Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день внешняя торговля товарами и услугами занимает лидирующие позиции в системе международных экономических отношений. И, вносят много новых тенденций и стимулов для развития национальной экономики.
В последующем, становится очевидно, что для любой страны роль внешней торговли является ключевой, так как происходит не только обмен товарами и услугами между странами, но и усиливает экономическую взаимозависимость этих стран, а также способствует развитию национальных рынков.
За последнее время значение и место внешнеэкономических связей в развитии экономики нашей страны существенно возросло, также, как и роль внешнеэкономической деятельности в процессе интеграции государства в мировую экономику.
Наша страна считается достаточно хорошо зарекомендовавшей себя в международных экономических отношениях с различными странами, данному явлению способствую множество факторов, такие как предоставление на мировые рынки высокотехнологичных товаров, услуг и технологий, а также привлекательность российского контрагента в его честном и добросовестном труду.
Научная новизна работы состоит в подробном изучении теоретических основ внешней торговли, также проведение анализа экспорта предприятия, для примера рассмотрим – ПАО «Газпром».
Целью данной работы является изучение основ внешнеэкономической деятельности (Далее ВЭД) с уклоном на экспортные операции.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Проанализировать понятие и сущность внешней торговли;
Исследовать основные эдементы внешней торговли;
Провести анализ товарной структуры российского экспорта;
Рассмотреть экспорт российского газа от ПАО «Газпром»
Объектом исследования данной курсовой работы является экспорт.
Предметом исследования являются теоретические и аналитические исследования внешней торговли.
При написании курсовой работы были использованы логический, системный, и структурно-функциональный методы.
Курсовая работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Основы внешнеэкономической деятельности
1.1. Понятие и сущность внешней торговли
Внешняя торговля является важной и исторически самой первой формой международных экономических отношений. В современных условиях в международной торговле участвуют все субъекты мирового хозяйства. В ее основе лежит международное разделение труда.
Для понимания сущности и понятия внешней торговли товарами и услугами рассмотрим различные источники, где приводится наиболее полное описание данного понятия (Таб.1).
Таблица 1. Обзор трактовки понятия - внешняя торговля из различных источников
№ Понятие Источник Трактовка источника
1 Внешняя торговля Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 29.12.2022) Перемещение товаров между частью территории РФ и другой частью территории РФ, если такие части не связаны между собой сухопутной территорией РФ, через таможенную территорию иностранного государства, перемещение товаров на территорию РФ с территорий искусственных островов, установок и сооружений
2 ВЭД – Глоссарий Импорт и (или) экспорт товаров.
3 Методологические пояснения торговля между странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг.
Из представленных источников можно выделить основное понятие, где внешняя торговля представляет из себя – торговлю между различными странами: товарами, услугами, которая состоит из экспортно – импортной направленности.
Также из представленных определений мы видим, что внешняя торговля включает в себя экспорт и импорт товаров и услуг, при этом соотношение между которыми называют торговым балансом.
Понятие и характеристику экспорта рассмотрим в следующем параграфе, а остальные характеристики внешней торговли, например, импорт – в этом.
Импорт – это ввоз, который означает, что национальная экономика покупает товары и услуги производство которых в какой-то степени невыгодно или же невозможно с прочими равными условиями (так, например, многие страны импортируют – энергоресурсы, такие как нефть и газ, и продукты питания). Также страна может покупать продукцию, которую национальные предприятия пока еще не способны произвести (например, высокотехнологичные товары).
Для примера рассмотрим данные торговли России с Индией (график 1).
График 1. Товарооборот России и Индии, млрд. доллар США, 2019 – 2022 гг.
Участие стран в внешней торговле приносит ряд преимуществ, такие как:
Государство получает доход от продажи товаров или услуг на территории других государств;
При появлении и расширении внешней торговли местные производители на внутреннем рынке увеличивают свои предложения для участников внешнего рынка;
Если государство поставляет товар или услугу как на внутреннем рынке, так и на внешнем, то это дает дополнительную возможность увеличить производительность труда и появлению новых рабочих мест.
