- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Когнитивные искажения в конфлитке
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Конфликтология
40 страниц
22 источника
Добавлена 01.07.2024 Опубликовано: studservis
2166 ₽
4332 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
1. Теоретический анализ проблемы когнитивных искажений в межличностном конфликте 6
1.1 Психологический анализ проблемы межличностных отношений студенческой среды 6
1.2 Межличностный конфликт: понятие, генерализация 15
2. Исследование когнитивных искажений 26
2.1. Анализ когнитивных искажений возникающих в межличностном конфликте студентов 26
2.2 Предложения по преодолению когнитивных искажений 30
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Фрагмент для ознакомления 2
В мире межличностных взаимодействий конфликты играют существенную роль, оказывая влияние на наши отношения, эмоциональное состояние и общественные взаимодействия. В рамках психологического анализа конфликтов, особое внимание уделяется когнитивным искажениям, которые могут существенно искажать восприятие ситуации и формировать неправильные представления о себе, других людях и происходящих событиях. В данном исследовании мы обратимся к анализу когнитивных искажений в контексте межличностных конфликтов, особенно в студенческой среде.
Актуальность исследования. Современные технологические и социокультурные изменения приводят к необходимости пересмотра подходов к проблеме межличностных отношений. В настоящее время наблюдается дефицит устойчивых межличностных связей, обусловленный активным распространением социальных сетей, компьютеризацией и расширением интернет-контента. Студенческая молодежь, особенно подверженная влиянию новых гаджетов и приложений, все меньше придает значение личному общению.
Эти радикальные изменения в обществе приводят к существенным изменениям в характере межличностных отношений, в том числе к возникновению конфликтов и противоречий. Неспособность эффективно разрешать конфликты часто ведет к деструктивным последствиям, таким как напряженность и агрессия, а иногда даже к прерыванию общения.
В данной области проведено много исследований как отечественными, так и зарубежными учеными, что подчеркивает актуальность и значимость этой проблемы. Однако, с учетом быстро меняющейся социальной среды, необходимо провести новое исследование, сфокусированное на современных вызовах и тенденциях.
Цель данной работы ‒ изучить и проанализировать особенности когнитивных искажений в конфликтах и выбор стратегий выхода из конфликтных ситуаций у студентов в условиях современного общества.
Перед тем как перейти к анализу конкретных когнитивных искажений в межличностных конфликтах, необходимо провести теоретический обзор проблемы. В первом разделе мы рассмотрим психологические аспекты межличностных отношений в студенческой среде, а также определим понятие и общие черты межличностного конфликта.
Затем мы перейдем к анализу когнитивных искажений, которые возникают в контексте межличностных конфликтов. Мы проанализируем типичные ошибки мышления, присущие студентам в ситуациях конфликта, и выявим их влияние на процесс разрешения конфликтов.
В завершении исследования мы предложим практические рекомендации по преодолению когнитивных искажений в межличностных конфликтах. Наша цель ‒ помочь студентам развивать навыки осознанного и конструктивного взаимодействия, способствующие эффективному разрешению конфликтов и созданию поддерживающей обстановки в учебной и социальной среде.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психологических аспектов межличностных отношений в студенческой среде с целью выявления основных проблем и вызовов, с которыми сталкиваются студенты при взаимодействии друг с другом и с преподавателями.
2. Изучить понятие межличностного конфликта и его генерализацию в студенческой среде, включая анализ типов конфликтов, их причин и последствий для межличностных отношений.
3. Провести исследование когнитивных искажений, которые возникают в контексте межличностных конфликтов у студентов, с целью выявления основных типов искажений и их влияния на восприятие конфликтной ситуации.
4. Предложить стратегии и методы преодоления когнитивных искажений в межличностных конфликтах студентов, основанные на психологических исследованиях и практическом опыте работы с конфликтами.
5. Разработать рекомендации для студентов и педагогов по эффективному управлению и разрешению межличностных конфликтов на основе выявленных когнитивных искажений и предложенных методов их преодоления.
Объект исследования: Межличностные отношения в студенческой среде.
Предмет исследования: Когнитивные искажения в контексте межличностных конфликтов студентов.
Теоретическая значимость: Исследование когнитивных искажений в межличностных конфликтах студентов важно с теоретической точки зрения, поскольку позволяет расширить понимание влияния психологических факторов на характер и разрешение конфликтов. Результаты исследования могут дополнить существующие теоретические модели конфликтов и внести новые аспекты в понимание взаимодействия в студенческой среде.
Практическая значимость: Изучение когнитивных искажений и разработка стратегий их преодоления имеют практическую значимость для студентов, преподавателей и администрации образовательных учреждений. Понимание и управление когнитивными процессами в конфликтных ситуациях помогает студентам развивать навыки конструктивного взаимодействия, обеспечивает эффективное управление межличностными отношениями и способствует созданию благоприятного образовательного и социального окружения.
1. Теоретический анализ проблемы когнитивных искажений в межличностном конфликте
1.1 Психологический анализ проблемы межличностных отношений студенческой среды
В современной психологии проводится множество исследований, посвященных разным аспектам проблемы межличностных отношений. Основные разработки российских психологов базируются на теориях Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева, которые выделяют три ключевых аспекта взаимодействия: познание друг друга, эмоциональное отношение и общение в процессе общения.
Б.Г. Ананьев рассматривает общение как социальное и индивидуальное явление, которое проявляется через информацию, коммуникацию и изменение внутреннего мира человека в различных ситуациях. Он выявляет связь между внешними условиями и общением, а также определяет оптимальный объем общения для развития личности.
В.Н. Мясищев рассматривает общение как процесс взаимодействия между индивидами, воздействующими друг на друга определенным образом. Он анализирует условия, способствующие или мешающие межличностному взаимодействию, а также роль общения в развитии личности.
С.Л. Рубинштейн выражает идею о том, что самосознание человека возможно только через его отношения с другими. Он подчеркивает, что личность не может раскрыться как объект непосредственного осознания, отделенного от других людей.
К.А. Альбуханова-Славская развивает концепцию самоопределения через понятие самодетерминации, подчеркивая важность позиции личности в системе отношений для самоопределения и общественной активности.
В области психологии управления исследователи, такие как Е.Е. Вендров, Ф. Генов, Б.Ф. Ломов, В.М. Шепель и другие, отмечают значимость межличностного общения для достижения конечных результатов профессиональной деятельности.
Зарубежные психологи, такие как Х. Блэкок и П. Уилкин, а также Э. Эриксон, также внесли свой вклад в изучение межличностных отношений, разработав собственные теории и подходы к этой проблеме.
Таким образом, исследования в области межличностных отношений проводятся на пересечении различных научных направлений и включают в себя анализ как российских, так и зарубежных исследователей.
