Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
3
Особенностью современного этапа развития экономики является высокая нестабильность
внешней и внутренней экономической среды как в стране, так и в отрасли, и на отдельном
предприятии, предприятия. В последние годы предупреждение кризисных явлений стало
чрезвычайно важным в работе предприятий большинства отраслей экономики. Элементы
экономического кризиса на микроэкономическом уровне проявлялись прежде всего в
убыточности и низкой рентабельности, ценовых и структурных диспропорциях, недостаточном
уровне конкурентоспособности, дефиците оборотных средств, неплатежеспособности и т.п.
Указанные обстоятельства актуализируют вопросы предприятия противодействия кризисным
явлениям в рамках создания действенных механизмов антикризисного управления.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО АУДИТА ПРИ АНТИКРИЗИСНОМ
УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1.Значение аудита в условиях антикризисного управления
Управление предприятием, как экономической системой невозможно без информации или
совокупности сведений о состоянии управляемой системы, управляющих действиях и внешней
среде
Управление можно определить путем перечисления его основных функций, к которым относятся:
анализ, учет и аудит.
Анализ занимает промежуточное место между функциями сбора и обработки информации и
функциями принятия решения. Аналитическое обеспечение принимаемых решений - одна из
главных функций, которая отличает анализ от других функциональных экономических наук.
Задачами анализа являются: контроль, оценка осуществления планов по всем показателям,
исследование развития хозяйства в динамике; раскрытие и количественное измерение
воздействия отдельных факторов на показатели хозяйственной деятельности предприятий, как
экономических систем; анализ обеспеченности и эффективности применения материальных,
трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств; поиск и применение резервов увеличения
результативности хозяйствования; создание обоснованных планов и нормативов; аргументация
управленческих решений и содействие их успешной реализации.
Правильно разработанная финансовая политика, нацеленная на оптимальный уровень
финансового состояния, дает предприятию возможность достичь эффективного управления
финансами.
Финансовая политика осуществляется с учетом информации финансового и управленческого учета
предприятия.
На принятие управленческих решений влияет множество факторов. Например, отсутствие нужных
данных, а также использование устаревшей и недостоверной информации могут являться
причиной серьезных просчетов. Информация используется с целью минимизировать
неопределенность в принятии решений, а также для уменьшения сокрытия данных, необходимых
для формирования финансовой политики.
4
Учредители предприятия определяют финансовую политику, руководство компании
разрабатывает ее в сфере финансов предприятия, а финансовые службы, производственные
структуры и другие подразделения реализую данную политику.
Финансовая политика - это комплекс мероприятий, направленный на формирование,
организацию и использование финансов для достижения целей предприятия.
Финансовая политика определяется еще как мероприятия, которые предприятие воплощает в
действительность, учитывая внешние и внутренний факторы, которые влияют на деятельность
компании. Данные мероприятия реализуются в границах общей финансово-информационной
сферы.
Финансово - информационная сфера - это учетная, планируемая и отчетная информация о
реакциях финансового состояния на управляющие воздействия органа управления, которая
отражает реальное финансовое состояние коммерческой организации.
Цели финансовой политики подразделяются на стратегические и оперативные. Первые из них
рассчитаны на срок реализации от одного года до пяти лет и более. Стоит принять во внимание,
что для российских компаний стратегические цели касаются реализации концепции, а не
конкретных мероприятий, так как на их деятельность чаще зависит от внешних факторов, а не от
самих компаний. Вторая группа целей, рассчитанных на период не более одного года, требует
одновременной разработки прикладного механизма их практической реализации, где можно
использовать бюджетирование.
1.2. Организация внутреннего и внешнего аудита в антикризисном управлении
Реформирование российской экономики с особой остротой выдвигает на первый план проблему
несостоятельности (банкротства) организаций. В свою очередь, как увеличение числа
несостоятельных предприятий, так и повышение юридической и экономической грамотности
хозяйствующих субъектов значительно увеличивают интерес и востребованность аудиторских
услуг несостоятельных предприятий.
Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определяет
несостоятельность предприятий как признанную арбитражным судом неспособность должника в
полном объеме удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам, и (или)
исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Аудиторские услуги при банкротстве появились на стыке юридических и экономических наук в
ответ на запросы практики, как реакция на многочисленные нарушения в области арбитражного
управления.
Согласно Федеральному закону от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудит
представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого
лица, предусмотренной Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»,
в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Аудит несостоятельных, кризисных предприятий рассматривают как особый вид аудиторской
деятельности, в силу того, что он имеет определенные особенности.
5
Законом выделены следующие основные процедуры банкротства: наблюдение, финансовое
оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДИАГНОСТИКА КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ
ООО «ИМПЕРИЯ»
2.1. Общая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Империя» создано и действует в соответствии с
законодательством Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом
«Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ от 08.02.98 в редакции 30.12.2008
№312-ФЗ, а также уставом предприятия.
Компания ООО «Империя» была создана в 2013 году. Целью создания общества является
реальное повышение качества услуг, ускорение формирования товарного рынка, извлечение
прибыли от хозяйственной деятельности. Виды деятельности общества с ограниченной
ответственностью «Империя»:
- оптовая торговля пищевыми продуктами;
- оптовая торговля фармацевтическими и медицинскими товарами;
- оптовая торговля парфюмерными и косметическими товарами;
- оптовая торговля прочими потребительскими товарами;
- иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.
Штат предприятия состоит из 15 человек.
Бухгалтерский учет в ООО «Империя» ведется в специализированной бухгалтерской
компьютерной программе «1С:Бухгалтерия8» редакция 3.0, а ведение кадрового учета и расчетов
заработной платы в «1С: Зарплата и Управление персоналом 8». Бухгалтерская отчетность
сформирована исходя из действующих, в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и
отчетности.
Выборная форма оплаты труда – сдельная для складских работников и повременная для
офисных сотрудников компании.
ООО «Империя» имеет самостоятельный баланс, собственный фирменный бланк, печать с
полным наименованием на русском языке, необходимые штампы.
Полномочия учредительного собрания и директора общества определяются уставом.
Уставный капитал общества определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего
интересы его кредиторов. Размер уставного капитала общества составляет 10000 рублей.
Учредитель общества физическое лицо, размер его доли составляет 100%. Уставный капитал
внесен учредителем в полном размере.
6
2.2. Основные экономические и финансовые показатели деятельности предприятия
В Приложении 1 представлен анализ активов ООО «Империя». На основе данных,
представленных в Приложении 1, можно сделать следующие выводы.
В активе баланса наблюдается рост на 12551 тыс. руб. стоимости внеоборотных активов, и на
369334 тыс. руб. стоимости оборотных активов.
Доля внеоборотных активов в балансе снизилась с 22,5% до 20,54%. Доля оборотных активов, в
свою очередь, выросла с 77,5% до 79,46. Следует отметить, что такое значительное превышение
оборотных средств над внеоборотными – не самая лучшая ситуация для предприятия, т.к. такое
соотношение активов оказывает негативное влияние на показатели финановой устойчивости.
В ООО «Империя» и в 2016 году оборотные активы превышали внеоборотные, а в 2017 году
структура активов еще больше ухудшилась.
Рассмотрим, воздействием каких факторов обусловлено изменение внеоборотных и оборотных
активов. Рост внеоборотных активов обусловлен только ростом стоимости основных фондов – на
12551 тыс. руб.
Рост стоимости оборотных активов обусловлен снижением в 2017 г. величины запасов (на 555934
тыс. руб.) и краткосрочных финансовых вложений (на 321431 тыс. руб.)
Доля этих статей в структуре актива изменись, соответственно, с 5,11% до 19,43% и с 7,41 до
15,24%.
Краткосрочная дебиторская задолженность и денежные средства сократились (на 490523 тыс. руб.
