Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Качество продукции — это один из важнейших показателей всей деятельности предприятия. Его
повышение сильно определяет успех и выживаемость предприятия в условиях современного
рынка, внедрения инноваций, темпы технического прогресса, а также экономию различных
ресурсов, которые используются на данном предприятии. Национальная экономика также может
значительно выиграть от производства продукции высокого качества. Ведь в этом случае растет
экспортный потенциал, авторитете государства в сообществе мира. Именно поэтому необходимо
проводить целенаправленную и постоянную работу товаропроизводителей по значительному
повышению качества их продукции по сравнению с аналогами, производящимися конкурентами.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
3
1.1 Понятие и необходимость изучения качества продукции, критерии его оценки
Качество продукции – это все свойства, которыми должны удовлетворять потребителя. Любому
товару, вещи, продукции свойственны характеристики, соответствующие определенным нормам и
правилам. К таким можно отнести Госты, технические условия, стандарт качества и другие.
Качеством продукции может формироваться при начальных этапах, начинается с качества
поставляемого сырья, в ходе научного разработок, на стадии проектированию, в самом процессе
изготовлением, транспортировке и хранении.
За соблюдением качеством продукции, соответственно стандартам, следят специальные службы,
которым обязаны быть на предприятиях.
1.2 Этапы управления качеством продукции
Осуществление перечисленных этапов невозможно без взаимодействия всех отделов, органов
управления фирмой. Такое взаимодействие называют единой системой управления Качеством.
Это обеспечивает системный подход к управлению качеством.
Рассмотрим более подробно содержание этапов управления качеством.
На первом этапе качество означает ту степень, в которой товары или услуги фирмы соответствуют
ее внутренним техническим условиям. Этот аспект качества называют качеством соответствия
техническим условиям.
На втором этапе оценивается качество конструкции. Качество может отвечать техническим
требованиям фирмы на конструкцию изделия, однако сама конструкция может быть как высокого,
так и низкого качества.
На третьем этапе качество означает ту степень, в которой работа или функционирование услуг
(товаров) фирмы удовлетворяют реальные потребности потребителей.
1.3 Понятие жизненного цикла товаров, его стадии
Жизненный цикл товара – это временной период, в течение которого товар есть на рынке,
начиная от выпуска до окончательного исчезновения. Это понятие — одно из фундаментальных в
маркетинге. Термин используется, как для отдельных товаров, так и для групп, к примеру, серии
автомобилей. Жизненный цикл товара — это период времени, в течение которого товар на рынке
обращается, начиная с момента выхода его на рынок и оканчивая его уходом с рынка. Одно из
основных понятий концепции современного маркетинга.
В согласии с маркетинговой концепцией каждый товар проходит жизненный цикл, то есть
существует конкретный период времени, когда он есть на рынке.
2 ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ АО «ЗРТО»
2.1 Общая характеристика предприятия АО «ЗРТО»
Акционерное общество «Завод радиотехнического оборудования» (АО «ЗРТО»)
4
АО «ЗРТО» — специализированное предприятие, основанное в 1966, являющееся разработчиком
и изготовителем радиолокационной техники, предназначенной для наблюдения за наземными
целями. Объединение входит в концерн ПВО «Алмаз-Антей».
Основные виды деятельности Общества:
1) Производство, реализация, гарантийное и послегарантийное обслуживание радиотехнических
систем и комплексов радиоэлектронной техники специального назначения;
2) Разработка и проведение опытно-конструкторских работ в области создания и модернизации
радиотехнических систем и комплексов радиоэлектронной техники специального назначения.
В своем составе Общество имеет:
- сборочно-монтажный цех;
- механо-сборочный цех;
- цех изготовления электроэлементов;
- испытательную базу с соответствующим оборудованием;
- отдел главного метролога;
- инструментальное производство;
- службу главного энергетика и главного механика.
Особое конструкторское бюро (ОКБ) занимается разработкой:
-новых изделий по тематике завода;
- конструкторской документации по техническим заданиям головного разработчика;
- стендового и вспомогательного оборудования в интересах производства.
Кроме этого ОКБ проводит модернизации серийно выпускаемых заводом изделий:
- передающей аппаратуры (передатчики сантиметрового и дециметрового диапазона для
радиолокационных станций мощностью до сотен киловатт в импульсе);
- гетеродинов с повышенными требованиями к сигналу;
-антенн, в том числе фазированных антенных решеток, и их элементов (отдельных
фазовращателей и модулей) сантиметрового и дециметрового диапазонов;
- спецвычислителей;
-аппаратуры управления, индикации;
-радиорелейных станций;
-источников питания, в том числе высоковольтных;
-элементов волноводного тракта: волноводов различных длин и конфигураций, аттенюаторов,
ответвителей, СВЧ-нагрузок, переключателей, коаксиально-волноводных переходов, рупоров,
детекторных секций и т. д.;
-моточных изделий (трансформаторы, дроссели и др.), блоков конденсаторов, резисторов,
выпрямителей высоковольтного исполнения.
