023. С. 319-321.
16. Никодимов И.Ю., Земсков Ю.В. Международные индексы и международные рейтинги как инструмент продвижения государственных интересов // Административное право и процесс. 2024. № 2. С. 61-63.
17. Окутина Н.Н. Понятие и сущность коррупции в современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. № 2. С. 52-56.
18. Приказчикова М.В., Асанова Н.А. Угрозы экономической безопасности России в условиях санкций // М.В. Приказчикова / Насущные проблемы человечества в глобально меняющемся мире в условиях рисков: сб. трудов. Краснодар, 2023. С. 220-224.
19. Свидченко Ю.С. Международный опыт противодействия коррупции // Ю.С. Свидченко / Реализация в Южном федеральном округе государственной политики в сфере противодействия коррупции: сб. трудов. Ростов-на-Дону, 2023. С. 201-208.
20. Сигурова О.Ю. Эффективность применения социологических методов при оценке уровня коррупции // О.Ю. Сигурова / Экономико-правовые проблемы обеспечения экономической безопасности РФ: сб. статей. Нижний Новгород, 2022. С. 312-318.
21. Темурзиев М.Н. Теоретические основы проектирования правовых средств противодействия коррупции. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М. 2021. С. 197.
22. Ходжаев М.Ф.У. Современные тенденции противодействия коррупции в сфере капитального строительства: международный опыт // Молодой ученый. 2020. № 20 (310). С. 347-349.
23. Шорохов В.Е., Попов П.А. Противодействие коррупции современной России: государственный и муниципальный уровень // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 1. С. 53 - 57.
24. Борьба с коррупцией [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.kommersant.ru/theme/239 (Дата обращения: 27.03.2024 г.)
25. Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.mos.ru/drbez/ (Дата обращения 27.03.2024 г.)
26. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://izak.ru (Дата обращения: 27.03.2024 г.)
27. Официальный сайт Трансперенси Интернешнл (Transparency International) [Электронный ресурс] Режим доступа: www.transparency.org (Дата обращения: 27.03.2024 г.)
28. Россия опустилась на 137-е место в рейтинге восприятия коррупции Transparency International https://www.kommersant.ru/doc/5797806 (Дата обращения: 27.03.2024 г.)
29. Федеральная служба государственной статистики. Противодействие коррупции [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/corruption (Дата обращения: 27.03.2024 г.)
30. TRACE International [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.traceinternational.org (Дата обращения: 27.03.2024 г.)