Отношения с другими людьми составляют основу человеческой жизни. Именно эти отношения порождают наиболее яркие переживания и поведение. Отношения с другими людьми находятся в центре духовно-нравственного становления личности и во многом определяют моральную ценность человека. Отношения с другими людьми зарождаются и развиваются особенно в дошкольном возрасте, поэтому важно установить позитивные отношения между детьми в обществе. От этого зависит психическое здоровье детей.
Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются через общение и совместную деятельность. Общение играет особенно важную роль в развитии личности ребенка. Нет необходимости сейчас доказывать, что межличностное общение — это абсолютная необходимость человеческой жизни, без которой невозможно полноценное формирование всех психических функций, психических процессов и общей личности человека [8].
Проблеме межличностных отношений уделяется большое внимание в исследованиях педагогов и психологов. Чрезвычайная субъективная значимость отношений с другими людьми заставила многих исследователей обратить свое внимание на эту реальность.
Социальный контекст развития формирует систему отношений ребенка с другими, а отношения с другими считаются органически важным условием развития человека; А.А. Бодарев считает необходимым помнить, что отношения к миру всегда опосредованы следующим образом.
Необходимость помнить, что отношения к миру всегда опосредованы отношениями человека к другим [7]; Л.С. Выготский и его последователи считают, что отношения ребенка с другими служат способом познания мира [14].
М.И. Лисина обращает внимание на два аспекта межличностных отношений. С одной стороны, они являются результатом общения, с другой стороны, они являются первой предпосылкой мотивации ребенка к созданию различных видов взаимодействий [16]. Другими словами, отношения устанавливаются и реализуются во взаимодействии с другими людьми. Однако следует отметить, что отношения не обязательно выражаются во внешних проявлениях. Отношения могут ощущаться с рождения и при отсутствии коммуникативных действий, в несуществующих, даже воображаемых идеальных персонажах, или же присутствовать на уровне сознания, во внутренней психической жизни (в виде ощущений, восприятий и образов). Там, где общение всегда каким-то образом взаимодействует с какими-то внешними средствами, отношения — это аспект внутренней, психической жизни, которая является свойством сознания, не подразумевающим постоянного средства выражения. Однако в реальной жизни отношения с другими людьми выражаются прежде всего в действиях по отношению к ним, включая общение. Именно поэтому установки допустимо рассматривать как внутреннюю психологическую основу общения и взаимоотношений [20].
Таким образом, можно сделать вывод, что основным определяющим элементом личности является отношение к людям, которое также является основой отношений с ними. Отношение человека выступает как осознанная, избирательная, основанная на опыте, психологическая связь с различными аспектами объективной действительности, выражающаяся в его поведении, реакциях и переживаниях и формирующаяся в его деятельности.
"Межличностные отношения — это взаимоотношения между людьми, субъективно переживаемые и объективно проявляющиеся в характере и форме взаимного влияния, которое люди оказывают друг на друга в процессе совместной деятельности и общения". Это понятие "межличностные отношения" определено в Словаре практических психологов [11, с. 235].
А.В. Петровский определяет межличностные отношения как "систему установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других тенденций, по которым люди воспринимают и оценивают друг друга [14]".
Межличностные отношения охватывают широкий спектр явлений, которые могут быть охарактеризованы тремя элементами взаимодействия:
- Восприятие и понимание людьми друг друга;
- межличностная привлекательность (влечение и привязанность);
- взаимодействие и поведение.
Отношения могут различаться по содержанию своих социальных ценностей, которые могут оказывать различное влияние на вовлеченных в них людей. Одни отношения обезличивают людей и относятся к ним как к простым исполнителям, другие предоставляют возможность каждому быть таковым [1].
Таким образом, основное противоречие между внедрением цифровых методов обучения и потребностью в межличностных отношениях студентов является ключевым аспектом современного образования. Необходимо учитывать, что межличностные отношения являются фундаментальными для развития личности и должны оставаться важной составляющей взаимодействия в учебной среде.
В современном мире межличностное общение играет ключевую роль в формировании личности, социализации и адаптации индивида к общественной среде. Особенно важным этот процесс становится в студенческой среде, где молодые люди вступают в новые социальные роли, находятся в поиске себя и своего места в обществе.
Общение представляет собой важный процесс взаимодействия между людьми, который включает в себя взаимопонимание, установление взаимоотношений и определение способа общения с конкретным субъектом. Межличностное общение можно рассматривать как систему взаимодействия между людьми, которая функционирует во множестве аспектов и меняется в процессе времени.
Е.О. Смирнова выдвинула гипотезу о том, что человеческие отношения имеют двойственную природу, как по отношению к себе, так и по отношению к другим. Отношения строятся на двух различных принципах, характеризуемых как "разделение" или "я" - "он" и "соучастие" или "я" - "ты", и начинаются с последнего [14].
Важнейшей особенностью межличностных отношений является то, что они возникают и развиваются на эмоциональной основе, то есть на основе определенных эмоций, которые проявляются в отношении людей друг к другу. Эмоциональная основа межличностных отношений включает в себя все виды эмоциональных проявлений, таких как аффект, эмоции и чувства. Ориентация человека на внешний или внутренний мир (экстраверсия или интроверсия) считается ключевой характеристикой, оказывающей значительное влияние на межличностные отношения.
А.П. Забнерко перечисляет основные феномены социальных межличностных отношений следующим образом:
• симпатия - предпочтительное влечение. Она вызывает когнитивные, эмоциональные и поведенческие реакции и эмоциональное притяжение.
• аттракция - притяжение одного человека к другому, процесс предпочтения, бисексуальное влечение, взаимная эмпатия.
• антипатия - неприятие, отвращение, отношение эмоциональной неприязни к кому-либо или чему-либо.
• эмпатия (сопереживание, реакция одной стороны на чувства другой) имеет следующие уровни [17].
Первый включает когнитивную эмпатию, которая проявляется в осознании психического состояния другого человека (без изменения собственного состояния).
Второй уровень включает не только осознание состояния объекта, но и сопереживание ему, то есть эмоциональную эмпатию.
Третий уровень включает в себя когнитивный, эмоциональный и, самое главное, поведенческий компоненты. К этому уровню относится межличностная идентификация, которая представляет собой сочетание ментального (перцептивного и эмоционального) и поведенческого компонентов.
• совместимость (оптимальное сочетание психологических характеристик партнеров, способствующих оптимизации совместной деятельности) - несовместимость.
• сработанность (удовлетворенность общением, согласованность) [17].
На межличностные отношения существенное влияние оказывают пол, возраст, национальность, темперамент, социальный статус и род занятий.
С.С. Бычкова считает, что отношения младший школьников со сверстниками характеризуются импульсивностью и спонтанностью, с одной стороны, и инертностью, и формальностью - с другой [11].
Е.В. Субботский придерживался мнения, что отношения младший школьников можно разделить на эмоционально-коммуникативные, лидерско-имитационные и отношения сотрудничества. В частности, партнерские отношения рассматриваются как отношения, в которых ребенок и окружающие его люди выполняют одинаковые или сходные программы без какой-либо внешней связи [12].
