Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Индустриализация экономики России остается в числе стратегических задач, тем более она актуальна в связи с усилением западных санкций. Но количество создаваемых в стране индустриальных парков, в отличие от индустриальных парков в других Евразийского союза, не всегда сопровождается детальной проработкой промышленных проектов, предлагаемых инвесторам в упомянутых парках. И складывается впечатление, что регионы РФ конкурируют друг с другом по количеству объявляемых индустриальных парков, чтобы, ввиду дефицита местных бюджетов, получить дополнительную финансовую господдержку. Поэтому количество российских растет быстрее, чем реальная отдача от них. В России необходимо создать условия развития индустриальных парков, основанных на проблемах страны, где они станут их решением.
Регионы Сибири и Дальнего Востока всё более активно начинают заявлять о себе и вполне уверенно начинают теснить представителей европейской части России. Они привлекают внимание широких аудиторий к проблемам формирования современной индустриально-парковой культуры, популяризируют инновационный опыт, а также способствуют добросовестной конкуренции в данной отрасли.
Степень изученности проблемы. Тема методологических вопросов формирования территорий рассмотрена Ф.Х. Ашировым, А.А. Базиковым, В.З. Баликоевым, Л.Е. Басовским, Э. Бевентер, Е.Б. Бедриной, О.А. Козловой, В.А. Васильевым, Л.Н. Даниленко, В.В. Золотарчук и другими.
Цель курсовой работы - разработка рекомендаций по управлению культурно-национальными факторами развития территорий на Дальнем Востоке России.
В рамках данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть экономические и правовые основы создания территорий опережающего социально-экономического развития;
провести анализ развития территорий Дальнего Востока;
провести анализ культурно-национальных факторов развития территорий на Дальнем Востоке России;
рассмотреть перспективы развития территорий Дальнего Востока.
Объектом исследования выступают территории Дальнего Востока.
Предметом исследования являются культурно-национальные факторы развития территорий на Дальнем Востоке России.
Методы исследования: сравнительный анализ, логико-структурный подход.
1.Теоретические основы развития территорий
1.1.Экономические и правовые основы создания территорий опережающего развития
Одной из форм территориального развития промышленности и появления новых точек роста может стать создание промышленных кластеров.
Индустриальный парк – организованная форма размещения на инженерно-подготовленных земельных участках различных промышленных производств, производственных и складских зданий для таких производств, обеспеченных едиными социальными и инфраструктурными условиями для сервисного и хозяйственного обслуживания таких производств .
Впервые в РФ термин «индустриальный парк» прозвучал в 2007-2011 гг., считают специалисты Knight Frank & CIS, ссылаясь на данные Ассоциации индустриальных парков (АИП) .
Наиболее активным периодом создания индустриальных парков можно назвать 2012-2015 гг., до этого времени «парки» чаще всего представляли собой пустыри, иногда даже не переведенные из категории сельхозземель.
Проекты, которые называются индустриальными парками, уже есть, однако назвать их таковыми в полном смысле слова нелегко, так как зачастую они находятся на границе со складскими комплексами или бизнес–парками.
Перспективными центрами для развития индустриальных парков являются регионы с высоким промышленным и финансовым потенциалом.
Форматы индустриальных парков представлены двумя видами, рис.1.
Рис. 1. Форматы индустриальных парков
Управляет индустриальным парком управляющая компания. Ее функции представлены на рис. 2.
Рис. 2. Основные функции управляющей компании индустриальных парков
В России большинство проектов по созданию индустриальных парков реализуются на базе имеющихся земельных участков, на территориях бывших производственных предприятий, а государственные проекты с привлечением частного капитала.
Таким образом, индустриальные парки — это специально организованная для размещения новых производств территория, обеспеченная энергоносителями, инфраструктурой, необходимыми административно-правовыми условиями, управляемая специализированной компанией.
1.2. Территории, опережающие развитие
По данным консалтинговой компании EY, сейчас в России (без учета Московского региона) насчитывается более 200 действующих и проектируемых индустриальных парков, техно- и логопарков и особых экономических зон (ОЭЗ) в 58 регионах. В 2016 г. было 80 парков (36 действующих, 44 - на стадии строительства) . Действующие парки объединяют примерно 958 резидентов разных отраслей. Наибольшее число парков, по данным EY, насчитывается в Московском и Петербургском, Калужской, Тульской областях, Ставропольском крае и Республике Татарстан. «Калужская и Ленинградская области были среди регионов-пионеров, принявших первые инвестиции.
«Калужская и Ленинградская области были среди регионов-пионеров, принявших первые инвестиции.
Их позитивный имидж сохраняется и сегодня, поскольку власти продолжают создавать новые площадки. Однако требования инвесторов растут, в успешных областях возникают болезни роста, в частности недостаток кадров и, как следствие, высокая стоимость рабочей силы и конкуренция за сотрудников, недостаточность социальной инфраструктуры (жилья, детских садов, медицинских учреждений, гостиниц и т. д.). Но подобные проблемы только стимулируют дальнейшее развитие этих регионов.
