- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Модельные характеристики психики спортсмена в командных и индивидуальных видах спорта
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Физическая культура и спорт
Курсовая работа
Хотите заказать работу на тему "Модельные характеристики психики спортсмена в командных и индивидуальных видах спорта"?34 страницы
14 источников
Добавлена 01.07.2024 Опубликовано: studservis
1615 ₽
3230 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ 5
1.1. Особенности личности спортсмена 5
1.2. Характеристика психических состояний спортсменов 11
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ В ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И КОМАНДНЫХ ВИДАХ СПОРТА 19
2.1. Черты личности спортсменов в индивидуальных и командных видах спорта 19
2.2. Аспект личности в командных видах спорта 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 34
Фрагмент для ознакомления 2
ВВЕДЕНИЕ
Все причины спортивных побед и поражений – психологические. Терминологическая путаница и отсутствие четких определений таких понятий, как психологическая подготовка и адаптация, существенно усложняют процесс развития исполнительского мастерства спортсменов на ответственных соревнованиях.
Этот фактор не менее ответственен за создание ситуации плохого взаимопонимания между спортсменами и тренером, чем нежелание или неспособность последнего разобраться в этой проблеме! Конечно, на первый взгляд объяснить поражение команды гораздо проще: не совсем понятные спортсменам психологические причины.
Однако тренер выглядел бы гораздо лучше в глазах своих учеников, если бы честно сказал: «Это моя вина. Команда сыграла хорошо, но сегодняшний соперник оказался лучше подготовленным к победе. Такое признание позволяет рассчитывать на ответную откровенность, позволяющую выяснить у игрока причину его неудачного выступления.
Возможно, его плохое психологическое состояние было случайным и связано с плохим сном, болезнью близкого человека или другими причинами.
Подобные объяснения помогают освободить психику юного проигрывающего спортсмена от мистического беспорядка, называемого в совокупности «психологическими факторами», иначе у него могут возникнуть затяжные сомнения и неверие в тренера.
Объект исследования- психика спортсмена
Предмет исследования- модельные характеристики психики спортсмена в командных и индивидуальных видах спорта
Цель исследования- изучить модельные характеристики психики спортсмена в командных и индивидуальных видах спорта
Задачи исследования:
- раскрыть особенности личности спортсмена
- дать характеристику психических состояний спортсменов
- рассмотреть черты личности спортсменов в индивидуальных и командных видах спорта
- изучить аспект личности в командных видах спорта
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ
1.1. Особенности личности спортсмена
Формирование отечественных исследований в области личности спортсменов началось в 50-60-х годах прошлого столетия на основе разработки теорий, концепций и структур личности, методических подходов и психодиагностических приемов.
Наибольший вклад в разработку психолого-педагогических основ формирования личности спортсмена внесли П. А. Рудик и А. Ц. В рамках нашего исследования мы уделим особое внимание структуре личности. Изучение структуры личности в современной психологии базируется на пяти исследовательских стратегиях:
1) выявление целостных устойчивых типов личности или их подструктур;
2) поиск измеримых устойчивых характеристик (главным образом с помощью личностных опросников), определяющих относительное постоянство поведения во времени и в разных ситуациях, - свойств личности или диспозиций.
3) психодинамическая стратегия: выявляет «глубинные» элементы личности, определяющие индивидуальную направленность поведения, субъективный характер отношения к миру;
4) интроспективная стратегия, основанная на феноменологическом описании Самости, которая раскрывается посредством самоанализа интроспекции;
5) стратегия изучения механизмов субъектности, саморегуляции и самоопределения. Ее предмет составляют стратегии, выбранные субъектом для объяснения событий и регулирования собственных действий, в частности локус контроля, атрибуция успехов и неудач, стратегии адаптации и другие установки [3].
Сегодня отечественная наука определяет ряд подходов к определению понятия, содержания и типологических характеристик различных структур личности, среди которых особое место занимают структуры с точки зрения активного подхода, признающего изменение различных компонентов личности. Личность в онтогенезе.
В ряде исследований используется структура личности по К.К. Платонову, который разделил все характеристики и черты на четыре группы, образующие основные стороны личности:
1) социально детерминированные характеристики (лидерство, моральные качества);
2) биологически детерминированные характеристики (темперамент, склонности, инстинкты, простые потребности);
3) опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);
4) индивидуальные особенности различных психических процессов [4].
В эту структуру входят четыре подструктуры: биологически детерминированные характеристики личности, такие как темперамент, тип нервной деятельности, наклонности; особенности психических процессов личности; их уровень подготовки (опыт); социально детерминированные качества личности - мировоззрение и направленность.
Теоретики спорта еще не разработали структуру личности спортсмена, но исследования отдельных особенностей личности проводятся очень интенсивно. В обобщенном виде в структуру личности входят: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.
Рассмотрим основные понятия: способности – это устойчивые индивидуальные свойства человека, определяющие его успешность в различных видах деятельности. Темперамент – это качества, от которых зависят реакции человека на других и социальные обстоятельства. Характер – это качество, определяющее действия человека по отношению к другим. Добровольные качества – это особые личностные свойства, влияющие на стремление человека достичь своих целей. Эмоции и мотивация – это переживания и побуждения к деятельности. Социальные установки: убеждения и отношения людей.
Чтобы задуматься над этим вопросом, мы должны определить понятие спортивной деятельности. В рамках нашего исследования под спортивной деятельностью мы будем понимать особый вид деятельности в рамках конкретного вида спорта.
Спортивная деятельность приводит, с одной стороны, к формированию определенных качеств и структур, а с другой стороны, к достижению спортивных результатов в данном виде спорта или в избранной спортивной дисциплине [1].
