Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что в русской литературе творчество И.А. Бунина всегда вызывало особенный интерес. Будучи художником, который пережил рубеж XIX–XX столетий, он собрал в своем творчестве различные темы и мотивы, но никогда не обращал внимания на революционные традиции, которые активно использовались его современниками.
И.А. Бунин был настоящим лирическим поэтом и писателем, его интересовали не бунты и заговоры, а душа человека, его чувство, он зачастую обращался к традициям классической русской поэзии, в том числе любовной и пейзажной лирике.
Это значительно выделяло его на фоне сложной и агрессивной поэзии его современников. Поэма «Листопад» стала некоей кульминацией поэтического творчества И.А. Бунина и была его самым любимым произведением.
Степень изученности проблемы. Стилистические приемы в поэтическом творчестве И.А. Бунина изучал целый ряд авторов, среди которых: М.А. Вавилов, И.М. Еропкин, И.А. Красакова, И.Т. Лаевская, С.С. Мирошникова, Г.В. Назарова, С.В. Пилецкая, К.А. Феоктистов, О.В. Христенко, А.В. Чепрасов, Б.В. Яковенко и многие другие.
Такие авторы как С.С. Мирошникова и И.И. Полежаева посвятили свою научную статью культурным и философским аспектам литературоведческого анализа поэмы И.А. Бунина «Листопад».
Цель исследования – проанализировать художественное своеобразие поэмы И.А. Бунина «Листопад».
Объект исследования – поэма И.А. Бунина «Листопад».
Предмет исследования – художественное своеобразие поэмы И.А. Бунина «Листопад».
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть особенности поэтического творчества И.А. Бунина.
2. Дать общую характеристику пейзажной лирики И.А. Бунина.
3. Выявить общие принципы построения и содержания поэмы «Листопад».
4. Проанализировать стилистические приемы в поэме «Листопад».
Материал исследования: поэма (стихотворение) И.А. Бунина «Листопад» («Осенняя поэма»).
Методы исследования: анализ научной литературы и литературного материала, описательный, сравнительный, биографический, историографический, хронологический, классификация, синтез, моделирование.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на 4 параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Пейзажная лирика и ее место в поэтическом творчестве И.А. Бунина
1.1. Особенности поэтического творчества И.А. Бунина
И.А. Бунин был одним из тех литературных деятелей, которые оставили огромный след не только в русской, он и в мировой культуре. Результатом его литературного творчества стала вполне заслуженная Нобелевская премия в области литературы, которую поэту и писателю удалось получить.
Датой рождения великого русского поэта и писателя Ивана Алексеевича Бунина считается 22 октября 1870 года. Бунин был продолжателем хоть и дворянского, но совсем бедного рода. Именно это стало причиной того обстоятельства, что ему пришлось слишком рано, с периода юности, познать, что такое труд и самостоятельная жизнь.
Бунин начинал свою трудовую деятельность в качестве сотрудника издательств ряда газет и журналов, кроме того, иногда ему удавалось получать подработки в канцелярии. В сферу интересов молодого И.А. Бунина входили, прежде всего, путешествия.
В 1887 году было написано первое стихотворение И.А. Бунина, а уже в 1891 году был издан первый сборник великого писателя и поэта .
Несмотря на то, что И.А. Бунин всегда и везде называл себя, в основном, поэтом, его творческая деятельность в прозаической сфере, неоднократно отмечалась читателями и критиками во всем мире.
Поэзия И.А. Бунина стала для современников неким продолжением давней лирической традиции. Многие критики отмечали, что Бунин унаследовал лучшие традиции поэзии А.С. Пушкина. Особенно интересно смотрелось это на фоне современных поэту социально-культурных условий, когда в полную мощь в России расцветал литературный модерн.
Читателям поэзии и прозы И.А. Бунина всегда претило то, что художник умело сочетал простоту и благородство в своем стиле, который можно было охарактеризовать отчасти романтическим.
Кроме того, особенностью творчества И.А. Бунина была некая стилевая традиционность, что было даже странно для данной эпохи, поскольку все поэты искали себя в новых формах, некоторые даже излишне «играли» с сомнительными и сложными стилями.
