Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире средства массовой коммуникации все чаще становятся не только и не столько источником сообщения, то есть информации, сколько средством воздействия на сознание людей, средством манипулирования другими людьми. Имидж является одним из средств коммуникации, представляющим наиболее эффективный обобщенный тип сообщения, реализуемый в условиях дефицита информации или отсутствия времени. Для определения слова «имидж» используются такие слова, как образ, репутация, стереотип массового сознания. Существует проблема разграничения данных понятий, что существенно затрудняет работу по его созданию и улучшению .
Актуальность проблемы имиджа в современном обществе все более возрастает. Это обусловлено его значением для успешности как отдельно взятого человека, так и для группы людей, организации, события, региона, страны, вида деятельности, отрасли экономики, и т.д. Он играет большую роль в построении коммуникаций. При этом феномен имиджа недостаточно изучен. В переводе с английского «image» имеет множество значений .
Исследованием феномена «имидж» занимались такие авторы, как В.Я. Белобрагин, Н.М. Блинова, В.В. Волкова, Э.А. Галумов, В.И. Красильников, Д. Коллинз, О.В. Лысикова, Е.А. Морозова, А.П. Панкрухин, Е.Б. Перелыгина, Е.В. Песоцкая, Е.А. Петрова, А.В. Романова, Л.М. Семёнова, А.Ф. Стрижова, Н.В. Ушакова, С.П. Фомина, В.М. Шепель и др. Проанализировав работы перечисленных и иных специалистов, приведём сводную таблицу основных определений понятия «имидж».
На телевидении все творчество коллективное, только усилиями многих людей, работающих в тандеме, появляется окончательный результат программы. Самое главное, это зависит от того, что каждая программа создается с помощью разной техники и слаженной работы огромного числа специалистов.
Но мы поговорим именно об одном важном лице любого ток-шоу, от которого зависит весь исход программы, - это ведущий, или, по-другому, - Шоумен. В программе ведущий - это своего рода массовик-затейник высшего класса .
Главная роль в ток-шоу принадлежит ведущему, в роли которого выступает обычно яркий тележурналист, актёр или шоумен. Порой его присутствие остаётся почти незаметным для зрителей, но очень часто его фигура служит тем центром притяжения, вокруг которого образуется фабула спора.
Огромная ответственность ложится на человека, который выступает перед аудиторией, за ним наблюдают и слушают все, его речь оказывает сильное воздействие на подсознание людей, их взгляды, понимание ими тех или иных явлений жизни
Непросто держать всех участников программы в одном определенном русле всего разговора. Шоумен - это не столько журналист, сколько драматический актер, так как из всего хаоса, происходящего в студии, он создает единое действие, интересное зрителям. Обаяние, способность вызвать симпатию аудитории, быстрая реакция на события, разносторонняя образованность, хорошая память и Харизматичность – это общие качества, которыми должен обладать ведущий. Но самую глобальную роль как и для личности ведущего, так и для его ток-шоу, играет имидж.
Объект исследования формирование имиджа ведущего.
Предмет исследования Жанр ток-шоу и особенности формирования имиджа ведущего ток-шоу.
Цель курсовой работы: рассмотреть жанр ток-шоу и особенности формирования имиджа ведущего ток-шоу.
Задачи:
1. Провести анализ понятия «имидж»
2. Рассмотреть специфику ток-шоу
3. Выделить особенности влияния имиджа на ведущего ток-шоу
4. Проанализировать имидж Ксении Собчак на примере Госдеп-2 (канал Сноб)
Теоретическая база: материалы работ Е.В. Черниковой, Г.Г. Почепцова, А.А Новиковой, Ричарда Харриса, Л.Н. Федотовой, Л.Е Кройчика.
Эмпирическая база: Эмпирической базой исследования послужили радио- и телепередачи К. Собчак (реалити-шоу «Дом-2» (ТНТ), «Блондинка в Шоколаде» (Муз-ТВ), «Последний герой» (Первый канал), а также передачи, программы и интервью с ее участием («Госдеп 2» (Сноб) и «Собчак живьём» (Дождь).
Структура работы: Исследовательская работа состоит из введения, где формулируется объект, предмет, цели и задачи исследования, первой главы в которой анализируются учебные, научные материалы определения понятия «имидж» и «ток-шоу» и определяются их составляющие, 2 главы, где изучается творческая биография Ксении Собчака, анализируются, ток-шоу и имидж Ксении Собчак как его ведущего.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИМИДЖА И ТОК-ШОУ
1.1 Анализ понятия «имидж»
Понятие «имидж» возникло в Европе в середине ХХ века и первоначально применялось в рекламной практике. Позднее имидж стал использоваться в сфере предпринимательства как основное средство психологического воздействия на потребителя.
Постепенно данное понятие стало ключевым элементом теории и практики PR, прочно вошло в политическую и общественную жизнь. В нашей стране понятие «имидж» начало широко употребляться с конца прошлого века. Сначала говорили только об имидже в контексте политологии – имидже политика .