Мы рассмотрели базисную основу внешней торговли любого государства и можем сделать вывод о том, что внешняя торговля – это неотъемлемый элемент торговли любого современного государства.
Некоторые государства в большей степени производят товары и услуги экспортной направленности, другие же имеют импортный потенциал, но внешняя торговля осуществляется в любом случае, как обязательный элемент внешней политики страны, который при этом способствует развитию страны в целом.
Таким образом, сбалансированность экспортно-импортных операций – важное условие успешного развития экономики страны.
1.2. Структура экспорта
Экспорт – это вывоз, продажа товаров и услуг на внешние рынки для постоянного нахождения их за территорией государства.
В современных условиях конкурентоспособность экспортируемой продукции определяется такими параметрами, как качество, инновационностью, уникальность, функциональность и другие.
Экспортные операции контролируются государственными органами и осуществляются в соответствии с таможенным законодательством страны-экспортера. Совершение экспортной операции происходит в момент пересечения продукцией государственной границы, оказания услуг зарубежному партнеру, передачи прав на результаты интеллектуальной собственности.
Внешняя торговля является важным инструментом интеграции государства в систему международной производственной кооперации и оказывает значительное влияние на формирование ключевых направлений международных экономических отношений страны.
Выделим ключевые положения экспорта России (Рис. 1.).
Рис. 1. Значение экспорта в России
Рассмотрим структуру экспорта Российской Федерации за 2020 – 2022 гг. (Диаграмма 2).
Диаграмма 2. Динамика экспорта России, млн. доллар США, 2020 – 2022 гг.
За последние 3 года наблюдается рост экспортного направления, чему способствуют различные факторы, которые проводятся внутри государства и направлены на субъектов малого и среднего предпринимательства (Далее СМСП), например, это проведение различных выставок Российского экспортного центра (Далее РЭЦ), где проходят переговоры В2В и заключаются экспортные контракты с зарубежными партнерами.
Рассмотрим экспортные товары лидеры среди общего сегмента товаров Российского экспортного рынка (Диаграмма 3). Данные с официального сайта Федеральной Таможенной Службы России (Далее ФТС России).
Диаграмма 3. Прирост экспорт российских товаров, %, 2022 г.
Как видно из диаграммы 2 - Никель (группа 75 ТН ВЭД) показал самый внушительный рост стоимостных объемов экспорта из России за анализ стоимостных объемов 2021 года к данным 2022 года.
Рассмотрим основных партеров России в экспортном направлении в сегменте покупки российской нефти, газа и угля за 2022 год (Диаграмма 4).
Диаграмма 4. Основные страны покупатели российской нефти, газа и угля, млрд. доллар. США, 2021 - 2022 г.
Как видно из диаграммы 1 – на сегодняшний день среди покупателей российской продукции на примере, сегмента – энергетических ресурсов России – нефти, газ и угля – ведущее место занимает Китайская Народная Республика (Далее КРН). Во 2 главе рассмотрим деятельность ведущей российской компании в продаже зарубежным партнером российского природного газа – «ПАО» «Газпром».
Итог, 1 главы – мы изучили основы внешнеэкономической деятельности и ее основные положения. Также выделили, что на сегодняшний день экспорт невероятно важен для современной экономики, потому что он предлагает людям и фирмам гораздо больше рынков для их товаров и способствует развитию национальной экономики.
2. Экспортная деятельность предприятий
2.1. Процедура выхода российских компаний на международные рынки
Перед принятием решения о выходе на международный рынок любому предприятию необходимо провести анализ состояния своего бизнеса, оценить риски и экспортный потенциал компании, а также ответить на несколько важных вопросов (Рис. 2.).
Рис. 2. Анализ предприятия к выходу на международные рынки
При анализе предприятия многие эксперты в сфере ВЭД предлагают ознакомиться с представленным на рис. 2. вопросами и ответить на них, если ответы будут положительными, то компания может смело организовывать сложенный алгоритм действий по выходу на международные рынки.
