Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях хозяйствования эффективное использование ограниченных финансовых, материальных, трудовых ресурсов является важной задачей любого предприятия, стремящегося к обеспечению своей рентабельности.
Экономическая эффективность предприятия представляет собой отражение результатов использования ресурсов организации за рассматриваемый период времени. Данный показатель характеризует изменение производительности труда с фактором ее повышения или понижения, полноты и полезности использования ресурсов и производственных мощностей, сырья и материалов. Данные показатели эффективности позволяют направлять производственный процесс предприятий в сторону достижения наиболее высоких результатов при минимальных затратах.
Таким образом, экономическая эффективность коммерческой деятельности - это отношение результатов деятельности предприятия к общим текущим затратам производственного комплекса. В современных рыночных условиях подобный показатель может отражаться в разнообразных формах. На уровне конкретного производства данный показатель выражает общую рентабельность предприятия, то есть соотношение полученной за отчетный период прибыли к производственным затратам. Однако на государственном уровне данный показатель отражает общегосударственные результаты всего производства страны из расчета на час труда или одного занятого.
Актуальность темы исследования заключается в том, что экономическая эффективность позволяет произвести важный анализ деятельности предприятия. Следовательно, этот анализ полезен не только управляющим предприятия, но и другим лицам, участвующим в хозяйственной деятельности. Например, кредиторам это предоставляет необходимые гарантии возврата предприятием вложенных денежных средств; руководителям рекламного отдела этот анализ необходим для осуществления рекламной кампании с целью продвижения на рынке.
Объектом исследования является экономическая эффективность предприятия ООО «Омрезинотехника».
Предметом работы выступает система управления экономической эффективностью современного предприятия.
Целью работы является комплексный анализ основ формирования и управления экономической эффективностью предприятия исходя из рационализации использования для производства основных видов ресурсов.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
раскрыть понятие и сущность экономической эффективности предприятия,
описать систему показателей экономической эффективности,
рассмотреть пути и методы повышения экономической эффективности,
дать общую характеристику деятельности предприятия ООО «Омрезинотехника»,
проанализировать источники формирования экономической эффективности предприятия,
оценить основные направления повышения экономической эффективности компании.
Работа состоит из двух основных частей. В первой части рассматриваются теоретические основы и понятие экономической эффективности предприятия, основные методы и пути ее оценки и повышения. Во второй главе производится анализ системы управления экономической эффективностью на примере предприятия ООО «Омрезинотехника».
Для раскрытия темы были использованы исследования современных авторов в области экономики предприятий и финансового анализа (Бернстайн Л.А., Дафт Ричард Л., Артеменко В.Г., Сергеев И.В., Багиева Г.Л., Муромцев Д.Ю.), аналитические и экономические порталы, официальная отчетность компании ООО «Омрезинотехника» и ресурсы Интернет.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие и сущность экономической эффективности коммерческой деятельности предприятия
Любые экономические ресурсы, которые использует в своей деятельности предприятие, являются ограниченными, а некоторые из них вообще не подлежат процессу воспроизводства. Поэтому в современных экономических условиях предприятиям крайне важно использовать свои ресурсы наиболее эффективным способом.
В самом общем понимании экономическая эффективность предприятия представляет собой соотношение затрат организации к полученным ею результатам [6, c.61]. Соответственно, высокая экономическая эффективность достигается с ростом общего результата деятельности компании при существующих затратах. Результат экономической деятельности предприятия воплощается в продукт, который удовлетворяет потребности общества, а затраты напрямую связаны с использованием ресурсов.
Экономическую эффективность подразделяют на общую (абсолютная) и сравнительную. Общая экономическая эффективность сравнивается с рентабельностью. Основным показателем рентабельности (или прибыльности) является размер прибыли предприятия, который приходится на единицу затрат.
Прибыль предприятия как важнейшая экономическая категория является основным барометром деятельности любого предприятия, является выражением его экономической и финансовой эффективности, поскольку позволяет компании успешно действовать среди других компаний в современной рыночной экономике [1].
Прибыль как движущая сила и источник собственных денежных средств и капитала предприятия является главным ориентиром для руководителей компаний при принятии решений по поводу дальнейшего развития предприятия, определения его дивидендной и инвестиционной активности.
Сравнительная экономическая эффективность отражается коэффициентом рентабельности предприятия, который рассчитывается на определенных промежутках времени, например, за год или квартал.
Рентабельность предприятия – это показатель эффективности использования основных фондов, рассчитанный как отношение прибыли к средней стоимости основных и оборотных активов [7, c.46]. Прибыль и рентабельность предприятия связаны между собой.
Если предприятие получает определенный размер прибыли, то оно становится рентабельным. Применяемый в расчетах показатель рентабельности отражает относительную прибыльность деятельности компании. Анализ финансовой устойчивости предприятия также основывается на применении данного показателя.
Для оценки результативности и экономической целесообразности функционирования предприятий происходит анализ абсолютных и относительных показателей. Абсолютные показатели дают возможность проанализировать динамику показателя прибыли за определенное время. При этом для получения более правдоподобных результатов показатель рассчитывается с поправкой на инфляцию. Относительные показатели представляют собой соотношение прибыли и капитала, вложенного в производство предприятия. Поэтому на них не оказывает существенного влияния инфляция.