и 10036 тыс. руб. соответственно). Доля денежных средств, в свою очередь, снизилась с 0,67% до
0,12%, а доля дебиторской задолженности – с 64,28% до 44,63%.
Все изложенное дает возможность сказать, что изменения структуры актива баланса в основном
неблагоприятные. Т.е. доля низколиквидных оборотных активов выросла, а доля средне- и
высоколиквидных активов снизилась, что оказывает негативное влияние на уровень финансовой
устойчивости ООО «Империя».
Анализ пассивов баланса представлен в Приложении 2.
В пассиве баланса следует отметить рост на 9,09 процентных пункта доли собственного капитала,
снижение доли краткосрочных обязательств на 3,94 п.п. и доли долгосрочных обязательств на
5,14 процентных пункта.
Стоимость собственного капитала в абсолютном выражении выросла на 400901 тыс. руб., в то
время как краткосрочные обязательства выросли на 147815 тыс. руб., а долгосрочные
обязательства снизились на 166831 тыс. руб.
Результатом таких изменения стал рост доли собственного капитала до 24,94%, доли
краткосрочных обязательств до 73,43%, и доли долгосрочных обязательств до 1,63%.
2.3. Прогнозирование банкротства предприятия
7
Одной из главных целей экономического субъекта является получение прибыли в данный момент
времени и обеспечения возможности получения ее в будущем.
Резкое или постепенное снижение эффективности деятельности предприятия может привести к ее
финансовой несостоятельности (банкротству).
В настоящее время регламентирует порядок определения несостоятельности (банкротстве) ФЗ №
127 от 26.10.12 «О несостоятельности (банкротстве)». Согласно этому закону, несостоятельность
(банкротство) – это признание арбитражным судом или объявление должником неспособности в
полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или)
исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
При анализе вероятности банкротства по модели Альтмана целесообразно для расчета
пользоваться следующей формулой24.
Zб = 1,2X1 + 1,4X2 + 1,3X3 + 0,6X4 + 1,0X5,
где X1 – Собственный оборотный капитал/Валюта баланса;
X2 – Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) / валюта баланса;
X3 – Прибыль до налогообложения/Валюта баланса;
X4 – Собственный капитал/Заемный капитал;
X5 – Выручка/Валюта баланса.
Если показатель принимает значение Z < 1,81, то это высокий признак вероятности банкротства,
при 1,8 < Z < 2,7, вероятность банкротства средняя, но предприятия следует обратить внимание на
результирующие показатели, тогда как при Z > 2,7 свидетельствует о низкой вероятности
банкротства в исследуемой предприятия.
ГЛАВА 3. ТРАНСФОРМАЦИЯ АУДИТА В УСЛОВИЯХ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
3.1. Направления развития учета и аудита предприятия
Возникшие за время проведения антикризисного управления расходы можно классифицировать
следующим образом:
1. «Управленческие расходы» -
судебные издержки (оплата госпошлины и публикацию сведений);
затраты на получение информации об имуществе и обязательствах предприятия, проходящей
процедуру банкротства, на поиски данной предприятия и ее имущества, на проверку
обоснованности кредиторской задолженности;
расходы на содержание арбитражного управляющего (оплата труда, страховые взносы во
внебюджетные социальные фонды, командировочные расходы, почтовые, канцелярские,
транспортные, оплата связи и др.).
8
2. «Расходы на продажу имущества предприятия, находящейся под внешним управлением, а
также затраты на обеспечение сохранности этого имущества»
оплата услуг жилищно-экплуатационных участков;
расходы на обеспечение сохранности активов банкрота;
расходы, связанные с продажей активов предприятия- банкрота, или его передачей кредиторам
(в том числе расходы на оформление прав собственности и иных прав на имущество должника
(переход прав к покупателю), аукционные сборы, и др.).