Когда алгоритм будет достигнут, то можно провести ряд аналитических исследований, которые помогут укрепить позицию по выходу на экспортные рынки:
Поиск и анализ рынков сбыта. При выборе рынка для российского экспорта необходимо учитывать нюансы каждого государства. Например, если вы производитель продукции халяль, то в большинстве мусульманских стран ваша продукция будет пользоваться популярностью;
Поиск целевого сегмента – выбор торговой стратегии. Выбор каналов сбыта продукции - оптовые каналы или через открытие представительства и организацию дилерской сети;
Логистика. Необходимо определиться с видом транспорта, выбрать наиболее выгодные способы доставки товаров. Кроме того, нужно детально изучить особенности пересечения российской границы и таможенные требования страны-импортера;
Организация расчетов.
Согласно законодательству, при прохождении товаров через границу экспортеру необходимо пройти (Рис. 3.). Оформление экспортных операций регламентируется Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС).
Рис. 3. Прохождение товара через таможенную границу
Таможенное оформление товаров на экспорт включает в себя следующие мероприятия:
Декларирование. Декларант, в лице которого может выступать экспортер обязан заполнить таможенную декларацию, которая включает данные о товарах с присвоением кода ТН ВЭД, идентификации, стоимости груза, владельце груза и его покупателе. Законность вывоза груза из РФ подтверждается отметками таможни – выпуск разрешен;
Уплату обязательных платежей. Вместе с заполнением и подачей таможенной декларации требуется уплата обязательных платежей: таможенной пошлины и таможенных сборов. Для расчета сумм таможенных пошлин используются утвержденные законодательством ставки. Таможенные сборы рассчитываются индивидуально исходя из таможенной стоимости товара;
Предоставление товара таможенному органу. Данная процедура бывает достаточно редко, если, например, товар попадает под профиль риска и таможенный инспектор проводит одну из форм таможенного контроля: таможенный осмотр, либо таможенный досмотр с присутствием декларанта.
2.2. Краткая характеристика ПАО «Газпром»
ПАО «Газпром» — крупнейшая в России энергетическая компания. К основным направлениям деятельности относится различный функционал, связанный с продуктами газа, газового конденсата и нефти:
геологоразведка;
добыча;
транспортировка;
хранение;
переработка;
реализация продуктов газового комплекса;
производство и сбыт тепло- и электроэнергии.
Миссия «Газпром» реализовывает свое отражение на рис. 4., при реализации своей мисси «Газпром» сможет обеспечить своих потребителей качественным продуктом – природным газом и другими видами энергетических ресурсов.
Рис. 4. Миссия ПАО «Газпром»
Стратегической целью «Газпрома» является укрепление статуса лидера среди глобальных энергетических компаний посредством:
расширения рынков сбыта своей продукции;
обеспечения энергетической безопасности и устойчивого развития;
роста эффективности деятельности;
использования научно-технического потенциала.
«Газпром» располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа и является мировым лидером по добыче природного газа (рис. 5.). В настоящее время компания активно реализует масштабные проекты по освоению газовых ресурсов полуострова Ямал, арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также ряд проектов по разведке и добыче углеводородов за рубежом.
Рис. 2. Международная карта ПАО «Газпром»
В сегменте реализации произведённой продукции газового комплекса компания является надежным поставщиком газа российским и зарубежным потребителям – в страны ближнего и дальнего зарубежья. Компании принадлежит крупнейшая в мире газотранспортная система, протяженность которой составляет 179,3 тыс. км на территории России.
Помимо продажи природного газа компания разрабатывает систему производства и рынки сбыта сжиженного природного газа (Далее СПГ), как на внутренний сегмент потребления, так и экспортном направлении. Компания успешно развивает торговлю СПГ в рамках действующего проекта «Сахалин-2», а также реализует новые проекты, которые позволят «Газпрому» значительно усилить свои позиции на быстрорастущем мировом рынке СПГ.
