Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы выражена в том, что одним из основополагающих принципов правового государства является принцип верховенства права. Верховенство права проявляется, прежде всего, в неукоснительном соблюдении конституционных норм, поэтому охрана Конституции и основывающихся на ее положениях других источников конституционного законодательства выступает одной из важнейших функций, выполняемых правоохранительными органами. Эффективным инструментом достижения данной цели служит конституционная ответственность. Она обеспечивает поддержание в стране необходимого правового порядка, установление режима конституционной законности, предупреждение посягательств на порядок осуществления публичной власти.
Состав субъектов охраны Основного закона России разнообразен, однако их объединяет одно – ответственность перед обществом за реализацию тех полномочий, которые народ как единственный носитель власти передал конкретным государственным институтам и отдельным должностным лицам.
Роль и значение прокуратуры Российской Федерации, которая является особенным государственно–правовым институтом, обусловлены необходимостью укрепления законности и правопорядка в стране. Прокуратура РФ как орган охраны правопорядка выступает в качестве субъекта, привлекающего к конституционной ответственности, поскольку на нее возложен целый ряд конституционных обязанностей, нашедших закрепление в Федеральном законе «О прокуратуре РФ». Роль прокуратуры в государственном механизме определяется еще и тем, что она выступает в качестве своеобразного посредника или связующего звена между властью и правом, государством и обществом, участвуя в формировании сложного механизма обеспечения жизненно важных связей.
Оптимальная организация работы в органах прокуратуры является важнейшим условием ее эффективного функционирования. Как и любой другой государственный орган, прокуратура представляет собой определенную организацию, т.е. устойчивую систему совместно работающих индивидов на основе иерархии рангов и разделения труда.
Основы правового регулирования организации и деятельности органов прокуратуры составляют нормы права, содержащиеся в различных нормативных правовых актах. Законодательство о прокуратуре последовательно развивалось со времен учреждения прокуратуры в России, способствуя совершенствованию организации и деятельности данной системы органов, главной целью и предназначением которой является эффективный прокурорский надзор за исполнением законов.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие частные задачи: раскрыть принципы организации и деятельности прокуратуры; рассмотреть правовое регулирование и предмет прокурорского надзора за исполнением законов.
Объектом курсовой работы выступают регулируемые нормами права общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением органами прокуратуры деятельности.
Предметом курсовой работы являются законодательные проблемы осуществления прокурорского надзора за законностью нормативных актов.
Теоретическая разработанность темы исследования представлена в трудах современных авторов, изложенных в монографиях, учебной литературе, научных статьях и диссертационных работах.
Методологической основой исследования являются следующие общенаучные методы: нормативно – и сравнительно–правовой, в сочетании с комплексным и системным анализом, системно – функциональный. Именно они позволяют наиболее полно осветить поставленные задачи.
Структура курсовой работы. Данное исследование состоит из введения, 2 глав основной части, заключения и библиографического списка.
1. Теоретические аспекты организации деятельности прокуратуры
1.1. Понятие прокуратуры и ее место в системе органов государственной власти Российской Федерации
В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и положениями Федерального закона от 17.01.1992 N 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» происходит установление основ создания и развития прокуратуры Российской Федерации, а также в полной мере определяются основные особенности государственно–правового статуса данной структуры.
Согласно положениям обозначенного федерального закона, Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную и централизованную систему органов, посредством которых происходит реализация от имени Российской Федерации надзора за соблюдением норм Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действие которых осуществляется на территории Российской Федерации. Однако в положениях ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» также отмечено, что помимо отраженных в указанном определении функции, выполнение и осуществление которых возложено на прокуроров Российской Федерации, они также реализуют и ряд иных функций, которые определены положениями федеральных законов.
