Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.1 Понятие и цели систематизации законодательства
Для того чтобы определить место кодификации как формы система-тизации законодательства, необходимо сначала уяснить, что понимается под «систематизацией законодательства», то есть действовать по принципу «от целого к частному». Само понятие систематизации законодательства имеет доктринальное происхождение, поскольку ни в одном из действую-щих нормативно-правовых актов не содержится его легального определе-ния.
Разумеется, в литературе нет единого мнения относительно того, ка-кую дефиницию понятия «систематизация законодательства» следует при-знавать единственно верной. Для продолжения исследования потребуется рассмотреть некоторые распространенные определения, данные разными учеными.
Однако начать, пожалуй, следует с того, что в литературе иногда встречаются и отождествляются два понятия – это «систематизация зако-нодательства» и «систематизация нормативно-правовых актов». С одной стороны, данные понятия действительно можно признавать синонимами, поскольку российское законодательство (если не брать в расчет дискуссий на этот счет, поскольку данный вопрос может стать темой для отдельного исследования) как раз и представляет из себя не что иное как совокупность нормативно-правовых актов.
С другой же стороны, в ряде случаев имеет смысл указанные поня-тия разделять. Так, когда мы говорим о систематизации законодательства, необходимо уделять внимание такому фактору как правовая система, дей-ствующая в рассматриваемом государстве. Например, в литературе отме-чается, что в странах англо-саксонской системы права, где широко рас-пространен и имеет важное значение судебный прецедент, систематизация законодательства должна подразумевать также и упорядочивание судеб-ных прецедентов, а не исключительно нормативно-правовых актов . Пола-гаем, что данная точка зрения абсолютно справедлива и более чем рацио-нальна.
В то же время, так как в данной работе речь пойдет все же о система-тизации законодательства в Российской Федерации – государства, которое большинство ученых относит к романо-германской правовой семье, – в данной работе понятия «систематизация законодательства» и «системати-зация нормативно-правовых актов» будут использоваться в качестве взаи-мозаменяемых.
Также в одном из юридических словарей понятие «систематизация законодательства» отождествляется с понятием «систематизация права» . На наш взгляд, этот подход в корне неверен, поскольку понятие «право» гораздо шире, нежели понятие «законодательство».
Одним из наиболее известных определений систематизации законо-дательства считается определение, данное профессором
А. С. Пиголкиным, который посвятил изучению вопросов систематизации множество научных работ. Так, под систематизацией законодательства он предлагает понимать деятельность, направленную на приведение норма-тивных актов в единую, упорядоченную систему . Данное определение по сути своей совершенно верно, однако, следует признать, что оно имеет слишком обобщенный характер. Иными словами, в нем не хватает конкре-тики, в том числе указания на субъектов проводимой деятельности, поря-док, способы, цели, формы закрепления ее результатов и т. д. Так или ина-че, это определение можно назвать основой большинства дефиниций, дан-ных другими учеными, с некоторыми дополнениями.
Р. В. Шагиева, например, в своем определении также указывает, что деятельность по систематизации законодательства осуществляется с помо-щью обработки нормативно-правовых актов, их перегруппировки и изло-жения в форме сборников, собраний или сводных актов в целях упорядо-чения и совершенствования действующих правовых норм . То есть в своем определении профессор добавляет информацию о способах, целях и фор-мах выражения результата проведенной деятельности по систематизации законодательства. Тем не менее, неосвещенным остается вопрос субъектов такой деятельности.
О способах и целях систематизации законодательства также пишет В.Н. Протасов по мнению которого, систематизация законодательства проводится с помощью его внешней и внутренней обработки, а основное назначение этого процесса заключается в «поддержании системности зако-нодательства и обеспечении субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией» . Внешняя обработка заключается в удалении из текста утративших силу положений, замене их на актуальные и т.д. В то же время открытым остается вопрос, что тогда относится к «внутренней об-работке»? Мы вынуждены констатировать факт, что на этот счет профес-сор Протасов своих комментариев в указанной работе не дает. Что же ка-сается обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией, такая цель систематизации законодательства действительно есть, однако она не единственная. Кроме того, важно отметить, что в ре-зультате этого процесса должна быть предоставлена исчерпывающая и не противоречивая информация.
Применительно к результату систематизации законодательства осо-бый интерес представляет определение, данное В. В. Лазаревым. Согласно его точке зрения, результатом является построение некой системы, и до-стигается оно через издание различных сборников, собраний нормативно-правовых актов . То есть издание каких-либо сводных актов и сборников становится способом достижения результата. Это не то чтобы полностью противоречит определению профессора Шагиевой, но, полагаем, здесь мы можем наблюдать некую подмену понятий.
В большинстве словарей понятие «цель» означает результат деятель-ности человека, предварительное идеальное представление о котором и желание его достигнуть предопределяют выбор соответствующих средств, способов и системы специфических действий по его достижению, на кото-рый направлен весь процесс . По нашему мнению, создание сборников, собраний нормативно-правовых актов и есть результат, но не способ, по-скольку система, о которой пишет В. В. Лазарев, представляет собой не что иное, как совокупность таких сводных актов. С другой стороны, такой результат как «построение системы» можно рассматривать как некий об-разный возвышенный идеал, но при практическом и более приземленном рассмотрении, результатом все же выступает именно распределение норм по соответствующим сборникам или включение их в сводные акты.