Субъектом спортивной деятельности является спортсмен, выступающий не только как его субъект, направляющий сознательную деятельность на себя, на совершенствование двигательных и физических способностей, но и как объект по отношению к противникам, товарищам по команде и т. д.
Принято считать, что современные виды спорта делятся на три группы: спорт высших достижений, массовый спорт и профессиональный спорт. В то же время спортивная деятельность по своим основным параметрам во всех группах имеет свои особенности и закономерности, в том числе соревновательный характер и направленность на достижение наилучшего результата.
На уровень и динамику спортивного результата сильное влияние оказывают личностные особенности спортсмена, а на процесс формирования спортивного мастерства - динамика психического развития, которая проявляется в развитии психических качеств и становлении конкретной личности.
Успех человека в осуществлении деятельности зависит не только от его способностей. В первую очередь это зависит от владения соответствующими знаниями, навыками и умениями, то есть от выработанных им систем временных связей.
Поэтому важность обучения в определении пригодности человека к той или иной деятельности очевидна. Успех спортсменов зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются: полученные знания, приобретенный опыт, качество подготовки и работа тренера. Но одно из важнейших мест занимают субъективные и личностные качества спортсменов.
Поэтому в спорте успех возможен только при соответствующем учете индивидуальных особенностей личности спортсмена и формировании на этой основе определенного технико-тактического стиля.
Только зная индивидуальные особенности личности спортсмена, можно в полной мере развить и эффективно использовать его способности. Особо стоит подчеркнуть, что личность обладает определенной целостностью, которая обеспечивается интегрирующей функцией эмоций, мотиваций и воли. Эмоции и мотивации побуждают спортсмена проявлять определенные черты характера, а воля (добровольными усилиями) осуществляет деятельность с использованием этих качеств характера [2]. Все это определяет активность спортсмена в тренировочном процессе.
Ученый А. Г. Ковалев (1981) выделил в структуре личности ее направленность, способности, характер и систему управления.
Рассмотрим первый элемент – направленность личности или избирательное отношение человека к действительности. В спорте направленность личности во многом предопределяется мотивацией достижения высших достижений.
Ряд исследований связал мотивацию достижения с такой чертой личности спортсмена, как тревожность – относительно устойчивая предрасположенность личности реагировать на угрожающие ситуации эмоциональными состояниями тревоги или страха. Большинство ведущих спортсменов очень обеспокоены. Различают социальную тревожность (черта личности) и психодинамическую тревогу (черта темперамента). Первое в основном определяется жизненным опытом, второе – врожденными особенностями человека.
Второй элемент структуры личности касается черт характера. Типичными чертами характера спортсменов являются: эмоциональная устойчивость, стремление к лидерству, готовность к риску, расчетливость, новаторство, самообладание, коммуникабельность[4].
Третий элемент структуры личности, построенный над остальными, — это система самоуправления, само «Я» спортсмена. Этот компонент касается самосознания личности и обеспечивает саморегуляцию и самоконтроль поведения и деятельности.
Занятия спортом вызывают весьма заметные изменения в личности человека. В свою очередь, успех спортивной деятельности зависит от формирования и развития ряда качеств личности. Конечно, это не означает, что данные качества личности могут формироваться только в спорте, но спортивная деятельность представляет собой обширное поле для воспитания самых разнообразных сторон личности[1].
Личность – конкретный человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, обладатель системного качества, определяемого вовлеченностью в эти отношения и формируемого в деятельности и общении. Анализ деятельности личности неразрывно связан с анализом мотивов его деятельности. Мотивы отражают потребности человека и обладают силой потребности. Итак, тренируясь в одной группе, по одной и той же программе, у спортсменов может оказаться очень разная мотивация.
Спорт формирует человека как личность точно так же, как образовательная и профессиональная деятельность. По мнению Оглеви, у американских спортсменов-олимпийцев по сравнению с контрольной группой студентов наблюдается большее стремление к независимости, предпочтение собственного мнения, большая потребность быть в центре внимания и довольствоваться признанием. Они более агрессивны и настойчивы. Было обнаружено, что спортсмены более экстравертированы и эмоционально стабильны, чем неспортсмены. С ростом спортивных навыков появляются уверенность в себе, независимость мнения и поведения, недоверие, сдержанность, конкурентоспособность, произвольный контроль, самозащита и повышение самооценки [2].
Что определяет особенности спортсменов – естественный отбор или влияние специфики вида спорта – нельзя судить однозначно. Хотя в тех же исследованиях установлено, что отмеченные черты личности у спортсменов высокого уровня выражены сильнее, чем у спортсменов низкого уровня. По мнению психолога К. Икегами, с увеличением спортивного стажа с 1-2 лет до 9-10 лет спортсменки становятся активнее, беззаботнее, агрессивнее, менее тревожны, реже испытывают чувство неполноценности и падений. . в депрессии и разочаровании.
Можно предположить, что эти различия обусловлены занятиями спортом. Однако и здесь необходимо учитывать, что чем больше опыт спортивной деятельности и уровень мастерства, тем старше становятся спортсмены и, следовательно, развиваются как личности, независимые от спортивной деятельности.
Но что несомненно, так это то, что спорт с его борьбой, с его жаждой победы может сформировать эгоцентрическую личность, если воспитательная работа проводится плохо.
Например, американские пловцы, победители Олимпийских игр 1964 года, проявили нежелание вступать в спортивные команды и избегать участия в решении чужих трудностей. Подобные черты личности были выявлены и у американских чемпионов по фехтованию. Они мало нуждались в контактах с группами и организациями, стремились к изоляции и независимости, предпочитали делать все по-своему и старались избегать ситуаций, когда от них можно было бы ожидать поддержки.
