Фрагмент для ознакомления
2
В течение первой четверти проводятся различные диагностические работы. Все выводы и наблюдения учителем могут быть зафиксированы в карте готовности младшего школьника, которая заводится на каждого ученика и отражает все его успехи, достижения и потенциальные возможности. Если педагог владеет индивидуальными способами работы со школьниками, он может работать с индивидуальным маршрутом изучения русского языка для каждого школьника. Этот маршрут постоянно корректируется и уточняется [3].
Здесь можно использовать следующие приёмы и формы работы:
1. Упор на мотивацию и интерес школьника. Особо это должно учитываться при получении новой информации.
2. Прежде чем изучать новый материал, необходимо провести актуализацию опорных знаний учащихся по предложенной теме.
3. Необходимо привлекать школьников к участию формулирования целей и задач занятия или мероприятия
4. Каждый этап занятия должен быть учителем представлен интересно и содержательно. Должны быть использованы тексты и предложения из сказок, приключенческой литературы, стихотворений, исторических источников, краеведческих материалов и др.
5. Использование мультимедиа и презентаций.
6. Частая смена деятельности детей на занятии.
Дети любят работать в группах. Групповые формы работы можно использовать при любых формах.
7. По возможности детям необходимо как можно чаще работать самостоятельно, но под пристальным наблюдением педагога.
Ученики всегда с удовольствием ведут толковые словарики. Они записывают туда незнакомые слова, яркие и эмоциональные эпитеты, иноязычные слова, незнакомые термины и др. Дети всегда увлечённо работают с разного рода словарями. Учитель на уроке должен их научить пользоваться толковыми, орфоэпическими, орфографическими и всеми другими словарями [23].
Особое место в этом процессе будут занимать информационно-коммуникационные технологии. Все больше учебных заведений подключается к сети Интернет для реализации различных образовательных целей и задач. У педагогов и учащихся есть возможность пользоваться Интернет-сервисами, которые помогут ускорить образовательный процесс и облегчить обучение. Поможет этому дидактическая игра.
С точки зрения развития активизации учебной деятельности школьников и соответствующего познавательного интереса, дидактическая игра обладает существенными признаками – четко поставленной целью обучения, учебной направленностью и характеризуется соответствующим ей педагогическим результатом [19].
Если педагог не поможет ему это понять, у ребёнка никогда не возникнет той мотивации, которая у него должна быть для того, чтобы изучать содержание предмета на достаточно глубоком уровне. В тоже время дети никогда сами не обратятся за помощью к учителю, поскольку не готовы никому показать, что им не понятна та, или иная учебная тема. Практика показывает, что использование игровых форм работы– это один из немногих продуктивных способов, когда дети принимают самое активное участие на уроках.
Считается, что игра – именно как метод обучения всегда являлась передачей опыта от старшего поколения младшим. В современной образовательной среде, когда повсеместно используются в образовательном процессе мультимедиа, игры на уроках стали достаточно содержательными и интересными. Применение игровых технологий чрезвычайно широко и может быть использовано при любой форме урока. Урок-игра может быть использована в качестве самостоятельной технологии для освоения каких-либо ключевых понятий, или для освоения новой темы.
Игра может быть элементом в более общей образовательной технологии. Игра может быть применена на вводной части занятия, или даже при контроле освоения знаний. Дидактическая игра – это не просто игра, а вид деятельности [16].
Сегодня нельзя забывать, что помимо предметных знаний педагог должен формировать у детей ключевые компетенции. Так часто называют универсальные учебные действия, поскольку все универсальные учебные действия так или иначе пересекаются между собой. Чаще всего мы слышим о необходимости формировать у детей именно ключевые компетенции.
Прежде всего, при формировании ключевых компетенций. речь идёт о способности детей мобилизовать весь свой имеющийся опыт, чтобы решить ту, или иную задачу. У ребёнка должна быть сформирована способность эффективно действовать за пределами ситуаций, с которыми они сталкиваются лишь в учебном процессе. И самое главное, дети должны уметь действовать самостоятельно и нести личную ответственность за свои поступки.
Игра тем временем, сближает все события во времени, и дети с помощью игры могут абстрагироваться от каких-либо реальных ситуаций. Это позволяет посмотреть на себя со стороны. Именно игра обеспечивает максимальное эмоциональное вовлечение участников в события, допуская возможность вернуть ход и попробовать другую стратегию.
Игровые педагогические технологии включают в себя достаточно большую группу приёмов и методов. Учёными доказано, что способность включаться в игру никак не связана с возрастом человека, но совершенно очевидно, что для каждого возраста есть свои оптимальные игры.
Развивающий потенциал игры присутствует в самой её природе. Здесь педагогическая ценность заключается в том, что игра всегда является мощным мотивационным фактором и ребёнок часто сам того не замечая, быстро и оперативно включается в деловую или ролевую игру. Здесь можно отдельно вспомнить про формирование коммуникативных универсальных учебных действий, поскольку к главным особенностям игры относятся активность участников игры, коллективизм и занимательность, проблемность и творческий характер.
Но чтобы от игры на уроках была реальная польза, педагогу необходимо проделать большую работу перед тем, как начинать использовать игровые технологии на занятиях. Учитель должен ставить дидактическую цель в форме игровой задачи. Если учитель решил применять игру, то вся учебная деятельность должна подчиняться правилам игры. Успешно выполненное дидактическое задание ребёнком должен быть связано с игровым результатом. Психологи часто говорят о том, что одна из основных функций игры – это самореализация человека [14].
