Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Развитие индустрии туризма и путешествий в мире закономерно приводит к дифференциации
форм и видов предоставляемых услуг. Особенно наглядно это видно на примере развития
гостиничной индустрии, претерпевающей дифференциацию видов предприятий размещения.
Традиционное выделение высшего, среднего и низшего сегмента гостиниц в настоящее время,
как показывает практика, недостаточно полно иллюстрирует структуризацию гостиничного
хозяйства, качество и полноту предоставляемого сервиса. Стремление оптимизировать расходы
на путешествие, рост молодежного туризма стали стимулом активного развития бюджетного
сектора размещения - хостелов.
Начало гостиничному формату «хостел» положил Р. Ширман (Германия) в начале прошлого века,
в настоящее время около 18000 хостелов располагаются в 140 странах мира. Наибольшее их
количество приходится на Европу, рост рынка здесь составляет порядка 15% ежегодно. В России
первый хостел появился в 1992 г. в Санкт-Петербурге. Годом позже была основана Национальная
хостел-ассоциация.
3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие и сущность, виды гостиничных предприятий
Специфика туристской индустрии заключается в том, что она представляет собой сложную систему
с разнообразными экономическими связями. Согласно Федеральному закону «Об основах
туристской деятельности в РФ» индустрия туризма трактуется как совокупность частных и иных
средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств
развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного
назначения; организаций, осуществляющих операторскую и турагентскую деятельность, а также
организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Индустрия
туризма рассматривается как экономическая система, состоящая из комплекса отраслей и
подразделений, функция которых заключается в удовлетворении спроса на разнообразные виды
отдыха и развлечений. Также, индустрию туризма можно определить как комплекс отраслей,
предприятий и индивидуальных предпринимателей, выпускающих сырье, полуфабрикаты и
готовые изделия для предприятий инфраструктуры туризма и розничной торговли для
производства и реализации услуг туристам.
Сфера гостеприимства является ведущим фактором и базой туризма. Понятие «гостеприимство»
столь же старо, как сама человеческая цивилизация. Любопытным является тот факт, что
английское слово hospitality (гостеприимство) происходит от старофранцузского hospice (хоспис),
что означает место, в котором путники могли получить кров и еду. Однокоренными словами
являются host (хозяин), hostel (гостиница, отель). Наиболее известным учреждением такого рода
являлся Hospice de Beaune (Оспис де Бон) в Бургундии, основанный в 1443 году, также известный
как Hotel Dieu (Отель Дье), что означает «Дом Бога».
В настоящее время, по оценкам российских экспертов, в обслуживании туристов задействованы
как минимум 53 вида экономической деятельности. При этом существенную долю занимают
гостиничный бизнес, транспорт, туристские агентства, а также глобальные компьютерные сети
бронирования и резервирования.
1.2. Нормативные основы функционирования гостиничных предприятий в Российской Федерации
Правовое регулирование средств малого размещения, в том числе хостелов, находится в России
на стадии формирования. Несмотря на то, что развитие отечественного рынка хостелов началось
уже порядка 25 лет назад, необходимость серьезного законодательного регулирования этой
сферы назрела лишь в последние годы. При этом необходимость правового регулирования
подобных средств размещения очевидна, особенно в свете увеличения числа нарушений со
стороны хостелов. По мнению экспертов, реально работающих нормативных актов, способных
стандартизировать и сделать более цивилизованной деятельность хостелов в России, пока нет
Узбекова А. Хостел - не Hotel. Кровати в два яруса, один душ и пятнадцать человек. Российская
газета - Столичный выпуск №6693 (122). Есть порядок классификации гостиниц, утвержденный
министерством культуры, в котором появилась новая категория - «без звезд», как раз касающаяся
хостелов. Также в силу с 1 января 2015 года вступил ГОСТ, определяющий основные стандарты
такого рода гостиничных объектов, как хостелы. ГОСТ Р 56184-2014 «Услуги средств размещения.
