Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обоснована тем, что в мировой культуре японское искусство всегда стояло особняком – это было связано с его исключительностью и специфичностью.
Живопись можно назвать одним из самых выразительных видов изобразительного искусства и творческой деятельности любой страны, поскольку именно она наиболее ярко отражает не только практические умения и творческие идеи художников, но и в какой-то степени реалии того или иного исторического периода, определенной социально-культурной среды.
Пейзаж – это не просто жанр живописи, не только отражение природы, это осмысленное видение художником живых объектов, их композиции, поэтому пейзажная живопись как ничто другое отражает специфику конкретной эпохи.
Исследовательская проблема данной курсовой работы заключается в том, что, с одной стороны, японские пейзажи эпохи Муромати, на первый взгляд, выглядят недостаточно красочно, с другой же – отражают тонкий и глубокий смысл познания человеком природы в японской культуре.
Объект исследования – изобразительное искусство Средневековой Японии.
Предмет исследования – пейзажная живопись в творчестве японских художников периода Муромати.
Цель исследования: выявить особенности и тематическое наполнение пейзажной живописи Японии в период Муромати.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Дать общую историко-культурную характеристику периода Муромати, определить его место в истории японской культуры.
2. Охарактеризовать социокультурные особенности периода Муромати.
3. Проследить историю развития пейзажной живописи в Японии.
4. Проанализировать пейзаж как средство выражения творческого потенциала художников периода Муромати.
5. Провести анализ специфики пейзажной живописи японского мастера художественной росписи Сэссю.
Источниковая база. Для рассмотрения общих особенностей духовной культуры Японии мы обращались к научным трудам В.М. Алпатов, М. Бондарь. В процессе выявления своеобразия а периода Муромати важным было знакомство с фундаментальными исследованиями М.П. Герасимовой, Ч. Данн.
Структура курсовой работы определяется поставленными целью и задачами, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, списка иллюстраций и приложения. В первой главе рассматривается общее представление об эпохе Муромати и социально-культурном контексте развития искусства в данный исторический период в Японии. Во второй главе анализируются особенности жанра пейзажа в изобразительном искусстве рассматриваемой эпохи.
Общий объем работы 36 страниц машинописного текста, не считая приложения. Библиографический список включает в себя 21 наименований источников, приложение – 6 иллюстраций.
ГЛАВА 1. СОЦИО-КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА ПЕРИОДА МУРОМАТИ
1.1. Общие особенности духовной культуры Японии
Культура древней Японии, ее оригинальность, смысл и содержание раскрываются через отношение человека к природе, законы которого были священными для древних японцев и выступали в качестве законов нравственности. Поэтому в течение тысяч лет японцы стремились не покорять природу, а гармонировать с ней, раскрывать ее духовность, рациональность, красоту. Это способствовало развитию живой религиозной системы Синто, «путей небесных божеств», которая основана на обожествлении всего мира [4, c. 88].
Древние японцы верили в присутствие таинственной силы, пронизывающей все пространство и объекты в нем. Эта таинственная сила была обозначена двумя понятиями: «ке» и «моно» – бесформенным оригинальным пространством, которое в процессе спонтанного установления порядка породило первых трех богов, у которых не было внешних признаков.
За ними последовали четыре одиноких ками, двое из которых родились в «тростниковой равнине – средней стране», то есть в Японии. Следующая пара богов – Идзанаки и Изанами. Они превратили жидкую землю, которую носили медузы над морскими волнами, в небосвод, вступили в брак и сначала родили остров, а затем богов-духов, которых поселили на небо и землю [2, с. 136].
Истоки японской культуры относятся к IV тысячелетию до нашей эры. когда острова Японии стали населяться протоайнскими племенами и племенами малайско-полинезийского происхождения. Самая древняя японская культура – это сплав многих неолитических культур. Особенности племенной системы, примитивной магии, начавшей процесс овладения природой древними японцами, отражались в керамике Дзёмона – «веревочной тропе», которая дала название раннему периоду японской культуры.
Во втором периоде – Яёй – возникли первые государственные образования. Культурные связи с соседями – Кореей и Китаем – способствовали проникновению в Японию новых методов земледелия, ремесел, связанных с изготовлением инструментов из железа и керамики – на гончарном колесе. Также была ассимилирована духовная культура, основанная на китайских представлениях о темноте и свете (Инь и Ян) и пяти основных элементах (огонь, вода, дерево, металл, земля) [1, с. 38].