3. «Затраты, связанные с восстановлением платежеспособности предприятия, проходящей
процедуры банкротства»
затраты по проведению мер по восстановлению платежеспособности должника,
предусмотренные планом арбитражного управляющего.
4. «Расходы по санации должника»
начисление предусмотренных действующим законодательством РФ обязательных платежей
взносов, связанных с ликвидацией должника.
Из вышесказанного понятно, что все расходы по внешнему управлению на обязательные,
предусмотренные законодательством платежи и прочие расходы. Прочие расходы чаще всего
представляют из себя оплату труда наемных работников. Размер выплат наемным работникам
определяется условиями договоров на оказание услуг (проведение работ) и решением
арбитражного управляющего. В Федеральном законе сказано, что все необходимые платежи
арбитражное управление осуществляет за счет должника, но выплаты наемным работникам не
должны ущемлять права кредиторов. При поступлении денег от продажи имущества должника
часть их может быть направлена покрытие затрат арбитражного управления, но другая часть
должны быть направлена на погашение кредиторской задолженности.
В бухгалтерском учете предприятия-должника составляются следующие бухгалтерские записи:
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие расходы» Кредит счета 76 «Расчеты с
разными дебиторами и кредиторами» - при начислении оплаты реестродержателю,
Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит счета 68 «Расчеты по
налогам и сборам» - на сумму налогов,
Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит счета 51 «Расчетные
счета» - при фактическом перечислении денег реестродержателю.
Оплата услуг реестродержателя по ведению реестра требований кредиторов осуществляется за
счет должника, если собранием кредиторов не установлен другой источник их оплаты. Законом
предусмотрено, что кредиторы могут получать информацию о ходе погашения задолженности и
продвижении очерёдности. Расходы на подготовку и направление выписки из реестра требований
кредиторов или копии реестра возлагаются на кредитора, потребовавшего выдачи ему такой
выписки или копии.
9
Оплата услуг арбитражного управляющего должна производиться ежемесячно. Размер
вознаграждения арбитражного управляющего указывается в определении арбитражного суда.
Для выполнения своих функций арбитражный управляющий должен быть зарегистрирован в
качестве индивидуального предпринимателя. Физические лица, зарегистрированные
индивидуальными предпринимателями, самостоятельно исчисляют и уплачивают налог на
доходы физических лиц, а также страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
В бухгалтерском учете предприятия-должника составляются следующие бухгалтерские записи:
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие расходы» Кредит счета 76 «Расчеты с
разными дебиторами и кредиторами» - при начислении вознаграждения арбитражному
управляющему.
К основным мерам, направленным на улучшение финансового состояния, которые предприятиядолжники могут принимать самостоятельно, относятся:
оптимизация приоритетных направлений повышения эффективности использования
производственного потенциала с учетом их коммерческой перспективности;
рационализация структуры ассортимента с увеличением доли высокорентабельной продукции;
полноценное использование имеющегося человеческого потенциала;
оптимизация рыночной стратегии и выбор конкурентных позиций на рынке.
3.2. Программа антикризисного управления и трансформации предприятия
Как было выявлено из проведенного анализа, у ООО «Империя» имеются определенные
проблемы (финансовое положение предприятия неустойчиво, на данный момент она находится в
критическом состоянии).
Для решения этих проблем можно порекомендовать оптимизацию структуры услуг.
Оптимизация структуры реализуемой продукции включает такие элементы, как:
• анализ платежеспособного спроса на отдельные продукты;
• изучение ограничений, которые связаны с потребностью рынка в конкретных продуктах;
• выбор рационального сочетания уровня цен и объемов продаж на основе анализа рыночного
спроса;
- прогноз потоков денежных средств для сопоставления плановой и оптимальной программ
оказания услуг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
10
Антикризисное управление – это совокупность способов, форм и принципов, направленных на
предотвращение и предвидение кризисных ситуаций, а также выведение предприятия из
сложившейся кризисной ситуации. Антикризисное управление должно взаимодействовать со
всеми сферами деятельности предприятия. Совокупность проблем антикризисного управления
делится на четыре основные группы: проблемы распознавания предкризисных ситуаций,
методологические проблемы жизнедеятельности предприятия, связанные с проблематикой
антикризисного управления, антикризисное управление персоналом.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (часть первая) (в
ред. от 31.01.2016) //СПС Консультант Плюс.
