Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Глубокие социальные, духовные, экономические преобразования, произошедшие в начале XXI в. в России, существенно меняют требования к уровню профессионализма, интеллектуальных, социокультурных, моральных качеств учителя. Итак, время пересмотр подходов к профессиональной подготовке учителя. В этом контексте особое значение приобретает проблема подготовки учителя начальной школы к мировоззренчески-воспитательной деятельности со способностью формировать знания о картине мира младшего школьника. Решение этой проблемы требует поиска эффективных и оптимальных путей решения данной проблемы и усиление внимания по формированию научного мировоззрения. Ведь именно в начальной школе решается сложная задача закладки основ научного мировоззрения школьника, формируя у него представления о целостной картине мира.
Мировоззрение как способ духовно-практического, а не только теоретического освоения действительности и формирования общественной и индивидуальной самосознания исследовали П.О. Афанасьев 20,
С.У. Гончаренко 4, А.В. Яценко 24 и др. Выделением элементов мировоззрения, его уровнями, смысловыми компонентами в разное время занимались такие исследователи, как К.Р. Агаронян 1, В.А. Анисимов 2, Ю. И. Залесская 5 и др. Среди исследователей, которые рассматривали проблему мировоззренческого развития личности, анализируя формы, методы и пути его совершенствования в учебно-воспитательном процессе – Я.А. Коменский 8, А.С. Макаренко 12, К.Д. Ушинский 21,
B.А. Сухомлинский 20. Значительный вклад в разработку проблемы мировоззренческого становления личности в последние годы сделали
Н.Н. Буринская 3, С.У. Гончаренко 4, В.Ф. Паламарчук 14 и др.
Несмотря на значимость исследуемых вопросов в период реформирования образовательной системы всех уровней, запросы практики, наличие определенных теоретико-методических разработок, проблема формирования и становления научного мировоззрения и формирование знаний о картине мира младшего школьника еще изучена недостаточно и остается актуальной.
Проблема формирования целостной картины мира детей остается недостаточно исследованной. В педагогических трудах И. Э. Куликовской и Р.М. Чумичовой [10, с. 148] обосновано понятие «картина мира», определена структура этого психологического образования, предложено современную инновационную технологию и методологию, на концептуальные основы которой мы опирались в исследовании.
Актуальность данной проблемы усиливается имеющимися противоречиями в современной педагогической практике. В частности:
между растущими требованиями к качеству педагогического образования и уровнем профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы;
между социальной значимостью готовности учителей к формированию целостной картины мира младших школьников и уровнем их подготовки к осуществлению такой деятельности;
между объективно высоким мировоззренческим развивающим потенциалом естественных дисциплин и недостаточно разработанной системой формирования знаний о современной картине мира у младших школьников.
Предмет исследования – методика формирования знаний у младших школьников о современной картине мира. Объект исследования – знания о современной картине мира.
Цель курсовой работы состоит в изучении особенностей формирования знаний о современной картине мира у младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Особенности формирования знаний о современной картине мира у младших школьников
1.1 Сущность современной научной картины мира
В настоящее время важной задачей образования является обеспечение формирования у детей и молодежи целостной научной картины мира и современного мировоззрения, способностей и навыков самостоятельного научного познания [8, с. 31].
При этом одной из основных задач общеобразовательной школы является становление у учащихся целостного научного мировоззрения, общенаучной, общекультурной, технологической, коммуникативной и социальной компетентности на основе усвоения системы знаний о природе, человеке, обществе, культуре, производство, овладения средствами познавательной и практической деятельности. Характерными для начальной школы является практическая направленность содержания, интеграция знаний, что позволяет лучше учесть определяющую особенность младших школьников - целостность восприятия и освоения окружающей действительности [11, с. 43].
Успешно формировать основы и элементы научного мировоззрения, а также проектировать общую современную научную картину мира в сознании младшего школьника возможно только при условии правильного понимания их сути, содержания и основных черт. Мы выяснили, что в философской и педагогической литературе существуют различия в использовании понятий «научное мировоззрение» и «общая научная картина мира». Что касается понятия «мировоззрение», то следует отметить, что в определении этого понятия нет четкости. Оно не является общепризнанным.
В «Философском энциклопедическом словаре» понятие «мировоззрение» понимается как «система обобщенных представлений человека о мире и месте в нем человека, об отношении человека к окружающей действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации» [22, с. 366].
В «Педагогическом словаре» понятие «мировоззрение» рассматривается как «форма общественного самосознания человека, через которую он воспринимает, осмысливает и оценивает окружающую действительность как мир своего бытия и деятельности, определяет и воспринимает свое место и назначение в нем. В мировоззрение входят обобщенные представления о мире и самом человеке, о направленности хода событий в мире, о смысле человеческой жизни, историческую судьбу человечества и т.п., а также система убеждений, принципов и идеалов» [7, с.299].