Как отмечают исследователи, «поэт не нуждается в «свободном стихе», он отлично себя чувствует среди границ ямба и хорея. Он словно принял их в наследство от предыдущих поколений поэтов. Бунин не заботится о новых творческих приемах и стилях написания стихов. Иван Алексеевич уверен, что старые формы никогда не исчерпают себя .
Надо отметить также и тот факт, что в своем поэтическом творчестве И.А. Бунин был единственным в своем роде, он не хотел, чтобы его лирику смешивали с какими-либо поэтическими направлениями или стилями. Его поэзия шла из глубины души, он не придавал ей коммерческого или идеологического значения, и именно в этом, как считают многие специалисты, состоит ее величие.
При этом нельзя сказать, что поэт не опирался на классические произведения, которые были написаны до него. Он чтил память и творческое значение ряда поэтов и писателей, в частности, Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, А.П. Чехова, которых художник прозвал «богами» русской литературы. При этом, у самого Бунина, в его творчестве – как поэтическом, так и прозаическом – были свои индивидуальные особенности, которые выделяли его из ряда великих классиков литературы.
Как утверждают специалисты, «в своей поэзии Бунин использует классические размеры (двух- и трехсложные). Но это нисколько не ограничивает его мыслей. Бунин умудряется наполнить эти небольшие строки таким богатством интонации, что они приобретают новое, ни с чем не сравнимое звучание .
Многие исследователи творчеств И.А. Бунина называют его настоящим художником слова. Его душевные переживания, которые фактически сразу ложатся в стихи, – это тонкое ощущение красоты природы и всего, что может окружать человека. Бунин воспевал в стихах каждый звук, яркую или грустную краску, широчайший спектр эмоций, которые только можно испытать человек в своей жизни. Пейзажная лирика И.А. Бунина только подтверждает данное утверждение – поэту удавалось, как никому иному, передавать любую тонкость природы, которую зачастую не замечают люди.
Бунинский взгляд на мир был поистине особенным. Это является причиной невероятной сложности выделения в творчестве поэта каких-то наиболее часто встречающихся тем, которые были бы интересны Бунину более, чем другие. Лирика И.А. Бунина – о жизни, одиночестве, тоске, радости земного бытия и многих других вещах, которые, так или иначе, встречаются в качестве образов и мотивов в творчестве других поэтов, писателей и художников.
Таким образом, можно сказать, что И.А. Бунин через свою лирику показывает целый ряд явлений, которые окружают человеческую жизнь –от самой природы, продуктом которой он является и которая его окружает и, до внутренних переживаний человека, чувств и эмоций.
Любовная лирика занимает особенное место в творчестве И.А. Бунина. Она посвящена, по большей части, сложной и трагической любви. Но не забывал поэт и о мимолетных прекрасных мгновениях, с которыми связано любовное чувство. В любовной поэзии И.А. Бунин открывает миру тайны сердца любящего человека, объясняет неизведанные и непознанные законы любви, ее радостей и трагических моментов. И даже видение любви у Бунина было сугубо специфическим .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аристархова В.П., Грошина Д.В. Исторические предпосылки формирования пейзажной тематики в русском поэтическом творчестве. Сравнительный анализ пейзажного творчества Тютчева и Бунина // Вестник Дальневосточного федерального университета. Вып. 3 «Гуманитарные науки». – Владивосток: Издательство ДВУ, 2017. – С. 48–66
2. Бунин И.А. Легкое дыхание. Сборник. – М.: Вагриус, 2002. – 368 с.
3. Бунин И.А. Стихотворения и переводы. Серия «Библиотека поэта». 2-е изд. – Ленинград: Советский писатель, 1956. – 284 с.
4. Вавилов М.А., Сергейчук А.П., Тарабанов М.Т. Общая характеристика творчества И.А. Бунина. Оценка доминирующих тематических и стилистических особенностей // Материалы научно-практической конференции «Социально-культурные особенности русской поэзии: история и современность». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2012. – С. 79–90
5. Гордеенко А.С., Кутейникова И.В. Особенности русской поэзии конца XIX – начала XX века: основные социально-культурные противоречия // Материалы межвузовской научно-практической конференции «История развития мировой и российской культурологии в XX и XXI веках». – Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2017. – С. 89–102
6. Еропкин И.М., Скакунова М.А. Стилистические особенности поэтического творчества И.А. Бунина // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования русской классической литературы». – Новосибирск: Сибирский федеральный университет, 2013. – С. 124–136
7. Илатовская О.Ю., Пучкова М.Ю., Иваницкий В.В. Основные механизмы формирования стилистических принципов построения поэтического произведения в русской классической литературе: проблемы и перспективы изучения поэтического творчества начала XX века // Материалы научно-практической конференции «Современные проблемы исследований в области литературоведения: основные противоречия». – Краснодар: Кубанский федеральный университет, 2014. – С. 126–140
8. Ильина В.С., Егорова Ю.А. История русской литературы. – Вологда: Литера, 2015. – 380 с.
