Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Рассматриваемый институт, как важный институт в политико-правовой системе, играет значительную роль в демократизации государства и общества. Функционирование данного института многообразно, обеспечивается совершенствованием его юридической природы, функциональной деятельности и самого содержания.
На протяжении своего существования российская государственность испытывала потребность в оптимальных формах и методах управления территориями, которые могли бы обеспечить стабильное функционирование всех государственно-правовых институтов и единство страны.
Тема настоящего исследования является актуальной, на основании того, что Президент, являющийся главой государства - гарант Конституции, обеспечивает при помощи своего арбитража достойное функционирование публичной власти, а кроме этого преемственность государственных властей.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере института Президентства.
Предметом исследования являются общественные отношения урегулированные нормами конституционного права регламентирующие Институт Президентства.
Целью данной работы является анализ института президентства: сравнительно-правовой анализ.
Задачи работы:
1. Раскрыть конституционно-правовое закрепление института президентства в Российской Федерации.
2. Рассмотреть сравнительно-правовой анализ президента России.
Главные методы исследования в курсовой работе – это описательный (которые применяется для общего анализа института главы государства), сравнительный (применяемый для изучения института главы государства в различных государствах), структурно-аналитический (использующийся с целью анализа ряда компонентов, которые определяют правовой статус данного института), а кроме этого анализ нормативных правовых актов.
Теоретико-методологическую базу курсовой работы составили две группы источников. Первая группа источников- научная литература по теме исследования. Ко второй относятся нормативные правовые акты.
В отечественной правовой науке разработкой обозначенной проблемы занимались такие ученые как: Е.Б. Абросимова, Н.А Колоколов, В.М. Лебедев, И.Л. Петрухин, Г.Г. Черемных и другие.
Особенности структуры. Работа выполнена на кафедре ______________________________________________________ юридического факультета, состоит из введения, 2-х разделов, заключения, списка использованных источников. Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1 Понятие главы государства
Если форма правления в государстве предусматривает институт президентства, то президент, несомненно, выступает ключевой фигурой в структуре власти.
По справедливому замечанию О.Е. Кутафина, в системе государственных органов бесспорно необходим специальный орган, на который возлагалось бы представительство государства как вовне страны, так и внутри . Этим органом и является глава государства – институт, для конструирования которого есть вполне рациональные и разумные основания. Одним из таких оснований является роль главы государства как объединяющего центра, сплачивающего начала, которое не только сохраняется, но возрастает в условиях разделения властей.
Глава государства выступает как символ единства государства и преемственности, арбитр и примиритель в повседневной деятельности государственных органов, как представитель национального единства, обеспечивающий нормальное функционирование государственных институтов.
Совершенно очевидно, что для эффективного осуществления президентской власти требуется высшая степень легитимации института президентства, что может быть достигнуто путем проведения прямых всенародных выборов.
Глава государства - это институт, представляющий государство. В связи с разнообразными функциями главы государства в разных странах возникают трудности с наиболее точной формулировкой этого института.
Институт главы государства есть не везде. Допустим, формально не было органа, который в полной мере характеризовался бы как глава государства в Женеве после провозглашения республики в 1536 г. Конституция Грузии не предусматривала пост главы государства. Такого поста не существовало и в советских республиках. Но в данный период времени больше чем в 75 процентов стран на Земле имеют в качестве главы государства президента.
Многие государства имеют пост единоличного главы государства, в качестве которого будет избранное должностное лицо или монарх, который замещает свой пост по наследству .
Также в ряде стран существует коллегиальный, а не единоличный глава государства. К примеру, в Швейцарии функции главы государства и правительства исполняет коллегиальный орган, именуемый Федеральным советом, который избирается на срок 4 года парламентом в количестве 7-ми членов. В его составе имеются представители разных партий, он формируется на основе широкой коалиционной системе. Председателем в совете является президент, избирающийся на сорок один год по очереди из членов, и выполняет чисто представительские функции. Конституция страны не предусматривает прав парламента на отправку Федерального совета в отставку досрочно. Но при всем этом, Федеральный совет обязан каждый год предоставлять отчет перед федеральным собранием.
Власть Президента в Президентских республиках - это все время большое количество единоличных полномочий. Глава государства не только не разделяет свою власть с иными лицами, но и, согласно принципу разделения властей, функционирует в независимости от законодательной и судебной властей. Президентом получен мандат от народа и в связи с этим он не может контролироваться парламентом. Президент вправе скомплектовать состав правительства, которое исходя, из этого приобретает устойчивый характер. Сильная власть президента не может надломить демократический характер правового государства - наоборот, она в ряде случает может оказаться единственно возможным инструментом сохранения конституционного порядка .
Президент Российской Федерации имеет большие полномочия, возвышаясь над системой сдержек и противовесов и принципом разделения властей. Представляется необходимым более четкое определение в законодательстве статуса Президента РФ в качестве главы исполнительной власти.