Кроме того, концентрация усилий спортсмена только в одном направлении может в ряде случаев привести к одностороннему развитию личности. Например, большие тренировочные нагрузки приводят к нехватке свободного времени и, в свою очередь, тормозят духовное развитие спортсмена. «Хочу забыть о спорте, сидеть в уголке и слушать интересные беседы художников, писателей, ученых», — говорила известная фигуристка Ирина Роднина[1].
Наличие свойств личности, общих для спортсменов (по сравнению с неспортсменами), не означает, что все спортсмены одинаковы. Существует множество данных, показывающих различия в личностных качествах представителей разных видов спорта. Например, А.Д. Ганюшкин и Е.И. Бутузова выявили различия даже между художественными и художественными гимнастками (последние более импульсивны, общительны, независимы и самодостаточны, склочны и критичны, чем художественные гимнасты)[3].
Общая самооценка спортсмена очень часто основывается на оценке им прежде всего своих спортивных способностей, результатов, навыков и перспектив. Добившись определенных спортивных успехов, человек начинает уважать себя. Высоко оценив себя как спортсмена, он переносит эту оценку на себя как на личность, как на члена общества[1].
Спорт помогает формам и нюансам человеческого поведения и общения стать шире и богаче. Умение находиться среди людей, взаимодействовать и общаться с ними, усовершенствованное во время занятий спортом, переносится и в другие сферы жизни и деятельности.
Таким образом, спорт, несомненно, является не только одним из важнейших аспектов укрепления и поддержания здоровья и физического состояния организма, но и средством воспитания личности.
1.2. Характеристика психических состояний спортсменов
Психическое состояние — психическая деятельность в течение определенного периода времени, проявляющая особенности течения психических процессов, определяемые условиями окружающей среды и особенностями личности.
Постановка проблемы психологических состояний в спортивной деятельности имеет большое практическое значение. Успех боя зависит от учета не только личности спортсмена, но и его временного психического состояния.
До недавнего времени подавляющее большинство исследований психических состояний в спорте было сосредоточено на периоде, предшествующем соревнованию. Первые описания и классификации стартовых состояний имеют меньший срок жизни (Пуни А.Ц., Черникова О.А.).
Практика спорта требует теоретического анализа этих состояний и особенно их классификации.
Мы должны сосредоточиться на самом понятии «психическое состояние». По нашему мнению, классифицировать психические состояния можно только по сопровождаемой ими деятельности. В анализе необходимо учитывать:
1. Состояние личное и ситуативное.
2. Условия бывают глубокие и поверхностные.
3. Состояния бывают позитивными или негативными.
4. Длинные и короткие состояния.
5. Все менее сознательные государства.
Существующая классификация состояний перед отъездом учитывает только состояния, предшествующие спортивной деятельности. Что касается состояний, характерных для непосредственной спортивной деятельности (условно называемых «игровыми»), то, конечно, при классификации их необходимо дифференцировать с учетом особенностей предшествующих им предстартовых состояний.
Неблагоприятные условия нарушают оптимальное течение психических функций, формируют негативные характеристики и особенности личности спортсмена, не приспособленные к социальным требованиям, ухудшают эффективность действий, разрушают спортивную форму и ослабляют психическое здоровье и физику.
К неблагоприятным условиям относятся:
связан с негативными, асоциальными, навязчивыми и стойкими чертами характера и чертами личности (например, высокомерием);
астенические или пассивные эмоции, снижающие результаты социально значимой спортивной деятельности, например, самодовольство, апатия;
отвлекать от основной спортивной задачи, направленной на посторонние предметы активного характера, но отвлекающие от основной деятельности, например, какие-то переживания, радости, гнев, вызванные личными отношениями;
отрицательно влияет на физическое и психическое здоровье (невротизирует психику, вызывает грубое нарушение функций внутренних органов, ослабление защитных сил организма).
Для решения проблемы психологической подготовки к соревнованиям ключевым вопросом является понимание сущности психологической подготовки к соревнованиям. [5]
Любое психическое состояние характеризуется определенными общими чертами. Прежде всего, каждое из этих состояний представляет собой целостное проявление личности - определенный синдром (совокупность) психических процессов, качеств и уникальных свойств личности, как пишет В.М. Мельников [7,8].
Каждое психическое состояние проявляется у человека как опыт и одновременно выражается в активных действиях и поведении. Все психические состояния временны, но их продолжительность может сильно различаться (от секунд до дней).
По мнению А.Ц. Наказуемая, психическая готовность характеризуется следующими признаками: трезвая уверенность спортсмена в своих силах, стремление активно и увлеченно бороться до конца с полной отдачей своих сил, оптимальное эмоциональное возбуждение, высокая устойчивость нервных процессов, способность к произвольному контролировать свои действия, чувства и все поведение в условиях напряженной конкурентной атмосферы.
Состояние, которое испытывают спортсмены перед участием в соревнованиях, называется предвыездным. Исследования (О.А. Черникова, Г.М. Гагаева, Ю.Ю. Палайша, А.Ц. Пуни и др.) предотъездного состояния показали, что оно характеризуется сложным комплексом психических функций и переживаний во взаимодействии спортсмена, их переменная интенсивность, качественные характеристики, содержание, направленность, устойчивость. [2] Психологический анализ предстартового состояния позволяет выявить следующие его основные характеристики:
Отношение спортсмена к предстоящим задачам и мотивация к деятельности;
Характеристика эмоциональной возбудимости, ее степень, содержание и качество возникающих эмоций, их активный или пассивный характер, отрицательные или положительные эмоциональные переживания;
Изменения функции внимания: концентрация, устойчивость, интенсивность, отвлечение, концентрация или распределение;
Характеристика процессов восприятия и представления, их содержание, четкость, эмоциональная окраска ассоциаций;
Характеристика процессов мышления и памяти, их целевая направленность, последовательность, систематичность;
Проявление произвольной активности, стремления бороться и побеждать.