В «Российской педагогической энциклопедии» мировоззрение интерпретируется как «система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации 16, с. 283.
Нередко в педагогической литературе вместо понятия «научное мировоззрение» используется в качестве синонима понятие «научная картина мира», однако данные понятия не являются тождественными. В философии научная картина мира выступает как интегральное единство всей суммы научных знаний как системы теоретических представлений, идей, гипотез, принципов и теорий 15, с. 407]. Это не просто сумма или набор отдельных знаний, а результат их взаимодействия и организации в новую целостность, то есть систему, которая имеет определенные функции: интегративную, нормативную, психологическую и др.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Агаронян К.Р. Формирование нравственной позиции учащихся младшего подросткового возраста : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Агаронян Каринэ Рубеновна. – Киров, 2005 - 176 с.
2. Анисимов, В. В. Общие основы педагогики : учебник для вузов / В. В. Анисимов, О. Г. Грохольская, Н. Д. Никандров. — М.: Просвещение, 2006. – 327 с.
3. Буринская Н.Н. Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе обучения химии / Н.Н. Буринская. - М.: Просвещение, 2003. - 160 c. Гончаренко С.У. Педагогические исследования: Методологические советы молодым ученым/ С.У. Гончаренко. – Киев: Педпресс, 2013. – 217 с.
4. Залесская Ю. И. Основы педагогики: формирование экологической компетентности : учеб.-метод. пособие / Ю. И. Залесская. – Минск: БГУ, 2015. – 216 с.
5. Зенцов А. Формирование картины мира у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой космоса / А. Зенцов // Материалы научно-практической конференции, Славянск. – 2010 – С. 129 - 135.
6. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – Москва.: Издательский центр «Академия», 2000. – 645 с.
7. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский. - М.: Педагогика, 2014. - 737 c.
8. Кузьменко В.В. Формирование научной картины мира учащихся: от истоков до современности: Монография / В.В. Кузьменко. - Херсон: РИПО, 2017. – 600 с.
9. Куликовская И. Э. Технологии формирования у дошкольников целостной картины мира: учебное пособие / И. Э. Куликовская, Р. М. Чумичова. – Москва: Педагогическое общество России, 2004. – 186 с.
10. Лапина Ю.В. Представления о научной картине мира как методологическая основа совершенствования профессиональной культуры учителя химии / Ю.В. Лапина // Наука и школа. – 2008. – №5. – С.42-44.
11. Макаренко, А.С. Сочинения / А.С. Макаренко. - М.: Академия педагогических наук РСФСР; Издание 2-е, 1994. - 459 c.
12. Мишакова Т. В. Особенности формирования целостного мировоззрения у младших школьников / Т. В. Мишакова // Вестник ЛНУ имени Тараса Шевченко. – 2010. – № 8. – С. 130 -134.
13. Паламарчук, В.Ф. Школа учит мыслить / В.Ф. Паламарчук. – Издание 2-е, дополненное и переработанное. – Москва: Просвещение, 2007. – 208 с.
14. Ребенок - педагог: современный взгляд. Психолого-педагогические и социальные аспекты современного дошкольного и начального образования: коллективная монография / авт. кол. О. П. Аматьева, Г. В. Беленький, Н. В. Гавриш, В. В. Докучаева, В. В. Желанова, Н. А. Курило, С. М. курения и др.; под общ. ред. В. В. Докучаева; Гос. закл. «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко». – Луганск: Изд-во ГУ «ЛНУ имени Тараса Шевченко», 2010. – 492 с.
15. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов.- Москва: Большая Российская энциклопедия, 1993 .-2 т. – 690 с.
16. Савченко А. Я. Дидактика начальной школы: Учебник для студентов педагогических факультетов / А. Я. Савченко. - Киев: Генеза, 2002. – 368 с.
17. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов . - Москва: ИЦ Академия, 2013. - 496 c.
18. Тарасова М.Н. Педагогическое наследие П.О. Афанасьева в контексте содержания лингвистического образования: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Тарасова Марина Николаевна; [Место защиты: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева].- Чебоксары, 2008.- 175 с.
19. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну / В.А. Сухомлинский – Москва: Высшая школа, 2007. - 554 с.
20. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Том II / К.Д. Ушинский. – М.: Книга по Требованию, 2014. – 628 с.
21. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1991. – 560с.
22. Формирование научного мировоззрения учащихся / Под ред. Э. И. Моносзона. – М.: Педагогика, 2011. – 232с.
23. Яценко И.А. Хрестоматия по сравнительной педагогике / И.А. Яценко. – Красноярск: / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – 492 с.