Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Анализ понятия экологическое образование детей дошкольного возраста 5
Выводы по разделу 1………………………….……………….………….……..12
2. Особенности экологического образования дошкольников посредством экскурсий 12
Выводы по разделу 2 …………………………………………………………....15
3. Методические рекомендации по экологическому образованию дошкольников посредством экскурсий 19
Выводы по разделу 3…………………………………………………………….22
Заключение 23
Список использованных источников 25
Фрагмент для ознакомления
2
1. Анализ понятия экологическое образование детей дошкольного возраста
В современной педагогике и психологии значительное место занимают исследования, которые посвящены экологическому образованию. Под экологическим образованием понимают процесс непрерывного обучения, который ориентирован на усвоение систематизированных знаний об окружающей среде. При этом формируются взаимосвязи теоретических и практических знаний, ценностей, поведения и деятельности субъектов, которые обеспечивают ответственное отношение человека к окружающей среде.
Не секрет, что в современном мире все более глобальный масштаб приобретают проблемы окружающей среды. Их относят к экологическим проблемам. Они возникают из-за перенаселения, поскольку численность населения планеты постоянно увеличивается, из-за растущих потребностей мирового хозяйства энергией и природными ресурсами и др. [8].
Исследователи Э.В. Гирусов, А.Н. Кочергшин, Ю.Г. Марков, Н.Г. Васильев и др. рассматривают экологическое образование как совокупность взглядов, представлений и социальных эмоций, которые отражают проблемы отношения общества к природной экологической среде и её проблемам.
К числу актуальных экологических проблем относят загрязнение биосферы, изменение физических, химических, биологических свойств планеты. Это происходит из-за привнесения в окружающую среду большого количества отходов. Современная концепция экологического образования является долгосрочным решением возникших экологических проблем. Само экологическое образование выступает как долгосрочное средство для достижения всех поставленных целей в области экологии. Специалисты в области экологии считают, что необходимо создать новую модель поведения человека по отношению к окружающей среде.
Такая модель должна отражать понимание людей закономерности развития природы и общества. При этом необходимо формировать бережное отношение к имеющимся природным ресурсам, постоянно подтверждая это на практике. Люди должны хорошо понимать, каковы будут последствия их действий в случае неразумного отношения к природе. Они должны научиться прогнозировать последствия своих действий. Разрушение природной среды происходит в процессе производства и в результате потребления ресурсов и товаров массового спроса. Экологическое образование должно помочь людям осознать влияние человечества на состояние окружающей среды. Устойчивое образование в области экологии способствует формированию у людей активной гражданской позиции. У человека вырабатывается неравнодушное отношение ко всем происходящим в обществе процессам.
Бережное отношение к природе необходимо воспитывать с раннего детства, поскольку именно в раннем возрасте начинают формироваться мировоззрение и привычки. Правильное мировоззрение не может возникнуть из ниоткуда. Оно всегда является результатом целенаправленной деятельности.
Экологическое образование и воспитание выступает в качестве одной из ведущих задач для достижения целей государственной политики в области экологии. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который сегодня регламентирует всё содержание образования на каждой образовательной ступени, начиная с дошкольного образования и заканчивая вузом, рассматривает экологическое образование как одно из системных направлений всей образовательной деятельности. Президентом РФ утверждён документ «Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года» [5].
Очевидно, что рассмотрение экологических вопросов должны быть включены во все основные образовательные программы, начиная с ДОУ. Экологическое образование на каждой ступени должно быть системным, комплексным, междисциплинарным и непрерывным. В его основу должны входить соответствующие знания, умения и навыки (ЗУН), позволяющие субъекту владеть всеми необходимыми знаниями и практическими действиями в области экологии.
Независимо от образования и профессии, каждый гражданин общества должен воспитывать в себе чувство личной ответственности за природу. Для этого необходимо обладать соответствующим экологическим мышлением и сознанием. Система непрерывного экологического образования сегодня включает в себя семь образовательных уровней:
1. Домашнее экологическое воспитание.
2. Общее экологическое образование (ДОУ, школа).
3. Профессиональное образование (среднее профессиональное, высшее).
4. Послевузовское образование.
5. Дополнительное экологическое образование на всех уровнях.
6. Профессионально-экологическая переподготовка для специалистов, чья профессиональная деятельность связана с использованием природных ресурсов.
7. Экологическое просвещение населения.
Экологическое образование наиболее эффективно реализуется у дошкольников и подростков, поскольку именно в этом возрасте происходит активное познание всего нового. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста начинается с копирования поступков взрослых. Формирование экологической культуры и получение экологического образования начинается с передачи знаний, опыта и ценностей от старшего поколения к поколению младшему.