2. Налоговый кодекс РФ от 17 июля 1998 г. № 146-ФЗ (часть первая) (в ред. от 26.04.2016)
//СПС Консультант Плюс.
3. Федеральный закон от 06.12.2011 г. «О бухгалтерском учёте» № 402-ФЗ (в ред. От
04.11.2014) //СПС Консультант Плюс.
4. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» //
Собрание законодательства РФ. - 28.10.2002. - № 43. - Ст. 4190. (ред. от 03.07.2016)
5. Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении
положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная
политика предприятия» (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения
оценочных значений» (ПБУ 21/2008)») Документ применяется в части, не противоречащей
Федеральному закону № 402-ФЗ (Информация Минфина России № ПЗ-10/2012)
6. Бухгалтерская отчётность предприятия. Положение по бухгалтерскому учёту. ПБУ 4/99.
Приказ МФ РФ от 06.07.1999 № 43н (в ред. от 08.11.2010 № 115н) //СПС Консультант Плюс.
7. Балдин К.В., Быстров О.Ф., Рукосуев А.В. Антикризисное управление: макро- и
микроуровень: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и KO», 2010. -
318 с.
8. Баринов В.А. Антикризисное управление Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.:
ФБК-ПРЕСС, 2005. – 285 с.
9. Баркалова Е.В. Особенности применения анализа «слепых зон» при разработке механизма
управления предприятиями [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ekportal.ru/pageid-2939.html
10. Булаев С. В. Учётная политика в организациях //Торговля: бухгалтерский учёт и
налогообложение. - 2011. - № 11. - С. 11-25.
11. Булыга Р. П. Аудит нематериальных активов коммерческой предприятия. Правовые,
учетные и методологические аспекты. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015
11
12. Бухгалтерский учет и анализ: учебник / М.В. Мельник, Н.К. Муравицкая, Е.Б. Герасимова. -
М.: КНОРУС, 2015. -356 с.
13. Виноградская, Н.А. Диагностика и оптимизация финансово-экономического состояния
предприятия: финансовый анализ: Практикум / Н.А. Виноградская. - М.: МИСиС, 2011. - 118 c.
14. Виханский О. С. Стратегическое управление, 2-е изд., перераб. и доп, М.: Экономист, 2004,
296 с.
15. Воробьев А.А. Идентификация кризисных явлений в деятельности промышленного
предприятия//Вестник ИЭАУ. – 2014. - №5
16. Галимов И. А., Ардеева Л.Н. Актуальность антикризисного управления для России
//Молодой ученый, 2014, №9, С. 261-263
17. Гетьман В.Г. Финансовый учет. М.: Финансы и статистика, 2005- 818 с.
18. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учеб. пособие. М., 2010. 256 с.
19. Горелик, О.М. Финансовый анализ с использованием ЭВМ: Учебное пособие / О.М.
Горелик, О.А. Филиппова. - М.: КноРус, 2011. - 270 c.
20. Грачева М. Е. Учётная политика: анализ нормативных документов и перспектив их
развития //Международный бухгалтерский учёт. - 2010. - № 14. - С. 19-25.
21. Грязнова А. Г. Антикризисный менеджмент - М.: Ассоциация авторов и издателей
«ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС, 1999. - 368 с.
22. Жарковская Е.П., Бродский Б.Е., Бродский И.Б. Антикризисное управление: - М.:
Издательство «Омега-Л», 2009. – 220 с.
23. Жарковская, Е.П. Финансовый анализ деятельности коммерческого банка: Учебник / Е.П.
Жарковская. - М.: Омега-Л, 2011. - 325 c.