Исследования по психологии предстартовых состояний О.А. Черниковой, В.М. Геселевича [10] показали своеобразие состояния «стартовой лихорадки», его влияние на действия спортсмена и важность изучения этого вопроса при подготовке к соревнованиям. В последующих исследованиях были установлены основные типы предстартовых состояний, характеризующиеся своеобразными психологическими и физиологическими особенностями и оказывающие различное влияние на поведение, работоспособность спортсмена и эффективность его действий в конкретных условиях соревнований.
У разных спортсменов в силу индивидуальных особенностей темперамента, характера и спортивного стажа они появляются в разное время и могут проявляться с разной интенсивностью. Иногда такое состояние возникает при получении информации о том, что спортсмен будет участвовать в данном соревновании, иногда за несколько дней или часов до него или перед выходом на старт.
Выделяют следующие основные виды предспортивных состояний: начальная лихорадка, начальная апатия, боевая готовность и самоуспокоенность. Каждое из этих состояний имеет свои психологические особенности, влияющие на действия спортсмена.
Находясь в состоянии начинающейся лихорадки, спортсмен демонстрирует чрезмерное возбуждение, беспокойство, тревогу и даже страх перед предстоящим трудным спортивным заданием. Он испытывает сильное волнение, расстраивающее и дезорганизующее его деятельность по подготовке к отъезду.
Чрезмерное эмоциональное напряжение влияет на все поведение спортсмена; его действия придирчивы и часто неуместны. Возникающие эмоции нестойки, сменяются одна другой, часто противоположны; то он боится предстоящего зрелища, то надеется на успех и снова отчаивается и теряет надежду.
В состоянии начинающейся лихорадки спортсмен не может произвольно управлять своим вниманием. Он отвлекается, отвлекается на ненужные и лишние детали, не может сосредоточиться или «взять себя в руки», чтобы лучше решить стоящую перед ним задачу. Его представления и представления фрагментарны, он может что-то упустить и не воспринять вовремя (например, пропустить стартовый сигнал). При этом его мысли путаются, переходя от одного дела к другому.
Все эти признаки возникновения лихорадки сопровождаются физиологическими показателями: учащенным дыханием и пульсом, дрожью рук и ног, холодными конечностями, а также потливостью и бледностью. Возникновение лихорадки связано с усилением возбудительных нервных процессов и ослаблением тормозных процессов. Состояние начинающейся лихорадки чаще всего наблюдается у недостаточно тренированных спортсменов. [6]
Такое может случиться как с новичками, так и с опытными спортсменами, когда последние по тем или иным причинам оказываются плохо подготовленными к тому или иному соревнованию. [5]
В состоянии начальной апатии спортсмен испытывает нежелание соревноваться, у него снижается чувство ответственности и осознание важности предстоящей задачи. Он испытывает упадок сил, вялость и даже сонливость. При этом спортсмен испытывает астенические (пассивные) эмоции безразличия, неуверенности в себе и депрессии.
Он незаинтересован в предстоящих действиях, в окружающем, чувствует инертность и с трудом может заставить себя подготовиться к отъезду. Его внимание рассеяно, поле восприятия и внимания сужено. Состояние апатии отражается и в замедлении течения всех психических процессов: восприятия, воображения, мышления и т. д.
Спортсмен медленно мыслит, не успевает заметить изменения в окружающей обстановке, оценить ситуацию и не может принять решение. своевременное решение.
Начальная апатия связана со сниженным функциональным состоянием нервной системы спортсмена, с замедлением процессов возбуждения и усилением процессов торможения. Это состояние отрицательно влияет на двигательную активность и способность быстро привыкать к интенсивным физическим нагрузкам.
Заторможенность движений и реакций выражается в их замедлении. В состоянии апатии спортсмен не способен на значительные, а тем более максимальные усилия, необходимые в спорте, при этом он не испытывает желания бороться и побеждать [8].
Боевая готовность выражается, прежде всего, в осознании спортсменом важности и сложности предстоящей задачи, в ясном понимании ответственности и сложности предстоящего поединка и в активном стремлении вести этот поединок изо всех сил. и до победного конца. Спортсмен испытывает яркие, напряженные и активные (стенические) эмоции уверенности в успехе, в своих силах, чувствует прилив бодрости, энергии и с нетерпением ожидает начала спортивного соревнования; это доставляет ему радость и удовлетворение.[7]
К отъезду он готовится тщательно, тщательно и организованно. При этом увеличивается ясность восприятия и увеличивается наблюдательность. Спортсмен быстро замечает, связывает, анализирует и обобщает все важное для успеха поединка. Он ясно помнит и знает, что следует учитывать и использовать в своей борьбе. Мысли у него работают четко, он умеет думать, взвешивать, оценивать и быстро принимать правильное решение.
В состоянии боевой готовности не только ускоряется течение психических процессов, но и движения и реакции спортсмена происходят быстрее. В этом состоянии он способен приложить максимум произвольных и физических усилий, необходимых для борьбы. Физиологической основой боевой готовности является общий высокий уровень физической подготовленности, работоспособность всех систем организма спортсмена - сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и др., оптимальное состояние возбудительных нервных процессов и тормозов. Боевая готовность наиболее благоприятна для начинающих спортсменов. Это характеристика хорошо тренированных и подготовленных спортсменов, имеющих соревновательный опыт.