Развитие отношений со сверстниками у младшего школьного возраста тесно связано с развитием личности ребенка. Фактом является и то, что соотношение между предметным и личностным началами меняется на протяжении всего дошкольного возраста [18].
Проанализировав взгляды исследователей на понятие межличностных отношений, целесообразно придерживаться определения, данного в Справочнике педагогических словарей." Межличностные отношения — это отношения между людьми, субъективно переживаемые и объективно проявляющиеся в характере и форме влияния, которое люди оказывают друг на друга в процессе совместной деятельности и общения." [12, с. 215].
Главная цель нашего исследования заключается в изучении особенностей формирования межличностных отношений среди студентов с учетом их социализации как внутри, так и вне учебной среды. Однако учитывая огромное количество социальных аспектов, связанных с общением студентов, мы ограничимся рассмотрением наиболее значимых вопросов, касающихся межличностных отношений в студенческом коллективе.
Студенческий период характеризуется поиском собственного пути и профессионального самоопределения. В этот период образовательная среда играет ключевую роль, помогая студентам не только понять суть будущей профессии, но и осознать свое место в профессиональной сфере после завершения учебы.
Студенческая молодежь отличается от других социальных групп рядом характерных черт, как отмечают многие исследования.
Во-первых, студенты делают более осознанный выбор в изучении специальных и общепризнанных дисциплин, как в своей профессиональной сфере, так и в других аспектах жизни. Адаптация у молодежи происходит спокойно и успешно, так как их мотивирует стремление стать высококвалифицированными специалистами.
Во-вторых, современные студенты постоянно находятся в поиске новейших технологий и проявляют увлеченность к передовым темам.
В-третьих, они высоко требовательны как к себе, так и к организаторам учебного процесса, а также к методологической базе и эффективности обучения.
В-четвертых, многие студенты совмещают учебу с работой, что придает им трудолюбие, сознательную дисциплину и требовательность.
В-пятых, студенческая молодежь проявляет широкий спектр духовных запросов и имеет потребность в развитии своего культурного вкуса.
Психологические особенности студенческого возраста, такие как зрелость в умственном и нравственном отношении, смелость, самостоятельность, критичность и самокритичность, а также способность к увлечениям, определяют их поведение и взаимоотношения.
Эффективность межличностных отношений зависит от осознанности целей общения, наличия мотивации, умения общаться и обладания необходимыми навыками коммуникации. Однако ключевым аспектом взаимодействия является эмпатия — способность понимать и воспринимать чувства других людей. Отсутствие эмпатии может привести к конфликтам, которые могут возникнуть из-за антипатии. Классификация возникновения конфликтных ситуаций представлена в исследованиях. Для разрешения конфликтов можно применять принципы контакта, кооперации, коммуникации и компромисса, учитывая особенности конфликтующих сторон.
Причины возникновения конфликтов могут быть различными, такими как неспособность справиться с учебной нагрузкой, некомпетентность во взаимоотношениях между студентами и преподавателями, конфликты с однокурсниками или преподавателями, низкий социальный статус в группе, а также негативный психологический климат и другие. Исследования показывают, что выбор профессии может определять стратегию разрешения конфликтов. Например, студенты психологического или педагогического факультетов, где важно находить общий язык и решать проблемы, чаще выбирают сотрудничество как наиболее эффективную стратегию разрешения конфликтов. В то время как студенты юридического направления, которые будут сталкиваться с различными точками зрения и спорами, склонны к выбору стратегии соперничества, так как им нужно уметь аргументировать свою позицию. Разрешение конфликта всегда представляет собой баланс между выигрышем и проигрышем, и существуют четыре подхода к решению, которые можно охарактеризовать как "выигрыш-проигрыш", "проигрыш-выигрыш", "проигрыш-проигрыш" и "выигрыш-выигрыш".
Различные подходы к завершению конфликта могут быть описаны следующим образом:
1. "Выигрыш-проигрыш": Конфликтующая сторона стремится к тому, чтобы ее выигрыш произошел за счет проигрыша оппонента. Это воспринимается как битва между врагами, где используются различные формы социального давления или даже прямое насилие.
2. "Выигрыш–выигрыш": В данном случае конфликтующая сторона стремится к тому, чтобы итог конфликта принес пользу как ей самой, так и другой стороне. Это подразумевает сотрудничество в разрешении конфликта.
3. "Проигрыш-выигрыш": здесь конфликтующая сторона ожидает поражения и видит в оппоненте сильного врага, что может вызвать чувство неполноценности и беспомощности.
4. "Проигрыш–проигрыш": Этот подход предполагает, что обе стороны конфликта приходят к невыгодному результату, что ведет к проигрышу обеих сторон.
В контексте студенческой молодежи, они являются высоко социализированной группой, взаимодействующей со всеми слоями общества. Каждое взаимодействие может привести к разным типам межличностных отношений, включая дружбу, симпатию, любовь, антипатию, вражду и соперничество. Человек всегда имеет выбор в типе взаимодействия и стратегии разрешения конфликтов, и это определяет его результат.
Таким образом, в межличностных отношениях студенческой молодежи проявляются особенности, связанные с их стремлением к развитию как профессионалов и личностей, активному поиску знаний и новых опытов в различных сферах жизни.
Основные черты студенческого коллектива включают в себя социальную направленность на освоение профессии, общие интересы, цели и задачи, а также единство в достижении общих результатов. Эти факторы способствуют укреплению связей в коллективе.
Важную роль в формировании межличностных отношений играют условия общения, такие как виды совместной деятельности (учеба, отдых, работа), ситуационный контекст и социокультурная среда. Также следует отметить важность морально-психологического климата в коллективе, который оказывает существенное влияние на степень сплоченности участников группы и формирование их отношений.
Таким образом, понимание и анализ этих аспектов позволяют более глубоко понять механизмы формирования межличностных отношений в студенческом коллективе и их влияние на психологическое и социальное состояние участников.
При анализе межличностных отношений необходимо учитывать разнообразные психологические и социальные механизмы, которые формируют эти отношения на основе их общей природы. Они также составляют разные слои групповой активности в студенческом коллективе.
В рамках социально-психологического изучения группы особое внимание уделяется взаимоотношениям в коллективе, которые характеризуются следующими особенностями:
1. Взаимодействие и влияние между участниками коллектива, необходимые для его существования.
2. Определенность ролей и функций, выполняемых каждым индивидуумом.
3. Выявление лидеров, которые оказывают влияние на мнение остальных членов коллектива.
4. Установление общей цели, деятельности и организации.
5. Формирование у членов коллектива чувства единства и принадлежности к группе.
Структура коллектива включает формальную и неформальную оргструктуру. Формальная структура определяется функциональными обязанностями, связанными с определенными членами коллектива. Неформальная структура представляет собой сложившиеся взаимоотношения между людьми, которые могут возникать из различных потребностей, таких как дружба, привязанность и поддержка.