Затем термин стали использовать применительно к человеку вообще: политическому деятелю, бизнесмену, руководителю, известной персоне и т.д.
К настоящему времени сначала в массовой коммуникации, а затем и в научных трудах понятие имиджа распространилось и на неодушевленные объекты и явления. Стали исследоваться проблемы имиджа страны, региона, той или иной отрасли, организации, торговой марки и продукта .
Однако, до сих пор не все авторы согласны с тем, что это правомерно. Вследствие широты использования, разноаспектности, а в ряде случаев и противоречивости употребления понятия «имидж», до настоящего времени в отечественной литературе не сложилось его универсальное определение. Встречается отождествление имиджа с образом, стереотипом, мнением, социальным мифом, брендом, представлением о ком-либо (чем-либо), репутацией и т.д.
Таким образом, можно говорить о неоднозначности трактовки имиджа у разных авторов. Поликарпова В.А. отмечает, что это объясняется не только достаточной молодостью науки имиджеологии и ее междисциплинарным характером, но в большей степени тем, что само понятие «имидж» имеет виртуальную природу, т.к. возникает в пространстве коммуникации и является опосредованным, стоящим между имидженосителем и имиджепотребителем .
Термин «имидж» заимствовано из английского языка и в дословном переводе означает «образ», «подобие», «метафора». Этимология слова восходит к латинскому imago, связанному со словом imitari – имитировать. В российской справочной литературе статья «Имидж» отсутствует в Большой советской энциклопедии (3-е, последнее издание) и Большом толковом словаре русского языка (2000г.).
В Большом энциклопедическом словаре и словаре иностранных слов под редакцией Васюковой И.А. термин имеет очень сходные интерпретации как «целенаправленно формируемый образ» (средствами массовой информации, литературы и др.) лица, явления или предмета, который должен производить эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях рекламы или популяризации .
Нередко имидж определяется как целенаправленно созданная или стихийно возникшая форма отражения объекта в сознании людей. Часто это происходит в традиции психологического направления. В данном ключе имидж понимают как «отпечаток в сознании и психике человека»; образ, понимаемый как совокупность не только видимых (материальных), но и
Фрагмент для ознакомления
3
1. MTV объясняет появление «Госдепа с Ксенией Собчак» запросом аудитории // РИА Новости
2. Абсалямов Т.Б., Абсалямова А.Б. Влияние культурных и спортивных мега-событий на повышение имиджа региона / Инновационная экономика и промышленная политика региона (ЭКОПРОМ-2016) труды международной научно-практической конференции. под редакцией А.В. Бабкина. 2016. С. 57-60.
3. Барабака и Серый Волк» (рус.). moskva.fm. Проверено 28 мая 2012. Архивировано из первоисточника на WebCite 24 июня 2012 года.
4. Бахир П.А. Образ коммуникатора в российских ток шоу и его воздействие на аудиторию / журналистика россии в условиях перехода к информационному обществу сборник научных статей. 2016. С. 63-68.
5. Биография (недоступная ссылка — история). Официальный сайт Ксении Собчак. Проверено 8 мая 2011. Архивировано из первоисточника на Wayback Machine 10 ноября 2010 года.
6. Гуляева А.К. Сравнение имиджа телеведущих в передачах "взгляд" и "политика" / Приоритетные направления развития науки, техники и технологий международная научно-практическая конференция. 2016. С. 163-164.
7. Дмитрий Быков. Ксения Собчак: Я не светская львица. Интервью. "Собеседник" (29.06.2010). Архивировано из первоисточника на WebCite 24 июня 2012 года.
8. Долгополова И.В. Обобщенный образ телеведущего новостных программ (на материале исследования представлений молодёжи) В сборнике: / scientia. 2016. № 2. С. 93-96.
9. И мы счастливы: Собчак покидает «Дом-2». НТВ (1 июля 2012). Проверено 1 июля 2012. Архивировано из первоисточника на WebCite 5 августа 2012 года.
10. Калугина Н.К., Рахманкулова Н.Р. Формирование имиджа туристической компании на рынке труда / Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновациисборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. 2016. С. 159-161.
11. Капитанова Ю.С. Жанровая доминанта передач о смене имиджа как фактор выбора образа ведущего / молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. 2017. № 3. С. 482-485.
12. Кравчук Е.Р. Вербальные и невербальные особенности формирования имиджа ведущего новостных программ (на материале телетекстов новостной программы "вечерние новости с дмитрием борисовым") / Сборник трудов III Научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и молодых ученых "Дни науки крымского федерального университета им. В. И. Вернадского" 2018. С. 185-190.
13. Кравчук Е.Р. Медиалингвистическое конструирование модели имиджа ведущего ток-шоу (на материале телетекстов ток-шоу "пусть говорят", "говорить україна", "50 оттенков. Белова", "народный вердикт") / ADVANCED SCIENCE сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 78-82.