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ В ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И КОМАНДНЫХ ВИДАХ СПОРТА
2.1. Черты личности спортсменов в индивидуальных и командных видах спорта
Ряд экспертов пытались проверить обоснованность широко распространенного мнения о том, что интроверты склонны заниматься индивидуальными видами спорта, а экстраверты — командными видами спорта. Однако, по мнению Б. Кретти, этот стереотип не всегда подтверждался строгими научными тестами.[8]
Так, в исследовании В. Кролла и В. Креншоу было установлено, что наибольшее значение имеет не вид спорта, а функции, выполняемые спортсменом. Оказалось, что в видах спорта, требующих физического контакта (американский футбол и борьба), у спортсменов выявлены схожие личностные профили, несмотря на то, что в первом случае спортсмен действует в команде, в другом - в одиночку.
Р. Сингер обследовал спортсменов по шкале Эдвардса и обнаружил существенные различия между теннисистами и членами бейсбольной команды по четырем показателям. При этом теннисисты имели более выраженную тенденцию к доминированию.
Несмотря на то, что в работах Шрекенгауста и особенно К. Икегами не обнаружено выраженных различий в показателях экстраверсии-интроверсии у спортсменов, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта, но в работах
С. Петерсон, Дж. Вебер, У. Тронсдейл на репрезентативной выборке членов олимпийской сборной с помощью теста Р. Кеттелла показали, что спортсменки - представительницы отдельных видов спорта более склонны к доминированию, риску, более чувствительны. , интроверт. решительные и независимые по сравнению со спортсменками, участвующими в командных соревнованиях.
Общий портрет спортсменки командного спорта включал такие черты, как уравновешенность, практичность, надежность, интерес к происходящим событиям.
Более того, в командных видах спорта, как показывает то же исследование, женщины реже следуют собственным прихотям или прихотям и более искушены в повседневных делах, чем представительницы индивидуальных видов спорта.
Б. Кретти отмечает, что сравнительное исследование спортсменов этих двух больших групп выявляет лишь некоторые различия в их личностных качествах, которые в действительности соответствуют устоявшемуся стереотипу закрытого спортсмена в индивидуальных видах спорта и общительного и открытого в командных видах спорта.[9]
В целом спортсмены, занимающиеся индивидуальными видами спорта, более самостоятельны, менее тревожны и обладают качествами, позволяющими им успешно действовать независимо от воздействия окружающей среды. Этот набор черт личности, который можно считать свойственным достаточно независимому и независимому человеку, встречается как у мужчин, так и у женщин.
Б. Огилви считает, что спортсмен – это эмоционально здоровый человек со склонностью к экстраверсии. Он негибкий, высокомерный, самоуверенный и обладает прекрасной способностью противостоять стрессу на соревнованиях высочайшего уровня.
Установлено, что результаты исследования свойств личности, полученные с помощью теста Р. Кеттелла, чрезвычайно достоверны (Р. Кеттелл, Б. Кретти).
С помощью методики Р. Кеттела выявлено, что спортсмены с высоким уровнем «мягкости характера» и в то же время обладающие исключительными физическими качествами, тем не менее, могут добиться и высоких результатов, если при работе с ними учитывать их особенности. Оказалось, что уровень «интеллектуальных устремлений» выше у хороших спортсменов. Люди с нестабильным состоянием часто испытывают усталость даже при отсутствии значительной физической активности. Подобный «синдром усилия» часто наблюдается у невротиков (И. Кейн, Б. Огилви).
К. Шурр, М. Эшли и К. Джой изучили личностные качества почти 2000 студентов мужского пола, используя метод Р. Кеттелла. Авторы обнаружили, что ни один из профилей личности не смог «отделить» спортсменов (членов команды колледжа) от неспортсменов.
Однако при распределении спортсменов по видам спорта были отмечены некоторые различия. Например, по сравнению с неспортсменами, спортсмены командных видов спорта продемонстрировали:
- менее абстрактные суждения (объяснения);
- большая степень концентрации на внешних объектах;
- высокая степень зависимости;
- меньшая степень эгоизма.
По сравнению с неспортсменами, спортсмены отдельных видов спорта продемонстрировали:
- более высокий уровень объективности;
- высокая степень зависимости;
- меньше беспокойства;
- менее абстрактное мышление.
Таким образом, определенные личностные различия отличают спортсменов от неспортсменов, но, по мнению авторов, их нельзя считать абсолютными.
Авторы обнаружили, что у спортсменов командных видов спорта более высокий уровень зависимости, экстраверсии и тревожности, а также меньше воображения, чем у спортсменов индивидуальных видов спорта. Вполне возможно, утверждают они, что определенные виды спорта «привлекают» определенные типы личности, но в то же время маловероятно, что занятия спортом в какой-либо степени меняют личность.
Ф.В. Кондратьев исследовал личностные качества 18 кандидатов в сборную страны по плаванию. Все спортсмены отличались от средних нормативов по тесту Р. Кеттелла, определяющему «силу характера», в котором фиксировались такие черты, как добросовестность, добросовестность, честность, наличие строгих внутренних стандартов, самодисциплина, настойчивость и настойчивость.
Такая черта, как «самостоятельность», была более выражена у спортсменов международного уровня, чем у других кандидатов в национальную сборную.
Практичность и учет внешних факторов у кандидатов в сборную также были выше средних стандартов. Тест показал, что спортсмены склонны полагаться только на себя, и эта независимость вполне понятна, если принять во внимание специфику плавания по сравнению с командными видами спорта: после старта пловец оказывается отрезанным от всякой посторонней помощи и влияния.
Автор считает, что важной и весьма выраженной особенностью обследованных спортсменов была их большая способность сдерживать себя, умение владеть собой и проявлять большую силу воли. В то же время у спортсменов, особенно мастеров спорта международного класса, выявлены обратные высокоэнергетическим способностям флегматики.