Формирование межличностных отношений в студенческом коллективе во многом зависит от активизации образовательного процесса, включая использование инновационных методов обучения.
Таким образом, результаты научного исследования показывают, что понимание психологических особенностей студенческого возраста имеет значительное значение, особенно в контексте современного образования высшего уровня. Личность формируется и развивается в коллективе, а студенческий коллектив является важным этапом этого развития, способствуя формированию ключевых качеств и навыков, необходимых для социальной адаптации и успешной жизни в обществе.
1.2 Межличностный конфликт: понятие, генерализация
Каждый человек в своей жизни сталкивается с конфликтными ситуациями. Конфликты занимают значительное место в нашей повседневной жизни, будь то на работе, дома или в обществе. Невозможно избежать конфликтов, даже если это два любящих друг друга человека, а уж тем более в коллективе, где у каждого свои предпочтения и отношения. Психологи со всего мира единодушно признают: "Конфликт - неотъемлемая часть взаимоотношений". Но что такое конфликт?
Слово "конфликт" происходит от латинского и означает "столкновение". Конфликт - это ситуация, в которой стороны выражают несовместимость своих позиций, их интересы противоречат друг другу (Боулдинг). Это столкновение противоположных интересов, целей, мнений между двумя или более людьми. В любой конфликтной ситуации выделяют участников и объект конфликта. Объектом конфликта является то, за что борются каждая из сторон, что вызывает их противодействие и является предметом их спора, в результате чего одна сторона полностью или частично лишает другую сторону возможности достижения своих целей.
Любой конфликт имеет временные рамки - начало и конец. Начало конфликта характеризуется первыми актами противодействия. Можно представить процесс развития конфликта во времени, разделив его на четыре этапа:
1. Начальный этап - когда начинающая сторона совершает свой первый шаг в конфликте, а вторая еще не реагирует.
2. Разгар конфликта - стороны начинают действовать, направленные на разрешение конфликта.
3. Завершающий этап - начинается с того момента, когда одна из сторон совершает действие, способствующее завершению конфликта, и стороны находятся в состоянии прямого контакта. Этот этап продолжается до конца конфликта или до прекращения непосредственного контакта между сторонами.
4. Этап прерывания - когда непосредственный контакт между сторонами прекращается, но одна или обе стороны продолжают действовать так, что конфликт сохраняется.
Существует пять типов конфликта:
1. Внутриличностный конфликт.
2. Межличностный конфликт.
3. Межгрупповой конфликт.
4. Между личностью и группой конфликт.
5. Социальный конфликт.
Межличностный конфликт представляет собой открытое столкновение между взаимодействующими индивидами на основе возникших разногласий, которые выражаются в противоположных целях, несовместимых в определенной ситуации. Он проявляется во взаимодействии между двумя или более людьми, где стороны противостоят друг другу и разрешают свои разногласия непосредственно, лицом к лицу. Этот тип конфликта является одним из наиболее распространенных и может возникать как между коллегами, так и между близкими людьми.
В межличностном конфликте каждая сторона стремится защитить свою точку зрения, опровергнуть аргументы противоположной стороны, что может привести к обвинениям, нападкам, оскорблениям и другим негативным проявлениям. Такое поведение вызывает острые негативные эмоции у участников конфликта, усиливая взаимодействие между ними и стимулируя к экстремальным действиям. Контроль над эмоциями в условиях конфликта становится затруднительным, а после его разрешения участники часто испытывают длительное негативное настроение
Межличностный конфликт подчеркивает недостаток согласованности в существующей системе взаимодействия между людьми. Возникают разнообразные мнения, интересы и точки зрения, которые могут нарушить нормальное взаимодействие, когда одна сторона действует в ущерб другой, а последняя осознает, что ее интересы подвергаются риску, и принимает ответные меры. Разрешение конфликта происходит, когда стороны вместе устраняют причины, породившие его. Однако временное разрешение конфликта одной из сторон не является окончательным, и при благоприятных обстоятельствах конфликт может возобновиться.
Разрешение конфликта или его предотвращение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако причиной конфликта могут быть факторы, которые приводят к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим конфликт может выполнять различные функции: конструктивные и деструктивные.
Межличностные конфликты отличаются от других видов конфликтов своей спецификой:
1. Каждый участник стремится доказать свою правоту, чаще обвиняя оппонента, а не предоставляя фактические аргументы в поддержку своих взглядов.
2. У всех участников конфликта присутствуют острые негативные эмоции, которыми они уже не могут управлять.
3. Негативное отношение к оппоненту, неадекватные эмоции и настроения сохраняются даже после разрешения конфликта.
Система межличностных отношений является основным источником межличностного конфликта. Эта система нарушается, когда у участников появляются противоположные мнения или несогласие с уже сложившимися способами взаимодействия. Разрешение конфликта наступает при восстановлении согласия внутри системы межличностных отношений: либо путем восстановления прежних установок или их модификации, либо созданием новых, которые принимаются всеми.
Состав участников конфликта включает отдельных людей, организации, государства и другие социальные субъекты. Участники конфликта могут представлять собой как индивидуальные лица, так и коллективы, такие как группы или государства.
Наиболее распространенными формами конфликтов являются:
1. Внутриличностные конфликты, возникающие внутри одного индивида и связанные с противоречиями в его ценностях, убеждениях, желаниях или потребностях.
2. Межличностные конфликты, происходящие между отдельными людьми или группами людей, например, в рабочей среде или в семье.
3. Конфликты между личностью и группой, возникающие при разногласиях между индивидуальными интересами и интересами коллектива.
4. Конфликты между группами, которые могут возникать на основе различий в культуре, религии, политике или других аспектах.
Помимо основных участников, в конфликте могут играть второстепенные роли различных пособников, подстрекателей, организаторов или посредников.
Роль участников конфликта может различаться как с социальной, так и с психологической точки зрения. Социальная значимость может определяться социальным статусом, силой и влиянием участников. С другой стороны, с психологической точки зрения, значимость участников может выявляться в процессе развития конфликта, когда становится ясно, какие из них играют ключевую роль в его динамике.
Существует шесть основных стилей поведения участников межличностного конфликта: уклонение, приспособление, противоборство, компромисс, сотрудничество и ассертивность.
Межличностные конфликты могут проявляться в форме соперничества, спора или дискуссии. Каждый конфликт имеет свои причины, и для успешного разрешения конфликта важно идентифицировать их. Знание причин позволяет принять конкретные меры для предотвращения негативных последствий, вызванных конфликтом.
Рассмотрим причины межличностных конфликтов, выделенные психологом В. Линкольном:
1. Информационные факторы:
- Неточные факты и искажение информации.
- Несвоевременная передача информации.
- Ненадежные источники информации.
- Обилие и противоречивость информации.
- Неточные акценты.
2. Поведенческие факторы:
- Стремление к превосходству.