В соответствии с положениями, нашедшими свое отражение в ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации, был закреплен один из наиболее существенных и важных принципов в соответствии с которым ведется речь о наличии верховенствующего статуса как Основного закона страны, так и иных федеральных законов в пределах существующей территории Российской Федерации. Наличие подобного верховенства гарантирует единство, согласованность и стабильность всей существующей правовой системе. Его можно обозначить как законодательно закрепленное требование и принцип о том, что в любом случае необходимо, чтобы положения Конституции Российской Федерации и положения, принятых в соответствии с ней федеральных законов, которые не противоречили бы Конституции Российской Федерации, гарантировали верное, четкое, а также непрерывное и беспрестанное соблюдение положений указанных нормативно–правовых актов, их реализацию и претворение в практической деятельности. Применительно к Прокуратуре Российской Федерации, данные положения находят свое отражение в обязанности неукоснительного подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим, а также Генеральному прокурору.
Федеральная природа органов прокуратуры позволяет ей бескомпромиссно реагировать на не соответствующие Конституции Российской Федерации и законам действия и акты федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В этом качестве российская прокуратура рассматривается как ключевое звено системы обеспечения соблюдения конституционной законности. Осуществляя надзор за исполнением Конституции Российской Федерации и действующих на территории Российской Федерации законов, прокуроры всех уровней обеспечивают реализацию механизма сдержек и противовесов в системе разделения властей. При этом «прокуратура выступает не только в качестве одного из ключевых элементов системы сдержек и противовесов разделенных властей, но и важным интегратором и координатором этих властей в целях обеспечения должного единства всей государственной власти».
Большую роль играют органы прокуратуры в преодолении разногласий и достижении юридической согласованности в системе органов публичной власти, что реализуется посредством участия прокуроров в таких конституционных процедурах, как референдум и свободные выборы; институт конституционно–правовой ответственности; правовой мониторинг и экспертиза проектов нормативных правовых актов и др.
Так, в случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции и законам Российской Федерации Генеральный прокурор на основании п. 3 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» информирует об этом главу государства.
Генеральный прокурор Российской Федерации участвует в расширенных заседаниях Совета Безопасности Российской Федерации, однако не является его постоянным членом, что, на наш взгляд, явно не соответствует конституционной сущности (осуществление надзора от имени государства), конституционному назначению (обеспечение конституционной законности) и конституционному положению прокуратуры в иерархии государственных органов.
Нормы, нашедшие отражение в тексте ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» пронизаны положениями о том, что первостепенное значение реализуемой данными органами деятельности состоит в том, чтобы гарантировать и обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина. В данном контексте нужно также сказать, что осуществление прокурорского надзора имеет значительное влияние на сфере обеспечения защиты прав граждан совершенно в различных областях жизнедеятельности. Например, в области трудовых правоотношений и защиты прав граждан на труд, прокуратура наделена возможностью вносить протесты на незаконно вынесенные приказы и иные акты, в соответствии с которыми бы незаконно ограничивались трудовые права граждан. Кроме того, органы прокуратуры имеют право вносить представления, а также возбуждать как гражданские, так и уголовные дела. Наряду с этим, прокуратура призвана вести борьбу за соблюдение и защиту интересов, как общества, так и самого государства, деятельность которого направлена на служение человеку и обществу.
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6–ФКЗ, от 30.12.2008 N 7–ФКЗ, от 05.02.2014 N 2–ФКЗ, от 21.07.2014 N 11–ФКЗ)// Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398
2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 03.08.2018) «О прокуратуре Российской Федерации»// «Российская газета», N 229, 25.11.1995.
3. «Договор аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан» (Подписан в г. Москве 10.12.1994)// Бюллетень международных договоров. 1998. N 10. С. 9 – 16
4. Федеральный закон от 17.05.1995 N 77–ФЗ «О ратификации Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан»// «Российская газета», N 96, 19.05.1995
5. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485–1 (ред. от 29.07.2018) «О государственной тайне»// «Российская газета», N 182, 21.09.1993
6. «Модельный закон о прокуратуре» (Принят в г. Санкт–Петербурге 16.11.2006 Постановлением 27–6 на 27–ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств–участников СНГ)// Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств–участников Содружества Независимых Государств. 2007. N 39 (часть 1). С. 317 – 362.