К сожалению, ни в одном из определений указанных выше ученых мы не обнаружили указания на субъектов деятельности по систематизации законодательства. Этому вопросу не уделяется столько внимания в литера-туре, как, например, целям и формам систематизации. Можно говорить, что о субъекте указанной деятельности упоминает С. В. Бялт, когда пишет о том, что деятельность по систематизации законодательства осуществля-ется «компетентными субъектами» (иногда также используется понятие «уполномоченные органы»), но при этом никак не расшифровывает это понятие . В таком случае непонятно, по каким критериям следует опреде-лять «компетентность» того или иного субъекта в вопросе систематизации законодательства.
О субъектах систематизации рассуждали в своей статье
Е. В. Мирошников и Н. С. Колесникова, и в результате они пришли к вы-воду, что в деятельности по систематизации законодательства главная роль отдана правотворческим органам государства, однако иные субъек-ты, такие как граждане, юридические лица, органы государственной вла-сти, органы местного самоуправления, должностные лица, не обладающие правотворческой компетенцией, также принимают в ней участие .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссий-ского голосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 нояб. 1994 № 51–ФЗ (ред. от 24 июля 2023) // Собрание законодатель-ства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197–ФЗ (ред. от 14.02.2024) // Собрание законодательства Российской Федера-ции. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
4. О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Рос-сийской Федерации : Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 № 33–СФ (ред. от 28.07.20239) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – 18 фев-раля. – № 7. – Ст. 635.
5. О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации : Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134–II ГД (ред. от 20.02.2024) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – 16 февраля. – № 7. – Ст. 801.
Книги (монографии, учебники, учебные пособия)
6. Анахасян, Р. Л. Проблемы инкорпорации нормативно–правовых актов России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Р.Л. Анахасян. – Саратов, 2009. – 27 с.
7. Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева. – 3–е изд., доп. и перераб. – М.: Инфра–М, 2010. – 1254 с.
8. Бошно, С. В. Закон о нормативных правовых актах: прошлое, настоящее и перспективы / С.В. Бошно // Право и современные государ-ства. – 2015.– № 2. – С. 15.
9. Бялт, В. С. Теория государства и права : учебное пособие для вузов / В. С. Бялт. – 2–е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 658 с.
10. Васильева, Ю. В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении: теоретические и практические проблемы: дисс. … д–ра юрид. наук: 12.00.05./ Ю.В. Васильева. – М., 2010. – 242 с.
11. Верховному Суду Российской Федерации 95 лет // [Электрон-ный ресурс]: официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации. URL: http://www.supcourt.ru/press_center/news/26371/ (Дата обращения: 16.03.2024).
12. Другов, Я. А. Систематизация законодательства: тенденции на современном этапе / Я.А. Другов // Baikal Research Journal. – 2015. – №6. – С. 12.
13. Кашанина, Т. В. Юридическая техника: учебник / Т. В. Каша-нина. – 2–е изд., пересмотр. – М.: Норма: ИНФРА–М, 2011. – 533 с.
14. Кирилкин, К. К. Направления и виды систематизации права / К.К. Кирилкин // Новый юридический вестник. – 2018. – № 4 (6). – С. 2.
15. Кодан, С. В. Акты систематизации законодательства: юридиче-ская природа и место в системе источников Российского права / С.В. Ко-дан // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отде-ления Российской академии наук. – 2008. – Вып. 8. – С. 387.
16. Лазарев, В. В. Теория государства и права : учебник для вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень. – 5–е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – С. 291.
17. Мирошников, Е. В. Систематизация законодательства: понятие, значение, цели и задачи / Е.В. Мирошников, Н.С. Колесникова // The Scientific Heritage. – 2021. – №58–4. – С. 65.
18. Овинников, В. А. Систематизация законодательства: понятие, значение, цели и задачи / В.А. Овинников // Научные исследования моло-дых ученых – сборник статей XIV Международной научно–практической конференции – Пенза, 2021. – С. 98.
19. Пиголкин, А. С. Теория государства и права: учебник для ву-зов / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев; под редакци-ей А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. – 4–е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 572 с.
20. Протасов, В. Н. Теория государства и права: учебное пособие для вузов / В. Н. Протасов. – 5–е изд., перераб. и доп. – Москва: Изда-тельство Юрайт, 2019. – 591 с.
21. Ромашов, Р. А. Теория государства и права: учебник и практи-кум / Р. А. Ромашов. – М.: Юрайт, 2019. – 524 с.
22. Румянцев, М. Б. Предмет общей теории правотворчества. Виды правотворческого процесса / М.Б. Румянцев // Образование. Наука. Науч-ные кадры. – 2019. – №1. – С. 21.
23. Cистематизация законодательства как способ его развития [Текст] / И. В. Гетьман–Павлова, Н. Ю. Ерпылева, Е. Н. Салыгин и др.; отв. ред. В. А. Сивицкий; Гос. ун–т – Высшая школа экономики, ф–т пра-ва. – М.: Изд. дом Гос. ун–та – Высшей школы экономики, 2010. – 421 с.
24. Теория государства и права в 2 т. Том 2. Особенная часть : учебник и практикум / А. П. Альбов [и др.]; под общей редакцией А. П. Альбова, С. В. Николюкина. – М.: Юрайт, 2018. – 548 с.
25. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 7–е изд., пере-раб. и доп. М.: Республика, 2001. – 964 с.