5
2.2 Организация управлением качества на основных этапах жизненного цикла продукции АО
«ЗРТО»
Рассмотрим организацию контроля качества на всех этапах жизненного цикла продукции АО
«ЗРТО».
Для обеспечения контроля качества продукции в АО «ЗРТО» создана служба качества.
Основными задачами службы качества являются:
- разработка политики качества;
- производство и испытание продукции;
- работы по нормам контролю и стандартизации;
- работы по сертификации продукции.
Проверки контроля качества выпускаемой продукции осуществляются АО «ЗРТО», заказчиками
или независимой стороной.
АО «ЗРТО» постоянно проводить контроль качества продукции для оценки эффективности
системы качества предприятия, принимать для ее совершенствования мероприятия.
На предприятие разрабатывается инструкция, согласно которой осуществляется проверка
качества, составляется план проверок. Как правило план проверок составляется на год.
Создается комиссия, с участием квалифицированных специалистов, под руководством аудитора.
Привлеченные специалисты, не занятые в проверяемой деятельности обеспечивают
объективность проведенных испытаний.
Комиссия проверяет нормативные документы, а также выполнение элементов системы качества.
Итоги проверки находят свое отражение в акте. Чаще всего при проверке выявляется нарушение
положений нормативных документов. В акте для устранения недостатков указываются
исполнители и сроки.
Проверка качества заказчиком осуществляется как правило перед заключением договора. Цель ее
проведения - получение гарантии стабильности качества. Заказчику объясняется специфика
предприятия и осуществления системы качества.
ОТК (отдел контроля качества) является самостоятельным подразделением АО «ЗРТО» и
подчиняется напрямую её директору. Основные функции отдела – отслеживание продукта, не
соответствующего нормам и определённым эталонам, снятие его с производства.
Деятельность инженеров по качеству охватывает все этапы производства радиотехнического
оборудования.
Они занимаются распределением процессов по подразделениям, подготовкой технологических
карт процесса производства.
Также инженер по качеству осуществляет контроль на завершающем этапе выпуска продукции.
2.3 Анализ планирования и контроля качества в АО «ЗРТО»
6
Анализ применения статистических методов контроля качества в АО «ЗРТО» проведем на
примере цеха систем электроснабжения. Более подробно остановимся на проблеме
бездефектного выпуска станций управления щитовыми системами электроснабжения ПУЛК4.
Основной функцией станции управления является бесперебойная подача электроснабжения,
предупреждение аварий. Целью контроля является выявление бракованных изделий, отбраковка
партий, исключение спорных решений в ходе контроля качества
Будет взято 25 образов для проведения контроля качества, результаты проверки будут занесены в
контрольный листок, представленный в таблице 2.
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
Современные предприятия осуществляют свою деятельность в постоянно меняющихся рыночных
условиях. В конкурентной борьбе способны выжить только те компании, которые могут быстро
адаптироваться к изменениям во внешней среде. В этой связи система менеджмента качества
должна быть гибкой, быстро «настраиваемой» под изменения требований заинтересованных в
деятельности предприятия сторон. Только такая система менеджмента может стать полезным
инструментом в руках руководства предприятия.
Характерными недостатками обеспечения качества продукции на предприятии АО «ЗРТО»
являются:
-недостаточная информация о качестве объектов в эксплуатации;
- слабая взаимосвязь между качеством изготовления продукции и стимулированием его
повышения;
-недостаточное внимание к технологической подготовке производства, как важному фактору
формирования качества изготовления продукции; осуществление не связанных между собой
разрозненных мероприятий по
-слабая аналитическая работа по выявлению причин брака, поиску резервов повышения качества
изготовления продукции, изучению динамики показателей качества труда и продукции;
- низкие профессиональные навыки персонала.
В современном мире курсы повышения квалификации очень актуальны. Они обуславливают
укрепление профессиональной мотивации и подготовки. Пройдя курс обучения, сотрудник
повышает не только свой уровень знаний, а и свою ценность как достойный кадр, который не
засиделся на месте и может взглянуть на ту или иную проблему нестандартно, а значит быстрее и
качественнее выполнит поставленные задачи.
Направленность совершенствования действующей системы управления качеством продукции
должна быть таковой, чтобы было обеспечено ее функционирование на основе реального
механизма управления качеством, сориентированного на изготовление конкурентоспособной
продукции, удовлетворяющей требованиям имеющихся и потенциальных строительных
заказчиков.