В течение этого периода керамические сосуды перестают использоваться в ритуальных функциях, последние сохраняются только для бронзовых колоколов дотаку, бронзовых зеркал и мечей. Волшебные орнаменты на судах сочетаются со сценами сбора урожая, изображениями зернохранилищ, принадлежащих племенной общине. Зернохранилище считается обителью богини зерновых Тоёуке, которая дает жизнь новому побегу, но сама умирает. Члены общины, живущие в землянках, построили такой зернохранилище на сваях, чтобы защитить урожай от наводнений и грызунов.
Самое древнее святилище Синто, дошедшее до наших дней, – это храм Исэ, который состоит из интерьера Найку, посвященного богине Солнца Аматэрасу, а внешняя отделка посвящена Гэку – богине злаков. Ворота святилища напоминали птичий насест в память о «птицах с длинными хвостами». Петухи жили в самом храме. Перед входом в святилище были каменные бассейны с ложками, так как посещение храма Синто всегда начиналось с ритуала очищения [17, с. 40].
C III века в синтоизме установлен культ «божественного императора», который в то же время служил первосвященником. Это способствовало созданию сильного государства Ямато. Незаменимыми атрибутами имперской власти были «три божественных регалии» – зеркало, меч, ожерелье из яшмы.
В японской культуре III – начала IV. отличающийся интенсивными контактами государства Ямато с Китаем и Кореей, отмечалось распространение иероглифического письма и строительство многочисленных курганов Кофун, которые дали название этому периоду [1, с. 39].
Характеристика японской культуры данного периода выглядела следующим образом: это стремление слиться с природой, которое отражается на строительстве курганов, создание впечатления естественных холмов, хотя и в виде замочной скважины, окруженной подковообразными резервуарами. Самыми известными были поздние курганы императора Одаина (IV век) и императора Нинтоку (V век).
С середины VI века Япония вступила в новую стадию социального и культурного развития: под влиянием материковой культуры в Асуке был сформирован буддизм как философско-религиозное и культурное течение и появились первые буддийские храмы, построенные корейскими мастерами, началось производство религиозных предметов, а также скульптурные образы будд и бодхисатв, В японских храмах не было комнат для молитв, а сами храмы были построены с использованием средств против сейсмичности [3, с. 110].
Культурные связи с материком также затронули японскую архитектуру, представленную дворцовым комплексом и королевской резиденцией в первом столичном городе Ямато – Фудживаре, построенном с 694 по 710 год. В 708 году один из сыновей японского императора предложил переместить столицу на север, где она была основана столица цитадели мира – город Нара. Здесь была резиденция японского императора – Дворец цитадели мира и храмовые комплексы Кофукудзи и Тодайдзи с Большим Буддой.
В этот период под влиянием китайских и корейских мигрантов, странствующих буддийских монахов, произошли значительные изменения в государственной и общественной жизни Японии: в 701 году был составлен первый универсальный законодательный орган «Тайхорё» [3, с. 112].
VIII век – время создания первых письменных памятников Японии, записанных на китайском языке. Среди них: эпическая поэма «Кодзики», «Нихонги» – «Анналы Японии», записи историко-географического характера «Фудоки» — «Записи о землях и нравах» и первая антология японской поэзии «Манъёсю» – «Собрание мириад листьев» [1, с. 103].
В эпоху Нары песни, снятые Отомо Табито, Отомо Якамоти и другими известными поэтами тех лет в сборнике «Манъёсю», стали ведущим жанром. Их авторы являются правителями различных японских провинций, представителями дворянства и правительственных чиновников, крестьянами, ремесленниками, рыбаками, рядовыми солдатами и т.д.
Удивительно жанровое разнообразие содержания поэтических произведений того времени. Наряду с произведениями неизвестных поэтов, в сборник вошли стихи и песни талантливых мастеров Хитомо, Ямано Окура, Отомо Табито и его сына Отомо Якамоти и других основателей гражданской и любовной поэзии [17, с. 50].
Как и другие виды творческой и художественной деятельности, древняя японская литература характеризовалась передачей благоговейного отношения японцев к природе, восхищением ее красотой, верой в мощное влияние духа слова – котодама [4, с. 124].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алпатов В.М. Япония: язык и культура. Альманах. – М.: Муравей, 2002. – 224 с.