24. Жилкина, А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия: Учебник / А.Н.
Жилкина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 332 c.
25. Загородников А.Н. PR - вчера и сегодня // Обозреватель. - 2012. - № 1 (264). - С. 28 - 46
26. Касьянова Г. Ю. Реализация. Бухгалтерский и налоговый учёт. - М.: АБАК, 2016. - 232 с.
27. Касьянова Г. Ю. Учётная политика: бухгалтерская и налоговая. - М.: АБАК, 2015. - 176 с.
28. Ковалев В.В. Учёт, анализ и финансовый менеджмент: Учебное пособие - М. : Финансы и
статистика, 2011. – 688 с.
29. Коротков Э. М Антикризисное управление. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Высшее
образование; Инфра-М, 2010. - 620 с.
30. Крутякова Т. Л. Учётная политика, 2016: бухгалтерская и налоговая. - М.: АйСи Групп, 2016. -
216 с.
12
31. Кувалдина Т. Б. Раскрытие учётной политики в бухгалтерской отчётности //Аудиторские
ведомости. - 2010. - № 3. - С. 32-36.
32. Кузенкова В.М., Кузьмина М.В. Как распознать кризис: выбор методики диагностирования
кризиса//Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2014. – №20. – С. 149-154
33. Макарова Н. Н. Анализ подходов к формированию учётной политики //Аудит и
финансовый анализ. - 2009. - № 3. - С. 68-74
34. Макарова Н. Н. Влияние учётной политики на оценку бухгалтерского и налогового риска
//Аудит и финансовый анализ. - 2009. - № 2. - С. 45-50.
35. Новоселова Л. Денежные расчеты в предпринимательской деятельности. - М.: Юринформ,
2015. - 202 с.
36. Попова Л.В. Управленческий учёт и анализ с практическими примерами: Учебное пособие -
М: Дело и сервис, 2011. – 224с.
37. Семенихин, В.В. Безналичные расчеты: практическое руководство; учебное пособие / В.В.
Семенихин. - М.: Изд-во Эксмо, 2014. - 320с.
38. Скворцов, Л.И. Толковый словарь русского языка / Л.И. Скворцов. - М.: ОНИКС, 2013 - 736 с.
39. Слободняк И. А. Оценка эффективности налоговой политики предприятия, основанной на
применении положений ПБУ 18/02. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2014. - 166 с.
40. Сотникова Л. В. Тенденциозное формирование учётной политики: последствия для
бухгалтерской отчётности //Аудиторские ведомости. - 2011. - № 2. - С. 44-49.
41. Станкевич Л.Т. PR-технологии как инструмент преодоления кризиса //Управленческое
консультирование. - 2012. - № 3.
42. Файншмидт Е.А. Кризис-менеджмент. М., 2013
43. Файншмидт Е.А. Кризис-менеджмент: Учебное пособие. М., 2014
44. Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ /Под редакцией доктора
экономических наук, профессора И.М. Степнова и кандидата экономических наук Ю.А. Ковальчук
– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – С. 197
45. Хмелев С. А. Учётная политика предприятия как инструмент обеспечения экономической
безопасности предприятия //Аудитор. - 2011. - № 4. - С. 21-26.
46. Цибро Ю.В. Причины возникновения кризиса на предприятии [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.fox-manager.com.ua/crisis_part1.html
47. Шахманова Г. Д. Учётная политика в части выпуска и реализации готовой продукции
//Таврический научный обозреватель. - 2016. - № 5. - С. 8-10.
48. Шевченко Д.А. Реклама. Маркетинг. PR, М.: МГОУ, 2010. - 123 с.
49. Шихабахов Т. А. Формирование стратегии как фактора повышения конкурентоспособности
предприятия // Экон. науки. - 2012. - № 1 (86).
13
50. Шушкевич С. Особенности маркетинговых коммуникаций в сфере b-2- b //Маркетинговые
коммуникации. 2015. №6. С.32-42