Абсолютная сумма прибыли не может всегда дать правильного представления об уровне доходности определенного предприятия, поскольку она подвержена влиянию качества работы и масштаба деятельности. В связи с этим для более точной характеристики функционирования предприятий используется не только абсолютная сумма прибыли, но и относительные показатели, называемые рентабельностью. Данный показатель следует рассматривать по сравнению с аналогичными периодами времени, поскольку дает оценку динамике развития предприятий.
Рентабельность предприятия характеризует уровень прибыльности или убыточности производства. Сам показатель рентабельности представляет собой относительную характеристику результатов роста финансов и эффективности деятельности организаций. Он отражает относительную доходность компании, которая измеряется процентами относительно затрат капитала [6, c.113]. Важнейшей характеристикой среды, в которой формируются прибыль и доходы предприятия, является показатель рентабельности.
Так, сущность экономической эффективности предприятия можно отразить на Рисунке 1.
.1. Основные элементы экономической эффективности [7, c.68]
Оценка экономической эффективности коммерческой деятельности предприятия включает несколько этапов [8, c.205]:
1) Этап анализа и оценки инвестиционных издержек путем расчета потребностей предприятия в основном и оборотном капиталах, в финансировании его дальнейшего развития.
2) Этап анализа и оценки текущих затрат путем составления сметы затрат, определения текущей себестоимости продукции или услуг, где учитывается рентабельность, капиталоотдача, прибыльность и финансовая окупаемость предприятия.
Экономическую эффективность можно оценить как по каждому виду ресурсов отдельно, так и по всем ресурсам в совокупности. Если знаменателем формулы эффективности является число работников, участвующих в процессе производства, то можно получить показатель производительности труда. Если учесть общую сумму использованного капитала, то высчитывается показатель капиталоотдачи [3, c.116].
Чтобы оценить экономическую эффективность по всем ресурсам предприятия, необходимо рассчитать показатели в денежном измерении всех ресурсов, которые составят общие затраты предприятия. Общая экономическая эффективность напрямую зависит от полного использования привлеченных ресурсов. Компании, которые неэффективно используют свои ресурсы, не могут возместить свои затраты по тем ценам, которые установились на рынке. Соответственно, они вынуждены будут уйти с рынка в перспективе. Таким образом, экономическая эффективность зависит в большой степени от конкурентной рыночной среды. Предприниматели должны искать новые способы повышения эффективности своей деятельности путем повышения эффективности использования своих ресурсов и снижения затрат.
Таким образом, экономическая эффективность - это важнейший показатель результативности экономической деятельности, используемый на современных предприятиях. Основным критерием данного показателя
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азаренкова Г.М. Финансы предприятия. – М.: Юнити-Дана, 2013. Доступ через http://uchebnikionline.com
2. Бандурин, А.В., Гуржиев, В.А. Нургалиев, Р.З. Финансовая стратегия корпорации, 2014. – 335с.
3. Бариленко В. И. и др. Основы бизнес — анализа: учебное пособие. / под ред. В. И. Бариленко. — М.: КНОРУС, 2014. — 272 с.
4. Валдайцев, С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учебное пособие для вузов. / С.В. Валдайцев. — М.: Филинъ, 2015. – 375 с.
5. Валдайцев, С.В. Оценка бизнеса: учебное пособие. - М.: Проспект, 2014. - 253 с.
6. Грибовский, С.В. Методы капитализации доходов: Курс лекций. / С.В. Грибовский. – Санкт-Петербург, 2015. – 172 с.
7. Григорьев, В.В., Федотова М.А. Оценка предприятия: теория и практика. / В.В. Григорьев. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2014. – 320 с.
8. Грязнова, М.А. Оценка стоимости предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 544 с.
9. Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В.Оценка бизнеса. – Спб.: Питер, 2013. – 612 с.
10. Каменски Х. Методы стратегического анализа. Доступ через http://ecsocman.hse.ru/data/2010/05/18/1214035316/2008-4-5.pdf
11. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: учебник. 4-е издание, с испр. – М: Дело, 2013. – 309 с.
12. Нечаев Е.И. Организация производства и предпринимательской деятельности. – Краснодар: КубГАУ, 2013. – 266 с.
13. Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 352 с.
14. Ребрин Ю.И. Основы экономики и управления производством. – Таганрог: ТРТУ, 2015. – 145 с.
15. Сергеев И.В. Экономика предприятий. Доступ через http://uchebnik.biz
16. Степанов И.Г. Организация производства. – Новокузнецк: КемГу, 2014. – 209 с.
17. Фасахов А.И. Основы коммерческой деятельности. – Нижний Новгород: НГТУ, 2013. – 362 с.
18. Чуев И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Дашков и К, 2013. – 367 с.
19. http://institutiones.com – экономический портал
20. http://www.fin-izdat.ru – финансы и кредит
21. http://www.finman.ru – финансовый менеджмент
22. http://center-yf.ru/data/economy/Cenoobrazovanie.php - центр управления финансами
23. http://research-journal.org – международный научно- исследовательский журнал
24. http://www.m-economy.ru – проблемы современной экономики
25. https://omrezinotehnika.ru/ - ООО «Омрезинотехника»