- Агрессивность.
- Эгоизм.
- Грубость и бестактность.
- Невыполнение обещаний.
3. Факторы отношений:
- Дисбаланс в отношениях (например, различный образовательный уровень).
- Несовместимость интересов и манер поведения.
- Разные ценностные ориентиры в жизни.
- Классовые различия.
- Низкий уровень доверия и авторитетности.
4. Ценностные факторы:
- Различия в культурных, религиозных и политических ценностях.
- Разное воспитание и представление о добре и зле, справедливости и несправедливости.
- Различие нравственных критериев и ценностей.
5. Структурные факторы:
- Стабильные объективные обстоятельства, мало поддающиеся изменению.
- Система управления.
- Право собственности.
- Нормы поведения.
- Социальная принадлежность и другие подобные факторы.
Функции конфликта могут быть как негативными, так и позитивными:
Негативные функции конфликта:
1. Потеря ресурсов:
- Физических, эмоциональных, материальных.
- Потеря времени.
2. Представление о побежденных оппонентах как о врагах.
3. Ухудшение социально-психологического климата в коллективе.
4. Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе.
5. Уменьшение степени сотрудничества между людьми после завершения конфликта.
6. Сложное восстановление нормальных отношений (шлейф конфликта).
7. Деструктивность.
8. Помеха развитию.
Позитивные функции конфликта:
1. Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами.
2. Сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом.
3. Стимулирование к изменениям и развитию.
4. Получение новой информации и диагностика возможностей оппонентов.
5. Прояснение четкой позиции конфликтующих сторон.
6. Поиск новых способов решения проблем.
7. Объективная оценка сил и ресурсов каждой из сторон.
Управление конфликтами — это активное воздействие на устранение или снижение причин, которые породили конфликт, а также на коррекцию поведения участников конфликта.
Конфликт проходит через три основные стадии:
1. Предконфликтная стадия, на которой зарождаются и развиваются противоречия, а также нарастает напряженность между участниками конфликта.
2. Непосредственно конфликт, или пик конфликта, когда происходит инцидент и активизируется взаимодействие сторон, направленное на изменение поведения оппонента или собственное.
3. Стадия разрешения конфликта, которая может заключаться в его урегулировании или переходе в скрытую фазу. Разрешение конфликта может произойти за счет устранения объекта конфликта, исчерпания ресурсов участников, появления третьей стороны или ухода одного из соперников.
Для работы с конфликтом применяются следующие шаги:
1. Диагностика конфликта, которая включает анализ причин, выделение объекта и субъектов конфликта, а также учет влияющих сторон.
2. Разработка конкретных мероприятий по разрешению конфликта.
3. Действия, направленные на разрешение конфликта.
Существуют различные методы управления конфликтами, включая внутриличностные и межличностные методы, а также переговоры.
Внутриличностные методы управления конфликтами основаны на умении организовать собственное поведение и выражать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции у другого человека.
Межличностные методы управления конфликтами используются при возникновении конфликтной ситуации и включают выбор стиля поведения. Основные стили включают в себя уступчивость, уклонение, противоборство, сотрудничество и компромисс.
Переговоры представляют собой процесс выработки взаимоприемлемых позиций сторон.
Компромисс - это метод разрешения конфликтов путем переговорного процесса, включающий в себя взаимные уступки сторон.
Существуют различные способы решения конфликтов, такие как уступка, подавление, уход от конфликта, компромисс и сотрудничество. Каждый из них имеет свои особенности и может применяться в зависимости от конкретной ситуации.
Управление конфликтами является важной задачей для руководителя, поскольку позволяет предотвратить перерастание конфликта из конструктивной в деструктивную форму и использовать его энергию для продвижения вперед.
Конфликтное поведение основано на определенных принципах, стратегиях и тактиках, которые влияют на его динамику и разрешение. Принципы конфликтного противоборства включают концентрацию сил, координацию сил, нанесение удара по наиболее уязвимым местам противника и экономию сил и времени.
Стратегия поведения в межличностном конфликте определяется как ориентация личности на определенные формы поведения в ситуации конфликта. Важные стратегии включают сотрудничество, компромисс и конкуренцию. Выбор стратегии становится решающим фактором для конструктивного разрешения конфликта.
Сотрудничество представляет собой кооперативную стратегию, при которой стороны сосредотачивают свои усилия на поиске совместного решения, удовлетворяющего интересы всех участников. Это наиболее предпочтительная стратегия, которая используется в случаях, когда интересы общего дела превышают личные амбиции участников и существует уважение к мнениям оппонентов.
К силовым стратегиям относятся конкуренция и доминирование, где акцент делается на достижении собственных интересов без учета интересов другой стороны. Эти стратегии могут привести к ущемлению интересов оппонента и созданию напряженной атмосферы в отношениях.
Компромисс представляет собой стратегию, при которой стороны идут на уступки друг другу, что позволяет избежать полного проигрыша и сохранить некоторое удовлетворение. Хотя компромисс не всегда приводит к полной удовлетворенности, он может смягчить конфликт и сохранить возможность для будущего сотрудничества.
Распространенные ошибки в управлении конфликтом:
1. Разрешение конфликта без диагностики: Попытки прекратить конфликт без понимания его корней часто не приносят положительных результатов, так как не решают основную проблему, породившую конфликт. Оппоненты, вынужденные взаимодействовать, продолжают сталкиваться с основной проблемой и поддерживать конфликт.
2. "Замораживание" конфликта: Простое разделение сторон и их обязанностей может временно уменьшить конфликт. Однако без устранения корневых причин конфликта, его возобновление с новыми участниками неминуемо.
3. Неправильное определение предмета конфликта и оппонентов: Даже при проведении диагностики существует риск ошибиться в определении сути конфликта и его участников. Иногда активные участники конфликта на самом деле действуют по указке скрытых оппонентов, что может запутать ситуацию. Для предотвращения таких ошибок необходима тщательная диагностика с учетом вопроса: "Кому это выгодно?"
4. Запаздывание в принятии мер: Если конфликт переходит в хроническую фазу, он начинает влиять на межличностные отношения и требует более серьезных усилий для разрешения. Отсутствие своевременных действий может привести к сохранению личной неприязни между оппонентами на длительный срок.
5. Не комплексный подход к решению: Комбинация различных методов разрешения конфликта часто является наиболее эффективной, позволяя учесть многообразие мотиваций сторон.
6. Неправильный выбор посредника: Выбор посредника, который должен вести переговоры с обеими сторонами, играет важную роль в процессе разрешения конфликта. Посредник должен быть непредвзятым и одновременно иметь доверие обеих сторон.
7. Попытки посредника продвигать свои интересы: Оппоненты должны быть уверены в нейтральности посредника. Если посредник демонстрирует свои личные интересы, это может привести к застою в переговорном процессе.
8. Пассивность оппонентов: Обе стороны должны активно участвовать в поиске компромисса. Пассивность может привести к дальнейшей эскалации конфликта.
