Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Теоретические основы развития детей дошкольного возраста
1.1 Особенности развития детей дошкольного возраста
Дошкольное детство - пора жизни, когда перед ребенком распахивается неведомый мир взрослых, существенно влияющий на развитие его психики. В этом возрасте актуализируется познавательная активность ребенка, влияющая на все сферы его жизнедеятельности. Именно в дошкольном детстве начинается процесс эволюции ребенка как личности, закладывается его коллективная направленность, формируются навыки социального поведения, направленные на усвоение информации о себе и мире, складывается первичное соподчинение мотивов, а поведение ребенка превращается из полевого в волевое.
Социальная ситуация развития - общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками, содержанием которых является внеситуативность, отсутствующая на предыдущем этапе развития ребенка. Общение с взрослым осуществляется в двух различных формах - внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной. Кроме взрослого, в том числе и идеального, вызывающего у ребенка желание быть похожим на него, появляется и сверстник, отношения с которым развиваются и приобретают все большее значение не только для социального сотрудничества, но и для познавательного развития каждого из участников взаимодействия.
Ведущий вид деятельности - сюжетно-ролевая игра, благоприятствующая возможностям ребенка вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, которые недоступны ему в реальной практике. Ее сущностное наполнение видоизменяется на протяжении всего периода дошкольного детства. Видовой размах игровой деятельности предполагает переход к усложненным формам: от ролевой, сюжетно-ролевой до игр по правилам. Независимо от вида игр, дошкольник детально отрабатывает социально-психологический контекст социальных взаимоотношений в своей детской смысловой реальности, формируя ресурсы социализации.
В игровой деятельности дошкольник получает мощный опыт присвоения знаний об окружающем мире, возможность в безопасной форме отрефлексировать социальные роли и функции разностатусного контактирования, что, безусловно, не может не отразиться на общем психическом развитии ребенка.
Новообразованиями в период дошкольного возраста являются: память, развитие которой дает возможность действовать в плане общих представлений и устанавливать связи, не представленные в чувственном опыте; воображение, позволяющее ребенку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было; произвольное поведение (опосредованное нормами и правилами); осознание своего поведения и начало личного самосознания. Все новообразования постепенно занимают определенное место в системе отношений ребенка с окружающей действительностью.
По мнению А. Н. Леонтьева, дошкольное детство - это процесс формирования соподчиненности мотивов и произвольности поведения.
Это ведущее направление в развитии самосознания личности ребенка.
Самосознание, по мнению С. Л. Рубинштейна, является высшим уровнем развития сознания - основой формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях.
В структуре самосознания выделяются следующие составляющие (конструкты): представление о себе, самоотношение и саморегуляция, а именно: познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты (И. С. Кон, П. Р. Чамата, И. И. Чеснокова и др.).
В период старшего дошкольного возраста дети активно познают окружающий мир, взаимоотношения людей и уже готовы приобретать конкретные знания, которые будут постепенно готовить их к школе
Процесс познавательного развития ребенка сопряжен с накоплением опыта представлений о себе и окружающем мире. По мере взросления ребенок все больше включается в социальное пространство взаимодействий, которое позволяет получать обратную связь, рефлексировать свои мысли и действия.
Эмоции играют важную роль в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Следовательно, у ребенка появляются представления относительно тех условий, где он находится и относительно тех людей, которые его окружают, что, в свою очередь, дает ему возможность прочувствовать определенную ситуацию, пережить конкретные события и просто испытать и проявить свои эмоции.
Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка, что в той или иной степени влияет на формирование его самосознание.
Эмоции способствуют осознанию себя и своего места в социуме.
Необходимо отметить, что эмоциональные процессы дошкольника становятся более уравновешенными. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка. Эмоциональная сфера детей меняется: с одной стороны, дети в значительной степени сохраняют свойство бурно реагировать на определенные действия и ситуации, которые их затрагивают, а с другой - чувствительны к воздействию внешних обстоятельств, впечатлительны и эмоционально отзывчивы.
Меняется и сфера потребностей детей: преобладают потребности в уважении и почтении, то есть в признании компетентности детей, достижении ими успеха в той или иной деятельности, а также в одобрении со стороны сверстников и старших. Так, в старшем дошкольном возрасте увеличивается потребность в познании внешнего мира и его объектов, «значимых для общества», что, безусловно, не может отразиться на эмоциональном фоне ребенка в этот период.
По мнению А. Н. Леонтьева, дошкольное детство - это процесс формирования соподчиненности мотивов и произвольности поведения.