Педагоги практики отмечают, что совмещение игровых и информационно-коммуникативных технологий дают достаточно широкие возможности для развития творческого потенциала младшего школьника.
Если педагогу удалось заинтересовать детей содержанием своего предмета, школьники достаточно часто начинают сами работать с предметным содержанием дисциплины и именно ИКТ технологии позволяют поддерживать у него достаточно большой интерес и мотивацию. Дети с большим удовольствием составляют всевозможные кроссворды и шарады. Такое явление как интерактивный кроссворд вызывает у них бурный восторг.
Разные по способностям дети выполняют разные задания. Одни могут работать даже над созданием презентации, другие изучают всевозможные инструкции, третьи подбирают термины для кроссвордов и др. Об эффективности и результативности таких форм работы можно судить по следующим признакам. У детей резко повышается уровень мотивации к изучению предмета. Также повышается уровень их познавательной активности. Если образовательные результаты проверять с помощью диагностики и через равные промежутки времени, практика показывает, что всегда присутствует положительная динамика роста качества знаний младших школьников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в воспитании и развитии школьников / Г.М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2019. – No 10. – С.299-303.
2. Виситова, Л.С. Инновационные методы преподавания в школе / Л.С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2022. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 01.04.2024).
3. Дидковская, Н.Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н.Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2019 г.). — Пермь: Меркурий, 2019. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 01.04.2024).
4. Еноторова, А.М. К вопросу необходимости внедрения индивидуального образовательного маршрута / А.М. Еноторова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2020 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. -пед. ун-т. – Пермь, 2020. – С. 47-52. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 01.04.2024).
5. Емельянова, Т.В. Игровые технологии в образовании: электронное учеб. -метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. file:///C:/Users/User/Downloads/Igrovyie_tehnologii_v_obrazovanii%20(1).pdf (дата обращения: 01.04.2024).
6. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся / А.Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2020 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2020. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 01.04.2024).
7. Глобальная цифровизация [Электронный ресурс]: Люди роста.
URL: https://ludirosta.ru/post/globalnaya-tsifrovizatsiya_2225 (дата обращения: 01.04.2024).
8. Голубева А. В. Русский язык и культура речи: учебник и практикум для СПО. - Москва: Юрайт,2023. - 386 с. https://www.omkpt.ru/upload/YURAIT.pdf (дата обращения: 01.04.2024).
9. Государственная образовательная платформа «Российская
электронная школа» [Электронный ресурс]. URL: http://resh.in.edu.ru (дата обращения: 01.04.2024).
10. Копылова, В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 01.04.2024).
11. Лапшин, А.О. Глобализация и цифровое общество: заметки на
полях [Электронный ресурс]/ А.О. Лапшин // Власть. – 2019. – No1. – С. 63-68. RL:https://www.jour.isras.ru/index.php/vlast/article/download/6228/6076 (дата обращения: 01.04.2024).
12. Поползина, Н.С. Апробация модели смешанного обучения для
решения проблемы качественной подготовки специалистов на студентах
магистратуры [Электронный ресурс] / Н.С. Поползина, Г.В. Петрук //
Материалы VI Международной студенческой научной конференции
«Студенческий научный форум». - URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014004885 (дата обращения: 01.04.2024).
13. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2021 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2021. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 01.04.2024).
14. Муромцева, О.В. Игровые технологии в начальной школе / О.В. Муромцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (114). — С. 1252-1254. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29765/ (дата обращения: 01.04.2024).
15. Национальная программа "Цифровая экономика Российской
Федерации" (Утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 28.07.2017 No 1632-р) [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/ (дата обращения: 01.04.2024).
16. Образовательная платформа «Edmodo» [Электронный ресурс].
URL: https://www.edmodo.com/ (дата обращения: 01.04.2024).
17. Образовательная платформа «Google Classroom» [Электронный
ресурс]. URL: https://classroom.google.com (дата обращения: 01.04.2024).
18. Образовательная платформа «Moodle» [Электронный ресурс]. URL:
https://moodle.org/ (дата обращения: 01.04.2024).
19. Овчинникова, В.С. Дидактические игры как способ побуждения младших школьников к автоматизации действий / В.С. Овчинникова // Журнал «Начальная школа». – 2022. – No9. – С. 19-24.
20. Пугачев, А.С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения / А.С. Пугачев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (46). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5703/ (дата обращения: 01.04.2024).
21. Нарыкова, Г.В. Организация развивающей образовательной среды начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО / Г.В. Нарыкова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2019 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. - пед. ун-т. – Пермь, 2019. – С. 131-135. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 01.04.2024).
22. Организация развивающей образовательной среды: электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2019 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2019. – 408 с. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 01.04.2024).
23. Пигулевская, Н.И. Инновационная модель современного образовательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ispu.ru/files/SovetRector_9-2008-с.31-37.pdf (дата обращения: 01.04.2024).
24. Русский язык. Сборник упражнений: учебник и практикум для СПО/ под ред. П.А. Леканта. - Москва: Юрайт,2023. - 314 с. https://www.omkpt.ru/upload/YURAIT.pdf (дата обращения: 01.04.2024).
25.Теплов, Б.М. Способности и одаренность [Текст] / Теплов, Б.М. // Хрестоматия возрастной и педагогической психологии. – М.- 2019. – 267 с.