9. Отсутствие работы с эмоциями: Конфликты всегда сопровождаются эмоциональным напряжением, которое может искажать восприятие и поведение сторон. Работа с эмоциями и напряжением помогает снизить конфликтные эффекты.
10. Игнорирование стереотипов: Эмоциональные перегрузки могут привести к активизации стереотипов, что упрощает ситуацию и усложняет ее решение. Необходимо использовать методы расширения сознания и изменения точек зрения для избежания этой проблемы.
11. Ошибки в договоре: Содержание соглашения должно быть четко зафиксировано в письменном виде, чтобы избежать недоразумений и споров в будущем.
12. Генерализация конфликта: если не предпринимать меры по ограничению и локализации конфликта, его масштабы могут расшириться, привлекая вовлеченных сторон и усугубляя ситуацию.
Эффективное управление конфликтом требует учета стиля поведения оппонентов и способов их взаимодействия.
Генерализация конфликта - это процесс, при котором исходный конфликт начинает распространяться и затрагивать новые аспекты или участников, чем демонстрирует качественное расширение его масштабов. Это естественное явление, поскольку конфликтующие стороны стремятся укрепить свои позиции и получить поддержку.
Привлечение сильных сторонников является одним из способов усиления своей позиции в конфликте. Это может быть осуществлено путем привлечения других лиц, групп или организаций на свою сторону. Такие сильные сторонники могут предоставить ресурсы, поддержку или влияние, что делает позицию конфликтующей стороны более сильной и устойчивой.
Однако если не принимать меры по остановке этого процесса, он может привести к дальнейшему расширению зоны конфликта. Постепенно все больше людей или групп могут быть привлечены к участию в конфликте, что делает его более сложным и трудноразрешимым. Это может создать опасность для дальнейшего развития конфликта и увеличить его воздействие на окружающую среду.
Чтобы предотвратить генерализацию конфликта, важно договориться об ограничении его масштабов и участников. Это может быть одной из первоочередных задач в процессе управления конфликтом. Путем согласования с обеими сторонами договоренности о том, кто и какие ресурсы или участники могут быть привлечены к конфликту, можно снизить риск его дальнейшего распространения и облегчить процесс разрешения.
2. Исследование когнитивных искажений
2.1. Анализ когнитивных искажений возникающих в межличностном конфликте студентов
Когнитивные искажения представляют собой систематические ошибки мышления или типовые отклонения в суждениях, которые проявляются в определённых обстоятельствах. Многие из этих искажений были описаны исследователями, а ряд из них подтверждены в психологических экспериментах.
Эти искажения можно рассматривать как результат эволюционно сложившегося ментального поведения. Некоторые из них имеют адаптивную природу, поскольку способствуют более эффективным действиям или быстрым решениям. Однако другие, кажется, возникают из-за отсутствия определенных навыков мышления или из-за неуместного применения навыков, которые ранее были адаптивными в других контекстах.
Другим видом внутренних конфликтов у человека являются когнитивные конфликты, которые возникают при столкновении несовместимых представлений. Согласно когнитивной психологии, люди стремятся к согласованности своих внутренних представлений, убеждений и ценностей, и испытывают дискомфорт при возникновении противоречий. Например, если кто-то, с кем вы считаете себя дружным, внезапно совершает действие, несовместимое с этой дружбой, возникает противоречие между представлением о нем как о друге и представлением о том, что друзья не поступают так. Эмоциональный дискомфорт от этого противоречия знаком многим.
Эта проблематика подробно описывается в теории когнитивного диссонанса Леона Фестингера. Согласно этой теории, люди стремятся к уменьшению дискомфорта, связанного с наличием двух противоречивых знаний или убеждений. Это и есть когнитивный диссонанс. Уменьшение этого диссонанса возможно путем изменения одного из противоречащих представлений таким образом, чтобы они стали согласованными. Например, можно изменить свое мнение о курении, прекратив его, или убедить себя, что вред курения преувеличен.
Чем сильнее диссонанс, тем сильнее стремление человека к его уменьшению или устранению. Ситуация когнитивного диссонанса может возникнуть при принятии решения, особенно если человек не уверен в его правильности. Диссонанс проявляется в противоречии между "я принял решение" и "я не уверен, что это правильное решение".
Механизм уменьшения когнитивного диссонанса работает не только для преодоления внутренних конфликтов, но и помогает избежать межличностных осложнений. Например, человек может пересмотреть свое мнение о действиях друга, предположив, что они не так уж плохи, как казалось сначала. Или можно попытаться примирить два несовместимых представления, включив их в новую систему рассуждений о высоких стандартах или изменяющихся обстоятельствах. Однако такие изменения внутренних представлений не всегда происходят легко и могут вызывать эмоциональные трудности.
Все эти явления становятся конфликтными, когда преодоление диссонанса становится сложной психологической задачей, затрагивающей важные для человека убеждения, ценности и представления, делая принятие решений трудным.
Анализ когнитивных искажений, возникающих в межличностном конфликте у студентов, подчеркивает значимость внутренних конфликтов и несовместимых представлений в их психике. По мнению когнитивистов, стремление к согласованности внутренних представлений и системы ценностей приводит к дискомфорту при возникновении рассогласования внутренних структур.
Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера утверждает, что человек, ощущая внутренний дисбаланс, стремится восстановить свою целостность. Это может происходить несколькими способами:
1. Изменение отношения к одной из когниций: прошлые мысли пересматриваются под влиянием текущих, создавая оправдание принятому решению.
2. Изменение одной из когниций: одна из убеждений может быть изменена или снижена в значимости в структуре личности.
3. Увеличение консонансных составляющих: поддерживающие когниции усиливаются, чтобы превзойти диссонансные.
4. Перестройка Я-концепции: система убеждений пересматривается, чтобы включить обе когниции в более широкий контекст.
5. Создание защитных механизмов: ситуация представляется как отсутствие выбора или оправдание через вытеснение самого поступка.
Эти возможности представляют собой дилемму между самосознанием (я хороший или я плохой) и стремлением уйти от осознания проблемы (временно или абсолютно): "Я не могу поступить плохо, потому что я хороший".
Анализ когнитивных искажений, возникающих в межличностном конфликте студентов, включает ряд типичных ошибок мышления. Давайте рассмотрим 10 примеров этих искажений и способы их преодоления:
1. Подтверждающий выбор:
- Пример: Студент, убежденный в своей правоте, ищет и принимает только информацию, которая подтверждает его точку зрения.
- Решение: активно искать разнообразные источники информации и альтернативное мнение для получения более объективной картины.
2. Якорение:
- Пример: Студент присваивает излишнее значение первой полученной информации при рассмотрении конфликта.
- Решение: сравнивать и анализировать информацию из разных источников для формирования более сбалансированного мнения.