Политика создания индустриальных парков оправдала себя: развиваются не только производства, развиваются целые территории.
Первые парки, в Ворсинино и Грабцево, появились в 2006 г., сейчас в области их 10 (7 из них находятся под управлением Корпорации развития Калужской области - государственного девелопера). На 1 руб., вложенный в создание инфраструктуры, сегодня регион получает 1,2 руб. доходов. Из доходов консолидированного бюджета за 2015 г. 15,4% приходится на предприятия «новой экономики», и процесс прихода новых инвесторов непрерывен. В настоящее время из 6208 га для размещения предлагается 2622 га.
Крупнейшие, более 1000 га, парки - во Владимирской, Вологодской, Воронежской, Калужской, Ленинградской, Новосибирской, Ростовской, Саратовской, Свердловской и Тульской областях, Краснодарском крае, республиках Марий Эл и Татарстан .
Самый интересный для инвесторов регион - Москва и Московская область. Власти Подмосковья заявляют, что возлагают большие надежды на проекты парков для промышленного производства, даже, несмотря на дороговизну подмосковной земли.
Это не только количество создаваемых мест, но и качество, а самое главное - стабильность экономического развития регион.
На сегодняшний день, по данным Корпорации развития Московской области, в регионе заявлено более 60 индустриальных парков, в основном это частные проекты на стадии планирования.
В ряде случаев это просто земельные участки, не подготовленные инфраструктурно, без управляющей компании. Но качественные проекты, подготовленные частными УК, востребованы на рынке, несмотря на существенно более высокие цены аренды по сравнению с соседними регионами.
Например, в подмосковных «Озерах» 1 кв. м сдается за 350 руб. в месяц, а в «Ставрово» Владимирской области - за 120 руб. По данным компании «Гео девелопмент», из официально заявленных 60 индустриальных площадок в Московской области реально существует лишь 16, а работает не более восьми.
Пока 60% их резидентов - зарубежные компании, хотя доля отечественных производителей растет. Отраслевой спрос сосредоточен в сфере производства продуктов питания, стройматериалов, машиностроения. Также востребованы сервисные станции для обслуживания производств, различного рода техники.
Запросы на исследовательские и высокотехнологичные проекты носят единичный характер. По данным областных чиновников, сейчас готовятся к вводу в эксплуатацию четыре государственных индустриальных парка. Они будут сделаны с непосредственным участием бюджета и административного ресурса Московской области .
Государственные парки ни в коем случае не являются конкурентами частных проектов. Мало того, один из тех парков, который в настоящий момент создан в Подмосковье, находится в частной собственности, но в оперативном управлении области. Бизнес оценивает проблему соперничества с госпроектами иначе.
Конкурируют проекты и за налоговые льготы - частным паркам еще приходится доказывать, что они имеют право на них. И, конечно, потенциальный инвестор получит от местных администраций больший объем информации о государственных парках, нежели о частных.
В последнее время произошел прорыв: предлагается все больше инструментов поддержки создания и развития индустриальных парков и развития проектов резидентов.
В моногородах, например, по инициативе Минпромторга предлагается субсидировать процентную ставку на создание инфраструктуры и недвижимости в индустриальных парках.
В регионах парки будут приравнены по льготам к ОЭЗ. Часть индустриальных парков уже находится на территориях ОЭЗ. Сейчас таких территорий в России насчитывается 17, четыре их них относятся к ОЭЗ производственного типа. Если парки наделяют резидента рядом льгот по налогу на аренду земли, на имущество, на прибыль, то ОЭЗ добавляет к этому списку льготы на таможенные сборы. Это особенно актуально для компаний, ориентированных на вывоз готового товара из страны или ввоз оборудования.
В ОЭЗ «Людиново» в Калужской области, например, для производств
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «О промышленной политике» от 31.12.2017 №488-ФЗ (в ред. от 16.10.2016).
2. Аширов Ф.Х. Основы экономической теории и практики.– М.: РУДН.– 2015.– С.210.
3. Абель,Э., Бернанке Б. Экономика.– СПб.: Питер, 2017. – С.245.
4. Базиков А.А. Индустриальные парки.– М.: ИНФРА–М, 2017.–С.25.
5. Бевентер Э, фон Хампе Й. Основы рыночной экономики. – М.:. Юнити, 2017. – С.25.
6. Беззубцев-Кондаков А.Е. Дроканов И.Е Надо ли России бояться Китая, Изд. Питер, 2014, - С 109-110.
7. Гатаулин, А.М. Экономическая теория: микро– и макроэкономика: Учебное пособие / А.М. Гатаулин. – М.: ФиС, 2017. – С.66.