14. Кравчук Е.Р. Медиалингвистическое конструирование модели имиджа ведущего ток-шоу (на материале телетекстов ток-шоу "пусть говорят", "говорить україна", "50 оттенков. Белова", "народный вердикт") / ADVANCED SCIENCE сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 78-82.
15. Ксению Собчак признали «неформатом» все федеральные каналы // Top.rbc.ru
16. Ксения Собчак — биография, анкета, фото, видео, новости — 7Дней.ру
17. Ксения Собчак — девушка-скандал». // Российская газета. — № 4071. — 19 мая 2006 г.
18. Ксения Собчак не собирается идти на "Марш миллионов", ИТАР-ТАСС (7 мая 2012). Проверено 9 мая 2012.
19. Ксения Собчак стала главредом женского журнала (рус.). Корреспондент.net (29 мая 2012). Проверено 30 мая 2012. Архивировано из первоисточника на WebCite 24 июня 2012 года.
20. Ксения Собчак. От перемены имиджа…». // Российская газета — Неделя. — № 4290. — 9 февраля 2007 г.
21. Кулиева Е.А., Полянская Ю.М. Политика ведущих брендов моды по формированию имиджа в СМИ / Телекоммуникации и информационные технологии. 2016. Т. 3. № 2. С. 99-101.
22. Лиманский В.В. "Социальная маска" как часть имиджа ведущего на современном телевидении" / Постулат. 2018. № 5-1 (31). С. 59.
23. Лісова Сн.Ж.В.В. Gобудова іміджу провідних ведучих українських теленовин 1991-2001 років / Траектория науки. 2016. Т. 2. № 5 (10). С. 9.
24. Маринина К.А. Образ, имидж, маска ведущей авторской программы регионального телевидения / Профессиональная культура журналиста цифровой эпохи материалы Студенческих научных чтений. Министерство образования и науки РФ; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Департамент «Факультет журналистики». 2017. С. 152-155.
25. Маркелова В.А. Речевые стратегии и тактики как способ создания имиджа ведущих (на примере высказываний ведущих телешоу "the voice uk")/ Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации Материалы докладов X Международной конференции. 2018. С. 68-72.
26. Михайлова О.А., Харитонова Ю.С. Имидж телеведущего политического ток-шоу: к проблеме гендерных особенностей / Научный диалог. 2017. № 10. С. 69-80.
27. Нагорная М.Р. Функции имиджа современного ведущего в структуре телевизионной коммуникации / Медиачтения СКФУ: взгляд молодых исследователей 2018. С. 76-77.
28. Орлова К.Е. Влияние положительного имиджа шоумена на ток-шоу / Проблемы современной науки и образования. 2017. № 23 (105). С. 90-92.
29. Пьянзина И.В., Артамонова К.А. Способы формирования положительного имиджа ведущего информационных программ первого канала / Векторы развития гуманитарного образования в информационном обществеМатериалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. под общ. ред. Г. Е. Горланова, Г. В. Пранцовой, А. А. Тимаковой. 2016. С. 271-272.
30. Радзиховский, Л. «Конец гламура. Сможет ли кризис потеснить моду на глянец?». // Российская газета. — № 4849. — 16 февраля 2009 г.
31. Радио «Маяк», 3 июля 2008, передача «Ксения Собчак в гостях у Кати Гордон и Дмитрия Глуховского».
32. Радиостанция «Эхо Москвы», передача «Разворот», 16 июля 2008, тема «По следам полемики Ксении Собчак и Кати Гордон: в чём суть спора?»
33. Разгул ксениефобии — Грани.ру, 26.05.2012
34. Рахиманова А.К. Экранный образ и профессиональное поведение телеведущих / APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. 2016. № 2. С. 40.
35. Селезнева Т.Н. Имидж ведущего на региональном телевидении (на примере телеканала "Россия 24. Пенза") / Приоритеты массмедиа и ценности профессии журналиста сборник материалов Студенческих научных чтений. Министерство образования и науки РФ; Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина; Уральский гуманитарный институт. 2018. С. 130-132.
36. Собчак возродила закрытое на MTV шоу в «интернетах», пригласив Навального // NEWSru.com
37. Телеканал MTV приостановил ток-шоу «Госдеп с Ксенией Собчак» // РИА Новости
38. Темникова Л.Б. Роль коммуникационных технологий в формировании имиджа ведущих российских нефтегазовых компаний / Булатовские чтения. 2017. Т. 5. С. 281-283.
39. Федоренко О.Д., Подупейко Д.М. Внешний имидж телевизионного ведущего / Актуальные научные исследования в современном мире. 2017. № 11-6 (31). С. 124-128.
40. Чаткина М.Г. Роль коммуникативно-речевой компетентности в формировании имиджа ведущего радиопрограммы / проблемы языковой картины мира в синхронии и диахронии сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции молодых ученых. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». 2016. С. 246-250.