При этом необходимо ориентироваться на использование следующих принципиально важных
положений в системе управления качеством продукции: Приоритеты в системе управления
качеством продукции должны быть расставлены так, чтобы на первом месте стояло качество
продукции во имя потребителя.
7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Качество продукции – это все свойства, которыми должны удовлетворять потребителя. Любому
товару, вещи, продукции свойственны характеристики, соответствующие определенным нормам и
правилам. К таким можно отнести Госты, технические условия, стандарт качества и другие.
Качеством продукции может формироваться при начальных этапах, начинается с качества
поставляемого сырья, в ходе научного разработок, на стадии проектированию, в самом процессе
изготовлением, транспортировке и хранении. За соблюдением качеством продукции,
соответственно стандартам, следят специальные службы, которым обязаны быть на предприятия
В ходе курсовой работы была проанализирована деятельность АО «ЗРТО».
АО «ЗРТО» - радиотехническое предприятие, выпускающее радиотехническое оборудование.
Управление качеством на всех этапах жизненного цикла товаров осуществляется следующим
образом.
На предприятие разрабатывается инструкция, согласно которой осуществляется проверка
качества, составляется план проверок. Как правило план проверок составляется на год.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко.
— М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2013. — 372 с.
2) Берёзкин Ю.М. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Ю.М. Берёзкин, Д.А. Алексеев. –
Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2014. – 333 с.
3) Большухина И.С. Экономика предприятия: учебное пособие/ Под общ.ред. В.В. Кузнецова. –
Ульяновск: УлГТУ, 2012. – 118 с.
4) Бузырев, В. В. Управление качеством в строительстве : учебное пособие для прикладного
бакалавриата / В. В. Бузырев, М. Н. Юденко ; под общ. ред. М. Н. Юденко. — 2-е изд., пер. и доп.
— М.: Издательство Юрайт, 2018. — 198 с.
5) Васин, С. Г. Управление качеством. Всеобщий подход: учебник для бакалавриата и
магистратуры / С. Г. Васин. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 404 с.
6) Горбашко, Е. А. Управление качеством: учебник для СПО / Е. А. Горбашко. — 3-е изд., пер. и доп.
— М.: Издательство Юрайт, 2018. — 352 с.
7) Горленко, О. А. Статистические методы в управлении качеством: учебник и практикум для СПО /
О. А. Горленко, Н. М. Борбаць ; под ред. О. А. Горленко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.:
Издательство Юрайт, 2018. — 270 с.
8) Епишкин И.А. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие / И.А. Епишкин
«Менеджмент». – М.: МИИТ, 2013. – 242 с.
9) Зекунов А. Г. Управление качеством: учебник для бакалавров / А. Г. Зекунов, В. Н. Иванов, В. М.
Мишин, Ю. В. Пазюк, Т. И. Власова; под ред. А. Г. Зекунова. — М. : Издательство Юрайт , 2013. —
475 с.
10) Кондратьева, М. Н. Экономика предприятия: учебное пособие / М. Н. Кондратьева, Е. В.
Баландина. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. – 174 с.
8
11) Мальцева, С. В. Инновационный менеджмент: учебник для академического бакалавриата /
под ред. С. В. Мальцевой. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 527 с.
12) Никитин А.А. Экономическая психология: учеб. -метод. пособие для студ. спец. «Национальная
экономика и экономическая безопасность» очно-заочной формы обучения / А.А. Никитин; Перм.
гос.ун-т. – Пермь, 2012. – 130с.
13) Прохоров Ю.К. Управление качеством: Учебное пособие. – СПб: СПбГУИТМО, 2017. – 144 с.
14) Рожков, Н. Н. Статистические методы контроля и управления качеством продукции: учебное
пособие для академического бакалавриата / Н. Н. Рожков. — 2-е изд., пер. и доп. — М.:
Издательство Юрайт, 2018. — 154 с.
15) Семиглазова В.А. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ В.А.Семиглазов .-Томск:
ЦПП ТУСУР, 2014. -172 с.
16) Степанова И.П. Инновационный менеджмент/ И.П. Степанова. -Саратовский социальноэкономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». – Саратов, 2014. – 124 с.
17) Словарь финансово-экономических терминов / А. В. Шаркова, А. А. Килячков, Е. В. Маркина и
др.; под общ. ред. д. э. н., проф. М. А. Эскиндарова. — М.: Издательско&торговая корпорация
«Дашков и К°», 2015. — 1168 с.
18) Тебекин, А. В. Управление качеством: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. В.
Тебекин. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 410 с.
19) Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. Учебник, 4-е изд./ Р.А. Фатхутдинов — СПб.:
Питер, 2003. — 400 с
20) Финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. Е. В. Маркиной. — 2-е изд., стер. — М.:
КНОРУС, 2014. — 432 с.