8. Ларин, В. Л. Китай и Дальний восток России в первой половине 90-х: проблемы регионального взаимодействия. / В. Л. Ларин. - Владивосток: Дальнаука, 2015. - С. 110.
9. Мурзина И.Я. Феномен региональной культуры: бытие и самосознание: дис. … докт. Культурологии. Екатеринбург, 2003. - С. 23
10. Основы развития свободных экономических зон / Под ред. Н.Н. Кожевникова. – 7–е изд., стер. – М.: Академия. 2017. – С.26
11. Основы экономической теории в 2 кн. Учебник для 10–11 классов. /Под ред.С.И. Иванова. 4–е изд. – М.: Вита–Пресс, 2017. – С.33.
12. Сборник основных официальных документов, регламентирующих двусторонние международные отношения России и Китая на современном этапе. Сост. Н. Н. Приходько. Благовещенск: Изд. Приамурье, 2015. - 112 с.
13.
14. Беликова Т.Н. Социально-экономические проблемы населения Хабаровского края // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2017. № 43. С. 243–251.
15. Геополитический потенциал трансграничного сотрудничества стран Азиатско-Тихоокеанского региона: колл. монография. Владивосток: Дальнаука: Изд-во ВГУЭС, 2013. - С. 316–347.
16. Зайончковская Ж.А. Федеральные округа на миграционной карте России // Регион: экономика и социология. 2015. № 3 (75). С. 3–18.
17. Исследование различий зарплат в регионах России в 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/infografika/20161029/973195053 (дата обращения: 25.01.2015).
18. Минакир П.А., Демьяненко А.Н. Очерки по пространственной экономике. Хабаровск: ИГЭ ДВО РАН, 2017. 272 с.
19. Минакир П.А., Власюк Л.И., Демьяненко А.Н., Деваева Е.И., Калашников В.Д., Леонов С.Н., Мотрич Е.Л, Рензин О.М. К вопросу о Стратегии развитии Хабаровского края // Пространственная экономика. 2011. № 3. С. 5–44.
20. Мкртчян Н. «Западный дрейф» внутрироссийской миграции [Электронный ресурс] // Отечественные записки. 2004. № 4 (19). URL: http://www.strana-oz.ru/2004/4/zapadnyy-dreyfvnutrirossiyskoy-migracii (дата обращения: 03.03.2016).
21. Мищук С.Н. Мигранты и принимающее сообщество: региональный аспект (на примере Дальнего Востока России). Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН, 2017. - 218 с.
22. Мищук С.Н. Ретроспективный анализ миграционных процессов в еврейской автономной области // Региональные проблемы. 2015. Т. 18. № 3. С. 74–81.
23. Мотрич Е.Л, Найден С.Н., Грицко М.А. Население и уровень жизни дальневосточных окраин: вектор миграционных потоков Камчатки // Уровень жизни населения регионов России. 2016. № 8 (186). С. 79–92.
24. Найден С.Н., Мотрич Е.Л., Грицко М.А. Региональный мониторинг качества жизни населения: Хабаровский край и Дальний Восток // Уровень жизни населения регионов России. 2017. № 2 (192). С.75–85.
25. Регионы России. Социально-экономические показатели – 2015 г. [Электронный ресурс] // БГД – Регионы России. Социально-экономические показатели – 2015 г. URL: http://www. gks.ru/bgd/regl/b15_14p/Main.htm (дата обращения: 20.12.2018).
26. Суховеева А.Б., Комарова Т.М. Некоторые аспекты экономической оценки потерь здоровья в результате смертности населения Дальнего Востока России // Социальные аспекты здоровья населения. 2017. Т. 40. № 6. 12 с.
27. Рудько-Силиванов В.В. Развитие Дальнего Востока в координатах Государственной программы [Электронный ресурс] // Деньги и кредит. 2016. № 10. С. 14–20. URL: http://www. cbr.ru/publ/MoneyAndCredit/rudko_10_13.pdf (дата обращения: 15. 12.2018).
28. Топалов К.П. Анализ демографической̆ ситуации в Хабаровском крае: тенденции и последствия // Дальневосточный журнал инфекционной патологии. 2012. № 14. С. 18–127.
29. Храмова М.Н. Миграционные процессы в Приморском крае: факторы и закономерности // Региональные проблемы. 2015. Т. 18, № 3. С. 59–64.
30. Федеральная целевая программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» [Электронный ресурс] // Документы Правительства РФ. URL: http://gov.garant. ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 10. 12.2018).
31. Численность и миграция населения Российской Федерации [Электронный ресурс] // Каталог публикаций: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ catalog/doc_1140096034906 (дата обращения 10. 12.2018).
32. Экономика Республики Саха (Якутия) в ДВФО: стат. сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). Якутск, 2015.- 148 с.