Это ведущее направление в развитии самосознания личности ребенка.
Среди всех достижений психического развития ребенка в дошкольном возрасте в качестве главного обычно выделяют способность не только управлять своими действиями, но и контролировать их, т. е. произвольность, главной чертой, которой является осознанность, благодаря чему ребенок понимает смысл выполняемых действий и форм поведения. В этот период он выбирает, что ему делать, основываясь на моральных мотивах, формируемых нравственными ценностями.
Дошкольник вполне способен оценить свое собственное действие с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое собственное поведение, относительно социальной действительности, а также правильно спланировать его. Кроме этого в арсенале ребенка существует смысловая ориентационная база в действиях, которая непосредственно связана с дифференциацией внутренней и внешней жизни, что также не может не оказать влияние на развитие самосознания.
У старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами.
Развивается мотивационная сфера - возникает новый (опосредованный) тип мотивации, который является основой произвольного поведения; формируется устойчивая структура мотивов. В общении с взрослыми и сверстниками, а также в различных видах деятельности ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе. Формирование самосознания включает в себя представления о себе, своем доме, своей семье .
Дети в возрасте от четырех до семи лет опираются на образы и свойства предметов, это говорит о том, что начинает развиваться понятийное мышление. Данный вид мышления позволяет решать задачи, анализировать, сравнивать, а также обобщать различные образы. Мы предполагаем, что ребенок на данном этапе развития мышления любой предмет видит образно, начинает использовать свои представления о предмете в игре. Развитие данного вида мышления у ребенка дает ему более полное представление о свойствах предмета, чем предыдущий этап мышления. Ведущая деятельность в данном возрасте – сюжетно-ролевая игра.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. – М.:Медецина 2007.
2) Васильева М.А, Гербова В.В. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева, В.В. Гербова – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
3) Вологдина И. В., Игровая деятельность как средство воспитания культуры произвольного поведения у детей дошкольного возраста // Мир образования - образование в мире. — 2019. — № 3 (75). — С. 92-100
4) Горбушина А.С. К вопросу о проблеме изучения речевого развития у детей раннего возраста в норме и патологии//АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. Сборник научных статей по материалам XVIII международной научно-практической конференции. 2019. С. 446-450
5) Губанова Н. Ф., Игровая социализация как фактор культурного развития ребенка-дошкольника // Педагогическое образование и наука. — 2019. — № 1. — С. 53-57
6) Демина Ю.С. Воспитание культуры общения в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ. Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор Е.А. Жесткова. 2017. С. 31-35
7) Еремина Ю. С., Картотека игр, направленных на развитие коммуникативной культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2019. — № 5. — С. 64-70
8) Женисова М.К., Акишева А.К. Психологические особенности детей дошкольного возраста//ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ. 2022. № 1. С. 117-120
9) Зябкина В. В. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Курск, 2012.
10) Леонтьев, А. Н. Становление психологии деятельности / А. Н. Леонтьев. – Москва: Смысл, 2003. С. 302.
11) Люблинская А. А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. 415 с
12) Никитин, Б. П. Интеллектуальные игры / Б. П. Никитин. – Москва: Лист Нью, 2004. С. 98
13) Полуляхова С.Ю. Пальчиковая игра как средство развития речи//ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. УФА, 2023. С. 81-84
14) Травкина Т.Г. Влияние развивающие игр на познавательное развитие детей 6-7 лет на примере игры «Убираем урожай»// НАУЧНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ «МАТРИЦА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ». 2022. № 7. С. 114-116
15) Тютюнник В.А., Хутиева О.А. Онтогенез речевого развития в раннем возрасте как основа речевых способностей дошкольников// ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / Сборник трудов по материалам X Международного конкурса научно-исследовательских работ (5 декабря 2022 г., г. Уфа). В 2 ч. Ч.2 / – Уфа: Изд. НИЦ Вестник науки, 2022. – С. 64-70
16) Усманова А. В. Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников//ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В КОНТЕКСТЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ. Материалы международной электронной научно-практической конференции : в 4 т.. Том 4. Часть 2. Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования. Донецк, 2020. С. 182-186
17) Чилингарян Г.С., Лахина Л.С., Саенко А.А. Роль пальчиковых игр в развитии дошкольников// НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС: ИНФОРМАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИИ, МЕХАНИЗМ: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 ноября 2023 г., г. Таганрог). - Уфа: Аэтерна, 2023. С. 251-252