3. Групповая поляризация:
- Пример: Группа студентов усиливает свои критические взгляды в результате обсуждения конфликта с профессором.
- Решение: активно общаться с людьми, имеющими разные точки зрения, чтобы избежать усиления своих экстремальных взглядов.
4. Ошибка принадлежности к группе:
- Пример: Студент соглашается с мнением коллег ради сохранения сплоченности команды.
- Решение: выражать свое мнение и уважать мнение других, даже если оно не совпадает с общепринятым.
5. Ошибка недостаточной информации:
- Пример: Студент собирает дополнительную информацию, даже если она не приводит к лучшим решениям.
- Решение: научиться определять момент, когда информации достаточно для принятия решения.
6. Ошибка "после этого, следовательно, вследствие этого":
- Пример: Студент считает, что опоздание вызвано определенным событием, произошедшим ранее.
- Решение: развивать критическое мышление и анализировать причинно-следственные связи.
7. Заблуждение игрока:
- Пример: Студент верит, что после серии неудачных событий обязательно последует успех.
- Решение: осознавать случайность событий и не полагаться на предыдущие результаты.
8. Фундаментальная ошибка атрибуции:
- Пример: Студент объясняет поведение других личностными характеристиками, а свое - внешними обстоятельствами.
- Решение: развивать эмпатию и стараться понять причины поведения других людей.
9. Ошибка представленности:
- Пример: Студент судит о вероятности события на основе стереотипов, игнорируя базовую вероятность.
- Решение: оценивать вероятности на основе реальных фактов, а не предубеждений.
10. Доступность информации:
- Пример: Студент принимает решения на основе того, как легко ему вспоминаются схожие ситуации.
- Решение: анализировать информацию из разных источников и оценивать реальные риски.
Избегание когнитивных искажений поможет студентам принимать более обоснованные решения и эффективно решать межличностные конфликты.
2.2 Предложения по преодолению когнитивных искажений
Когнитивные искажения – это уловки разума, которые могут серьезно повлиять на студентов в университете, искажая их способ мышления и принятия решений.
Преодоление когнитивных искажений является ключевым аспектом академического развития студентов. Эти искажения могут мешать студентам понимать и анализировать информацию, влиять на их способность критически мыслить и принимать обоснованные решения.
Например, одним из распространенных когнитивных искажений среди студентов является вера в справедливость мира. Это может привести к тому, что студенты могут склоняться к мысли, что успех в учебе зависит исключительно от их усилий, игнорируя влияние внешних факторов, таких как доступность ресурсов или качество преподавания.
Еще одним примером когнитивного искажения среди студентов является иллюзия контроля. Студенты могут считать, что они имеют полный контроль над своими академическими успехами и не учитывать возможные внешние факторы, такие как стресс или личные обстоятельства, которые могут повлиять на их учебу.
Недооценка бездействия также может быть проблемой для студентов. Они могут склоняться к мысли, что не предпринимание действий является более безопасным выбором, чем риск и потенциальные ошибки, что может привести к прокрастинации и упущенным возможностям.
В межличностных конфликтах студенты часто сталкиваются с нормами и правилами, которые могут быть неявными и недооцененными. Переходя в новую среду, они начинают осознавать нормы и ценности, которыми руководствуются другие люди, а также сравнивают их с собственными. Конфликт в этом контексте может выявить не только различия в ценностях, но и собственные личные установки и предпочтения, что способствует лучшему пониманию себя и окружающих.
На микро- и макросоциальном уровнях конфликт может выполнять полезную функцию, поскольку выявляет различные точки зрения и способы решения проблем. Студенты могут использовать конфликтные ситуации для личностного роста и интеллектуального развития, разрабатывая способы совместного решения проблем и принятия решений.
В процессе конфликта студенты сталкиваются с различными когнитивными искажениями, которые могут искажать их восприятие ситуации. Важно осознавать влияние различных фильтров, через которые они воспринимают информацию, таких как ожидания, предрассудки, ценности и предпочтения. Эти фильтры могут приводить к искажениям и сокращениям информации, что затрудняет объективное восприятие ситуации.
В таких конфликтах студенты могут часто воспринимать себя как защитников норм и правил, вступая в конфликт ради защиты справедливости и нормального хода вещей. Они могут рассматривать себя как борцов за правду и часто упорно отстаивать свои позиции, даже если это не всегда выгодно с точки зрения личных интересов.
Осознание когнитивных искажений и фильтров, а также понимание роли, которую они играют в конфликтных ситуациях, поможет студентам развивать навыки эффективного взаимодействия и конструктивного разрешения конфликтов.
Необходимо осознавать, что наше собственное поведение и отношение могут влиять на то, какую информацию мы получим от оппонента в конфликтной ситуации. Мы склонны услышать историю, которую мы сами как бы «запрашиваем», подсознательно влияя на оппонента своими действиями и высказываниями. Наш партнер, в свою очередь, может читать наши настроения и установки, и его рассказ о ситуации будет зависеть от этого.
Информация, которую мы получаем, может быть искажена как намеренно, так и неосознанно нашим партнером. Установленные контакт, доверие и хорошие отношения могут способствовать более открытой передаче фактов, даже если они неприятны для партнера, так как они могут быть важны для полного понимания ситуации и принятия обоснованных решений.
Для уменьшения искажения информации важно избегать оценочных суждений и проявлять понимание и интерес к партнеру. Это поможет создать атмосферу доверия и позволит партнеру более открыто делиться информацией.
Однако конфликт не только искажает когнитивные процессы, но и может способствовать их обогащению, как для участников конфликта, так и для общества в целом.
Борьба с этими когнитивными искажениями требует осознания их существования и использования стратегий критического мышления и анализа информации. Это может включать в себя постановку целей, разработку планов действий и осознанное принятие решений на основе обоснованных данных.
Для борьбы с когнитивными искажениями, которые могут повлиять на наше мышление и принятие решений, существует ряд эффективных стратегий, рекомендуемых специалистами:
1. Проверка источников и достоверности информации: важно критически оценивать источники информации, чтобы избежать распространения ложных данных или предубежденной информации.
2. Поиск альтернативных точек зрения: исследование различных точек зрения и аргументов помогает получить более полное представление о ситуации и принять более обоснованные решения.
3. Различение фактов и мнений: умение различать факты от мнений и анализировать причинно-следственные связи помогает избежать искажений при интерпретации информации.
4. Осознание своих эмоций и предубеждений: понимание собственных эмоций, мотивов, ценностей и предубеждений помогает контролировать их влияние на наше мышление и принятие решений.
5. Открытость для обратной связи и критики: готовность к обсуждению своих мыслей и действий с другими людьми и к самокритическому анализу помогает выявлять и исправлять когнитивные искажения.
6. Применение различных стратегий решения проблем: использование разнообразных методов и подходов к решению проблем способствует более глубокому анализу ситуации и принятию обоснованных решений.