2.2. Аспект личности в командных видах спорта
Изучение спортивного мастерства всецело связано как с тренировкой и динамикой личности каждого члена команды, так и с приобретением навыков, основанных именно на личностных особенностях конкретных людей. Речь идет о развитии психики, основанном на взаимоопосредовании: с одной стороны, свойства личности, приобретаемые в процессе развития мастерства спортивной команды, а с другой - влияние достигнутого уровня мастерства на индивидуальный.
При этом логическими компонентами человека-спортсмена, определяющими его отношение к овладению спортом, являются опосредованные социумом внутренние психические установки человека, а также типичные и индивидуальные поведенческие реакции, проявляющиеся экстерьером.
В исследовании мастерства спортивных команд в полной мере проявляется диалектика общего, отдельного и индивидуального. Прежде всего мастерство — это общий продукт, продукт общей деятельности, включающий культурные, исторические и социальные предпосылки и условия. При этом она является собственностью отдельного (далеко не всего) члена команды или всей команды в зависимости от их размера, пола, возраста и других общих предпосылок к спортивной подготовке, свойственных всем ее членам.
Наконец, мастерство – это продукт реализации индивидуальности, где происходит как приобретение спортсменом личной значимости именно в силу его уникальности и неповторимости характера, так и приобретение командой определенного стиля, основанного на индивидуальности каждого спортсмена.
При теоретическом рассмотрении этих диалектически значимых положений по отношению к спортивному мастерству необходимо сохранять приверженность психологической теории деятельности. Это кажется менее противоречащим фундаментальным понятиям психологии, таким как деятельность, сознание, личность. Во всяком случае, А. Н. Леонтьев в своей работе «Деятельность. [10]
Осведомленность. «Личность» представляет собой ясную логику соотношения и взаимоопосредования этих форм психического отражения. Структурными единицами личности в психологической теории деятельности являются степень связей с миром, иерархия мотиваций и их взаимоотношений.
Прежде всего, мы говорим о роли связей личности с миром, то есть с основой личности, призванной обеспечить приобретение мастерства как системного качества.
Связь с миром – это связь с людьми, готовыми, способными и призванными оказывать помощь спортивной команде и ее отдельным членам путем оказания социальной поддержки личности в спорте, доступа к актуальной информации, участия в соревнованиях, преемственности традиций и т.п.
Трудно охватить весь спектр связей спортсмена с миром, потенциально возможных в тренировке и совершенствовании командных навыков. Здесь и противостояние разных спортивных школ, и взаимоотношения в семьях, где выросли спортсмены, и организация соревнований, и влияние соперников, и личность тренера, и личные контакты с выдающимися спортсменами и т. д. , все эти возможности не реализуются.
Особое место в этом списке должны занимать контакты с членами команды, каждый из которых имеет свои каналы связи с миром, тем самым (хотя бы потенциально) расширяя сферу контактов других членов команды (команды, экипажа и т. д.). ).
Именно в этом сложном переплетении судеб разных личностей рождается командное мастерство. С теоретической точки зрения важно стремиться к разумной мере общения, избирательному отношению к контактам, чтобы не превратить расширение связей с миром в бесцельное сборище всего и вся.
Представляется, что контакты с тренерами и спортивными командами и высококвалифицированными спортсменами, воспоминания звезд мирового спорта и их тренеров, опыт в других видах спорта являются ценнейшими элементами приобретения мастерства, основанного на связях с миром.
В конечном итоге формирование системы связей человека с миром остается одной из основных стратегий развития личности на основе собственности (одобрение, вовлеченность, принадлежность к группе, системе ценностей, коллективистское самоопределение).
Можно предположить, что значение этих контактов для приобретения мастерства может быть значительно увеличено, если коллектив хорошо общается друг с другом. В ходе такого общения происходит сопоставление личностных смыслов совместной деятельности и корректировка личных мотивов.
Спортивная деятельность предлагает участникам широкий выбор мотиваций, далеко не равноценных индивидуальному. Некоторые спортсмены готовы терпеть большие нагрузки и жертвовать большим количеством времени ради победы в циклических видах спорта. Других привлекают виды дичи.
Третьих привлекают соревнования на сложность координации. Третьи хотят соревноваться с широким спектром способностей (комбинации и универсалы).
В мотивационной направленности спортсмена во многих видах спорта главную роль играют подструктурные элементы личности, ее характеристики: темперамент, характер, способности. Эти особенности личности во многом определяют этапы расстановки мотивов и развития личности в ходе своеобразного испытания различных профессий, видов деятельности и спортивных ролей.
Развитая личность отличается многоступенчатой структурой мотиваций, высокой степенью определенности и аргументированности в их подчинении. В то же время эта структура не обязательно является устоявшейся и консервативной.
Возможны своевременные системные перестановки и дополнения, но четкость расстановки приоритетов остается одной из основных стратегий потребностного развития личности.
Личность, особенно в спорте высших достижений, отличают: волевые качества, конкурентоспособность, нацеленность на победу, соперничество или сотрудничество, трудолюбие, стрессоустойчивость, хладнокровие, целеустремленность, требовательность к себе и тревожность. Строго говоря, эти качества можно искать и развивать и во многих других профессиях и видах деятельности.
С этих позиций логически оправдано построение тренировочного и соревновательного процессов при подготовке спортсменов по принципу целеосмысления, где построение имиджа мастера в конкретном виде спорта предопределяется расстановкой приоритетов выполняемых нагрузок.