2. Бондарь А. Все о Японии. – Киев: Фолiо, 2008. – 570 с.
3. Герасимова М.П. Особенности художественной культуры Японии // Альманах педагога. Всероссийское образовательно-просветительское издание. – 2013. – № 4. – С. 110–123
4. Данн Ч. Традиционная Япония. Быт, религия, культура. – М.: Центрполиграф, 2006. – 360 с.
5. Ёсидзава Т. История развития японской пейзажной живописи. От «сансуй» к пейзажам // Maxpark. – [Электронный ресурс] http://maxpark.com/community/5487/content/6047819 (Дата обращения: 26.10.2018)
6. Живопись Древней Японии // Культура Японии. – [Электронный ресурс] http://900igr.net/prezentacija/geografija/zhivopis-drevnej-japonii-138453.html (Дата обращения: 24.10.2018)
7. Живопись суми-э (период Муромати, 15 век) // Yuki-Onna. – [Электронный ресурс] http://yuki-onna.ru/?p=331 (Дата обращения: 25.10.2018)
8. Искусство Японии // Арт-блог. – [Электронный ресурс] http://art-blog.uz/archives/694 (Дата обращения: 25.10.2018)
9. История развития суйбокуга в Японии // Суйбокуга. – [Электронный ресурс] http://suibokuga.ru/history1.htm (Дата обращения: 25.10.2018)
10. Ковалева М. Классическая культура Японии Муромати и Момояма // Проза.ру. Литературный портал. – [Электронный ресурс] https://www.proza.ru/2011/06/30/1253 (Дата обращения: 25.10.2018)
11. Культура периода Муромати // Линия истории. – [Электронный ресурс] http://historyline.ru/japan/shorthistory/kultura_perioda_muromati.html (Дата обращения: 26.10.2018)
12. Муромати // Japan Today. Информационный туристический портал. – [Электронный ресурс] http://www.japantoday.ru/entsiklopediya-yaponii-ot-a-do-ya/muromati.html (Дата обращения: 25.10.2018)
13. Муромати дзидай // Leit. – [Электронный ресурс] http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=1428 (Дата обращения: 24.10.2018)
14. Период Муромати (1333–1573) // Dereksiz. – [Электронный ресурс] http://dereksiz.org/kratkaya-istoriya-drevnej-yaponii-kratkaya-istoriya-novoj-yapo.html?page=3 (Дата обращения: 24.10.2018)
15. Период Муромати (1333–1573) // Япония. Путеводитель. – [Электронный ресурс] http://japan.geographyofrussia.com/period-muromati-1333-1573.html (Дат обращения: 24.10.2018)
16. Развитие японской живописи // Artrue. – [Электронный ресурс] https://artrue.ru/style/japanese/razvitie-yaponskoj-zhivopisi.html (Дата обращения: 25.10.2018)
17. Тэцуо А. Лицо. Портрет и культура Японии. – СПб.: Петербургское востоковедение, 2011. – 278 с.
18. Эпоха Камакура-Муромати // Аригато. Все о культуре Японии. – [Электронный ресурс] http://mith.ru/alb/lib/japan/history4.htm (Дата обращения: 25.10.2018)
19. Япония. Эпоха Муромати // Тайны веков. Загадки, истории, мистика и многое другое. – [Электронный ресурс] https://agesmystery.ru/rubriki/ocherki/yaponiya-epoxa-muromati-1392-1573/ (Дата обращения: 24.10.2018)
20. Япония. 14–16 век. История расцвета правления самураев // Jamato. – [Электронный ресурс] https://jamato.ru/istoriya-yaponii/6-rastsvet-pravleniya-samuraev-14-16-vek (Дата обращения: 24.10.2018)
21. Японская живопись – древнейший вид искусства // Две империи. Клуб восточной культуры. – [Электронный ресурс] http://dveimperii.ru/articles/yaponskaya-zhivopis (Дата обращения: 26.10.2018)
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
1. Сикан. «Гуси, летящие над пустынной равниной», 1315
2. Сюбун. «Молодая луна над тростниковыми воротами», 1405.
3. Сюбун. «Чтение в бамбуковой хижине», первая половина XV века.
4. Сэссю. «Пейзаж в стиле хабоку», 1495.
5. Сэссю. Осенний пейзаж, 1482.
6. Сэссю. Вид на Ама Но Хошитаде, 1501–1506.