9. Красакова И.А., Федосеенко Г.В., Курскиева А.М. Писатель и поэт: духовные и стилистические основы творчества И.А. Бунина. – Красноярск: Параметр, 2016. – 460 с.
10. Лаевская И.Т., Сумарокова И.М., Черневская Д.А. Тематические и стилистические особенности пейзажной и любовной лирики И.А. Бунина // Материалы научно-практической конференции «Актуальные практические особенности развития поэзии в России и за рубежом». – Самара: Самарский государственный университет, 2016. – С. 105–113
11. Логачева О.В. Русская литература как социально-культурное явление. – Нижний Новгород: Левый берег, 2015. – 288 с.
12. Мирошникова С.С., Полежаева И.И. Культурные и философские аспекты литературоведческого анализа поэмы И.А. Бунина «Листопад» // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения социальных и культурных явлений в современном обществе». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2017. – С. 56–70
13. Назарова Г.В., Чуркин И.М. Основные концепции исследования творчества И.А. Бунина: концептуальные особенности изучения стилистических характеристик прозаического и поэтического творчества И.А. Бунина // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы изучения культурных особенностей русского общества в конце XIX – начале XX века». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2016. – С. 77–91
14. Новожилова А.А., Сычева Ю.В. История развития русской поэзии. Эволюция взглядов на проблему в течение ХХ-ХХI веков. – Смоленск: Эдельвейс, 2015. –288 с.
15. Переделкина А.М., Фурсенко А.Я., Кудрявцева И.И. Основные аспекты исследования пейзажной лирики: культурологические и лингвистические основы. – Ярославль: Издательский дом «Ярославская книга», 2014. –370 с.
16. Пилецкая С.В., Оноприенко А.В., Родионова Г.В. Опыт анализа основных традиций и обычаев в творчестве И.А. Бунина. Социально-культурный аспект // Материалы научно-практической конференции «Особенности формирования современных представлений о литературе и искусстве в России». – Саратов: Саратовский государственный университет, 2016. – С. 100–112
17. Соколовский С.С., Фомин П.В. Проблемы изучения стилистических особенностей поэтических произведений. – Самара: ИД ВолгаМедиа, 2015. – 514 с.
18. Терентьев Э.С., Попов И.Ю. Филология и литературоведение в России. Основные направления научных исследований. – Калининград: Янтарь, 2014. – 360 с.
19. Федоренко Г.М., Смыслова А.А., Финагентова О.Л. Структурные компоненты поэтического произведения: национальный и культурологический аспекты // Материалы научно-практической конференции «Современные проблемы литературоведения». – М.: Адамант, 2014. – С. 46–61
20. Феоктистов К.А., Баребышев А.И. Современные взгляды на изучение творчества И.А. Бунина: особенности прозаических и поэтических произведений // Материалы научно-практической конференции «Современные перспективы и проблемы развития литературоведения в России». – Самара: Самарский государственный университет, 2016. – С. 93–101
21. Христенко О.В., Полуярова С.С., Митрофаненко Г.В. Специфика творчества И.А. Бунина. Основные направления исследовательской деятельности // Сборник статей Дальневосточного федерального университета. Вып. 3. Культурология и этнография. – Владивосток: Издательство ДФУ, 2016. – С. 88–99
22. Чепрасов А.В., Кузнецова Т.М. Иван Алексеевич Бунин – поэт и писатель. – Сыктывкар: Омега, 2015. – 280 с.
23. Яковенко Б.В. Современные взгляды на творчество И.А. Бунина // Сборник статей Красноярского государственного университета. Вып. 4. Русская литература и искусство. – Красноярск: Издательство Красноярского государственного университета, 2018. – С. 60–72