Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Сегодня одной из основных сфер жизнедеятельности личности, которая содержит в себе значительный развивающий потенциал, связанный с саморазвитием личности, овладением ею достижениями культуры и созданием культурных ценностей является досуга, которое определяется как средство восстановления сил человека, его способность и возможность проявить себя в свободное от работы время [18, с. 155]. Если рассматривать социальную сущность досуга, то она заключается в снятии напряжения, предотвращении общественных конфликтов, укреплении солидарности и взаимосвязи поколений, удовлетворении разнообразных потребностей личности. Досуг является не только средством борьбы с негативными явлениями, но и способен формировать в обществе достойную морально-психологическую среду.
Досуг представляет собой одно из важных средств формирования личности человека. В условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, которые снимают интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени представляет собой своеобразный индикатор культуры, круг духовных потребностей и интересов конкретной личности либо отдельной социальной группы.
Основные предпосылки, способствующие увеличению роли досуга в социализации личности, можно назвать кризисные проявления в основных институтах социализации - семьи и образовании; негативные проявления социально-экономической сферы общества, обусловливающих трудности реализации в трудовой сфере; увеличение разнообразия видов деятельности на досуге. На протяжении уже длительного времени ведется активная исследовательская деятельность в данной области. Наиболее исследуемой составляющей этого вопроса так же есть проблемы досуга.
Слово «досуг» в русском языке употреблялось уже в ХV веке. Одними из первых значений древнеславянского глагола «догонять», «достигнут» были: то, что можно получить, достигнут рукой; то, что достигнуто; достижения, способность, возможность, умение, ловкость, мастерство. «Досужесть» является достижением чего-то, на что требуется определенный труд и время.
Так что можно сказать, что досуг имеет не только рекреационное и развлекательное, но и воспитательное воздействие на развитие личности в период его свободного времени.
В последние десятилетия в сфере педагогически организованного досуга формируется новое направление – анимация, под которой понимают стимулирования полноценной рекреационной, образовательной, культурной и социальной деятельности личности во время досуга. Основой анимации является использование людьми своего свободного времени для культурного саморазвития и самореализации.
Анимация является молодой отраслью науки, которая сформировалась на стыке гуманистической психологии, психиатрии, логотерапии, социально-культурной деятельности и педагогики. Анимация как профессия, отрасль знания и практика работы педагога в области педагогики досуга, воспитания, реабилитации, культурной работы многими учеными рассматривалась как: комплекс по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени, организации развлечений и спортивного досуга, а также как совокупность занятий и видов деятельности, в которых ведущая роль принадлежит добровольным и профессиональным аниматорам.
Проблема исследования. Значительное внимание в современных научных доработках уделяется разнонаправленным аспектам формирования информационного глобального социума. Однако, в настоящее время в социокультурном поле дошкольного учреждения явление анимационной деятельности изучено в недостаточной степени. Вышеизложенное определяет актуальность темы курсовой работы.
Степень изученности проблемы.
Анимацию в социальном, социокультурном, педагогическом, социально-педагогическом аспектах исследовали А. Андреева, Л. Волик, Т. Лесина, Е. Мамбеков, М. Петрова, Л. Сайкина и другие специалисты. Значительное внимание в современных научных разработках уделяется разнонаправленным аспектам формирования глобализирующегося информационного социума, (Г. Бортко, А. Зощенко, А. Колодюк, Н. Марчук, В. Шейко и другие).
Объект исследования – организация досуга в МБДОУ «Детский сад № 15 комбинированного вида».
Предмет исследования – анимация как условие совершенствования социально-культурной деятельности в ДОУ.
Цель исследования – проанализировать анимацию как условие совершенствования социально-культурной деятельности в ДОУ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты анимации как условия совершенствования досуга в ДОУ.
2. Разработать рекомендации по совершенствованию досуга в МБДОУ «Детский сад № 15 комбинированного вида» средствами анимации.
Методы исследования: анализ (исторический, сравнительный), обобщение, систематизация, сопоставление различных взглядов на исследуемую проблему; моделирование.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения.
Положение, выносимое на защиту: анимация является одним из важных направлений социально-культурной деятельности в детском дошкольном учреждении. Формирование представления воспитателей об основах анимационной деятельности должно осуществляться при помощи привлечения их к развивающей анимационной среде детского дошкольного учреждения.
Глава 1. Теоретические аспекты анимации как условия совершенствования досуга в ДОУ
1.1 Особенности организации досуга в ДОУ
Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации, инкультурации и самореализации личности. К средствам, обеспечивающим детское развитие, традиционно относят игру, общение детей со взрослыми и сверстниками, детскую литературу, разнообразные виды художественной деятельности ребенка, обучение. Развивающий потенциал детского досуга значительно менее исследован в теории дошкольной педагогики. Вместе с тем, содержательный досуг - мощное средство развития личности человека, показатель общего уровня его культуры. Именно с культурой досуга теснейшим образом связана духовность человека, о чем в свое время писал великий русский педагог К.Д. Ушинский. Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда у него «портится голова, сердце, и нравственность». Сказанное выше предопределяет интерес к исследованиям различных аспектов досуга, как инструмента развития ребенка.
С позиции современных исследователей (А.Б. Антонова и Т.С. Комарова, А.В. Даринского, М.Б. Зацепина, М.В. Созинова и др.) досуг – сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество, важнейшее средство социализации и индивидуализации личности человека, позволяющее по собственному усмотрению использовать свое свободное время для самообогащения, развития имеющихся способностей и склонностей. Культура досуга начинает складываться под влиянием семейных традиций и воспитания уже в период дошкольного детства. Данное обстоятельство стало решающим при определении приоритетов в исследовании детского досуга в дошкольной педагогике последних лет.