Рассмотрим диаграмму 5, где отражена структура выручки ПАО «Газпром» по видам продукции и оказываемых услуг. Как видно из данных графика 5 помимо реализации природного газа существенную долю реализованной продукции отходит нефтяной добыче.
Диаграмма 5. Структура выручки ПАО «Газпром» по видам продукции и оказываемых услуг, %, 2023 г.
2.3. Экспорт российского газа осуществляемый ПАО «Газпром»
«Газпром» – ключевой поставщик газа на рынки европейских стран. Общий объем поставок в 2020 г. по контрактам ООО «Газпром экспорт» составил 174,89 млрд куб. м. (Диаграмма 6).
Диаграмма 6. Поставки газа «Газпром» крупнейшим европейским покупателям, млрд. куб. м., 2020 г.
Среди транспортировки природного газа на экспорт у ПАО «Газпром» существует 10 основных транспортных путей природного газа из России (рис. 6.). Рассмотрим 10 газопроводную транспортную ветвь – сила Сибири, обосную свою точку зрения, на сегодняшний день компания является новым направлением для российского экспорта и основным поставщиком природного газа в Китайскую Народную Республику (Далее КНР) , поддерживая постоянную стабилизация поставок.
Рис. 6. Фрагмент карты транспортировки природного газа ПАО «Газпром»
Поставки по газопроводу «Сила Сибири» (Рис. 7.) начались в декабре 2019 года.
Трасса газопровода проходит по территории трех субъектов РФ: Иркутской области, Республики Саха (Якутия) и Амурской области. После завершения строительства общая протяженность газопровода составит порядка 3000 км, проектная экспортная производительность — 38 млрд куб. м газа в год.
В настоящее время введен в эксплуатацию первоочередной участок газопровода «Сила Сибири» от Чаяндинского месторождения — базового для Якутского центра газодобычи — до г. Благовещенска (на российско-китайской границе) протяженностью около 2 200 км. По нему газ поставляется российским потребителям на Дальнем Востоке и на экспорт в Китай. В конце 2022 г. подача газа в «Силу Сибири» началась еще с одного месторождения — Ковыктинского, на основе которого формируется Иркутский центр газодобычи.
Рис. 7. Газопровод «Сила Сибири»
Подводя итог главы, можем сделать вывод о том, что нами было рассмотрено поэтапное осуществление экспортных операций, которые дают обобщенное понятие о том, как работает механизм управления внешнеэкономической деятельности на любом предприятии.
Практические результаты данной работы представлены анализом внешнеэкономической деятельности на примере ПАО «Газпром».
«Газпром» — лидер российской газовой отрасли. Нефть и газ, добываемые компанией, имеют высочайшее качество и пользуются огромной популярностью среди потребителей как внутреннего, так и внешнего рынка.
Заключение
На сегодняшний день развитие внешнеэкономической деятельности позволяет компании расширить свои возможности в сфере международной торговли, компании получают прибыль не только на внутреннем рынке страны производителя, но из – за зарубежного рынка.
Для стран, где внешнеэкономическая деятельность предприятий наиболее развита, открываются огромные перспективы в устойчивом экономическом развитии.
По итогам проделанного анализа внешнеэкономической деятельности компании ПАО «Газпром» можем сделать вывод о том, что на данном предприятии внешнеторговая деятельность, а в частности экспорт товаров осуществляется на обширном географическом пространстве, от Европы до Азии, о чем свидетельствует разнообразная структура контрагентов – импортеров газа. А в свою очередь, активное и тесное сотрудничество со многими крупнейшими иностранными компаниями и привлечение инвестиций из-за рубежа обязано существенно оказать влияние не только на статус компании, но и на успешное и эффективное развитие компании на международных рынках газа.
В настоящее время развитие международных связей внешнеэкономической деятельности предприятий является очень актуальной темой и имеет огромное значение и перспективы для развития не только предприятий, специализирующихся на ней, но и мировой экономики в целом. Можно добавить, что за внешнеэкономическая деятельность предприятий будущее российской экономики и всего мира.