В данном вопросе достаточно большую роль играет семья. Еще до момента поступления в школу семья должна способствовать тому, чтобы процесс общения детей с природой был бережным и правильным. Родители собственным примером должны демонстрировать правильное отношение к природе и считаться с проблемами экологии. Это послужит ребенку основой для развития чувства гуманности и понимания целостности всего живого на земле.
На каждой образовательной ступени педагоги и родители должны знакомить детей со всем разнообразием окружающего мира. Дети должны осознать важность правильной практической деятельности человека по отношению к природе. Необходимо с детства прививать любовь детей к своему родному краю. Его растительной и животной природе и др. С течением времени знания и практические умения детей должны лишь расширяться.
С течением времени дети узнают про процессы рационального природопользования. Педагогам необходимо углублять приобретенные ранее знания и умения по экологии. Такое поэтапное наращивание знаний субъекта будет способствовать развитию ответственности и гражданского отношения к окружающей среде и к родному краю. У человека сформируется системная и комплексная экологическая позиция по отношению к окружающей среде и будет непрерывно развиваться его экологическая культура [14].
Исследователи не сомневаются, что развивать экологическое мировоззрение и экологическую культуру субъекта необходимо с самого раннего возраста. Разумное отношение к природе и окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности каждого человека. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического образования. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем.
Перед педагогами стоит задача как можно больше и чаще показывать детям красоту природы и её уникальность. Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие». Этот процесс предусматривает решение следующих задач:
-формирование первичных представлений о живой и неживой природе;
-воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного и заботливого отношения к миру природы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемов, В.А. Психология наглядности при обучении. [Текст] / В.А. Артёмов. – М.: Просвещение, 2014. – 345 с., с. 19-22.
2. Агеева, С.И. Обучение с увлечением [Текст] / С.И. Агеева // Тетрадь-пособие для малышей. – М.: Лайда, 2004. – 64 с.
3.Возрастная и педагогическая психология: учебник под ред. Б.А. Сосновского. - Москва: Юрайт, 2023. – 411 с.
4. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание дошкольников: проблемы и перспективы [Текст] / Н.Ф. Виноградова. - М.: Академия, 2019. - 842 с.
5. Гирусов, Э. В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма [Текст] / Э.В. Гирусов. - Философия и общество, 2019. – No 4(56). – С. 56-72.
6. Голубев, И.Р. Окружающая среда и ее охрана [Текст] / И.Р. Голубев - М.: Наука, 2020. - 488 с.
7. Деребко, С.Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С.Д. Деребко - СПб.: Феникс, 2022. - 632 с.
8. Ефремов, К.М. Теория и практика экологизации образования [Текст] / К. М. Ефремовмов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 672 с.
9. Захлебный, А.Н. Непрерывное экологическое образование. [Текст] / А.Н. Захлебный. - М.: Прогресс, 2019. - 598 с.
10. Зверев, И.Д. Компоненты экологического образования [Текст] / И.Д. Зверев - М.: Высшая школа, 2020. - 499 с.
11. Зверев, Н.Д. Экология в школьном обучении [Текст] / Н.Д. Зверев - СПб.: Феникс, 2010. - 555 с.
12. Зверев, И. Д. Отношение дошкольников к природе [Текст] / И.Д. Зверев. – М.: Педагогика, 2019. – 128 с.
13. Исаева, Н.Н. Научить понимать и любить природу [Текст] / Н.Н. Исаева - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. - 525 с.
14. Коржова, С А. Экологическое образование во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС / С. А. Коржова, С. В. Петров. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 3 (10). — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2820/ (дата обращения: 06.06.2022).
15. Моисеева, Л.В. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников [Текст] / Л.В. Моисеева - М.: Просвещение, 2019. - 430 с.
16. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / С.Н. Николаева - М.: Высшая школа, 2021. - 464 с.
17.Столяренко, Л.Д. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие. - Москва: Юрайт, 2023. – 338 с.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: федеральные государственные образовательные стандарты // ФГОС. – Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения: 05.04.2024).
19. Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. [Текст]: Учебное пособие / Составление К.Ф. Седова. – М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.
22. Шевчук, Н.А. Мир вокруг нас [Текст] / Н.А. Шевчук - М.: Юнити-Дана, 2019. - 731 с.
21. Шкарбан, И.В. Экологические проблемы в системе образования [Текст] / И.В. Шкарбан - М.: Юнити, 2020. - 547 с.
22. Экскурсия как средство развития [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/23096?ysclid=lev07l0pm180646035 (дата обращения: 05.04.2024).