Досуг дошкольника организуется взрослыми не только в дошкольных учреждениях, но и в семье. Семья и дошкольное учреждение – важнейшие институты социализации в период дошкольного детства. Это определяет необходимость поиска оптимальной модели их взаимодействия с учетом социокультурных традиций досуга, ведь для каждой страны характерны свои традиции проведения свободного времени, досуга.
Детский досуг целенаправленно организуется педагогами для игры, развлечения, отдыха, свободного времяпрепровождения детей. В качестве сущностной характеристики досуга выделяется возможность выбора ребенком предпочитаемого вида деятельности: игры, рисования, конструирования и пр. Вместе с тем анализ практики детских дошкольных учреждений свидетельствует, что традиционно досуг дошкольников используется достаточно узко, только как развлечение и отдых. В досуге преобладают непродуктивные виды деятельности, хотя досуг дошкольника может включать и разнообразные продуктивные виды детской деятельности (рисование, конструирование, ручной труд и др.) 20, с. 45.
Задача педагогов детского дошкольного учреждения - привлечь внимание родителей к проблеме организации досуга детей, разъяснить его своеобразие, многообразие видов, развивающий потенциал, важность выбора вида досуга самим ребенком.
Для решения поставленных задач целесообразны: тематические беседы и «открытые дни для родителей», выставки детских фотографий («Это мы в часы досуга», «Экскурсия в «Книжный дом» - детскую библиотеку и др.), рисунков и коллективных творческих работ («Семейные увлечения», «Как я провел выходные дни», «Как я провел вчерашний вечер», «Праздник в детском саду» и т.д.).
В ходе данного этапа родители имеют возможность под руководством педагогов и психолога просмотреть видеоматериалы по разным видам детского досуга в условиях семьи и детского сада. Проведенная работа позволит не только познакомить родителей с многообразием содержательного досуга дошкольника, но и показать им сам образовательный процесс, педагогическую технологию руководства.
Третий этап обеспечивает реализацию взаимодействия по линии индивидуального подхода к конкретному ребенку, определение единой тактики развивающего взаимодействия взрослых в детском саду и семье.
На основе анализа педагогической литературы можно выделить следующие основные характеристики досуга детей:
досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;
досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности; досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
досуг формирует и развивает личность; способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия; формирует потребность детей в свободе и независимости;
досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков; стимулирует творческую инициативу Список используемых источников
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гальперина Т. И. Режиссура культурно-досуговых программ в работе менеджера туристской анимации : учеб. пособие / Т. И. Гальперина. М. : РМАТ. – 2016. – 168 с.
2. Гениуш Ю. С. Эстетическая направленность развития личности посредством анимационной деятельности / Ю. С. Гениуш // Искусство в школе. – 2016. – № 5. – С. 76-79.
3. Драгичевич-Шешич М. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг / М. Драгичевич-Шешич, Б. Стойкович [пер. с сербохорв.]. – Новосибирск: Тигра, 2012. – 165 с.
4. Дюмазедье Ж. На пути к цивилизации досуга / Ж. Дюмазедье // Вестник МГУ. – 2013. – № 1. – С. 83-86.
5. Дьяченко М. И. Психология высшей школы : учеб. пособие для вузов / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. – Минск: Изд-во БГУ, 2011. – 383 с.
6. Мамбеков Е.Б. Организация досуга во Франции: Анимационная модель: автореф. дис. на соискание учен. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» / Евфрат Багдатович Мамбеков. – СПб.: Питер, 2012. – 16 с.
7. Никитский М. В. Теоретические и исторические аспекты современной социокультурной анимационной деятельности / М. В. Никитский // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. – 2017. – № 3. – С. 28–31.
8. Курило Л. В. Теория и практика анимации: учебное пособие / Л.В. Курило. – М.: Советский спорт, 2016. – Ч. 1. Теоретические основы туристской анимации. – 195 с.
9. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 2015. – 396 с.
10. Немов Р. С. Психологический словарь / Р. С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 560 с.
11. Приезжева Е. М. Социально-культурная анимация в туризме: учеб.-метод. пособие / Елизавета Михайловна Приезжева. – М.: Турист, 2003. – 63 с.
12. Психология: словарь / [под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского]. – [2-е изд., испр. и доп.]. – М.: Политиздат, 2012. – 494 с.
13. Психолого-педагогический словарь / [сост. Е.С. Рапацевич]. – Минск: Современное слово, 2006. – 928 с.
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2016 – 712 с.
15. Тарасов Л. В. Социокультурная анимация в ХХІ веке: концепция развития социально-поддерживающих гражданских инициатив в России: монография / Л. В. Тарасов. – М.: Русаки, 2012. – 223 с.
16. Третьякова Т.Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме [Учебное пособие для вузов] / Т.Н. Третьякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 272 с.
17. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн. – М.: Педагогика, 2012. – 208 с.
18. Шульга И. И. Педагогическая анимация – новая профессия организатора досуга / И.И. Шульга // Вестник СГУТиКД. – 2011. – № 3 (17). – С. 154–159.
19. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация: учебное пособие / Н.Н. Ярошенко. – М.: РЗИ МГУКИ, 2015. – 126 с.
20. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. – М.: Смысл, 2011. – 365 с.