Фрагмент для ознакомления
2
Религия является социальным институтом, занимающим важнейшее место в общественной структуре; религия - это еще и форма общественного сознания, служащая для выражения определенных идей, регуляции общественных отношений. Кроме того, существуют нормы и предписания человеческого поведения в обществе.
Важнейшей является регулятивная функция религии и церкви. Любая религия занимается регуляцией социального поведения своих приверженцев. Этого возможно достичь посредством комплекса моральных норм, запретов и предписаний, реализующихся на уровнях индивидуального и общественного сознания и поведения .
Наряду с регулятивной, религия и церковь выполняют еще не-сколько социальных функций. Самыми важными являются:
• мировоззренческая — религия организует систему мировоззрения человека, определяет его понимание мира;
• компенсаторная — религия компенсирует человеку в рамках его веры то чувство психологической защищенности, которое может быть утрачено под давлением внешних обстоятельств, не поддающихся контролю со стороны индивида;
• интегрирующая — заключается в способности религии объединять своих приверженцев на основе общих для них религиозных ценно-стей, объектов поклонения, ритуалов, норм поведения, сплачивать их в единую общность.
Реализуя эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного сознания, религия и церковь тем самым являются формой самоорганизации социума.
В научной и учебной литературе по теории государства и права представлены многочисленные дефиниции религиозной нормы, что позволяет говорить о многообразии подходов к этому понятию. В частности, согласно позиции некоторых исследователей, религиозные нормы являются правилами, которые регулируют поведение верующих в определенной конфессии. Есть также позиция, которая предусматривает, что религиозные нормы выступают в качестве вида социальных норм, установленных различными конфессиями, соответственно, эти нормы носят обязательный характер для представителей этой веры.
Вышеприведенные определения свидетельствуют, что религиозные нормы являются правилами поведения, которые многоаспектны: в первую очередь, они регулируют взаимодействие между человеком и церковью, кроме того, они направлены на регуляцию отношений между людьми, принадлежащими к определенной конфессии, и религиозной организацией, обществом, государством.
Во многом право и религия (религиозные нормы) едины, в частности, мы можем усмотреть данное единство в том, что эти нормы репрезентуют общие правила поведения людей, наделены сознательно-волевым характером, имеют формальную определенность, системность, служат критериями для того, чтобы комплексно оценивать социально значимое поведение членов общества, кроме того, важен и такой аспект, как соответствие религиозных и правовых норм определенному культурному типу, уровню социально-экономического развития общества. Как и религиозные нормы, право выполняет функцию определения границ поведения людей, регулирует общественные (социальные) отношения и т.д.
Тем не менее, между правом и религией есть и существенные различия, на которые следует обратить особое внимание.
Религиозные нормы в плане способа их создания (формирования, возникновения) возникают в обществе (например, речь идет о язычестве в первобытном обществе, христианстве, исламе) или религиозных организациях («Свидетели Иеговы», «Адвентисты Седьмого дня» и др.), также они фиксируются не в нормативно-правовых актах, а в священных книгах (Веды, Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Талмуд и др.), возможна и устная форма их фиксации и передачи (шаманизм, язычество и т.п.). Есть отличия и в степени обязательности: правовые нормы общеобязательны, тогда как религиозные касаются верующих. Другой значимый критерий – это обеспечение соблюдение норм религии и права. В случае с религиозными нормами мы видим ситуацию обеспечения их исполнения верой в Бога, позицией религиозной общины (священнослужителей), правовые нормы обеспечиваются силой государственного принуждения.
Кроме того, уровень требований религиозных норм является выше относительно правовых, поскольку религия в целом осуждает любые формы проявления лжи, клеветы, измены, насилия, тогда как право осуждает те проявления поведения, которые являются самыми опасными, могут нести в себе угрозу общественной и государственной безопасности.
За ненадлежащее выполнение религиозных норм наступает ответственность в виде осуждения, то есть, санкции носят преимущественно духовно-нравственный характер, физический (наложение епитимьи, строгий пост и т.д.), в аспекте функционирования правовых норм значим институт юридической ответственности.
Но все же, несмотря на все отличия, право и религия взаимодействуют между собой.