4
Общие требования к хостелам» был разработан ОАО «Всероссийским научно-исследовательским
институтом сертификации» при участии Некоммерческого партнерства содействия развитию
хостелов «Лига хостелов» и Некоммерческого партнерства «Межрегиональное объединение
развития индустрии хостелов».
Стандартом устанавливаются общие требования к хостелам и предоставляемым в них услугам.
Принятый ГОСТ определяет хостел как «экономичное средство размещения, предназначенное для
временного проживания, преимущественно для малобюджетного туризма, имеющее
номера/комнаты различной вместимости и санузлы, как правило, за пределами номера/комнаты,
а также помещения (зоны, места) для общения гостей» Электронный фонд правовой и
нормативно-технической документации. ГОСТ Р 56184-2014 Услуги средств размещения. Общие
требования к хостелам. В качестве основного критерия для классификации хостелов стандарт
закрепляет количественный показатель. В зависимости от допустимого числа проживающих ГОСТ
предлагает разделять хостелы на мини-хостелы (до 25 проживающих), малые (от 25 до 50
проживающих) и большие хостелы (свыше 50 проживающих). Возможно применение иных
классификаций, установленных сетевыми хостелами и их объединениями, однако стандарт не
содержит указания на них.
2. Анализ рынка хостелов и Центральной части города Санкт-Петербурга
1.3. Хостел как современный вид гостиничных предприятий
Объем рынка хостелов при этом оценивается в сумму порядка 15 млрд рублей. Средний прирост
количества хостелов за последние три года по разным оценкам составляет от 10 до 20 процентов
ежегодно. За последние годы в основных туристических центрах России - в Москве, СанктПетербурге, Казани, а также Краснодарском крае и Крыму отмечен значительный рост количества
подобных бюджетных мест для временного проживания. Так, в Санкт-Петербурге их число с 2010
по 2017 годы увеличилось в семь раз, в столице - в 12 раз. При этом перспективы развития рынка
хостелов оцениваются экспертами как высокие: рынок бюджетных форм размещения остается
малонасыщенным.
Сектор мини-отелей по всему миру уже давно занял свою нишу и завоевал своих клиентов.
Необходимо отметить, что этот вид гостиничного бизнеса активно развивается в России и в других
странах Европы. В последнее время в России начали появляться первые сети мини-отелей, такие
как «Douglas», «Атмосфера», «Амулет», компания «Стабильная линия».
Доля малых средств размещения в общем гостиничном фонде России составляет около 5%. Так,
по оценкам экспертов, по суммарному количеству мест малые гостиницы занимают не более 5%
гостиничного рынка Москвы. Аналогичная ситуация в Санкт-Петербурге, где доля малых гостиниц
составляет 5-6%. Так, в Санкт-Петербурге в 2017 г. насчитывалось 468 малых гостиниц и иных
индивидуальных средств размещения (количество мест в этих средствах размещения примерно
составляло 5580 - 5850). Для сравнения — в Лондоне на мини-отели приходится 15% рынка.
2.2. Анализ хостелов в Центральной части города Санкт- Петербурга
5
Для поиска инвестиционных проектов было найдено несколько ресурсов в интернете. Данные по
ним приведены в таблице 1.
Основное внимание было уделено двум сайтам: самому старшему и самому крупному. Для
поиска информации будут использоваться зарекомендовавшие себя проверенные сайты:
https://www.avito.ru/ и http://biztorg.ru/. На этих сайтах представлен широкий спектр
инвестиционных проектов и готового бизнеса, в частности и хостелов. Однако надо сказать, что
одинаковые проекты встречались на всех сайтах.
Сайт http://biztorg.ru/ является уникальной площадкой «РосБизнес Консалтинг», которая помогает
встретиться продавцам и покупателям бизнеса. Это удобный и надежный сервис,
оптимизирующий процесс купли-продажи готового бизнеса. Проект «Продажа бизнеса» является
уникальным информационно-аналитическим ресурсом.
Сайт https://www.avito.ru/ является крупнейшей российской доской бесплатных объявлений и
включает в себя раздел «готовый бизнес», который насчитывает 10 000 объявлений, в том числе
3570 объявлений готового бизнеса в сфере услуг в Санкт-Петербурге.
Не доверять представленным на сайтах инвестиционным проектам нет смысла, ведь никто просто
так не будет выставлять объявления. Но все предоставленные проект будут предварительно
проанализированы и отобраны для работы будут только самые адекватные.
Также оба сайта предусматривают платное размещение объявлений, поэтому такие объявления
должны нести 100-процентную достоверную информацию.
2.3. Проблемы развития хостел услуг в городе Санкт- Петербурге
В последнее время хостел-движение в России развивается довольно быстрыми темпами.
Причиной популярности является невысокая стоимость проживания. Такие доступные цены, как
правило, формируются прежде всего за счет компактного размещения гостей. Кроме того, вся
инфраструктура является общей для всех постояльцев хостела. Сложившаяся ситуация на рынке
хостелов характеризуется рядом аспектов, в числе которых как позитивные, так и негативные.
Внимание стоит уделить вопросу социально-экономической эффективности хостелов, правового
регулирования их деятельности.
Социально-экономическая эффективность деятельности хостелов складывается из множества
составляющих. Особо стоит отметить тот момент, что развитие хостельного рынка позволяет
решить проблему нехватки гостиничных мест. Проблема нехватки гостиничных мест наблюдается
практически во всех туристских дестинациях, особенно в крупных городах. Нехватка гостиничных
мест сдерживает развитие туризма и препятствует удовлетворению постоянно увеличивающегося
спроса со стороны туристов. Благодаря открытию хостелов за кратчайшие сроки можно увеличить
коэффициент обеспеченности гостиничными местами. Кроме того, наличие доступных и
современных средств размещения стимулирует увеличение туристов из числа молодежи и
самостоятельных путешественников, что в конечном итоге приводит к увеличению уровня
туристской привлекательности территории. Хостелы имеют большие перспективы для развития и
укрепления на рынке, поскольку в высокий сезон есть спрос на гостиничные места с
минимальным пакетом услуг, что значительно удешевляет стоимость проживания. Стремительно
увеличивающееся количество хостелов, социально-экономическая эффективность их
6
деятельности позволяют говорить о том, что данный вид гостиничного бизнеса перспективен и
требует более внимательного отношения со стороны государства.
Вопрос законодательного регулирования деятельности хостелов в последнее время достаточно
остро обсуждается как в профессиональной среде, так и на уровне федеральных органов власти. В
числе позитивных тенденций можно отметить начало оформления цивилизованного рынка
хостел-услуг, связанного, в том числе, с принятием ГОСТ «Общие требования к хостелам».
Государственный стандарт вступил в силу с 1 января 2015 года. В тексте документа не только
официально закреплено определение хостела как средства размещения, но и прописаны
основные требования к подобным объектам размещения. Во-первых, стандарт признает, что
хостелы могут работать в различных правовых формах - в том числе бизнес может вестись
индивидуальными предпринимателями и физическими лицами. Это достаточно важно,
поскольку, как показывает статистика, более половины хостелов ведут деятельность от
индивидуальных предпринимателей. Далее, ГОСТ дает три определения: что такое хостел, кто
такой хостельер, и для кого предназначены хостелы (вводится понятие «малобюджетного
туризма»). ГОСТ закрепляет как нормативы площади (высота потолков, минимальная площадь
жилой комнаты), так и фиксирует примерный перечень основных и дополнительных услуг,
оказываемых в хостеле.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стремление оптимизировать расходы на путешествие, рост молодежного туризма стали стимулом
активного развития бюджетного сектора размещения - хостелов. Хостелы обладают двумя
основными преимуществами по сравнению с другими видами средств размещения. Во-первых,
это цена на проживание, которая в несколько раз меньше цен даже в самых дешевых
классических гостиницах. Одной из положительных для потенциальных постояльцев тенденций
рынка хостелов в России является то, что он становится все более конкурентным. Это означает, что
владельцам этих заведений приходится бороться за клиентов, причем привлекать их не только
невысокими ценами, но и предоставлением дополнительных услуг или бесплатно, или совсем
недорого. Характерной тенденцией для развития хостел-движения в России является работа по
франшизе.