§ 2 Конституционный статус Президента Российской Федерации
Институт «Президентства» для России является сравнительно новым явлением, развитие и становление которого тесно связано с советским периодом. При этом нужно отметить, что в годы советской власти в нашей стране существовало двоякое отношение как к институту главы государства, так и к институту «Президентства».
Так, с одной стороны, при анализе текстов Конституции РСФСР 1918 г., Конституций СССР 1924 г., 1936 г., 1977 г. можно отметить, что вопросы по данной теме не отражались в нормативно-правовых актах. А с другой стороны, в нашей стране не раз возникал вопрос об учреждении поста Президента. Об этом свидетельствуют, например, обсуждение Конституции СССР 1936 г., при котором было внесено предложение избирать Председателя Президиума Верховного Совета СССР не Верховным Советом СССР, а всем населением страны, но И.В. Сталин отказался от этого предложения, обосновав это тем, что в нашей стране не должно быть единоличного Президента, и указал на то, что в СССР Президент – коллегиальный орган, состоящий из Президиума Верховного Совета и Председателя Президиума Верховного Совета, который избирается Верховным Советом и который подотчетен ему .
Существовали и другие высказывания по данному вопросу, так, например, И.П. Трайнин охарактеризовал Президиум Верховного Совета СССР как главу государства, и соответственно его деятельность определял, как президентскую.
Конституционный статус закреплен в нормах конституции, которые определяют функции и полномочия Президента. Данные понятия очень близки один к другому, но не тождественны. Под функциями понимают наиболее важнейшие общие обязанности Президента, вытекающие из его положения в системе органов власти. Полномочия образуются из функций и состоят из определенных прав и обязанностей Президента по вопросам, которые отнесены к его компетенции. Именно в той мере, в какой функции и полномочия присущие в исключительной степени Президенту, т. е не разделяются с парламентом, правительством, судебными инстанциями, они будут называться прерогативами главы государства .
Функции главы государства не конкретизированы полномочиями в полном объеме. В связи с этим у Президента всегда будут иметься не раскрытые в законодательстве полномочия, которые могут проявиться в экстраординарных непредвиденных ситуациях, приобретая де-факто признание парламента или основываясь на судебном толковании конституции .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6ФКЗ, от 30.12.2008 № 7ФКЗ, от 05.02.2014 № 2ФКЗ, от 21.07.2014 № 11ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 22.12.1997. № 51. Ст. 5712 .
4. Закон РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 1. Ст. 1.
5. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 18.10.1999. № 42. Ст. 5005.
6. Федеральный закон от 12.02.2001 № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 7. Ст. 617.
Научная литература
7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 6-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2007. 218 с.
8. Голубок С.А. Конституционное право России. Учеб. пособие / С.А. Голубок. 5-е изд. М.: РИОР, 2008. 337 с.
9. Гришаева, О.Н. Институт президентства в современной России: к вопросу о некоторых тенденциях развития // Гуманитарные научные исследования. 2016. С. 18-22.
10. Добрынин Н.М. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. Новосибирск, 2007. 283 с.
11. Ендовицкая В.С. Особенности института президентства в РФ // Новая наука: теоретический и практический взгляд Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции [Электронный ресурс]. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2016. С. 139-144.
12. Ильиных Н.А. Эволюция компетенции президента Российской Федерации в системе разделения властей // Аллея науки. 2018. Т. 3. № 7 (23). С. 615-621.
13. Кавкаева Ю.А., Ларионова Т.А. История становления института «президентства» в России // WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS сборник статей XIX Международной научно-практической конференции: в 3 ч.. 2018. С. 63-66.
14. Конституция Российской Федерации: стабильность и развитие общества / Отв. ред. академик РАН Б.Н. Топорнин. М.: Юристъ, 2014. 387с.
15. Кудряшов К.В. Конституционно-правовые проблемы реализации оснований для досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации // История и теория государственно-правового развития России. Материалы научно-практической конференции (20 сентября 2002 г., г. Ставрополь). Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. С. 167-169.
16. Кутафин О.Е. Глава государства. М., 2013. 247 с.
17. Петров Н.В. Институт президента в Российской Федерации и США: сравнительно-правовой анализ //Эволюция государства и права: история и современность. 2017. С. 92-95.
18. Сергеев С.Г. Конституционное право России. Учебник. М.: Дашков и Ко, 2008. 335 с.
19. Соколов И.А. Конституционное право Российской Федерации / И.А. Соколов. М.: МГИУ, 2010. 479 с.
20. Феофанов Ю.В. Бремя власти Текст. М.: Политиздат, 2014. 287 с.
21. Честное И.Л. Актуальные проблемы теории государства и права. Эпистемология государства и права: Учеб. пособие Текст. СПб., 2017. 63 с.
22. Чиркин В.Е. Государственное управление: элементарный курс Текст. М., 2016. 320 с.
23. Шамхалов Ф. И. Теория государственного управления Текст. М., 2015. С.231
24. Ячин С. Е. Слово и феномен Текст. М., 2014. 138 с.