Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1.Понятие «принципа разделения властей», теория и практика реализации, теоретические и практические аспекты 5
2.Законодательная власть в системе. Её характеристика и взаимодействие с другими ветвями власти 11
3.Проблемы законодательной власти (приоритеты, центр принятия решений в действительности смещаются в стороны исполнительной власти) 15
Заключение 31
Список использованных источников 36
Фрагмент для ознакомления
2
1.Понятие «принципа разделения властей», теория и практика реализации, теоретические и практические аспекты
Комплексный анализ принципа разделения властей как основы механизма реализации государственной власти в РФ может помочь решить практические проблемы взаимодействия и разграничения государственной власти в целях обеспечения баланса между секторами власти. Принцип разделения властей является важнейшим элементом функционирования демократического государства и исключает злоупотребление законодательной, исполнительной и судебной властью, возможность их соединения в одних руках и поглощения одного сектора власти другим [11; c.134].
Принцип разделения властей предполагает, что для каждого вида власти существует своя противоположность. Пока существует одна государственная власть, различные ее ветви постоянно взаимодействуют друг с другом, что может вызывать конфликты. Поэтому одна ветвь власти никогда не может быть полностью и абсолютно поглощена другой. Суть "системы сдержек и противовесов" заключается в том, чтобы уравновесить власть, а не позволить каждой из ветвей власти оставаться бесконтрольной.
Идея разделения властей зародилась в Европе XVIII века, во время буржуазной революции. Основная идея заключается в абсолютистском ограничении полной концентрации государственной власти в руках монарха. Основоположниками теории разделения властей были Джон Локк (1632 - 1704) и Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755).
Концепция разделения властей вошла в классическое употребление в трудах Шарля-Луи Монтескье. В своем фундаментальном труде "О духе законов" (1748) Монтескье так выразил суть этого принципа: "Свобода возможна при любой форме правления, если нарушение закона гарантируется разделением трех властей - законодательной, исполнительной и судебной - и если они сдерживают друг друга". Основная цель разделения властей - избежать узурпации власти и монополии в рамках одного учреждения или органа, что ведет к деспотизму и подавлению прав и свобод человека. Законодательные, судебные и исполнительные институты независимы и отделены друг от друга. Должностные лица не могут одновременно занимать должности в различных подразделениях власти, которые взаимно доминируют и сдерживают друг друга, и одному подразделению власти не разрешается вмешиваться в полномочия другого. В то же время создание системы сдерживания и взаимного контроля трех ветвей власти не исключает их взаимодействия и сотрудничества в решении общих задач и проблем [14; c.102].
Под "разделением властей" понимается строгое и абсолютное разделение трех властей, при котором одна власть не может брать на себя функции другой, и в такой системе запрещено дублирование должностей в организациях, принадлежащих разным властям. Хотя суть разделения властей заключается в том, что каждый орган власти является отдельным и независимым друг от друга, эта концепция допускает и признает пересекающиеся области, где каждый орган власти выполняет отличные друг от друга функции, в той степени, в которой сохраняется основное разделение властей. В настоящее время в Конституции РФ предусмотрены механизмы взаимного контроля ветвей власти. Однако нельзя утверждать, что такой контроль является равнозначным или эквивалентным.
Принцип разделения властей в его современной интерпретации включает в себя два взаимосвязанных компонента, образующих неразрывное единство. Он по-прежнему направлен на предотвращение превращения одной из ветвей власти в абсолютную и установления авторитарного правления в обществе. Законодательная, исполнительная и судебная власти органично связаны между собой и выполняют определенные общественные функции в рамках более широкой системы.
Одним из современных требований является разрешение институциональных противоречий, которые отражают смешанные и переплетенные функции различных ветвей власти. Нарушается именно единство, суверенитет и целостность государственной власти, а не индивидуальный функциональный порядок отдельных властных подразделений. Это характерно для взаимодействия различных ветвей государственной власти в России. Несмотря на цель либерализации процесса демократизации, отсутствие опыта демократизации менеджмента и управления привело к децентрализации власти, усилению региональных полномочий и "приватизации" государства через административные структуры. Реформы сверху имели очень слабую общественную поддержку.
Таким образом, в отличие от разнообразных постсоциалистических обществ, социальная база для реформ была не только расплывчатой, но и безразличной к кардинальным изменениям. Департаменты государственной власти получили возможность экспериментировать объективно, не опасаясь контроля со стороны народа [1; c.145].
В отличие от Восточной Европы, в России не было политической структуры, способной обеспечить социальную базу в пользу реформаторской линии верхних эшелонов власти. Учитывая объективные условия и субъективную поддержку реформ, страны Восточной Европы сделали довольно значительный шаг в направлении унификации различных ветвей государственной власти и их соответствующей эффективности. В этих странах эффективно функционировал общественный договор между властью и народом, чего не было в России.
Теория разделения властей в трудах Д. Локка. Сегодня разделение властей является общепризнанным признаком правового государства и основополагающим принципом организации и функционирования механизмов правового государства. Он закреплен в статье 10 Конституции Российской Федерации. Для того чтобы понять суть разделения властей, целесообразно обратиться к истокам формирования этой выдающейся универсальной демократической идеи.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников:
Нормативные правовые акты:
1. Конституция РФ: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 года]. - URL: http://www.pravo.gov.ru
Научная литература:
2. Антонов, М. В. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / М. В. Антонов. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 497 с.
3. Епифанов И.О. Нормативное закрепление принципа разделения властей на законодательную и исполнительную в бюджетном законодательстве РФ // Современное право. 2018. № 12. С. 79 - 84.
4. Зеленцов А.Б. Административная власть как правовая категория // Административное право и процесс. 2021. № 2. С. 35 - 41.
5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2019. 592 с.
6. Комарова В.В., Варлен М.В., Лебедев В.А., Таева Н.Е. Конституционное право России. Учебник. М.: КноРус, 2019. 280 с.
7. Конституционное право. Общая часть. Учебно-методическое пособие / под ред. Богданова Н.А. М.: Зерцало, 2019. 372 с.
8. Корсаков Д.Н. О поправках в Конституцию РФ, регулирующих статус и полномочия органов судебной власти // Российская юстиция. 2020. № 7. С. 55 - 58.
9. Лазарев, В. В. Теория государства и права : учебник для вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 521 с.
10. Маркина Е., Смоленский М.Б., Клюшкина Л.Ю. Конституционное право России. М.: КноРус, 2020. 232 с.
11. Миерхольд А.А. Конституционная эволюция порядка формирования и полномочий Совета Федерации Федерального Собрания РФ // Lex russica. 2018. № 11. С. 134 - 144.
12. Нудненко Л.А. Конституционное право России. Практикум. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 264 с.
13. Ромашов, Р. А. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / Р. А. Ромашов. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 443 с.
14. Теория государства и права : учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.] ; под редакцией В. К. Бабаева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 582 с.
15. Ульбашев А.Х. Природа судейской деятельности в России // Российский судья. 2019. № 11. С. 58 - 64.
16. Федорова М.Ю. Конституционное право на социальное обеспечение в зеркале инструментальной юриспруденции // Российский юридический журнал. 2021. № 4. С. 139 - 153.
17. Чертков А.Н. Публичная власть: состав, единство и сущность взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2020. №10. С.19 - 23.