Достичь высокого уровня командной компетентности, воздействуя только путем варьирования и подбора тренировочных и соревновательных нагрузок, вряд ли возможно, хотя это важно. Этот метод, направленный на всех вместе и ни на кого в отдельности, на данный момент является безличным методом. [12]
Оно станет достоянием личности только после формирования субъективно-личностного отношения, нахождения зарядов личностного смысла в целом, стремления к овладению.
С точки зрения личностного подхода приобретение спортивного мастерства должно занимать особое место в иерархии мотиваций спортсмена, не только связанных со спортом, но и среди всех его мотиваций.
На наш взгляд, именно это и есть главная ошибка и в то же время важная оговорка для повышения мастерства в современном спорте. Как личность член спортивной команды призван владеть практически всем и почти всегда. Будьте мастером оригинального дизайна. Будьте мастером своего дела. Знать тот или иной язык общения.
Уметь своевременно и надлежащим образом заявить о собственных притязаниях на успех общего дела. Взаимосвязь стратегий, направленных на обеспечение широкого спектра связей с миром и приоритизацию мотиваций, является третьим структурным компонентом личности.
Речь идет либо о строгости одной из этих стратегий, либо об определенном паритете двух. Формирование личности начинается еще до того, как человек начинает регулярно заниматься спортом (примерно с 10 до 12 лет).
Можно считать, что связь между степенью связей с миром и иерархией мотиваций частично формируется в момент освоения вида спорта, и тренировочный процесс должен быть адаптирован к структурным особенностям личности либо путем отбора и отбора спортсменов для данного вида спорта или даже путем индивидуализации тренировок.
При рассмотрении личностных аспектов командного мастерства в доступной нам научной литературе мы чаще всего сталкиваемся лишь с возможностью определенного проецирования психологических знаний на личность по предмету нашего исследования - командному мастерству.
Выше мы неоднократно говорили о личностном смысле, букете личностных смыслов спортивного мастерства, обеспечении динамики личностного развития как движения в системе деятельности, ситуативной тревожности и устойчивых (личностных) связях контроля и надежности соревновательной деятельности. [11]
Можно уверенно говорить о важности уровня стремления личности к достижению успеха в совместной деятельности, об экологии личности (психологическое значение микроклимата в коллективе), об эпизодических или устойчивых состояниях личности (фрустрация, гармония, трагедия, целостность, противоречивость).
Вопрос о личностных характеристиках спортсмена тесно связан с проблемой мотивационной сферы. В период увлечения науки моделированием и системными теориями (60-80-е годы прошлого века) перед спортивной наукой стояла задача установления характеристик модели, которые позволили бы ей добиться исключительных результатов в своем виде спорта.
Эта задача была сформулирована на уровне олимпийских комитетов основных спортивных держав.
Это касалось вопросов биохимии, нейрофизиологии, физиологии, антропометрии, биомеханики и особенно психологии.
Психология отвечала за определение модельных характеристик спортсмена для конкретного вида спорта, исходя из особенностей психических процессов, особенностей нервной системы и особенностей личности.
В ходе двух олимпийских циклов (т.е. 6 Олимпийских игр, многочисленных чемпионатов мира и континентов) под эгидой Международного общества спортивной психологии (ISSP) финалисты соревнований обследовались по уникальному банку методик.
Однако полученные результаты не позволили сформулировать модель идеальной личности спортсмена для конкретного вида спорта. Анализ личностных характеристик спортсменов международного уровня не позволил говорить о типичном «личном профиле» чемпиона.
Сегодня, в XXI веке, вновь возникает вопрос о личностной подготовке спортсменов-чемпионов. Вот позиция, обосновывающая личностную предопределенность спортивной судьбы: «Теоретически, возможно, воспитать личностные качества, присущие спортсменам-чемпионам, но существующее в специальной литературе положение о том, что почти каждый может быть чемпионом, несомненно, является иллюзией» (Загайнов, 2005).
Согласен, чемпионом станет не каждый - практика подготовки спортсменов показывает, что только спортсмены, обладающие комплексом как врожденных, так и приобретенных качеств, могут достичь вершин мирового спорта.
Но я не могу согласиться с категоричными высказываниями «главного психолога» в недавнем прошлом о сверхкачествах спортсменов-чемпионов: «концентрация внимания как качество личности,... а не... как временное состояние»; «самодостаточность»; «установки-мотивация на успех»; «профессионализм... как профессиональный образ жизни» и т. д.
Качества личности, в отличие от свойств личности, формируются в процессе социализации спортсмена как в спорте, так и в других сферах жизни.
В процессе занятий спортом по мере развития спортивного мастерства и накопления опыта тренировочной и соревновательной деятельности у спортсмена вырабатываются индивидуальные приемы организации жизнедеятельности.
Занятия спортом становятся не только способом проведения свободного времени и не столько профессиональной деятельностью, сколько образом жизни, структурирующим фактором жизни спортсмена в этот период.
Данные ISSP о личностных характеристиках спортсменов свидетельствуют о существенных различиях в уровнях выраженности личностных качеств.
Опрос спортсменов высокой квалификации позволил выявить наиболее характерные черты их личности - высокую эмоциональную устойчивость, уверенность в себе, добросовестность, самостоятельность, готовность к риску, выдержку, коммуникабельность (Киселев, 1987).
Представляется разумным говорить об общих (неспецифических) проявлениях личности, определяющих успех в спорте, а не в каком-то конкретном виде спорта.
Это прежде всего психогенные особенности спортсмена, определяющие высокую чувствительность к восприятию нюансов занятий спортивной деятельностью: чувствительность; беспокойство; рефлексивность (деятельность по преодолению препятствий). Успешность спортивной деятельности определяется всеми социогенными характеристиками личности: самостоятельностью; ответственность; самоконтроль; эмоциональная устойчивость.[13]
Изучение личностных профилей ведущих спортсменов в играх и индивидуальных соревнованиях также указывает на более выраженное проявление эмоциональной устойчивости, самообладания и независимости у успешных спортсменов.
