Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современные сериалы стали интегральной частью культуры и массового общества, отражая современные социальные, политические и культурные реалии. В рамках данной курсовой работы будет изучаться образ журналиста в российских сериалах и дискурсивные практики, используемые для его конструирования. Анализ этой темы позволит выявить, каким образом журналист представлен в современном российском сериале, а также раскрыть основные смысловые и символические аспекты, связанные с журналистской профессией.
Актуальность изучения данной темы обусловлена ролью, которую современные сериалы играют в формировании общественного мнения и представлении журналистики. Журналистская профессия является важным элементом демократического общества, и образ журналиста, представленный в современных сериалах, может оказать значительное влияние на общественное восприятие этой профессии. Таким образом, исследование образа журналиста в российских сериалах имеет существенную социокультурную и научную значимость.
Объектом исследования является совокупность сериалов, в которых представлен образ журналиста. Предметом исследования являются дискурсивные практики конструирования образа журналиста в контексте современных российских сериалов.
Целью данной курсовой работы является анализ дискурсивных практик, используемых в российских сериалах для конструирования образа журналиста, выявление смысловых и символических аспектов, связанных с журналистикой.
Для достижения поставленной цели будут рассмотрены и проанализированы различные сериалы, в которых присутствует образ журналиста (в частности, сериал «Последняя статья журналиста»). В ходе рассмотрения соответствующего контента планируется решить следующие задачи:
1. Определение понятий дискурс, дискурсивная практика, персонаж;
2. Описание методики анализа дискурсивных практик конструирования персонажа;
3. Отбор и анализ эмпирического материала;
4. Обобщение выводов по исследованию.
Ключевыми методами исследования являются наблюдение, лингвистический анализ и дискурс-анализ.
Исследования состоит из двух разделов: первой главы, теоретической, и второй – практической.
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБРАЗА ПРОФЕССИИ «ЖУРНАЛИСТ» В МАССОВОМ СОЗНАНИИ
1.1. Понятие дискурса
Понятию дискурс сегодня дается множество определений. Э.В. Чепкина в своей книге «Русский журналистский дискурс: текстопорождающие практики и коды» определяет дискурс как то, что «оказывается актуальным для разнообразных исследований процесса коммуникации, выходящих за пределы классического лингвистического анализа. В рамках каждого подхода дискурс — специфический объект, требующий специальной методики анализа. Дискурс — это прежде всего текст, образовавшийся в процессе некоего обсуждения, когда стороны, так или иначе, приходят к согласию» [Чепкина, 2000, с. 12].
Еще Э.В. Чепкина определяет дискурс как социальную формацию, которая включает «в себя ресурсы, необходимые для производства текстов, и правила, регулирующие производство и восприятие текстов. Таким образом, феномены речевой коммуникации являются социальными феноменами особого рода. Коммуникативно-речевые феномены социальны не только в том смысле, что всякий раз, когда люди говорят или слушают, пишут или читают, они делают это социально обусловленным способом, но и потому что эти феномены имеют социальные эффекты: язык в свою очередь конструирует реальность» [Чепкина, 2000, с. 13].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Автохутдинова О.Ф. «Другой» как персонаж в СМИ: дискурсивные практики конструирования. - Екатеринбург, 2015. - 238 с.
2. Байчик А.В., Курышева Ю.В., Никонов С.Б. Международные стандарты профессиональной этики журналиста - СПб, 2012. - 102 с.
3. Вербина О.Л. Влияние образа сотрудника органов внутренних дел в отечественной литературе и кинематографии на правосознание населения: историческая ретроспектива. – Курск, 2020. – С. 127-137.
4. Владимирова, Т.Н. Дидактическая концепция профессиональной подготовки журналистов в высшей школе России. – ФГКВОУ ВПО «Военный университет» Минобороны РФ. – 2015. – 403 с. – С. 84-85.
5. Грабельников А.А. Экранная коммуникация и визуализация журналистики. - Тверь, 2019. - 334 с.
6. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. - М., 1999. - 416 с.
7. Чепкина Э.В. Русский журналистский дискурс: текстопорождающие практики и коды (1995-2000). – Екатеринбург, 2000. – 279 с.
8. Образ журналистов в массовом сознании россиян [Электронный ресурс]. – URL: https://www.zircon.ru/upload/iblock/b0d/Obraz_zhurnalistov-2018_otchet.pdf (дата обращения: 10.08.2023).