7. Обращение за помощью к специалистам: в случае, если когнитивные искажения вызывают значительные неудобства или затруднения, целесообразно обратиться за помощью к психологам или психотерапевтам для проведения дополнительной работы над ними.
Для студентов, как и для всех людей, когнитивные искажения могут быть препятствием для здорового мышления и принятия обоснованных решений. Вот несколько методов, которые могут помочь студентам преодолеть эти искажения:
Идентификация искажений: первым шагом к преодолению когнитивных искажений является осознание их присутствия. Студенты могут использовать список когнитивных искажений в качестве справочника, чтобы определить, какие искажения присутствуют в их мыслях.
Техника двойных стандартов: студенты могут задать себе вопрос, неужели они бы сказали то же самое близкому другу или подруге? Это поможет им взглянуть на ситуацию более объективно и с большим сочувствием к себе.
Суд над мыслями: студенты могут задать себе вопрос о доказательствах в пользу своих негативных мыслей. Это поможет им осознать, насколько эти мысли соответствуют действительности.
Метод опроса: если студенты испытывают сомнения или беспокойство, им может помочь просто обсудить свои чувства с другими людьми, например, с близкими друзьями или родственниками.
Принятие реальности: студенты должны помнить, что переживания и чувства являются частью их жизни, но они не всегда отражают реальность. Важно принимать ситуации такими, какие они есть, и искать конструктивные способы решения проблем.
Анализ преимуществ и недостатков: студенты могут задать себе вопросы о том, как их мысли и установки помогают им и как мешают. Это поможет им осознать, какие убеждения являются нереалистичными и препятствуют их успеху.
Проверка гипотез: студенты могут провести поведенческие эксперименты, чтобы проверить свои негативные установки на практике. Например, они могут попробовать пофлиртовать с несколькими людьми, чтобы опровергнуть свои страхи быть одинокими
Техника "Что, если?": студенты могут задавать себе вопросы о том, что будет, если их негативные предположения о себе и окружающем мире оправдаются. Это поможет им понять и преодолеть свои более глубокие страхи.
Применение этих методов поможет студентам преодолеть ложные страхи и развить более здоровое и объективное видение себя и мира вокруг них.
Заключение
В ходе выполнения курсовой работы был проведен анализ когнитивных искажений в межличностных конфликтах среди студентов, что позволило выявить их особенности и влияние на процесс разрешения конфликтов. На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Межличностные конфликты имеют существенное значение в нашей жизни, они влияют на наши отношения, эмоциональное состояние и социальные взаимодействия. Когнитивные искажения играют ключевую роль в возникновении и эскалации конфликтов, их разрешении и последствиях.
2. В современном обществе, где наблюдается дефицит устойчивых межличностных связей из-за активного распространения социальных сетей и компьютеризации, анализ когнитивных искажений в конфликтных ситуациях становится особенно актуальным.
3. В ходе исследования были выявлены основные типы когнитивных искажений, которые часто встречаются в межличностных конфликтах, такие как чрезмерная обобщенность, черно-белое мышление, самоутверждение и прочие.
4. Исследование показало, что когнитивные искажения оказывают существенное влияние на восприятие конфликтной ситуации, формирование представлений о себе и других участниках конфликта, а также на выбор стратегий поведения.
5. Разработанные на основе исследования практические рекомендации и стратегии преодоления когнитивных искажений могут быть использованы студентами, преподавателями и психологами для эффективного разрешения межличностных конфликтов и создания поддерживающей обстановки в учебной и социальной среде.
Таким образом, выполнение данной курсовой работы позволило более глубоко понять и проанализировать когнитивные искажения в межличностных конфликтах студентов, а также разработать практические рекомендации по их преодолению. Полученные результаты могут быть полезны для всех, кто сталкивается с межличностными конфликтами и стремится к их конструктивному разрешению.
В заключение необходимо подчеркнуть, что понимание и осознание когнитивных искажений в межличностных конфликтах является важным шагом к развитию личных и социальных навыков, способствующих гармоничным отношениям и конструктивному взаимодействию в обществе. Разработанные рекомендации и стратегии по преодолению этих искажений могут быть полезны как для студентов, так и для всех, кто сталкивается с межличностными конфликтами в своей повседневной жизни.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А. А. Бодалева / Б.Г. Ананьев. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 382 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 384 с.
3. Анцупов, А. Я., Шипилов, А. И. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 551 с.
4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений / Э. Берн. – Москва: Изд. «Э», 2017. – 352 с.
5. Брушлинский, А. В. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / А.В. Брушлинский. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. – 576 с.
6. Герасимова, Т. А., Иванова, И. П. Изучение эмпатии студентов / Т.А. Герасимова, И.П. Иванова // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум», 2019. – С. 1-7.
7. Глушко, Е. В. Причины конфликтов в студенческой среде / Е.В. Глушко // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум», 2013. – С. 1-5.
8. Голованова, И. И. Методика управления конфликтами: Учебное пособие / И.И. Голованова. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010. – 91 с.
9. Горбунова, М. Ю. Социальная психология / М.Ю. Горбунова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 223 с.
10. Гржибовский, А. М. Анализ количественных данных для двух независимых групп / А.М. Гржибовский // Экология человека, 2008, No2. – С. 1-8.
11. Гришина, Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.
12. Данилова, Е. Л. Особенности межличностных отношений в студенческой группе / Е.Л. Данилова // Актуальные вопросы современной психологии: -материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). – Т. 1. – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 70-72.
13. Демчук, А.Л. Особенности принятия решений в конфликтных ситуациях / А.Л. Демчук // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. – 2015 г. – Т. 9. – No2. – С. 1-8.
14. Долганов, Д.Н. Структура системы межличностных отношений / Д.Н. Долганов // Мир науки. Педагогика и психология. – 2017 г. – No1. – С. 1-11.
15. Духновский, С. В. Диагностика межличностных отношений. / С. В. Духновский. – СПб.: Речь, 2010. – 141 с.
16. Журавлев, А. Л. Социальная психология: учебное пособие. / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. – М.: Форум; Инфра-М, 2006. – 351 с.
17. Захараш, Т.Б. Психология общения: учебное пособие / Т.Б. Захараш. – М.: ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2013. – 116 с.
18. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений. / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
19. Каландарова, З.И. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях студентов различных факультетов / З.И. Каландрова // «Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки»: Электронный сборник статей по материалам XVII студенческой международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. «СибАК». – 2014. – No 2 (17) – С. 197-202.
20. Короткина, Т.И. Психология конфликта. Компендиум кейсов: учеб. пособие / Т. И. Короткиной. – СПб.: СПбГУП, 2016. – 116 с.
21. Красноплахтова, Л. И. Личность и межличностные отношения в группах и коллективах: учебное пособие. / Л.И. Красноплахтова – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 92 с.
22. Куницына, В. Н., Межличностное общение. Учебник для вузов. / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. ‒ СПб: Питер, 2001. – 544 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней