Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Одной из основных задач современной образовательной организации является охрана и укрепления физического и психического здоровья детей. По мнению специалистов, в настоящее время далеко не все дети имеют достаточную физическую нагрузку и мало играют в подвижные игры.
Под игровым методом в физической культуре понимают метод физического воспитания детей. В его основе лежит упорядоченная игровая деятельность, которая реализуется по правилам, в соответствии с задуманным сюжетом. Любая игра имеет свой план и свои условия, в которых предполагается достижение поставленных дидактических целей.
Педагоги и родители сегодня выражают большое беспокойство по поводу малоподвижного образа жизни многих школьников. Многие педагоги ищут возможности, чтобы дети в школе больше и чаще двигались, особенно если речь идёт о младшей школе. Очевидно, что занятия физической культурой важны для всех людей без исключения. Но особенно остро в этом нуждаются школьники.
Занятия физической культурой укрепляют здоровье детей и их иммунитет. При этом происходит укрепление мышц детей, укрепляется нервная система и повышается уровень их психической устойчивости.
Большинство детей чрезвычайно подвижны. Они нуждаются в постоянном движении, любят играть и соревноваться и именно на занятиях по физической культуре, учителя могут им предоставить такую возможность. Дети играют в спортивные и подвижные игры, бегают эстафеты и соревнуются друг с другом. Именно в игре дети формируют свои личностные качества и знакомятся с таким понятием как здоровый образ жизни. Окружающий предметный мир школьники также познают через игры, самые разнообразные. Подвижные и спортивные игры проходят всегда очень эмоционально и насыщенно.
Разнообразие игровых методов, которые обеспечивает учитель по физической культуре помогает детям улучшать показатели своего здоровья и обретать им всё новые личностные качества, ловкость, быстроту, реакцию и др.
Цель работы: изучение и обоснования необходимости использования игрового метода в физическом воспитании.
Объект исследования: процесс развития детей в системе физического воспитания.
Предмет исследования: игровой метод в физическом воспитании.
Задачи:
1. Провести анализ понятия физическое воспитания в условиях реализации ФГОС.
2. Изучить особенности использования игрового метода в физическом воспитании.
3. Описать организационно-педагогические условия реализации игрового метода в физическом воспитании.
4. Предложить методические рекомендации по реализации игрового метода в физическом воспитании.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, диагностика, анкетирование.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы игрового метода в физическом воспитании
1.1. Анализ понятия физическое воспитания в условиях реализации ФГОС
У детей школьного возраста должны непрерывно развиваться различные физические качества. В условиях реализации ФГОС на каждой образовательной ступени регламентировано физическое развитие и воспитание детей. Игровой метод в физическом воспитании используется на каждой образовательной ступени, начиная с начальной школы. Под игровым методом понимают использование разнообразных физических упражнений, которые проводятся педагогом в игровой форме.
Особенностью игрового метода является отсутствие жёстких регламентированных действий. Педагоги используют игровой метод для комплексного совершенствования двигательной деятельности детей в каких – либо конкретно заданных условиях, лёгких, или усложнённых. При этом у детей развиваются такие личностные качества как координация движений, быстрота реакции, пространственная ориентация и др. [7].
Использование игрового метода в физической культуре обеспечивает субъекту развитие физических качеств в комплексе и совершенствует его умения, прежде всего – двигательные. Все эти проблемы учитель реализует в рамках урочной и внеурочной деятельности детей. Это решается посредством уроков физической культуры, физкультминутками и подвижными играми.
Педагоги при этом ставят следующие задачи. Прежде всего – это здоровьесбережение и укрепление здоровья. Физические нагрузки и подвижные игры содействуют развитию детей, физическому, нравственному и др. у детей формируются умения саморегуляции и формируются установки на поддержание и укрепление собственного здоровья. Постепенно, с возрастом у школьника формируются компетенции и навыки здорового образа жизни [11].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабунова, Е.С. Личность как социально-психологический феномен в контексте культуры детства [Текст] / Е.С. Бабунова // Сибирский педагогический журнал. — 2008. — №13. — С. 147−155.
2. Барчуков, И.С. Физическая культура и физическая подготовка [Текст] / И.С. Барчуков. - М.: Юнити. 2017. – 431 с.
3. Бурда, С.А. Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста / С.А. Бурда, Н.Н. Кривунец // Молодой ученый. - 2018. - № 46.2 (232.2). - С. 17-22. - URL: https://moluch.ru/archive/232/54074/ (дата обращения: 01.04.2024).
4. Гогоберидзе, А.Г. Школьная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – М.: Просвещение, 2014. – с.232.
5. Гончаров, В.И. «Память на движения» как специальный вид памяти [Текст]: монография /В.И. Гончаров. — Владивосток, Издательство ДВГУ, 2008. — С. 224.
6. Горская, И.Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья [Текст]: учебно-методическое пособие / И.Ю. Горская, И.Я. Суянгулова. Омск: Сиб ГАФК, 2000. — 221 с.
7. Гребнева, Т.В. Методическая разработка «Игры и упражнения для развития мелкой моторики. Консультация для родителей» / Т. В. Гребнева. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург: СатисЪ, 2014. — С. 58-62. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5900/ (дата обращения: 01.04.2024).
8. Давыдова, М.В. Преемственность формирования здорового образа жизни в дошкольном и младшем школьном возрасте [Текст] / М.В. Давыдова. - Международная педагогическая школа: сб. научн. трудов / под ред. Б.Ф. Кваши. СПб.: МИНПИ. - 2013. Вып. 9. - с. 188-195.
9. Зайцева, В.В. Такие разные дети: Шаги физического развития [Текст]: монография / В.В. Зайцева, В.В. Сонькин. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006. — 288 с.
10. Иванова, В.В. Значение народных подвижных игр для развития дошкольников / В.В. Иванова. — Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 103-106. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13813/ (дата обращения: 01.04.2024).
11. Кожин, А.А. Здоровый человек и его окружение / А.А Кожин, В.Р. Кучма. – М.: Просвещение. - 2010. – 235с.
12. Крючкова, В.А. Содержание и формы пропаганды здорового образа жизни [Текст] / В.А. Крючкова, М.В. Сандлер. – М.: Просвещение, 2009. – 148с.
13. Курысь, В.Н. Образование детей младшего школьного возраста в области физической культуры. Теоретический аспект [Текст]: монография / В. Н. Курысь, Л. Н. Сляднева, Г. В. Шиянова. — Ставрополь: Ставрополье, 2006. — 224с.
14. Логвинова, О. Ю. Формы физкультурно-оздоровительной работы / О. Ю. Логвинова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 343-345. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40118/ (дата обращения: 01.04.2024).
15. Поварницына, Е.А. Нетрадиционный подход к физкультурным занятиям с детьми младшего дошкольного возраста на основе здоровьесберегающей технологии, повторяющей логику онтогенеза / Е.А. Поварницына. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 99-102. — URL: https://moluch.ru/archive/116/32021/ (дата обращения: 01.04.2024).
16. Расновский, Е.Г. Основные составляющие здорового образа жизни [Текст] / Е.Г. Расновский, Г.И. Мельник. – М.: Просвещение, 2009. – с.214.
17. Рыкова, М.А. Физическое оздоровление детей младшего школьного возраста при сотрудничестве с семьей / М. А. Рыкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 88-90. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5168/ (дата обращения: 01.04.2024).
18. Сорокина, И.В. Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни / И. В. Сорокина // Молодой ученый. - 2016. - № 6 (110). - С. 823-825. - URL:
19. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. [Текст]/ Э.Я. Степаненкова. - М., - 2009. – 169 с.
20. Хохлова, В.А. Организация физкультминуток на уроках в начальной школе / В. А. Хохлова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 704-705. — URL: https://moluch.ru/archive/130/35898/(дата обращения: 01.04.2024).