7. Приказ Генпрокуратуры России от 31.05.2011 N 153 (ред. от 03.04.2018) «Об организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией о порядке обеспечения доступа к информации о деятельности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации»)// «Законность», N 10, 2011.
8. Белов С.Д. Цифровизация прокурорского надзора и вопросы взаимодействия органов прокуратуры с правоохранительными и контрольно–надзорными органами // Законность. 2018. N 8. С. 3 – 6.
9. Ергашев Е.Р. Компенсаторная деятельность прокуратуры Российской Федерации: реалии и перспективы // Закон. 2017. N 3. С. 39 – 45.
10. Алхутова Е.Ю. Особенности координационной деятельности современной прокуратуры // Административное и муниципальное право. 2017. N 4. С. 69 – 76.
11. Зюбанов Ю.А. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный). М.: Проспект, 2018. 400 с.
12. Балдин В.В. Роль прокуратуры в проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов // Прокурор. 2016. N 4. С. 28 – 29.
13. Воеводина Т.Г. Роль органов прокуратуры в профилактике правонарушений несовершеннолетних в свете Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 182–ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 11. С. 103 – 107.
14. Гальченко А.И. Исторические аспекты деятельности российской прокуратуры по предупреждению нарушений законов // Lex russica. 2017. N 9. С. 22 – 35.
15. Дианова И.В. Социальная защита лиц, осуществляющих деятельность в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, как элемент их правового статуса // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2017. N 2. С. 90 – 101.
16. Добрецов Д.Г., Какителашвили М.М. Природоохранная деятельность российской прокуратуры в сфере добычи углеводородного сырья // Законодательство и экономика. 2016. N 12. С. 59 – 65.
17. Каширина О.Н. Прокуратура России – субъект предупреждения преступлений // Законность. 2017. N 11. С. 31 – 32.
18. Крошкин К.В. Предмет деятельности органов прокуратуры по профилактике правонарушений // Законность. 2018. N 3. С. 37 – 41.
19. Корякин В.М. Соблюдение режима защиты государственной тайны (режима секретности) как предмет общего надзора органов военной прокуратуры // Право в Вооруженных Силах. 2016. N 9–10. С. 104 – 111.
20. Мельников Е.А. Прокуратура в уголовном судопроизводстве: мировые тенденции // Закон. 2017. N 3. С. 60 – 68.
21. Настольная книга прокурора / Под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус; науч. ред. А.Ю. Винокуров. М.: Юрайт, 2012. С. 24.
22. Неганова Е.Н. Предметный принцип организации прокурорской проверки с учетом новелл законодательства о прокуратуре // Современное право. 2017. N 7. С. 22 – 26.
23. Поляков М.М. История противодействия коррупции органами прокуратуры в государственном управлении дореволюционной России XVIII – начала XX в. // Актуальные проблемы российского права. 2018. N 6. С. 11 – 19.
24. Пересыпкин А.В. Роль органов прокуратуры и проблемы осуществления надзора за соблюдением федерального законодательства в условиях изменившегося законодательства // Российская юстиция. 2017. N 10. С. 55 – 57.
25. Смирнов А.Ф. К вопросу о правовом регулировании статуса прокуратуры Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 1. С. 215 – 221.
26. Смирнова Л.А. Контроль за расходами государственных служащих: роль прокуратуры // Законность. 2017. N 10. С. 33 – 36.
27. Олейник О.М. Теоретические проблемы общего надзора прокуратуры // Закон. 2017. N 3. С. 28 – 38.
28. Черепанов М.М., Пугачев А.В. Принцип невмешательства органов прокуратуры в оперативно–хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2017. N 1. С. 91 – 104.
29. Ульянов А.Ю. Конституционное назначение и функции прокуратуры // Российская юстиция. 2018. N 3. С. 5 – 7.
30. Ульянов А.Ю. Роль органов прокуратуры в исполнении решений Конституционного Суда России // Законность. 2017. N 4. С. 21 – 24.