Это взаимодействие выражено в защите, закреплении правом социально значимых положений религиозных норм: «не убий», «не укради» и др., поскольку они действительно важны для обеспечения общественной стабильности, нарушение этих норм влечет за собой, как уже отмечалось ранее, наступление юридической ответственности (например, наступление уголовной ответственности за убийство человека – ст.105 УК РФ и т.д.).
В контексте рассматриваемой темы уместно обратить внимание и на те страны, в которых право непосредственно базируется на религии. Система религиозного права представлена мусульманским правом, индусским правом, обычным правом Африки. Она отличается живучестью норм религиозного характера, которые возникли в прошлом, и обычаев, которые традиционно были представлены у африканских народов до начала процесса колонизации. Вместе с тем, на нее оказала большое влияние европейская цивилизация. Это проявилось в таком феномене, как правовой дуализм. Также некоторые исследователи пишут о том, что обычное и религиозное право постепенно также включаются в процесс интеграции, так как есть возможность говорить о становлении в будущем глобальной правовой системы.
Иногда в сфере изучения и исследования традиционного права встречаются и логически-концептуальные перекосы, связанные с таким явлением, как юридический централизм, речь идет о переходе обычного права к сферу исторических знаний, а также изучении этнического права посредством антропологических методов.
Традиционная правовая система отличается от традиционно-религиозной, идеологические постулаты не могут брать верх над обычным правом, но они есть духовная основа его формирования, они участвуют в морализации существующих общественных предписаний. Речь идет о том, что доктрина традиционного права основана на сублимации следования опыту (практике) социально-нормативного регулирования предшествующих поколений, а не монистических божественных воззрениях. Это весьма важный аспект. Право в традиционных юридических системах не может рассматриваться как итог процесса распространения писаний священного направления, деятельности человека (законодателя) или государства, а это всегда есть плод «творчества» всего общества, а точнее – право создает конкретно-детерминированная общность индивидов (речь идет о группах и сообществах).
В юридических системах большинства африканских стран нормы права являются синкретизированными с общесоциальными.
Есть также общие черты в функциональном значении религии и права. А именно, они выполняют функции воздействия и регулирования. Реализация права имеет важное значение для функционирования правовой системы и обеспечения правопорядка в обществе. Она позволяет обеспечить соблюдение законов и прав граждан, а также способствует развитию социальных и экономических отношений. Кроме того, реализация права является основой для формирования правового сознания и культуры граждан, что в свою очередь способствует развитию демократического общества. Реализация права - это процесс воплощения правовых норм в жизнь, то есть превращение их в реальные правовые отношения и правомерное поведение субъектов права. Реализация права включает в себя различные формы, такие как исполнение законов, соблюдение правил и использование своих прав и свобод. Она может происходить как добровольно, так и под давлением государства.
Особое значение имеют правовое регулирование и правовое воздействие.
Правовое регулирование - это процесс, в ходе которого осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью правовых норм. Оно включает в себя создание, изменение и применение законодательства, а также контроль за его соблюдением. Основные цели правового регулирования заключаются в обеспечении законности, защите прав и свобод граждан, поддержании порядка и стабильности в обществе. Для достижения этих целей используются различные методы, такие как установление запретов, дозволений и предписаний, а также применение санкций за нарушение правовых норм. В процессе правового регулирования участвуют различные органы и институты, включая законодательные органы, исполнительные органы, суды, прокуратуру, адвокатуру и другие. Каждый из них выполняет свою роль в этом процессе, но все они действуют в рамках единой системы правового регулирования. Правовое регулирование является важным инструментом обеспечения социальной справедливости и развития общества. Оно позволяет установить порядок и стабильность в общественных отношениях, а также обеспечивает защиту прав и свобод граждан.
Правовое воздействие - это более широкое понятие, чем правовое регулирование. Оно включает в себя не только создание и применение правовых норм, но и другие аспекты, такие как правосознание, правовая культура, правовое воспитание и т.д. Цель правового воздействия - не только обеспечить соблюдение законов, но и сформировать у людей правильное понимание права, уважение к закону и готовность его соблюдать. Для достижения этой цели используются различные методы, например, проведение мероприятий по правовому воспитанию, создание доступной и понятной правовой информации, обеспечение доступности юридической помощи и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Ирана. – Режим доступа: http://www.hyno.ru/tom2/ (дата обращения 31.03.2024)
2. Давыдова, К. Ю., Шамаров, В. М. Современная тенденция интеграции европейских правовых семей // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 505-509.
3. Дураев, Т. А. Значение прав человека в исламском праве / Т. А. Дураев, Н. В. Тюменева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. - 2017. - Т. 17. - Вып. 3. - С. 352-358
4. Джамалова Э.К., Джабраилов Х.Н. Некоторые особенности смертной казни как вида наказания в мусульманской правовой системе. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-osobennosti-smertnoy-kazni-kak-vida-nakazaniya-v-musulmanskoy-pravovoy-sisteme (дата обращения 31.03.2024)
5. Зуев А.В., Бруевич М.Ю., Билашенко Е.В., Рубцов С.Н. Подходы к понятию и сущности правового регулирования: проблемные вопросы // Журнал «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право». - 2023. - № 5. - С. 101-105.
6. Казармин И.А. Понятие, виды и предмет правового регулирования // Управление, право, экономика, социум: теории и практики. Сборник научных статей. - 2023. - С. 83-85.
7. Казарян, Э. А. Соотношение понятий «свобода» и «права человека» / Э. А. Казарян. Текст : непосредственный // Молодой ученый. 2019. № 21 (259). С. 337-339. URL: https://moluch.ru/archive/259/59556/ (дата обращения 31.03.2024)
8. Кича М.В. Особенности понимания сущности права как социального регулятора в правовых системах государств Ближнего Востока. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ponimaniya-suschnosti-prava-kak-sotsialnogo-regulyatora-v-pravovyh-sistemah-gosudarstv-blizhnego-vostoka (дата обращения 31.03.2024)
9. Крашенинникова Н.А. Источники древнеиндийского права и их развитие в средневековой Индии // Правоведение. 1980. № 1. С. 76–81.
10. Марченко, М. Н. Теория государства и права. Элементарный курс : учебное пособие / М. Н. Марченко. — 3-е изд., доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2022. — 304 с. - ISBN 978-5-91768-696-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/1861663 (дата обращения: 31.03.2024). – Режим доступа: по подписке.
11. Муромцев Г.И. Мусульманское право в контексте правогенеза. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/musulmanskoe-pravo-v-kontekste-pravogeneza?ysclid=lufjos1o3f887893894 (дата обращения 31.03.2024)
12. Небратенко Г.Г. Доктрина правовой семьи традиционного обычного права: современное состояние и перспективы модернизации.// https://cyberleninka.ru/article/n/doktrina-pravovoy-semi-traditsionnogo-obychnogo-prava-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-modernizatsii
13. Основы государства и права : учебное пособие для вузов / С. А. Комаров [и др.] ; под общей редакцией С. А. Комарова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 677 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16841-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539044 (дата обращения: 31.03.2024).
14. Правоведение : учебник для вузов / В. А. Белов [и др.] ; под редакцией В. А. Белова, Е. А. Абросимовой. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 494 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18241-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/534595 (дата обращения: 31.03.2024).
15. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. Д. Перевалов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 341 с.
16. Протасов В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 455 с.
17. Социология : учебник для вузов / О. Г. Бердюгина [и др.] ; ответственный редактор В. А. Глазырин. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 414 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04188-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510603 (дата обращения 31.03.2024)
18. Теория государства и права: Учебник / А. Б. Венгеров. - 13-е изд., стер. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2019. - 607 с. – Режим доступа: https://www.rosmedlib.ru/ru/book/ISBN9785394033230.html?ysclid=lucpikl2db229361004 (дата обращения 31.03.2024)
19. Успенская Е.Н. Индуизация «кастовой периферии» // Проблемы изучения традиций в культуре народов мира. [Электронный ресурс]. URL: http:www.famous-scientist.ru/list/6092 (дата обращения 31.03.2024)
20. Шершеневич, Г. Ф. Избранные труды по общей теории права, гражданскому и торговому праву в 2 т. Том 1 / Г. Ф. Шершеневич ; составитель В. А. Белов. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 284 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-04837-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/421419 (дата обращения: 31.03.2024).