Высокая самооценка спортивных способностей на начальном этапе занятий спортом, а затем ее пригодность к спортивным достижениям являются эффективным способом укрепления уверенности спортсмена. Следует отметить, что спустя несколько лет в психологии управления стали говорить о личности успешного руководителя и список качеств полностью совпал.
В последнее время постоянно подчеркивается, что успешные государственные деятели и бизнесмены имеют высокий уровень спортивной подготовки и спортивные достижения.
Не спорт ли сформировал в них эти качества? Этим автор хочет еще раз подчеркнуть неспецифичность качеств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности.
Внутренняя психологическая готовность к соревновательным действиям является результатом индивидуальной интеллектуальной и психологической деятельности личности-спортсмена. Однако на этот результат влияют и внешние воздействия, которые обычно носят временный или разовый характер.
Внутренняя психологическая неподготовленность – это неуверенность в своих силах, страх перед соперниками (разумеется, перед своими соперниками, поскольку у каждого спортсмена они свои – соответствующие уровню его мастерства и результатов).
Спортсмен понимает, что в относительно равной борьбе все может решить одна-две ошибки. Постоянное ощущение своих текущих возможностей должно способствовать формированию психологической уверенности в возможности реализовать именно эти возможности. Творческая эмоциональность и холодная расчетливость способны дать самый надежный результат.[14]
Правильное ощущение текущего уровня компетентности, то есть реальных способностей, а также границы между эмоциональными и рациональными действиями обеспечит необходимый психологический настрой и, следовательно, сформирует оптимальное внутреннее психологическое состояние для надежной деятельности.
Правильная постановка реально достижимых целей является решающим моментом психологической подготовки.
Если у спортсмена возникает неправильное представление о своем состоянии, переоценивая или недооценивая его, он неумолимо создает поводы для дальнейшего свертывания в сторону либо обесценивания своих способностей, либо чрезмерного тщеславия, в результате чего спортсмен может ощущать либо начинающуюся лихорадку. или апатия перед стартом.
Спортсмен должен регулировать свои эмоции, ведь от этого зависит результат соревнований. Чем психологически устойчив спортсмен, тем меньше ошибок он допустит на дистанции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К настоящему времени накоплено много сравнительных данных о личностных характеристиках спортсменов и людей, не занимающихся спортом, свидетельствующих о том, что эти категории людей существенно отличаются друг от друга по ряду личностных характеристик.
Например, у спортсменов-чемпионов отличительными чертами личности являются высокая эмоциональная устойчивость, сила характера, уверенность в себе, добросовестность, самообладание, самостоятельность в оценке сложных ситуаций, настойчивость и настойчивость, стремление занять лидирующее положение в группе. инициативность и смелость действий. Большинство высококвалифицированных спортсменов относятся к сильному типу нервной системы и его разновидностям.
Для них характерны уравновешенность и подвижность нервных процессов.
Эти основные типологические характеристики нервной системы определяют ряд психических качеств спортсмена, необходимых для достижения успеха в спорте:
легкость и скорость протекания интеллектуальных и эмоционально-произвольных процессов, их динамику и устойчивость; устойчивость к разрушительным факторам;
деятельностная активность, ее пластичность; способность выдерживать физические нагрузки и восстанавливать работоспособность.
Следует отметить, что с опытом методы личностной саморегуляции спортсмена берут верх и становятся более эффективными в процессе напряженных усилий и спортивных соревнований.
Оказалось, что после достижения высоких технических и физических показателей победа в соревнованиях достанется подростку, освоившему методы саморегуляции, самоконтроля, научившемуся управлять собственным психическим состоянием, обладающему психологической устойчивостью к различным воздействиям. стрессоры, особенно в случае утраты.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Аверин, В.А. Психология личности / В.А. Аверин. - СПб. : Питер, 2023. - 516 с.
2. Акимова, Л.Н. Психология спорта. Курс лекций / Л.Н. Акимова. - Одесса : Негоциант, 2019. - 230 с.
3. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М. : Академия, 2020. - 288 с.
4. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. - М. : Просвещение, 2017. - 246 с.
5. Ильин, А.Б, Гордон С.М. Формирование профессиональных показателей личности спортсменов // Мир образования - образование в мире. - 2021. - N 1 (41). - С. 139-143. - Библиогр.: с. 142-143.
6. Кузьмин, М.А Взаимосвязь объективных и субъективных критериев адаптирваности спортсменов к соревновательной деятельности//Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2021. -№ 8 (78). -С. 107-110.
7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М. : Просвещение, 2022. - 356 с.
8. Немов, Р.С. Психология : учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений. В 3-х кН. Кн.1 : Общие основы психологии / Р.С. Немов. - 2-ое изд. - М. : Владос, 2021. - 450 с.
9. Петровский, А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М. : Академия, 2020. - 512 с.
10. Психология : учебник для студентов институтов физической культуры / Под ред. П.А. Рудика. -- М. : ФиС, 2021. - 330 с.
11. Психология физического воспитания и спорта / Под ред. Т. Т. Джамгарова и А. Ц. Пунин. -- М. : ФиС, 2019. - 286 с.
12. Психология и современный спорт: Сборник научных работ психологов спорта социалистических стран. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 328 c.
13. Родионов, А.В. Психология детско-юношеского спорта / А.В. Родионов. - М.: Физическая культура, 2019. - 558 c.
14. Сафонов, В. К. Психология в спорте. Теория и практика / В.К. Сафонов. - М.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2018. - 232 c.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней